Книга рассказывает о жизни детей в 70-х годах прошлого века. Чем занимались, в какие игры играли дети в мире без гаджетов? Как развлекались, о чем мечтали в детстве ваши дедушки и бабушки? Об этом и не только в первой части приключений друзей живущих в колыбели космонавтики.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мы живем на Байконуре. Весна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Майские праздники.
Май самый лучший месяц весны. Почему? И так понятно. Сначала праздники. Потом дней 10 учебы и все — каникулы. В конце мая, какая там уже учеба? Да май у нас вообще как лето.
Праздники начинаются с 1 мая.
Первомай это такой праздник… Праздник единства и солидарности всех трудящихся. Вот. Что это значит? По научному я не скажу, не знаю, мы это ещё не проходили. Это в старших классах проходят. А по нашему, единство и солидарность… ну это когда мы все вместе. А все вместе — мы сила! Вместе, мы кому хочешь наваляем! И сразу предупреждаем: не надо к нам лезть! Одни вон не послушались, полезли, и вот получили. Теперь у нас ещё один праздник: 9 мая! Так что не лезьте к нам, а то у нас ещё один праздник появится!
К первомаю в школе мы готовимся заранее… Думаете на классном часе посидел, классную послушал куда и во сколько приходить, дома галстук пионерский нагладил и все, готов? Да ничего подобного!
Все начинается ещё в апреле с Коммунистического субботника. Он проходит 21 апреля и приурочен ко Дню рождения В.И.Ленина. Про Ленина я вам рассказывать не буду, и без меня сами все знаете. Я то думаю, что день рождения такого человека можно было бы как то получше отмечать, а не всеобщей уборкой. Уборка — как ни крути, а все равно: ковыряние в грязи и мусоре. Но взрослые почему то так решили. Хотя дело, конечно нужное. Субботник проходит не только в школах. Субботник проходит везде в городе. В школах и детских садах, в техникуме и МАИ, во всех магазинах… везде убирают мусор, белят деревья и бордюры, красят лавочки и трубы, моют окна, полы и стены… и работать приходится не в одном месте, а во многих.
Вот пошли мы в школу на субботник… даже нет, не так. Субботник начинается, с классного часа. Сначала конечно классный час обычный, всех за поведение поругают, расскажут как плохо мы себя ведем, особенно на переменах, и как надо себя вести снова расскажут. Потом отличников похвалят, двоечников еще раз поругают…, а потом начинается уборка класса. Мы моем парты, стены и двери. Трем их тряпками с содой, что б были чистые. Распаковываем заклеенные на зиму окна, отмываем рамы и надраиваем стекла. Снимем шторы, сворачиваем их и отдаем Машке Трофимовой — у неё мама, председатель родительского комитета, значит ей шторы стирать. Если у каких-то парт крышки разболтались — ремонтируем. Потом драим доску, и полы. Вроде кажется, что нечего делать — подумаешь класс убрать, а на самом деле работы выше крыши. Пока все уберешь, замучаешься. Есть умники, что на партах ручкой всякое пишут, как будто им тетрадки не хватает. Да что там скрывать, все на партах пишут… Вот потом замучаешься содой парту тереть, что б чернильные надписи стерлись. Аж пальцы болят. А двери от черных следов ботинок отдраить пробовали? А рамы на окнах отскоблить от бумаги и мыла? А подоконники? То-то же… а говорите быстро и легко. Но это только начало.
А в субботу — субботник. Приходим в школу в рабочей одежде. Это значит в такой, которую не страшно выпачкать. Девчонки то конечно вырядятся, как на дискотеку. По этому так и работают: больше языками. То им нельзя, это им тяжело, там им трудно, а сюда их не назначают: они же девочки, слабый пол…. У каждого класса своя территория вокруг школы. Инструменты (лопаты, грабли, веники) нас заставляют нести из дома. Но дома ни у кого нет ничего, разве что веники девчонки принесут. По этому в школе есть запас. Каждому классу выдают понемногу лопат, грабли, метлы, носилки, ведра с известью и кисти. И мы метем территорию, белим известью деревья и бордюры, прочищаем арыки, окапываем деревья и кусты, вскапываем грядки, выносим на носилках кучи мусора… Полно работы.
Пока мы у школы порядки наводим из домоуправления к дому уже машины подъехали и тоже сгружают метлы, известь, краску, кисти, лопаты. Давно уже на каждом подъезде висит объявление: «Уважаемые жильцы! В субботу, 22.04. в 9.00 состоится общегородской субботник. Инструменты, известь и краску предоставит домоуправление. Сбор во дворе. ДУ-4.» И наши родители во дворе тоже белят бордюры и деревья. Красят лавки и беседки, метут асфальт, выносят мусор, обрезают ветки деревьев. Приходишь со школы, а двор и за домом прямо не узнать: чисто так все, нарядно. А если родители не успели что-то доделать, то нам осталось — приходится и им ещё помогать. Родители после того как во дворе убрались не останавливаются, начинают и в квартирах порядок наводить. Так то видно, что окна моют, да некоторые балконы и рамы красят. Но мы то знаем, и генеральную уборку проводят, и ремонт делают… Но и это ещё не все. Потому что на следующую субботу или воскресенье у нас продолжение субботника — теперь в городском парке. Парк большой и там тоже каждому классу нарезана территория. Там тоже надо мести, копать, белить и выносить мусор.
После этих субботников город преображается. Все кругом чисто, нарядно, вскопано, побелено. Деревья окутываются зеленой дымкой. На газонах пробивается травка. Кое где свежий запах краски. Магазины и дома улыбаются помытыми окнами да витринами, ветер весело посылает солнечных зайчиков раскрытыми форточками. На некоторых домах развешены флаги в специальных держателях. Держатели то эти круглый год на домах прибиты, а вот флаги вывешивают после субботника, как раз к первомаю. Так чисто в городе, что даже мусорить не охота. Мусор теперь все в урны бросают, а не просто на землю, ходят по дорожкам и под прямыми углами, а не тропками напрямик, и даже вежливыми все становятся. Вместо «Ща как дам в глаз!» вежливо говорят: «Не пройти ли нам за угол?».
До первомая остается неделя. Но работы меньше не становится. Мы на трудах делаем цветы из цветной бумаги и проволоки. Целые букеты. Постарше классы цветы делают из разноцветной ткани. Лозунги всякие на красной ткани пишут: «Мир! Труд! Май!» или «Миру-Мир!» и прибивают к ней штакетины, что б нести удобнее было. В классах ещё выпускают майскую стенгазету. Стенгазету все время к каким-то праздникам выпускают, но обычно ничего интересного там нет. Все с Пионерской правды переписывают. Кроме карикатур разве что. Да и то, это если не на тебя нарисовали. А если на тебя, то вообще ничего интересного нет в стенгазетах.
И вот 1 мая все идут на демонстрацию. Мы со школой, родители со своей работой. Малыши — с родителями.
Наша школьная колонна собирается к 9 часам у школы. Свежо, все же ещё не лето. Все нарядные, с цветами, яркими воздушными шарами, бантами. Бегают учителя строя классы в нужном порядке. Бегает завуч выстраивая колонну школы в сторону ворот. Старшеклассники разворачивают транспаранты. Получают портреты на палках. Классы повторяют кричалки. Все суетятся, толкутся, у всех хорошее настроение. Весело. Только директор не бегает. Она стоит на крыльце школы и раздает указания учителям, завхозу и завучу. Но вот, глянув в очередной раз на часы, директор дает отмашку, мол пора уже.
Школьная колонна вытягивается дворами в сторону Площади Королева. Движение по Карла Маркса перекрыто, здесь и на площади Королева формируют общегородскую колонну. Первыми идут школы, потом техникум, МАИ, потом уже детские сады, всякие организации. Главное порядок не перепутать. А то с трибуны закричат: «Приветствуем учащихся средней школы номер 211!», а нам в ответ «Ура-а-а!!!» надо кричать, да кричалку ещё, а там не наша школа, а какая-нибудь 174 идет, они то вместо нас «Ура-а-а!!» кричать не будут. А на трибуне тогда обидятся, скажут: «Фу, какая невоспитанная эта 211 школа, мы их поздравляем, а они молчат как в рот воды набрали…», потом директора получат, и наш и 174-й школы, ну а потом и всем достанется… По этому надо по очереди идти, как распределили. Народу много, надо своих держаться, а то если потеряешься, то потом трудно своих отыскать. Вот пристроимся возле Карла Маркса, где завуч скажет и стоим ждем, когда колонна двинется. Народу кругом… Все веселятся, гармошка играет, радостные все, нарядные. Первой — 30-ка, пойдет в 10 часов, а пока до нас очередь дойдет уже 10.30 будет, а то и больше…
Ну вот наконец и мы пошли. Завуч снова всех выстраивает, бегает, ряды выравнивает, старшеклассники растягивают свои транспаранты. Наша классная тоже ряды ровняет, да только попробуй их выровняй… Когда к площади Ленина подходишь, видно, что за ограждением возле универмага и вокруг площади много народа стоит. Не протолкнуться прямо. Они не идут мимо трибуны, просто на нас из за ограждения смотрят. Вот мне всегда интересно, почему они не идут со всеми? У них работы нет? Не с кем им идти? Так что-то таких больно много. Я у папы про них спрашивал, кто это такие, почему они тут стоят и не идут мимо трибуны. Но папа сам не знает. А им хорошо тут стоять: и всех видно, и оркестр слышно хорошо, и газировки из автомата можно попить если жажда. А нам, если пить хочется, то терпеть аж до школы придется.
Вот наконец выходим мы на площадь Ленина и идем к трибуне. Директор и завуч впереди всех идут, выстроили всех в линию, физрук вот кулак показывает, мол не подведите… Портреты все подняли, мы цветами машем, транспаранты растянуты, шарики на ветру бьются, у всех улыбки до ушей… Славка Фокин вот у Ленки шарик лопнул иголкой, и идет как бы не причем. Ловко у него получилось.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мы живем на Байконуре. Весна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других