В учебнике последовательно и системным образом представлен учебный и методический материал для изучения шахмат на начальном этапе обучения. Учебник в ненавязчивой игровой и познавательной форме способствует формированию целостного и системного мышления. Благодаря образному, местами философскому и очень живому, легкому для восприятия читателя, изложению материала, а также иллюстрациям и вопросам для самопроверки, представленные в учебнике сложные и очень сложные понятия и темы становятся легки для восприятия школьника, что делает обучение по этому учебнику приятным времяпровождением. Шахматы. Первое приближение. Учебник адаптирован под учебный план школьных занятий по шахматам(из расчета одной главы на одну учебную неделю и является первым представителем из комплекта учебников и рабочих тетрадей автора для разных уровней подготовки. Учебник предназначен для обучения игре в шахматы учеников начальной школы, но непременно будет интересен и читателям любого возраста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шахматы. Первое приближение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Битва двух королей. Перечисление условных символов в шахматной игре
Представь, дорогой читатель, (доверительные отношения между нами предполагаются), что ты находишься внутри шахматного пространства в роли шахматного короля: он — это ты, а ты — это он. Теперь все, что ты умеешь, умеет он. Задайся вопросом: а что умеешь ты на шахматной доске? Выбери нужное из того, что возможно для тебя в роли короля на доске:
1) дышать;
2) сидеть;
3) лежать;
4) стоять;
5) бегать;
6) ходить;
7) бояться;
8) радоваться;
9) удивляться;
10) быть героем;
11) думать (мыслить на несколько ходов вперед);
12) сражаться за себя (свой народ, свою страну — устраняя все препятствия для их хорошей жизни);
13) потеть.
Выбрал? Я думаю, ты понял, что умеет твой король.
Ты осознал себя в роли короля.
Ты огляделся и понял, что на доске ты не один, есть другой король, он для тебя полная противоположность — дружбы не получится, а будет вечная борьба. Уничтожить противоположность не получится (не можем подойти вплотную на расстояние хода взятия), а вот ослабить, присвоив часть другой половины шахматной доски — почему бы и не попробовать? В первоначальной расстановке фигур — король белых находится на поле e1, а черных — на поле e8. Начнем сражение за территорию.
Ход белых. Термин «король» — для записи — сократим до двух букв: Кр.
Самое простое продолжение:
1) Кре2 — Кре7; 2) Кре3 — Креб; 3) Кре4 — и… подумаем за черного короля. Вперед ходить нельзя, там поля взятия белого короля, пойдем влево на d6, белый король пойдет вправо на f5 и первым доберется до сердца земель черного короля — 8-го ряда, и ему можно присудить победу. Пойдем направо на поле f6, белый король пойдет влево на d5 и, значит, произойдет то же самое. Отступать назад — на поля d7, e7, f7 — плохо, мы уступаем территорию, и, значит, белый король дойдет до 8-го ряда. Резюме: если между королями по прямой линии (вертикаль, горизонталь, диагональ) четное число полей (2, 4, 6) выигрывает (не проигрывает) тот король, который начинает первым. Если между королями по прямой (вертикаль, горизонталь, диагональ) нечетное число полей (1, 3, 5) выигрывает (не проигрывает) тот король, который начинает вторым. Только что мы сформулировали правило борьбы (оппозиции) для противостояния королей. Правило носит закономерность только для борьбы королей между собой. Поскольку противостояние носит ярко выраженный (хотя присутствуют все виды борьбы (оппозиции) королей) вертикальный характер, преобладает на практике вертикальная оппозиция (борьба).
Но вот однажды белого короля посетила интересная мысль: а зачем всю жизнь проводить в борьбе с черным королем?
Весьма вероятно, его можно взять в плен?
Но как? Логика простая:
1) надо взять в плен;
2) сам не могу;
3) это может сделать кто-то другой;
4) у меня должны быть подданный(е), которые самостоятельно или с моей помощью возьмут черного короля в плен;
5) как он или они это сделают?
6) он или (они) совершат такое нападение на короля, от которого он не сможет убежать.
Термины и понятия, которыми будем пользоваться для дальнейшего обучения (диаграмма 3).
1. Такое положение в шахматах называется мат — записывается математический знак умножения.
2. Положение, в котором на короля не совершено нападение, но ходить ему некуда (при этом вообще нет никаких других ходов другими фигурами), называется пат. При положении пат фиксируется ничья в шахматной партии.
3. В каждой партии разыгрывается одно очко — победитель получает 1, проигравший 0;
4. Также партия может окончиться вничью 0,5–0,5 очков.
5. Поля, обозначенные точками на диаграмме 4, называются полями взятия в случае борьбы королей между собой, или спорными, или ключевыми, если игра включает пешку (пешки). Занятие ключевого поля приносит победу (или ничью за слабую сторону) независимо от того, кто его делает.
(Запомним слова «ключевые поля».)
6. Взятие чужой фигуры — в шахматной нотации обозначается как математический знак «деление» — : (как вариант в виде математического знака «умножения» — х. Такое обозначение дало фразу «Я умножу тебя на ноль» = уничтожение)
7. Нападение на короля, при котором возможно два варианта событий:
а) шах — и он же мат знак #;
б) шах — просто нападение — знак + (плюс).
Диаграмма 3
Диаграмма 4
В следующей главе мы начнем знакомиться с населением шахматного государства.
1) Что умеет король на шахматной доске? Постарайтесь написать все его возможности.
2) Что не умеет король на шахматной доске? Подберите несколько таких признаков.
3) Какие виды шахматной борьбы королей вы теперь знаете?
4) Какой вид шахматной борьбы встречается чаще других?
5) Король белых стоит на поле d1, черных — на поле d8, начинают белые. Какой план захвата территории черных они продемонстрируют?
6) В продолжение пункта 5: если король белых пойдет на поле е2. Продемонстрируйте, на ваш взгляд, продолжение, при котором черный король не позволит белому проникнуть на восьмой ряд?
7) В продолжение пункта 5: если король белых пойдет на поле с2. Продемонстрируйте, на ваш взгляд, продолжение, при котором черный король не позволит белому проникнуть на восьмой ряд?
8) В продолжение пункта 5: если король белых пойдет на поле с1. Продемонстрируйте, на ваш взгляд, продолжение, при котором черный король не позволит белому проникнуть на восьмой ряд.
9) Кто может захватить в плен чужого короля?
10) Король белых стоит на поле е4, пешка — на поле е3, король черных — на поле е6. Какие поля будут являться ключевыми?
Встречается как-то читатель с неизвестным. Неизвестный спрашивает (тебя!!!) читателя:
— Как ты?
— С кем ты??
— Кто ты???
Твои вопросы к вопросам: в каком порядке правильно задавать вопросы? Расположи вопросы правильно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шахматы. Первое приближение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других