В Российской Империи с XVIII по XX век большой популярностью пользовалась игра в загадывание на игральных картах. Этот способ приятного проведения досуга можно охарактеризовать как развлечение без огорчений. О том, что он собой представляет, рассказано в этой книжечке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Старинное искусство загадывания на игральных картах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть I. ТЕОРИЯ
Глава 1. Забавы ради
Загадывание на картах — это увлекательная игра, пришедшая к нам с картомантией2 из-за границы в XVIII веке. Ее цель — с удовольствием провести свободное время. Поэтому она устроена таким образом, чтобы игрок выигрывал как можно чаще, а при проигрышах испытывал лишь мимолетное чувство огорчения.
Эту замечательную возможность обеспечивает соблюдение нерушимого закона игры — отсутствия в ней серьезности. Что в свою очередь позволяет с легкостью отличить гадание от загадывания:
«Князь. Пустое ребячество. — Вот изволишь видеть: она гадала в карты, и ей вышло, что ты никогда не будешь ее мужем.
Богатонов. Как! Неужели? и она этому верит?
Князь. Что поделать mon-ami! Пансионское воспитание! При том же, она еще ребенок»…3
Гадают, чтобы узнать судьбу, и воспринимают предсказания на полном серьезе. Загадывают (задумывают) же на всякие житейские пустяки. Из-за чего происходит соответствующее отношение к ценности поставленного вопроса и полученного на него ответа. А также их корреляции с реальностью.
Отсюда еще один важный момент. Чтобы можно было играть, значения карт не должны сулить игроку больших неприятностей:
«Ну, как же? сказано: когда ляжет бубновая шестерочка, ляжет дорожка милаго, любезного; а вот, его и нет, как нет! Ну, да вот и червонный король лег; вот, и бубновая дама при нем; все хорошо. Вот, и крестовый туз: это дом мой; вот и червонная десятка: в полном удовольствии. Все легло, как лучше быть нельзя; а Ванячки нет! Дай-ка перекину еще».4
Ванечка, конечно, приехал, а Танечка в его ожидании приятно скоротала время за картами. Примерно такой и должна быть игра в загадывание.
Глава 2. Особенности терминологии
В игре для антуража используется старинная терминология — названия карт, мастей и т. п. Для ее разъяснения, а заодно и описания структуры колоды, ниже приведен небольшой тематический словарик. Основным источником при его составлении стал «Словарь Академии Российской» в шести частях издававшийся с 1789 по 1794 год в Санкт-Петербурге, при Императорской Академии Наук.
Для передачи духа времени стилистика (местами) сохранена.
Словарик для игры в загадывание
1. Колода — известное количество карт в игре употребляемое. Тоже — игра карт.
Полная, она же целая колода — из 52 карт.
Неполная колода — с недостающими картами — 32 (пикетная), 36 и т. д.
Игранная колода — бывшая в употреблении.
2. Карта — листочек толстой бумаги четырехугольной продолговатой формы, представляющий какую-нибудь из четырех мастей, которыми играют.
Лицо (карты) — сторона с изображением мастей.
Крап5 — обратная сторона карты, которая должна быть одинаковой для всех в колоде. Другое, более позднее, название — сорочка, откуда происходит современное — рубашка. Еще одно название — затыль.
3. Фигуры — изображения на картах человеческих фигур.
Король — карта с изображением короля — мужчины в короне.
Краля (дама) — карта с изображением женщины.
Хлап (валет) — карта с изображением молодого мужчины. Хлап — холоп — слуга.
4. Очковые (они же простые) карты — с изображением очков масти.
Пятно — рисунок значка масти на карте.
Туз — имеет одно очко посредине карты.
Двойка — два очка вдоль карты.
Тройка — три очка вдоль карты
Четверка — четыре очка расположенные по углам карты.
Пятерка — пять очков, из коих четыре расположены так же как и на четверке, а одно посередине.
Шестерка — по три очка по краям.
Семерка — тоже по три очка по краям, и одно посередине ниже двух верхних.
Осьмерка (совр. восьмерка) — похожа на семерку, отличается только одним очком выше нижних двух.
Девятка — состоит из двух продольных рядов по четыре очка и одного посередине карты.
Десятка — отличается от девятки тем, что между двумя рядами по четыре очка помещены еще два — по одному сверху и снизу карты.
5. Масть — цвет краски, которой изображаются пятна на картах.
Красная масть — червы и бубны.
Черная масть — крести и вины.
Червы или керы — масть, в картах имеющая красные на сердечко похожие пятна.
Бубны или каро — масть в картах, означаемая красными четвероугольниками.
Жлуди или крести или совр. трефы — масть в картах, означаемая крестами.
Вины (совр. пики) — масть в картах черным копьецом означаемая.
Разное
Загадывать (задумывать) — стараться узнать о могущем случиться через разные способы.
Гадать — стараться узнать будущее по каким-нибудь знакам.
Ворожба — чародеяние, гадание о будущем.
Карточник — тот, кто делает или продает карты
Раскладывать карты — размещать карты особым образом.
Марьяж — король и краля одной масти.
Мешать карты — тасовать.
Глава 3. Важные правила
В этой игре есть свои правила. Для общего понимания ее сути, будет достаточно знания следующих. Вот они:
1. Количество игроков. Число может быть любым. Загадывать можно себе, кому-то еще и в большой компании. Главное чтобы игра была веселой и доставляла удовольствие. Обычный (для того времени) пример:
«Сын. Позволь теперь, madame, отгадать мне что-нибудь вам. Задумайте и вы короля и даму. Советница. Очень хорошо. Король трефовый и керовая дама.
Сын (разложив карты). Король смертно влюблен в даму.
Советница. Ах, что я слышу! Я в восхищении. Я вне себя с радости.
Сын (посмотрев на нее с нежностью). И дама к нему не без склонности.
Советница. Ах, душа моя, не без склонности! Скажи лучше, влюблена до безумия.
Сын. Я бы жизнь свою, я бы тысячи жизней отдал за то, чтоб сведать, кто эта керовая дама. Вы краснеете, вы бледнеете. Конечно, это…
Советница. Ах, как несносно признаваться в своей пассии!
Сын (с торопливостью). Так это вы…
Советница (притворяясь, будто последнее слово дорого ей стоит). Я, я сама.
Сын (вздохнув). А кто этот преблагополучный трефовый король, который возмог пронзить сердце коровой дамы?
Советница. Ты хочешь, чтоб я все вдруг тебе сказала.
Сын (встав). Так, madame, так. Я этого хочу, и ежели не я тот преблагополучный трефовый король, так пламень мой к вам худо награжден.
Советница. Как! И ты ко мне пылаешь? Сын (кинувшись на колени). Ты керовая дама!
Советница (поднимая его). Ты трефовый король!»6
К слову, это одно из первых упоминаний гадания на игральных картах в русской литературе. Комедия «Бригадир» была написана Фонвизиным в 1766—1769 году.
2. На что загадывать. Времени и пространства для карт не существует. С их помощью можно предсказывать будущее, смотреть в прошлое и видеть настоящее. Даже тайком заглянуть в душу человека, чтобы узнать его мысли и чувства. На любом (от себя) расстоянии.
Эти возможности игрок (или игроки) используют в свое удовольствие при загадывании на человеческие взаимоотношения — любовь, дружбу, вражду… И рядовые события, постоянно происходящие в жизни, отраженные в значении карт. Например, семерка червей — веселье, шестерка жлудей — бесполезная дорога и т. п.
« — На вас прикажете загадать?
— Да, на меня.
— Вы ведь червонная дама?
— Червонная.
Девица раскладывает карты и качает головой в задумчивости.
— Скажите, пожалуйста, говорит девица: — какое вам, можно сказать счастье… Большой интерес: верно из деревни… при очень приятном письме… правда будут маленькие неприятности»…7
Для загадывания на любые сферы человеческой жизни использовались весьма удобные раскладки-пасьянсы, предназначенные для получения однозначных ответов: «да» или «нет», «сбудется, не сбудется» и т. п.
Примерные списки «вечных» вопросов волнующих людей на протяжении столетий приведены в приложении.
3. Сколько раз можно перезагадывать. Каких либо ограничений здесь нет, поскольку загадывание это не гадание со своими специфическими условностями:
«Груша. Да разве могут правду сказать, коли вы на них по десяти раз в день гадаете? Нужно гадать не более трех раз в день. Так и в оракуле сказано.
Матрена Андреевна. А ты много ли раз сегодня гадала?
Груша. Два раза.
Матрена Андреевна. Так загадай ты от себя; тогда правду скажут».8
4. Когда можно загадывать. Временных ограничений тоже нет. Ни по дням в году, ни по часам. Поскольку (как уже было сказано) это не гадание:
«Агния Сергеевна. Да, скажи, Петр Петрович, что это за история такая?
Петр Петрович. Очень простая, любезная тетушка: не следовало бы вам учить мою глупую жену гадать на картах.
Елена Ивановна. Петька!.. Замолчи! Я тебе расскажу, тетя… его не было дома, это каждый день повторяется… я стала гадать на него и все выходило, что он с бубновой дамой… Да ведь шесть раз подряд, тетечка, шесть раз! Он пришел… я стала ему говорить… он смутился…
Агния Сергеевна.. Ах, ты глупая, глупая! Вспомни, что завтра-то? Разве ты позабыла, что мне всегда под праздник карты врали…
Елена Ивановна. Забыла, тетя! Ей-Богу-же, забыла! (подходит к мужу) Петя! Петя! прости меня… ведь, ты не был… у той-то, Петя?
Петр Петрович. (пожимая плечами) Господи!
Елена Ивановна. Ну, будете… не сердись… прости меня, Петя… я уже все забыла… простила… поцелуй меня!
Петр Петрович. (мрачно) А не будешь больше верить картам?
Елена Ивановна. (нежно) Да, ведь, это они под праздник только врут, Петя!»9
5. Выбор колоды. А вот здесь есть определенные нюансы. В XVIII — XIX веке в России в ходу было два основных типа игральных карт — французский и немецкий10:
«Ягнишка (собирая карты с досадою). Вот тебе на!
Судья. Что это Ягнуся? не так выходит?
Ягнишка. Я ошиблась дядюшка!
Судья. Не правда, Ягнуся, не правда. Верно, червонный король остановился рядом с бубновою дамою, или она у него в головах, а ваша милость осталась где-нибудь в стороне.
Ягнишка. Вовсе нет, дядюшка.
Судья. Я советовал-бы тебе для гадания взять польские карты.
Ягнишка. В польских нет дам.
Судья. Что за беда! вообрази себя в виде трефовой десятки.
Ягнишка. Трефовая десятка означает грусть».11
«Немецкие» карты. Ими единственно хорошо (атмосферно) раскладывать пасьянсы. В остальном они самые неудобные (некомфортные) для загадывания, поскольку в колоде нет дам, а все фигурные карты — мужчины:
Король
Обер — верхний валет
Унтер — нижний валет
Кроме того вместо туза — двойка. Знаки немецких мастей (рис. 1):
1. Herzen — сердца
2. Schellen — бубенчики
3. Eicheln — желуди
4. Grun — зеленые листья
Рисунок 1
При этом до середины XIX века в России в обиходе сохранялась практика называть французские масти на немецкий манер:
1. Черва — предположительно от roth — красный.
2. Бубны — от русского бубенчики
3. Жлуди — желуди.
4. Вины — виноградные листья
«Французские» карты. Самые популярные в России с XVIII века. Ставшие нашими обычными игральными картами, с французскими знаками масти (рис. 2):
1. Черви
2. Бубны
3. Пики
4.Трефы
Рисунок 2
Это самые подходящие карты для игры в загадывание. Но есть важный момент:
«В половине восемнадцатого столетия существовал довольно странный предрассудок, который недозволял употреблять для гадания новые карты и поэтому отдавали преимущество таким картам, желтоватый или черный цвет которых свидетельствовал о их продолжительном существовании; они пользовались особенною привилегией и назывались испытанными картами.
В настоящее время совершенно прошла мода на эти старые карты и употребление новых карт взяло над ними перевес».12
Это перевод с французского, однако, в Российской Империи тоже существовала подобная традиция, пришедшая вместе с картомантией. Ее, разумеется, постигла та же участь, что и во Франции. Поэтому загадывать можно как старыми картами, так и новыми. Однако это старинная игра и реквизит должен быть соответствующий.
Предпочтительны следующие варианты:
1. Старые карты — «домашняя» колода, которой лет тридцать или около того, будет лучше способствовать созданию ретро-атмосферы, чем купленная вчера.
2. Репринтные колоды. Подходят очень хорошо, но и стоят дороже обычных атласных карт.
3. «Ретро-колода» собственного изготовления. В интернете можно найти много качественных изображений различных старинных карточных колод, пригодных для распечатки. Это хороший вариант, когда есть желание играть в загадывание картами, сделанными своими руками.
6. Расклады. Главной и наиболее четко выраженной особенностью старинного загадывания и гадания на игральных картах, является простота. Как в способах раскладки, так и трактовки карт. Из-за чего весь процесс не занимает слишком много времени:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Старинное искусство загадывания на игральных картах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
Александр Орлов Карты разговаривающие с девицами, вдовицами, молодыми молодицами, и со всеми лицами, или тетка барыня, хоть не красотка, а все тетка. М.: 1831 стр. 7
5
Один из старинных вариантов оформления карточной рубашки — использование мелких точек составлявших некий узор. Отсюда такое название.
10
Колоды карт немецкого типа не только импортировались, но и выпускались в России. Они назывались «карты выделываемые для царства польского». В просторечье — польские карты. От гадания ими, судя по всему, и отказалась Ягнишка.