Энциклопедия будущего

Иван Сирфидов, 2018

На страницах книги рассматриваются ключевые аспекты и явления неуказанного конкретного периода отдалённого будущего. Вы сможете в деталях узнать о космическом и планетарном транспорте того времени, о роботах и технических формах жизни, о виртуальном подвиде людей и индустрии копирования человека, об эстетической медицине и кибер имплантах, о симбиотах и биочипах, о мясоводстве и управлении погодой, о том, как выглядят города и одежда, о карманных приборах и системах интеграции, об армии и преступности. И много-много о чём ещё. Если, конечно, осилите текст из порядка полумиллиона слов.

Оглавление

Что такое «Энциклопедия Будущего»

Если вы подумали, что данная энциклопедия с тщеславной самоуверенностью претендует на роль этакого оракула, пророчащего судьбу человеческой цивилизации, вы ошиблись. Назначение её куда как скромнее. Она совершенно точно описывает многие аспекты и явления определённого периода отдалённого будущего, вот только будущее это… не настоящее. Оно фантастическое. Книжное. Представьте литературное произведение, события в котором происходят в значительно отстоящие вперёд от нашего века времена. Представьте эти времена и людей из них: как они живут, в чём живут, как выглядят, во что одеты, на чём ездят, кем работают, как развлекаются, о чём мечтают. Представили? Очень туманно и расплывчато, не правда ли. Теперь представьте автора, жаждущего погрузиться в будущее написанием фантастического рассказа о героях тех дней. Это я. Когда будущее как в тумане, о нём очень сложно писать. Потому что неясны даже самые простые детали. Герой открыл дверь квартиры… а она вручную открывается? Или всё-таки делает это автоматически? А она открывается? Или вдвигается? Какие в то время будут наиболее применяемые конструкции дверей? Герой сел в машину. И поехал? Или всё же полетел? А с какой скоростью? Нужно же знать, когда он прибыл в пункт назначения. А он сам её вёл? Или это делал автопилот? Бесконечная череда мелких, но назойливых вопросов, на которые нет определённого ответа. Безусловно, можно положится на фантазию и случайность — какой вариант первым придёт на ум, тот и использовать. Проблема в том, что на ум в разные моменты приходит разное, в результате в одном месте ты пишешь одно, в другом прямо противоположное, путаешься, противоречишь сам себе, очень много врёшь, потому что фантазия каждый раз предлагает тебе иные варианты. Энциклопедия будущего призвана систематизировать данные о будущем, связать их между собой, увязать в единую логику, определиться в вариантах фантазий и зафиксировать, что они определены, задокументировать их выбор в тексте, чтобы исключить всякую путаницу и ложь. Уже не надо придумывать каждый раз, в чём ездил герой, нужно просто выбрать подходящее из списка доступных в то время транспортных средств. Не нужно фантазировать, какой была его одежда — есть же полное описание одеяний той эпохи, с его помощью, исходя из характера героя, его вкусов и социального статуса легко понять, в чём он предпочитал ходить. Приспичило персонажу поболтать по телефону — да пожалуйста, энциклопедия ответит, видео это был звонок или аудио, что представляло из себя средство связи, могло ли оно соединить с собеседником в другой звёздной системе или обеспечивало коммуникации исключительно в пределах планеты. Иными словами, эта энциклопедия — всего лишь служебная вспомогательная информация, созданная автором для того, чтобы обрести возможность приступить к реализации своего желания попробовать написать фантастический рассказ. Прикольно, правда? Кто-то скажет, автор наверное сильно ударился головой, потому что трудно представить себе иные причины, способные сподвигнуть на такую объёмную и при том столь бессмысленную работу. Но я пожалуй не соглашусь с этим. Я просто «немножечко» не подрассчитал масштабы трудозатрат. Изначально эта энциклопедия не была энциклопедией. Не задумывалась как энциклопедия. Это был набор сырых служебных не предназначенных для публикации заметок, документирующих отдельные моменты будущего. Я пробовал писать свой рассказ, и когда по какой-либо тематике возникали очередные «непонятности», отвлекался на создание разъяснений по ней. По началу подобных тем было немного. Один из персонажей держит дома необычное эксклюзивное домашнее животное — так появился раздел о биоинженерии, без него я никак не мог определиться, что это за животное и как оно выглядит. В тексте периодически упоминаются транспортные средства — пришлось озаботиться сочинением служебного раздела о транспорте, иначе возникало слишком много проблем и затруднений. Герой посещает ферму — опа, а я представления не имею, как осуществляется сельскохозяйственная деятельность описываемого времени, не понимаю, что он там мог увидеть, что могло произойти. Ну не беда, нужно всего лишь потрать недели три-четыре на создание детального описания сельскохозяйственного производства. Времени конечно жаль, зато это полностью разрешит все мои сюжетные проблемы, ведь после сельского хозяйства, кажется, ничего служебного мне больше придумывать не требуется, можно будет спокойно писать сам рассказ. Сделано, ура! Ой, моему герою надо кое-что купить, а я без понятия, как в будущем происходит торговля: в магазин нужно идти или их посещают виртуально? А кто продавец, человек или робот? Или продавцов нет вовсе? Ну ладно, придётся заняться описанием торговли, никуда не денешься. Делаю. Ой, а если продавец робот, как он выглядит, как ведёт себя, насколько умный? Откладываем торговлю, пишем о роботах. Вот примерно так всё и происходило. Каждый раз казалось, очередная тема уж точно последняя. И каждый раз по её окончанию обнаруживалось, крайне важно написать ещё одну. Или две. Стопудово последние. Однажды всё-таки наступил день, когда я наконец осознал — то, что уже сделано, что делалось столь долго — всего лишь половина от необходимого, а значит придётся потратить ещё год-другой на завершение моего монументального труда по составлению описания будущего. Альтернативой было бросить затею с писательством, забыть её как страшный сон, отправив в корзину готовую часть энциклопедии вместе с предварительными набросками эпизодов рассказа. Оба варианта не вдохновляли. После некоторых размышлений я решил всё же продолжить. Труд хоть и бессмысленный, а выбрасывать его жалко. В конце концов это же просто хобби — кто-то марки собирает, кто-то пытается сочинять фантастику, какая разница, чем увлекаться. Увлечение не обязано иметь смысл, достаточно того, что оно увлекает, делая жизнь интереснее.

Теперь пару слов о том, что представляет из себя энциклопедия в плане изложенных в ней материалов. Вынужден признать, она не результат долгих сосредоточенных размышлений, и не основана ни на глубоких, ни даже поверхностных знаниях в тех областях, которые рассматривает. Автор не штудировал учебников, не искал в интернете информацию, не изучал книг по описываемой тематике. Он просто записывал всё подряд, что приходило в голову, особо не утруждая себя осмыслением или анализом правдоподобности генерируемых фантазией идей и мыслей, в надежде что та генерирует их всё же в строгом соответствии его логике и мироощущению. Причины, почему я делал так, просты. Это был единственный реальный путь справиться с поставленной задачей. Никто не спорит, быть эрудитом во всех областях и сферах человеческой деятельности замечательно. Жаль не каждому это дано. К тому же если ты эрудит, вряд ли ты станешь заниматься такой чепухой, как сочинение «энциклопедий» о будущем, у тебя найдутся дела и поинтереснее. Ну а не эрудиту разобраться во всём на свете не хватит ни сил ни времени. Что касается осмысления, с ним пожалуй дела обстоят ещё сложнее. Полностью переосмыслить все свои знания, спроецировать их на очень отдалённое время грядущих дней — чрезвычайно нетривиальная задача. Есть у вас на примете гений, способный на такое? Осмысленность требует доказательности, каждое мелкое утверждение должно быть чем-то обосновано, подтверждено чётким и ясным ответом на вопрос «вследствие чего это так а не иначе». Фантазии же нет дела до обоснований. Она говорит: «Будет вот так и вот так. Почему? А мне так кажется. Я так чувствую». И раз уж нет иного способа достичь желаемого, остаётся полностью довериться ей и её чувствам, дать карт-бланш своему творческому я, и надеяться, что оно не поведёт. Впрочем, и подведи оно в чём-то, не суть важно. Это же всего лишь служебная информация, предназначенная для служебных целей. Каковой бы она не была, возложенные на неё функции она всё равно исполнит. Для меня она важна, что касается Вас, уважаемый читатель, читать её или нет, решайте сами. Затрудняюсь сказать, будет ли такое чтение Вам хоть сколько-то интересно.

Ах да, по поводу фантастического рассказа, для которого проделана вся эта работа. Появится ли он когда-нибудь на свет или нет, я не знаю. Хобби есть хобби, оно не приносит дохода, не всегда удаётся найти на него время. Надеюсь, я всё же смогу найти его (времени) достаточно, чтобы закончить начатое. Мне бы этого хотелось.

Ну и ещё одно. Как правильно читать «энциклопедию будущего». Если вы хотите точно понимать суть изложенного в ней материала, читать её надлежит строго последовательно. Текст в ней взаимосвязанный, главы часто опираются на аспекты и терминологию друг друга, и каждая следующая глава написана исходя из расчёта, что читатель уже ознакомился со всеми предыдущими главами и потому нет нужды излишне пояснять ему моменты, относящиеся к рассматривавшимся там тематикам. Часто по тексту вам будут попадаться гиперссылки (в оригинале книги, который см. на сайте автора или на сайте самиздата samlib.ru), предлагающие перейти в другие главы, дабы лучше понять, о чём идёт речь. Пользоваться ими не стоит. Они даны просто на всякий случай. Максимум, можно перейти по ним на минутку, пробежаться буквально по нескольким строкам, и как только станет примерно ясно, что имелось в виду, сразу вернуться обратно. В принципе текст составлен так, что при последовательном его чтении затруднений с пониманием материала и без использования гиперссылок, как мне кажется, возникнуть не должно.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я