Переадресация:  Серафима → серафим

Такое вот детство

Иван Митряйкин, 2019

Повесть простыми словами описывает нашу жизнь на примере двух маленьких детей: мальчика Максима и девочки Марины. Нет, они не полетят в космос, не уменьшатся и не будут кататься на насекомых. В жизни каждого ребёнка есть много настоящих, непридуманных приключений, из которых и состоит наше детство. Произведение предназначено для взрослого читателя, так как именно мы, забыв свои детские годы, считаем, что проблемы детей такие же маленькие, как и они сами. Нет, их проблемы по весу такие же, как у нас, но ложатся они на хрупкие плечи, которые не привыкли к такой тяжести. И мы, взрослые, можем помочь детям, если хоть на секунду встанем на их место и посмотрим на мир глазами ребёнка. Эта книга – тот самый взгляд на детский мир, которого нам порой так не хватает.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Такое вот детство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Моим родителям посвящается

Такой книги не хватало

Честной, искренней, написанной с уважением к детям. Рассуждения о детской литературе — дело сложное. Мне всегда казалось, что в ней не хватает книг без сюсюканья, книг, где о детях и с детьми говорили бы со взрослой серьёзностью. Дети ведь часто много взрослее и проницательней, чем мы думаем. И вот такая книга появилась. Иван Митряйкин. «Такое вот детство».

Это пленительное повествование задумано и выполнено мастерски. С одной стороны автор полностью находится в русле традиций, опираясь на лучшие произведения Носова, Голявкина, где в центре текста добрый ребёнок и его познание мира, с другой — он очень актуально и эксклюзивно вставляет эту привычную парадигму в современные реалии.

В книге несколько основных соприкосновений главного героя, Максимки, с нарастающей с каждым детским днём действительностью. К слову, сам этот герой на редкость симпатичный. Автору удаётся создать образ наивности такой естественный, что в него с первых слов веришь, даже в наше исключительно циничное время.

Первое соприкосновение — вполне классическое. С этого начинается повесть, и потом эта нить прошивает всё от начала до конца. Речь идёт о взаимоотношении мальчика и братьев наших меньших, животных. Сколько раз родители слышали или же даже вынуждены были принять в дом найденных, подобранных, приведённых питомцев? Эта же участь не миновала и родителей Максимки. Сын приводит на участок — герои проживают в сельской местности — собаку и её детенышей. Все эти сцены, как мальчик обнаружил собак, как кормил их, и как в итоге они оказались его питомцами, выписаны тонко и сочувственно. Через них решаются и отношения ребёнка с родителями, где на первый план выходит не послушание, а детская правота. Блестящая композиционная расстановка, когда отец сначала не признаёт за Максимом право на свой выбор, на то, чтобы накопленные на скейт деньги тратить на еду для собак, но потом через большую паузу смиряется, и полностью встаёт на сторону сына, помогая ему управляться с трёмя псинами. «Он открыл калитку и замер. Собака и два служебных щенка ходили за отцом как привязанные и мешали ему работать, а он строил. Уже были вкопаны столбы и сделан деревянный настил, в стороне лежал рулон сетки в крупную ячейку. Отец строго посмотрел на Максимку:

— Ну и где ты так долго ходишь? Бегом обедать и мне помогать! А то сколько твоим питомцам в сарае жить?».

С должной для жанра деликатностью Митряйкин раскрывает тему взаимоотношений Максимки и соседкой девочки Маринки. Их дружба начинается с сообщничества в опеке песиков, проходит через разные испытания, едва не прекращается, но в конце повести всё-таки возвращает читателю ощущение, что между ними всё будет хорошо и долго.

Я не большой сторонник дидактики в художественных произведениях, так называемой воспитательной функции, обычно она выглядит не очень органично. Но автору книги «Такое вот детство» удаётся воспитывать не в лоб, воспитывать с помощью движений сюжета, с помощью художественной силы. Запоминается сцена, когда ребята и взрослые посещают представление в зоопарке, и Максимка так проникается темой воли и неволи животных, темой их настоящего природного дома, что, вернувшись к себе в село, отпускает черепаху, которую он с таким трудом поймал, и держал у себя, думая, что ей так лучше.

Постижение мира ребенком происходит на протяжении всей книги. Увлекательно видеть мир глазами ребёнка. Митряйкин очень силён в показе деталей, он способен передавать самые тонкие перепады настроения с помощью стиля и поведенческих нюансов: «Максимка любил слушать беседы взрослых, но сейчас, глянув на их хмурые лица, ушёл в дом. Темнело, надо было собирать портфель».

Одной из больших и, пожалуй, самых ключевых частей книги можно назвать описание пребывания Максимки в летнем лагере. Здесь автор касается такого сложного и во многом непредсказуемого аспекта, как социальное неравенство в нашем мире и его проявления в отношении детей. Максимка из не самой богатой семьи, отец его подруги Маринки стоит на пару ступенек выше. В лагере Маринка находит себе подруг, которые сразу устанавливает между ними и мальчиком социальный барьер. Максимка мучается. Просит родителей забрать его домой. И здесь Митряйкин снова демонстрирует нам свое умение — тонкую мысль, нужное наставление сопоставить с художественным контекстом. Отец просит его игнорировать тех, кто его обижает, объясняя, чем такое поведение лучше всего показывает подлинное отношение к обидчикам. Добавляя затем, что прощение — есть высшая мудрость. И всякому своему обидчику необходимо оставить шанс на исправление.

Хочется верить, что читатели этой книги впитают её простые истины. И чем больше людей её прочитает, чем светлее станет в их душах.

Максим ЗамшевГлавный редактор «Литературной газеты».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Такое вот детство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я