Эволюция

Иван Магазинников, 2018

Обычный студент попадает в муравьиную колонию и превращается в насекомое, способное эволюционировать, отращивая ноги, крылья, жала и прочие полезности. Сможет ли индивидуалист и заядлый геймер совладать с инстинктами и законами эволюции? Сумеет ли выиграть войну, выявить источник ломехузовой заразы, свергнуть королеву и привести свою колонию к процветанию во имя разума и технического прогресса? Эта ЛитРПГ основана на реальных фактах из мира насекомых, научных статьях и законах физики микромира, и написана в духе игры "Spore" и книги "Приключения Карика и Вали".

Оглавление

Глава 4. Летная погода

Процесс эволюции завершен!

Один удар моего нового острого хоботка — и в яйце появляется приличная дыра. Сразу две пары лапок цепляют крючками края скорлупы, и без малейших усилий я буквально разрываю остатки яйца надвое, выбираясь наружу.

Сперва управляться сразу тремя парами лапок непривычно, я в самом прямом смысле путаюсь в ногах, и они цепляются друг за друга. Но минут через пять уже вполне уверенно стою и передвигаюсь на всех шести конечностях.

Теперь мои параметры имеют такой вид:

Генетический уровень: 2 (опыт 36 из 70)

Сегментов: 7/7 (сложность до 3gm)

Геном: 2 единицы.

Параметры:

— Соционика: 0/0

— Сенсорика: 1/5

— Бионика: 1/4

— Моторика: 2/2

— Мобильность: 3/3

Очки жизни: 5/5

Грузоподъемность: 1.5г (1500) мг

Масса: 55 мг, Длина: 10мм.

Так же появилось несколько дополнительных параметров:

Скорость: 6 мм/с

Атака: 1 (колющий)

Восприятие:

— Вибрации: 5 см (24%)

— Запахи: 10 см (15%)

Выходит, что по Моторике и Мобильности я достиг своего предела. Сегодня я собирался попробовать новый способ добычи пропитания, без смелых экспериментов и рискованных затей, вот только планам моим было не суждено сбыться.

Почти все задания на добычу были для меня закрыты из-за несоответствия параметров. Бред какой-то! Еще вчера все было доступно, хотя мои кондиции были немного похуже. Ситуацию немного прояснил «глас пропаганды»:

«Мы — едины. Мы — это я. Каждый из вас ценен, и потому нельзя покидать жилище без веских на то причин».

Пробравшись к выходу я понял, что имелось в виду. На улице бушевал самый настоящий ураган. Земля дрожала, вибрировала и стонала под порывами ветра, и соваться туда не было ни малейшего желания, с моим-то весом.

Кто-то требовательно коснулся меня усиком. Я отодвинулся в сторону, освобождая проход. Фуражиры! Трое-четверо антов с крупными брюшными отсеками собирались выйти наружу! Впрочем, я успел ощупать усиками лапки одного из смельчаков и понял причины их смелости.

Его конечности разительно отличались от моих. Не только более сильные — они оканчивались внушительным набором крючков разной длины, торчащих во все стороны. Такими было удобно цепляться за малейшие неровности. Вооружившись такими крючьями, наверняка можно было и на стебель забраться, и порывам ветра противостоять. Мои два мягких крючка не шли ни в какое сравнение с его «альпинистским снаряжением»! И даже несмотря на это, передвижение давалось анту с большим трудом — он то и дело прижимался к земле, сильно растопыривая лапки, а то и вовсе цепко хватался мандибулами то за камень, то за ближайший стебель пережидая, когда утихнет очередной порыв ветра.

В общем, погода сегодня была уж слишком летная, так что я решил заняться изученим муравейника, посмотреть на быт колонии в домашних условиях. И чем больше я бродил по бесконечным коридорам жилища, тем сильнее убеждался в том, что с муравьями мои сородичи на самом деле не имели ничего общего.

Слишком уж непохожими друг на друга они все были благодаря многочисленным модификациям. Уже по внешнему виду можно было легко определить специализацию того или иного анта. Восьми и даже десятилапые Носильщики с сильными, хорошо развитыми мадибулами. Длинные, больше похожие на гусениц Кормильцы, состоявшие из пяти-семи брюшных сегментов, в которых они доставляли пищу. Мусорщики, передние лапки которых заканчивались пушистыми щетками-металками, а на голове было по две-три пары глаз — в общем, разнообразия хватало.

Чем глубже вниз я спускался, тем теплее становилось. И тем больше вокруг было так называемого «обслуживающего персонала», судя по их строению. Спустившись еще на несколько уровней, я понял, почему.

Колония, в которой я оказался, была довольно молодой. И на самых нижних этажах находились «ясли» и «фермы». И если первые были забиты до отказа вызревающими яйцами, личинками и пушистыми куколками, то вторые еще только готовились принять постояльцев. И всюду носились, суетились и чем-то занимались тысячи антов: чистили от мусора куколок, перекладывали с места на место яйца, тянули тонкую нить из толстых личинок, пока другие кормили их, выдавливая пищу из специальных брюшных отсеков. На фермах же кипела подготовительная работа: насекомые разрыхляли и увлажняли землю, удобряли ее собственными выделениями, очищали от мусора, прогрызали вентиляционные шахты…

Рабочими оказались только две «фермы». На одной из них сиротливо рос крохотный гриб, а на второй копошились на небольшом листке три моих «коровы», окруженные вниманием не менее чем двух десятков антов. Я проверил список заданий: уход за тлями там отсутствовал, наверняка потому что и без меня было кому ими заниматься.

И только я один бегал туда-сюда, не зная, чем себя занять. Выгребать мусор мне не хотелось, да и специализация не та, а других заданий не было, по крайней мере в общем списке.

Впрочем, в привычных мне играх задания тоже просто так под ногами не валялись, и потому я решил отправиться на поиски неписей, которые могли озадачить меня парой-тройкой квестов, для выполнения которых не нужно было покидать муравейник…

Как выяснилось, мне были доступны не все уровни жилища — кое-где меня останавливала охрана, огромные анты, вооруженные мощными мандибулами с острым краем-пилой и покрытые хитиновой броней. Такие проходы были помечены угрожающим запахом, и другие насекомые обходили такие места стороной.

Во время поисков я наткнулся на настоящую строительную бригаду — десятка три антов восстанавливали обвалившийся пол в довольно просторной комнате. Трое-четверо носильщиков откуда-то таскали щепки и комья земли, передавая их самым высоким насекомышам. Те, карабкаясь друг по другу и выстраиваясь лесенкой, поддерживая импровизированные перекрытия на нужной высоте, пока остальные скрепляли их с помощью «цемента» из слюны и измельченной древесины.

Работали они ловко и быстро, словно отлаженный механизм, каждый был на своем месте. А заправлял всем стоявший рядом ант, от которого исходили волны ритмичных вибраций-приказов.

Я подобрался к нему поближе и требовательно коснулся усиком, привлекая внимание.

Тот деловито покрутил головой и вокруг разлился запах раздражения, нетерпения. Мда, я так портить воздух не умею. Ну и как объяснить ему, что мне нужно?

Две крохотные капельки феромонов: «нужна помощь» и «пища».

«Ищи кормильца. Уходи», — вдруг слышу отчетливо в своей голове. Похоже, вот так и работает недоступная мне соционика, скорее всего отвечающая за общение и взаимодействие. Ант отворачивается, возвращаясь к работе.

Уф. Снова касаюсь его усиком. Ант резко оборачивается и ударяет меня лапой, наотмашь, отбрасывая на пару сантиметров, но я не чувствую боли и понимаю, что моя внешняя оболочка способна выдержать еще и не такой удар без каких либо последствий. Прямо как в старом анекдоте: «Я сильный, но легкий».

Теперь к запахам примешивается агрессия и незнакомый мне аромат. Требовательный, настойчивый… вопросительный!

Вы выучили новую метку: «С'як», вопрос, просьба.

Опыт: +5 (41/70)

А еще теперь мне становится понятна феромоновая комбинация, которая идетифицирует этого усатого «бригадира» — «М'сьяк», и это что-то вроде офицерского звания или должности. И он заведует ремонтными работами. Для себя я обозвал эту должность, Прорабом.

«Нужна помощь» и «вопрос» — именно эта комбинация открывает мне доступ к заданиям прораба, которые отображаются в виде списка:

Задания М'сьяк, строительство:

«Дробление». Пережевать и превратить в клейстер 10г ресурса 5-4 качества.

«Уборка». Убирать мусор, очищать и отмывать строителей от прилипших частиц мусора.

«Снабжение». Доставить 30г ресурса к месту ремонта.

Для первого мои мандибулы слишком мягкие, да слюнные железы самые обычные, не мправлюсь. Вычесывать и вылизывать бравых «гастрабайтеров» мне тоже неохота, так что придется потаскать тяжести, заодно и проверю лишнюю пару ног в деле. Принимаю задание.

«Бригадир» касается лапкой какого-то места на моем усике, передавая феромоновую метку места, где лежат строительные материалы. Я безошибочно выделяю этот запах среди прочих — похоже, другие носильщики успели протоптать приличную тропинку к тому месту.

По пути я старался держать усик поближе к земле, чтобы лучше чувствовать скопления антов в надежде наткнуться еще на какую-нибудь рабочую бригаду не строительно специализации, чтобы и там получить задания. Но «склад» оказался довольно близко, всего в десяти минутах бега.

Он был завален чешуйками, кусочками коры, надкрыльями неизвестных мне насекомых, иголками, высохшими стеблями и прочим строительным мусором. Тщательно ощупав ближайшие «бревна», я выбрал подходящее, умеренно длинное и как раз на пределе моей грузоподъемности по весу. Ухватился за конец мандибулами и… понял, что ничего с ним не могу сделать!

Как показали предыдущие эксперименты, тащить по земле можно было больший вес, чем переносить на весу, но это было медленно и жутко неудобно. Но как анту длиной в сантиметр взять бревно длиной в три, и протащить по муравейнику?

Проблема была не только в габаритах — ухватившись за конец, я не мог нормально его поднять, и пришлось бы просто волочь. Взять за середину, как обычно переносят длинные тяжелы предметы, сохраняя баланс, я не мог, ведь мандибулы раздвигаются в горизонтальной плоскости!

Пришлось наблюдать за другими рабочими, которые прибегали, хватали материал и снова убегали. Как выяснилось, они носили бревна держа их над головой, на манер флага, располагая не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости.

Минут двадцать я потратил на освоение этой техники: подцепить бревно хоботком или мандибулами, просунуть под него голову, а потом, резко выпрямляя передние лапки и опуская голову вниз, вскинуть его над собой. К моему удивлению, мышцы шеи оказались настолько сильны, что с легкостью компенсировали многократный перевес, да еще и приложенный к рычагу втрое длиннее моего собственного тела. Выбрав оптимальный угол наклона бревна, я отправился в путь.

Иногда приходилось прогибаться, закидывая бревно почти на спину или наклонять голову, чтобы вписаться в повороты или узкие проходы, но на дорогу ушло едва ли больше десяти минут. За час я управился с заданием и получил свои +15 Опыта и +2 Генома.

В принципе, можно было поставить второй усик, чтобы не чувствовать себя таким уж ущербным, но я решил приберечь геномы, чтобы взять орган, который чувствовал не только вибрации, но и запахи. Стоил он не дешево:

[Сенсорика] > Малый обонятельный усик, 10 члеников.

Обоняние: радиус 12 см, чувствительность 38%

Вибрации: радиус 6 см, чувствительность 32%.

Стоимость: 14 геномов.

К слову, в моем усике было всего 9 члеников.

Больше со «строителями» мне делать было нечего, и я вернулся к «яслям». Теперь, уже зная примерно, что искать, я быстро выделил из сотни других антов насекомое, которое отличалось запахом и активностью: «М'тья» — Нянька. Новая полученная метка означало «заботу», «уход», «внимание».

Список заданий здесь был куда внушительнее.

Задания М'тья, забота о потомстве:

«Согревание». Обеспечить равномерный прогрев не менее 50 яиц до 24К.

«Уборка» (почасовая). Удалять мусор, чистить и обмывать куколок и личинок.

«Добыча». Собрать с шелковых куколок 20г нитей.

«Кормление». Доставить и скормить личинкам 30 г. пищи 2-3 качества.

Ох уж эта страсть муравьев к чистоте! Куда ни плюнь — повсуду задания на ее поддержание! И награда вполне приличная, вот только не тянет меня вылизывать чужие сегменты. Для согревания, как я понял, нужен был какой-то специальный орган, определяющий температуру, а сбором шелковой нити занимались анты, передние конечности которых были устроены совсем не так, как у меня. Конечно, можно было временно поставить себе такие же, но уж лучше я узнаю, где здесь нормальная еда хранится! Кто знает, может, там найдется и та изумительная слизь, который мне посчастливилось вчера отведать!

Воспоминания о ее вкусе и последствиях заполнили все мои мысли, не позволяя сосредоточиться на работе. К слову, помимо феромоновой метки нужного хранилища еды, Нянька передала мне еще три каких-то запаха, но с ними я решил разобраться потом.

До хранилища оказалось каких-то пять минут. И увиденное меня, мягко говоря, шокировало.

Это была огромная комната, на стенах которой висели… анты! Цепляясь мандибулами и крючками лапок за поверхности, они просто неподвижно висели, выполняя роль… живой бочки!

Изначально меня привлек сильный приятный запах, исходивший от одного такого анта. Приблизившись я понял, что пахнет именно он, но один муравей не мог источать настолько сильный аромат! И лишь тщательно ощупав его усиком и лапками я понял, в чем тут дело.

У него был всего один грузовой сегмент брюшка, но при этом настолько огромный, что раз в десять превышал размер любого анта. И он до отказа был забит едой!

Вот тут я понял, КАК мне повезло. Предложи мне игра при создании персонажа класс какого-нибудь «Хранителя Пищи» — ведь согласился бы, рассчитывая на должность вождя или хотя бы завскладом! И висел бы вот тут на стене до конца своих дней, бесконечно выполняя задания «Сохранить 20 грамм пищи» и «Отдать не менее 10 грамм пищи»… Бррр… А ведь есть еще Уборщики, Могильщики, Фермеры, Няньки и прочие профессии, которыми мне ни за что не хотелось бы заниматься.

Теперь стало понятно назначение остальных трех полученных меток — это были запахи еды! Отыскав нужный, я «надоил» из бочкообразного анта фруктовой смеси и помчался назад. Там выбрал ближайшую личинку, чтобы напрасно не терять времени, и выдавил ей на грудь немного питательной смеси — личинка лежала на спине, забавно шевеля крохотными лапками.

И, похоже, я что-то сделал не так! Огромная Нянька налетела на меня, сбив с ног и, нависая надо мной, угрожающе зашевелила мандибулами.

Настала пора изучить условия задания подробнее. Как выяснилось, личинок нужно было не просто кормить — для каждой из них предназначался свой вид пищи, отсюда и три разных запаха! Мясная белковая пища, фруктовый сироп, богатый углеводами и маточное молочко смешанное с перемолотыми семенами — все это хранилось в разных местах, в наиболее подходящих для этого условиях. В зависимости от пищи, потом из личинок получались разные муравьи.

Так вот значит на каком этапе происходит «генерация персонажа» и «выбор класса»! Интересно, а чем меня пичкали работяги, чтобы вырастить разведчика-фуражира?

Разобравшись с системой, я быстро отыскал личинок, которым был нужен мой сироп и накормил их. Сбегал на склад, наполнил брюхо до отказа и снова вернулся. И тут меня ждал очередной облом — нуждавшихся в этой пище личинок оказалось всего пять штук! И что прикажете делать с остальным сиропом? Пришлось возвращаться назад и сливать остатки в «живую бочку», но перед этим я тщательно пересчитал личинок, определяя, какой пищи нужно больше всего.

Оказалось, что мясной, так что пришлось спускаться на нижние этажи, где в уютной прохладе хранились кусочки насекомых — источник белка. Здесь уже не было антов, выполнявших роль бочек, мясо просто валялось на земле. Сам я не мог перемалывать такую пищу, превращая ее в питательную смесь для личинок, поэтому приходилось отдавать ее другим муравьям. Впрочем, так оно даже быстрее вышло — не нужно было самому искать нужную личинку.

Через час задание было выполнено, и я получил новый уровень и возможность поставить еще один сегмент — теперь их могло быть аж восемь штук! Как оказалось, с повышением генетического уровня выдается равнозначное количество Геномов, и теперь у меня было уже 10 единиц. Пора эволюционировать!

Продав свой единственный усик, я заменил его на Малый обонятельный, спустив весь свой запас геномов, и вокруг снова сомкнулся непроницаемый купол. Только бы после моего возвращения погода наладилась…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я