Формалин — это книга о том, как человек, потерявший семью, решается на отчаянный шаг и в результате обнаруживает себя в различных альтернативных версиях собственной жизни. От пациента психиатрической лечебницы до поста президента целой страны… и ему не важно, сколько уйдет времени на то, чтобы вновь стать счастливым. Это книга о большой любви, о потерях, выборах и возможностях, которые преподносит нам судьба.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Формалин» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
…3…
После бара вызываю такси и еду к жене. Туда, где жил раньше. Устраиваясь на заднем сидении, мысленно прокручиваю в голове наш будущий разговор.
— Моя реплика.
— Ее реплика.
Все по кругу…
И в каждом варианте развития событий мне видится благоприятный исход. Я на это надеюсь… Надеюсь, что смогу хоть как-то повлиять на ситуацию. Возможно, еще не все потеряно, и мы снова сможем быть вместе.
Голова отдает тяжестью. Не помню сколько мы выпили со Степаном… да это и не важно.
Прислоняюсь лбом к холодному стеклу, и сквозь залитые пивом глаза вижу, как город мерцает гирляндами. Витрины магазинов украшены к новому году, а в окнах домов, сквозь снежные хлопья и вырезанные из бумаги снежинки блестят разноцветные шары на елках. Там люди готовятся к празднику, нарезают салаты, под громкий смех детей, усаживаются за столы и наливают шампанское.
Я бы мог быть таким же счастливым, но… я все потерял.
Пытаюсь вспомнить наш прошлый новый год — то время, когда мы были полноценной семьей. Однако в памяти, словно взрывы фейерверков, вспыхивают нелицеприятные вещи. Я будто проваливаюсь на дно… как в фильме, лечу сквозь кадры старой кинопленки и отчетливо вижу на этих застывших снимках свое прошлое. Последнее время я много пил… я это помню.
Кадр с одиноким мужчиной, подносящим стакан ко рту.
Я пил один.
На этой пленке он пьет в одиночестве.
Пьяные ссоры…
Затертая кинопленка показывает жену и дочь главного героя — испуг на лице ребенка, боль в глазах женщины.
Следующий кадр — повышенный тон жены со злобой в глазах угрожает мужу разводом и слезы маленькой девочки, сидящей рядом на стуле, горькими каплями падают в кожуру начищенного мандарина. Она вздрагивает, когда слышит пьяный крик папы о том, что это обычный день, что в нем нет ничего волшебного, что он всех ненавидит… после на кадрах кинопленки мужчина матерится.
Он встает из-за стола ровно под бой курантов, обвиняет во всем жену и шатаясь, уходит в соседнюю комнату, где продолжает пить.
Он пьет и слышит, как его жена успокаивает дочку, которая так мечтала о празднике. Он слышит, как она обещает, что все будет хорошо и что не стоит обращать внимания на папу.
Он это слышит. Слышит и продолжает пить.
Обрыв пленки…
Такси тормозит у железных ворот, с табличкой «открывается автоматически», и я открываю глаза.
Я говорю.
— Спасибо.
Я говорю.
— Всего доброго.
Пошатываясь, выхожу из автомобиля. Не без труда оставаясь на ногах, бреду в сторону калитки, борюсь с опорно-двигательным аппаратом, дабы не упасть в сугроб.
Эта новостройка… мы так о ней мечтали. Огороженный двор, камеры по периметру, большая парковка, индивидуальное отопление, тихие соседи, шикарный ремонт и функции умного дома. Ни чета той старой хрущевке в которой я живу теперь с мамой.
Я останавливаюсь у подъезда и задираю голову к верху. Где-то за домом пускают фейерверки. В глаза сыпет снег, и я прищуриваюсь, согревая руки дыханием, смотрю в окна четвертого этажа. Те самые окна, где когда-то был счастлив. На балконе детский спорткомплекс желтого цвета прислонен к стене. Мы его так и не установили. На кухонном окне гирлянда мерцает красным.
Захожу в подъезд, нажимаю кнопку лифта.
Жду…
Я прямо вижу, как внутри головы, переступая извилины пьяного мозга, бродит моя миниатюрная копия с зажатым в руках листочком бумаги. Заучивает реплики, которые я должен буду сказать жене. Только бы все получилось!
Я открываю сам… своим ключом. Я открываю дверь квартиры, захожу внутрь и меня встречает тьма.
— Во как! — говорю я на автомате во весь голос.
Слышу, как просыпается Демьян, собака породы Чау-Чау, которую я год назад подарил жене на день рождения. Следом за ним заспанный голос жены.
— Тише, Дэм, тише!
Ее силуэт возникает в коридоре, освещенный вспышками фейерверков за окном.
Она смотрит на меня с удивлением.
Она говорит.
— Нормальный?
Она говорит.
— Время видел?
И я вынимаю из куртки телефон, смотрю на цифры, загорающиеся на экране смартфона. Три часа ночи.
— Анют, прости, я…
— Тише, не ори ты так, ребенка разбудишь!
Она проходит на кухню, зажигает свет и нажав кнопку электрического чайника, садится у окна.
— Только уложила. Ну что ты, проходишь?
Я смотрю вокруг себя, утыкаясь взглядом в бесконечные картонные коробки с наваленными сверху вещами. Она их так и не разложила. На полу детские игрушки, пакеты, фантики от конфет, собачий поводок и следы от грязных лап Демьяна.
Я помню…
Я помню, как мы ходили к семейному психологу. Это было недели три назад, может быть больше.
Я сам нашел номер, сам позвонил, сам записал нас на прием. Я это помню. Я помню, как надеялся, что этот семейный психолог поможет нам, однако все вышло иначе.
Я помню этот психолог… женщина. Помню она сказала тогда, что у моей жены глубокая депрессия и ей нужна помощь психотерапевта. И вот сейчас, глядя на состояние квартиры, я понимаю — психолог была права.
— Анют, я…
Я разуваюсь, шумно бросаю ботинки у двери. Шапку кладу в карман куртки, а саму куртку кидаю на пол, все там же у входа.
— Нютик…
Шатаясь, прохожу на кухню.
— Нам надо поговорить, — у меня кружится голова и дабы не упасть, я опираюсь рукой на стену.
— Ты что, опять пьяный?
— Нет… то есть да… то есть не сильно… но это не важно, Анют! Мне надо сказать тебе кое-что, понимаешь?
Она качает головой, смотрит на меня будто с вызовом. Так смотрят на людей, которые все испортили. Она смотрит на меня и говорит. Она говорит.
— Ты ее даже не поздравил.
Она говорит.
— Подарок хоть принес?
Миниатюрная копия в моей голове судорожно перебирает сценарий. Бумага выпадает из рук, на его листах с текстом нет подобных реплик. Миниатюрная копия меня самого разводит руками и тогда я говорю. Я говорю.
— Анют, я…
— Ты забыл, что у твоей дочери день рождения?
Раздается монотонный писк электрического чайника, сигнализирующий о том, что температура кипения достигла ста градусов. И тогда жена поднимается, она берет первую попавшуюся чашку со стола. Чайник замолкает, уступая место хлопкам фейерверков за окном. Не оборачиваясь, она говорит.
— Чай будешь?
Я сажусь за стол.
— Нет, спасибо…
Я говорю.
— Анют, давай поговорим… пожалуйста.
На жене легкая ночнушка с цветами. Она наливает себе зеленый чай и садится напротив меня. Потирая заспанные глаза, зарывается пальцами в своих волосах.
— Сколько можно уже разговаривать?
— Анют, ну я правда исправился, честно!
— Блин, — она поднимает голову и упирается в мои глаза уставшим взглядом, — ты пришел пьяный, ты забыл о дне рождения дочери, ты ей даже не позвонил, понимаешь?
— Ну я…
— Да никаких я! Тут не может быть оправданий.
Мой взгляд скользит по столу, выхватывая все те же обертки от конфет, крошки от печенья, обрывки бумаг с детскими рисунками, хлебом в целлофане, покрытым пятнами плесени и одиноким пожухлым яблоком на блюдце, над которым кружатся фруктовые мошки. В раковине гора грязной посуды, под ней рядом с мусорным ведром пустая бутылка от вина.
Я замечаю на щеках жены румянец. Неужели она тоже пьет? Возле микроволновки два бокала, один из которых испачкан губной помадой. Она с кем-то пила здесь. Почему-то в память врезаются синие волосы. Кажется, я вновь что-то забыл. Или кого-то… не помню.
— Ты знаешь, у меня с тех пор вся жизнь, будто на паузе. Я клянусь тебе… я не замечаю дней, не помню, что было вчера, позавчера, не важно. Живу так, будто завтра никогда не наступит. Вот есть сегодня и все…
Я смотрю в ее серые глаза и говорю.
— Бывает сижу перед телевизором, смотрю какой-то фильм, в сюжет которого даже не вникаю. Просто смотрю. Оборачиваюсь и говорю…
Жена отводит взгляд в сторону. Я пытаюсь прикоснуться к ее руке, лежащей на столе среди крошек и фантиков. Не встречая какого-либо сопротивления, сжимаю ее и говорю.
— Говорю, не задумываясь… на автомате. Смотри какой, а потом оборачиваюсь и осознав, что никого нет рядом, уже бросаю слова в пустоту… момент. Анют, обещаю тебе, что впредь у нас все будет иначе, просто дай мне еще один шанс, всего один, я умоляю!
Я, чувствую, как подступают слезы. Стараясь не расплакаться, сжимаю ее руку еще крепче.
— Сколько уже было этих шансов? — ее рука высвобождается от моей руки и хладнокровной змеей ускользает под стол, — нет, в тот вечер была последняя капля. Я тебе уже говорила.
— Анют, я правда не помню!
Моя жена… она тяжело вздыхает, и я заранее чувствую, что весь этот разговор обречен на провал.
— Давай попробуем начать все сначала, прошу тебя, мы сможем все исправить… вместе!
— Нет, — она делает паузу, — я просто не могу с тобой.
— Но почему?
Очередной выдох. Выдох, в котором легко читается усталость. Она не хочет продолжений, ее устраивает пауза длинною в жизнь.
Вся жизнь…
Вся жизнь на паузе.
Наконец она говорит.
— Ты сам знаешь.
— Нет, если бы знал, то не спрашивал бы.
— Мне реально дышится легче, понимаешь? Да, мне тоже тяжело, но мне так лучше.
— Неужели ничего нельзя изменить?!
И она говорит.
— Нет.
Мне кажется, что все это уже было раньше…
Чувствую себя Куртом Кобейном, который вот-вот вышибет мозги. Ствол упирается в висок. Звук осечки и кто-то вновь взводит курок. Я шмыгаю носом, смотрю на чашку чая в ее руках и пытаюсь сдержать слезы, предательски заливающие глаза, отчего все плывет и кажется нереальным.
— Ты знаешь, мне тут Степан рассказывал про эффект Манделы. Слышала про такой?
— Читала.
Последние годы она все чаще предпочитала текст живому общению. Укладывала ребенка спать, после чего с головой зарывалась в книги. Они для моей жены, что для других выпивка — заглушают шум внешнего мира.
Чужая жизнь, заключенная между страниц, казалась ей намного лучше. Не такой страшной и пустой, как ее собственная.
И она читала все больше и чаще. Каждая страница ложилась поверх отношений и постепенно, глава за главой, под грудой бумаг были похоронены пятнадцать лет нашего брака.
Конечно, в иносказательном смысле.
И конечно виноват я.
Книги были лишь панацеей, лекарством от пьющего и вечно недовольного мужа. И тем не менее…
— Я тут заметил одну старушку там, у матери. Ходит вокруг дома в красном шерстяном платке.
— И что?
— Ничего, — я смотрю на нее и чувствую, как нервно подергиваются губы, — просто она умерла еще лет десять назад. И я даже помню, как ее хоронили. Понимаешь?
Жена безучастно кивает головой, на меня даже не смотрит.
— Угу, — говорит она, — что дальше?
В ответ я пожимаю плечами.
— Не знаю… эффект Манделы.
Она молча допивает чай. Какое-то время мы сидим в тишине. Замолкают фейерверки за окном, уступая место едва слышимым порывам ветра. Мир утопает в вязкой субстанции, не пропускающей потусторонних звуков. И я утопаю вместе с ним.
Подобно эмбриону в банке с формалином, не замечаю ничего вокруг. Только воспоминания отдают ударами ногтей по воспаленному мозгу, словно кто-то стучит по стеклу.
Я помню те времена, когда мы еще были счастливы. Помню наши походы по кафе и ресторанам, кинотеатры, теплые вечера на диване в обнимку, поездки к друзьям, прогулки под луной и встречи рассветов. Я это помню. Тогда все было иначе.
Не так, как сейчас.
Все было по-другому.
Дом, работа, семья. Жизнь бурлила грезами о завтрашнем дне, а теперь… будто плаваешь в вязком формалине заточенный в пространстве и времени, пытаешься жить дальше, но… выходит скверно.
— Анют, ты можешь сказать мне, что тогда произошло? Просто скажи… скажи, что именно я наговорил в тот вечер?
Она молча смотрит на меня, и я говорю.
— Я правда не помню.
— Зато я помню, — пустая чашка отправляется к горе грязной посуды в раковине, — и никогда не забуду.
Образ Курта Кобейна в моей голове вновь приставляет ружье к виску. Он внимательно следит за нашей беседой готовый в любой момент нажать на курок. Я прямо вижу, как дрожат его пальцы. Курт в нетерпении. Он ждет следующей реплики, и тогда я говорю.
— Ну и что… мы теперь никогда не будем вместе?
— Нет.
— Анют, ну пожалуйста…
— Можем остаться друзьями, но женой я быть не хочу.
И я сокрушенно качаю головой, едва нахожу в себе силы, чтобы улыбнуться. Смотрю на нее пьяными глазами, в которых больше тепла, чем огня в руках Прометея.
Курт Кобейн жмет на курок. Звучит выстрел и в сизой дымке от пороха проступают черты лежащего мертвого тела.
И тогда я говорю.
— Я все исправлю… я теперь знаю способ.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Формалин» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других