Более 50 лет Шмелев Иван Васильевич писал роман о истории родного села. Иван Васильевич начинает свое повествование с 20-х годов двадцатого века и подробнейшим образом описывает достопримечательности родного села, деревенский крестьянский быт, соседей и родственников, события и природу родного края. Роман поражает простотой изложения, безграничной любовью к своей родине и врождённым чувством достоинства русского крестьянина.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История села Мотовилово. Тетрадь 12 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Радио на селе. Народный бунт
Чтоб ещё проще окультурить село и ещё сильнее просветить народ, представители сельской власти на средства промартели приобрели радиоаппаратуру с громкоговорителем. Чтоб особенно не затрудняться с постановкой двух высоких мачт для антенны, было решено одну мачту водрузить над крышей избы-читальни, а за место второй использовать церковную колокольню, благо она высоченная и расположена поблизости от избы-читальни. Но вот заковыка, устроители и установщики радиоаппаратуры побаивались народа, как-бы он не воспрепятствовал этому делу. Решили действовать в тайне и втихую. Вечером июньского дня, радиотехник, с ним избач Анатолий Зарецкий, с мотком проволоки в руках подошли к церковной сторожке, и вызвав сторожа Трынка, стали испрашивать разрешения у него, чтобы он открыл им двери на колокольню. Трынок воспротивелся этому, а когда к нему стали принимать меры вынуждения, он от негодования ударил в набат. Тревожные удары набата, взбудоражили вечернюю тишину, всполошили народ. Испуганные люди выбегали из домов на улицу, недоуменно спрашивали друг друга:
— А где горит?!
— Вроде нигде не горит, а в набат пробалабанили!
— Что-то нигде ни огня, ни дыма не видно, — проговорила Дарья Федотова, выйдя на улицу.
— Это наверно, ково-нибудь из вдовцов венчают, — слюняво улыбаясь высказалась Анна Гуляева.
Недоумение рассеял Васька Демьянов, впопыхах бежавший по улице:
— Около избы-читальни народу этого прямо пушкой не прошибёшь, все галдят,
как на ярманке, а о чём спорят я так и не понял. Да-бишь, про какое-то радиво поминают! — сбивчиво рассказал Васька своим друзьям Паньке и Ваньке.
— Айда туда! — предложил Панька, и они все трое бегом, вприпрыжку, ринулись к избе-читальне.
И взаправду, около избы-читальни собралось народу со всего села. Мужики, как встревоженные гуси гогочут, а бабы галдят словно галки, когда к их гнезду подбирается кошка. Вся толпа гудит словно растревоженный рой пчёл. А растревоженная народная толпа, не лучше пчёл, она стихийно может пойти на всё, вплоть до убийства. Несколько поодаль от толпы, двое пожилых мужиков, Осип и Матвей, меж собой ведут непринуждённый, но встревоженно-осуждающий устроителей радио, разговор:
— Для отвода глаз, вздыбили на крышу избы-читальни жердь, протянули проволоку и думают народ обмануть. А сами вырыли под читальной-то подвал, посадили туда Саньку Лунькинова, он оттудова и горланит, песни поёт, газетки читает — людей булгачит! И бают, что это мол всё из Москвы слышно! Народ-то и обманывают, как будто мы глупые, как будто мы через коленку деланы! — высказался Осип перед Матвеем.
— Они думают, сто стали грамотеи, так и людей с панталык свести можно. Нет мы тоже не лыком шиты и не лаптем щи-то хлебаем! Что-нибудь да смыслем! — отозвался и Матвей, — ишь, книгочёты какие нашлись, дуй их горой-то!
— Антихристы, сопустаты, да и только! Пра, видит бог! — поддержал Матвея Осип.
— И на кой пёс им это радиво спонадобилось, ведь жили без него, обходились и не больно об ним скучали, а то придумали! Шутка ли, чего захотели! Антенну на колокольню зацепить, этого только не хватало! Нынче антенну, а завтра скажут и храм божий прикрыть.
— Не дадим! Не позволим измываться над святыней! — уже не тихо, а во весь голос, чтобы слышали все, — встревоженно выкрикнул Матвей, — и так религия в загоне, со всех сторон её мутузят, вздыху никакого нету! Одно притеснение, да и только! А бают, скоро и совсем церквы позакрывают, попов на каторгу сошлют, а храмы под теятры отдадут!
— Вот, вот только этого и жди. В такое смутное время мы родились, во всей России идёт какая-то катавасия. И это всё товарищи-большевики не дна бы им ни покрышки! Антихристы!
А у самого крыльца избы-читальни, на приставленную к крыше лестницу, на третью её ступеньку, чтобы всем было видно, взобрался, чрезвычайно взволнованный ревнитель церковного дела Сергей Касаткин. От неимоверного расстройства ноги у него в коленях неудержимо дрожали. Обращаясь к народу, он начал речь:
— Православные христиане! Тут сельские власти и радивоустроители вздумали к колокольне храма божьего прицепить антенну, а мы должны всячески этому воспрепятствовать!
— Не дадим! Не позволим! — дружно ахнула толпа.
Видя, что оборот дела принял форму не в пользу радиоустроителей, они присмирев, молчаливо выслушивали речи, осуждающие их намерения насчёт привязки антенны к колокольне. А Сергей продолжая свою взволнованно-негодующую речь, обращаясь к радиоустроителям продолжал:
— А подобает ли вам так бесчинствовать?! Не оскорбляйте чувство верующих! Не богохульствуйте над святыне! Не оскверняйте божьего храма! Не преступайте грань своей власти. Что закон то гласит? Он гласит: не применять насилие! А вы нахально и вероломно хотите антенну за церков прицепить!
— Не дадим! Не дозволим! — снова ахнула толпа.
А Сергей продолжал:
— Не бесчинствуйте, не превышайте дозволенной вам свыше власти, иначе мы высшим властям будем жаловаться и за это вас не похвалят.
— Да мы только хотели антенну, чтоб она была повыше, за колокольню прицепить. И чего тут особенного? — робко проговорил техник по установке радиоаппаратуры.
— Вон за высокое дерево вяз и подвешивайте. Он немножко пониже колокольни-то, так что для вас и дерева хватит! А за храм божий прицеплять не дадим!
— А кто осмелится дуроломом с проволокой на колокольню залезать, того живьём оттудова сбросим! — кто-то угрожающе выкрикнул из толпы.
Этот выкрик из толпы, видимо крепко обидел активистов. Техник, как постороннее лицо, и видимо из городских бесстрашных людей, оттолкнул Сергея, вскочил на лестницу и стал говорить обращаясь к народу:
— Вы что-же это граждане, бунт затеяли?
— Да наподобие его! — выкрик из толпы.
— А вы знаете, что за это бывает?! — продолжал техник, стараясь взором отыскать в толпе крикуна, но сгущающиеся сумерки мешали этому. — Да нам стоит сообщить в Арзамас, как оттуда выйдет отряд и усмирит вас! — стращал он.
Ободрённые речью техника, активисты зашевелились, загоготали, повысив голос заораторствовали.
— Что вы глотки-то дерёте! Глядите, как-бы под вечер-то, лукавый не влетел бы вам в кадыки-то! — взобравшись на лестницу Матвей, грозно осадил разошедшихся в криках активистов.
— Если позволить вам, что вы затеяли, для нас расстаться с храмом, а без него где христианской душе найти утешение! Вы своё проводите, а мы своё защищаем. И если вы нас обнасильничаете и нахрапом оскорбите, то придёт время об нас камни возопиют!
— Что ты Матвей Акифьевич их уговариваешь, они гласу вопиющему в пустыне не внемлют! — тоже, как Матвей, выдержками из библии, проговорил Сергей.
— Одним словом сатрапы, прислужники сатаны! Из кожи лезут, доказывая, что чёрное это белое, а белое что это чёрное! — злорадно закончил своё изречение Матвей.
Активисты-радиоустроители, видя, что народ в большинстве своём не на их стороне, снова призатихли и от своего намерения отступили, но мысли своей о подъёме антенны на колокольню не покидали:
— Хоть не сегодня, а позднее всё равно антенну к колокольне подцепим!
Торжествуя победу, мужики и бабы постепенно стали расходиться по домам, громко переговариваясь между собою. И каждый затаил в себе тревогу, и предчувствие неизбежности, и каждого не покидала жгучая мысль: а что же впереди-то будет? И каждый день, лежа в постели, каждый ждал, а не ударит ли в уши снова всполошённый звук набата!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История села Мотовилово. Тетрадь 12 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других