Что такое идея и как она «работает»?

Иван Андреянович Филатов, 2022

На примерах идей из разных областей знания показан порядок возникновения нового предмета – подручного средства. Рассмотрены этапы создания идеи и общая методология возникновения новизны в социуме. На основе опубликованных данных сделана попытка связать всплески нейронной активности нашего мозга с моментом явления идеи в наше сознание (инсайт, озарение и т. д.). Дано сопоставление методологии возникновения новизны с философией процесса, разработанной А. Н. Уайтхедом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что такое идея и как она «работает»? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Все, что внове возникает, возникает только потому, что оно для чего-нибудь да предназначено. Но само предназначение никому не может быть известно. Известна лишь неизбежность и стихийность его наступления.

Введение

С тех времен как Платоном было введено в философский обиход понятие идеи, так и не появилось какой-либо конкретики в следующих вопросах.

1. Каков структурно-функциональный состав идеи, и каким образом он формируется?

2. За счет чего образуется смысл идеи и что он собой представляет?

3. Как и для чего раскрывается этот смысл, и что обнаруживается в результате этого раскрытия?

4. Что является побудительным мотивом генерирования новых идей человеком?

5. Как «работает» идея в общем процессе совместного бытия человека с тем социумом, в котором он обретается?

6. Какова методология возникновения новизны, и в каких видах эта новизна проявляется?

7. В чем заключена универсальность идеи?

И все это случилось с метафизикой — именно, случилось! — несмотря на то, что Платоном 2,4 тысячелетия назад были достаточно ярко — и достаточно эмоционально — обозначены многие феноменальные проявления ее (идеи) возникновения в уме человека. А это:

— и внезапность явления смысла идеи в наше сознание,

— и мимолетность пребывания в сознании этого, еще не оформленного смысла,

— и интеллектуальное удовольствие от понимания смысла идеи,

— и удивление от спонтанности и новизны внове явленного смысла,

— и светоносный характер возникновения последнего,

— и впечатление припоминания того, что, якобы, уже было ранее в нашем уме,

— и уверенность в надежности, единственности и истинности смысла идеи,

— и одержимость божественным вдохновением, как условие творческого процесса.

И для того чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться хотя бы с некоторыми фрагментами произведений Платона (1). (Правда, не надо забывать, что созерцание идеи часто описывается Платоном, как явление прекрасного или как припоминание якобы ранее уже виденной человеческой душой красоты в занебесном царстве).

Наша задача заключается в том, чтобы попытаться ответить на выше поставленные вопросы. Причем, ответить на вполне внятном уровне, на том уровне, который бы не допускал многозначность толкования используемых нами терминов и понятий. Это позволит нам:

— не только обрисовать структурно-функциональный состав идеи,

— не только понять, как «работает» сама идея в «лице» ее смысла,

— и не только обозначить методологию возникновения идеи, раскрытия ее смысла и дальнейшего ее влияния на ту действительность, которую мы бы хотели изменить, усовершенствовать, познать,

но и найти то достойное «место» идеи, — в общем ходе цивилизационного становления человека и общества — которого она, действительно, заслуживает, в ходе развития метафизики.

Потому что дело дошло до того, что сплошь и рядом мы употребляем термин «идея» и необдуманно, и невпопад, и так часто (как будто мы лузгаем семечки), что это понятие настолько «затерлось» в нашем сознании, что мы уже не способны увидеть в нем саму суть того, что оно собой представляет. Так, например, под идеей нами часто имеется в виду то ли понятие чего-либо, то ли уловленная нами на логическом уровне причинно-следственная взаимосвязь известных нам объектов или явлений, то ли просто нечто нам еще не известное, но уже известное всем остальным и т. д. То есть, оперируя понятием идея, мы не выходим за границы известного знания.

А ведь смысл возникновения любой идеи только в том и заключается, чтобы «вынудить» явление на свет новизны какого-либо вида, и тем самым проявить какую-либо Истину, ранее бывшую сокрытой. (И недаром Хайдеггер так упорно настаивал на древнегреческом понимании термина «истины» как несокрытости (алетейи), то есть того, что вышло из сокрытости (леты) в не-сокрытость (а-летейю)). И то, что мы назвали идеей, — будучи представленной в своем раскрытом виде, в виде мысли, — является ничем иным как самой Истиной. Разве не Истинами являются формулы Ньютона, Ома, Эйнштейна, таблица Менделеева, устоявшиеся моральные принципы, произведения литературы и искусства, понятия естественного отбора (Дарвин), бессознательного (Фрейд, Юнг), наследственности свойств любого живого организма (Мендель) и т. д.? Все это Истины, и тем родником, из которого они истекли, являются идеи, однажды спонтанно возникшие в интеллекте человека, продуктивно мыслящего. То есть мыслящего одинаково эффективно как посредством логики (рационально), так и посредством инсайтов, озарений, интуиций (иррационально).

Исходя из вышеизложенного, задача настоящей Статьи, конечно же, не в том, чтобы представить, хотя бы в некоторой степени, философию научного творчества, как это сделано в замечательной книге И. Лапшина «Философия изобретения и изобретение в философии. Введение в историю философии» (2), и не в том, чтобы, хотя бы в общих чертах, описать саму суть творческого мышления, как это представлено в фундаментальной монографии А. С. Кармина «Интуиция: Философские концепции и научное исследование» (3). Моя задача в том, чтобы посмотреть на творчество изнутри самого процесса создания новизны в виде идеи:

— чем вызвана необходимость генерирования идей в социуме и что предшествует ее возникновению,

— из чего она состоит и как возникает,

— что является результатом «идейной» новизны и какое воздействие оказывает создание идей на окружающую действительность.

А сейчас приведем ту последовательность, в соответствии с которой мы постараемся раскрыть вопросы, поставленные в самом начале нашего Введения.

1. Формирование структуры идеи технического изобретения.

На примере изобретения показана структура идеи и те функции, которые возложены на каждую из этих структур. Произведено предварительное разделение исходных сущих и искомого сущего.

2. Примеры идей из разных областей знания.

Рассмотрение этих примеров позволит нам убедиться в универсальном характере структурно-функционального состава идеи и в единой методологии возникновения духовно-материальной новизны в самых разнообразных регионах социальной действительности.

3. Идея социума.

Здесь мы попытались в самых общих чертах раскрыть смысл этой идеи: как и когда она зародилась, каким образом она осуществлялась, какую роль в процессе социализации человеческих сообществ играли как человек продуктивно мыслящий, так и человек, не причастный к созданию новизны в виде идеи.

4. Наш взгляд на бытие.

Изложен взгляд на бытие как возникновение новизны: кому (или чему) присуще бытийствование, когда оно началось, когда было обнаружено и в чем должна заключаться его сущность (Истина).

5. Побудительный мотив к созданию новых идей.

Сделана попытка разузнать в общем виде, что происходит в социуме самом по себе в процессе его бытийствования, и каким образом человеком продуктивно мыслящим ощущаются и распознаются события в нем назревающие, происходящие и уже произошедшие.

6. Последовательность процесса продуктивного мышления.

Приведена очередность мыслительной деятельности, начиная с обнаружения потребности социума в чем-либо новом и кончая удовлетворением последней.

7. Что такое Хаос? Хаос как непременная составляющая и процесса Бытия самого по себе, и «бытия» сущего.

Дано наше определение Хаоса, показана определяющая роль последнего как в Бытии социума, так и в продуцировании человеком новых идей.

8. Отличие этапа рефлексии-1 от этапа рефлексии-11 и что является связующим звеном между ними.

Дано функциональное различие двух видов рефлексий в едином процессе возникновения новизны. Сделана попытка определить, что является связующим звеном между этими рефлексиями.

9. Что такое новизна и как она возникает? Пять видов новизны, возникновением которых сопровождается создание идеи.

Приведена последовательность возникновения новизны в нашем интеллекте. Показано, что есть новизна сама по себе, где и как она возникает. Опираясь на эксперименты С. Деана (с сотрудниками) по осознанию ранее скрытой информации, показано, что возникновение идей в нашем сознании вполне корректно можно соотнести с пониманием ранее скрытой информации. Зафиксированы те тайны продуктивного мышления, которые еще предстоит раскрыть. Перечислены виды внове образуемой новизны, и показано, в какой форме проявляется каждая из них.

10. Методология возникновения новизны.

По пунктам изложена методология совместного бытия человека с социумом. Отмечены те моменты, понимание которых ускользает от нашего анализа. Предложено разделение Искусства на два рода: связанного с культивированием нравственности в социуме и с экспериментированием с душевно-духовно-материальным познанием.

11. Смысл идеи как механизм создания новизны и подручное средство как инструмент осуществления этого смысла.

Показана бытийственная роль смысла идеи и роль подручного средства в процессе производства новизны.

12. В чем заключена сущность сущего?.

Сущность сущего представлена как необходимое свойство объекта, без которого (свойства) невозможно как создание идеи, так и производство новизны для нужд социума. Различием двух видов сущих — исходного и искомого — показана функциональная роль сущности каждого из них как в формировании смысла самой идеи, так и в той роли, которую призвано исполнять подручное средство.

13. Идея как велосипед.

Еще раз обращено внимание на то, что собой представляет идея и что нового привнесено нами в понимание смысла идеи и той «деятельности», которую она осуществляет.

14. Философия процесса А. Н. Уайтхеда и концепция возникновения новизны посредством идей (сопоставление).

На основе сопоставления основных понятий философии организма Уайтхеда и концепции структурно-функционального состава идеи показано сходство методологий возникновения новизны как в первом случае, так и во втором.

15. Заключение. Из чего все сделано и есть ли тот, кого заботит состояние самого социума?

Обозначены два варианта развития социума: оптимистический, исходящий из знания структурно-функционального состава идеи и применения этого знания с целью обеспечения социума «заказываемой» им новизной; и пессимистический, основанный на забвении интересов социума в целом и культивировании меркантильных интересов отдельных групп людей с целью извлечения материальной пользы для собственного «безбедного» (иначе, бездеятельного) существования.

Причем в Части 1 (Разделы 1-6) нами будет представлен текст, непосредственно относящийся к формированию смысла идеи, в то время как в Части 11 будет дана более или менее детальная «расшифровка» некоторых понятий, непосредственно относящихся к созданию этого смысла (Разделы 7-9, 11-13), кроме того, будет дано обобщение ранее изложенного (Разделы 10, 14) и намечена перспектива развития социума в двух принципиально противоположных направлениях (Раздел 15).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что такое идея и как она «работает»? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я