Старик Жан с раннего детства озабочен спасением мира от разрушений и войн. Причина — в раннем детстве случайный просмотр фильма о последствиях и ужасах от взрыва атомной бомбы. Желание спасти мир сопровождает его всю жизнь. Погружается в мысли о разрушающем мире, навязанными идеями величий и исключительности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Старик и Бомба» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
«Фильмоскоп»
Это была история из далекого счастливого детства Жана. Дети собрались в комнате смотреть ленты фильмоскопа. «Вот этот будем смотреть!», — выкрикнул Жан, вытаскивая из коробки ленту фильмоскопа. Фильмоскоп — это такой простой аппарат, который был очень популярен и был почти в каждой семье. Никто не возражал. Все дети по очереди крутили ручку фильмоскопа и читали тексты ленты, и сейчас была очередь Жана. Читали все и это было похоже на состязание.
Мальчики и старшие по возрасту замолкали при виде того, как младшие по слогам читали текст, боясь задеть их самолюбие. Выбор ленты был не случаен. Жан обнаружил в коробке новую ленту и решил обрадовать зрителей неожиданной новинкой. Он умело вставил ленту в фильмоскоп и начал крутить с первого кадра. Как взрослый человек прокашлялся для голоса и приготовился к озвучиванию. Был фильм о гражданской обороне. Жан громко прочитал:
«Гражданская оборона». Буквы были не цветные. Послышались голоса: «Ооо! Не цветной. Давай будем смотреть цветной». Пока шли споры о предпочтениях публики, Жан прокрутил пленку и среди этого гвалта детских голосов на экране, это была обычная стена комнаты с висячей на ней простыней, появились титры, которые всегда быстро и нетерпеливо прокручивались. Ими никто не интересовался. Надписи и названия были черно-белыми, и лента с титрами была быстро прокручена и появился кадр атомного гриба. Дети неизвестное изображение не оценили и появился следующий кадр с развалинами разрушенных домов и многочисленных трупов. Шум снизился, голоса утихли. Дети испуганно переглядывались, послышались испуганные всхлипы. Отец, уткнувшийся в газету и сидевший неподалеку, встревожился, увидев изображения на экране и подошел к фильмоскопу, старательно всем телом закрывая экран. И вместе с Жаном молча вытащил ленту из фильмоскопа. Подбадривая его и детей, он произнес: «Сейчас будем смотреть цветной фильм», стараясь приободрить детей, хотел сказать: «Этот фильм для взрослых». Но сдержался потому, что не хотел уязвить детей тем, что есть что-то запретное для детей в отличие от взрослых. Дети всегда плохо реагируют на подобные слова и иногда их обиды становятся поводом скрывать от родителей свои переживания. Так он избежал вопросов о происхождении этого черно-белого фильма о гражданской обороне при ядерных взрывах и их последствиях.
Откуда эта лента в коробке, — приходилось только догадываться. Дети были испуганы первыми кадрами и всхлипывали. Отец старался приласкать каждого из них. В том числе и соседских детей, которые поочередно ходили друг к другу на просмотры фильмов. Ласково осмотрев детей, отец подошел к каждому из них, и пытался отвлечь их от испуга. Но их испуг и волнение не проходили. Видя это, он пытался успокоить детей, поочередно обнимая их. Это ему удалось, и дети пошли спать, не настаивая на цветном фильме. Отец вместе с Жаном, проводив соседских детей по их домам, вернулись к себе. Злополучную ленту из коробки отец изъял у и попросил Жана больше не искать ее. «У тебя будет время узнать об этом», — добавил он. Дети часто обменивались лентами. «Если кто-то будет искать ленту, скажешь мне, — попросил отец. — мы отдадим». Но никто за лентой не обращался, по крайней мере к Жану. Всю ночь Жан спал очень тревожно. Ему снились огромные разрушения. Бесчисленные трупы. Он летал над ними непонятно и как, повиснув в воздухе, неожиданно стремительно падал вниз и с криками просыпался к огорчению родителей, которые подходили к нему и успокаивали. Жан не искал эту ленту, и досмотреть этот фильм у него не было желания.
Через год он пошел в первый класс школы. Оказалось, что в старших классах такая лента демонстрировалась на уроках по гражданской обороне. Детское любопытство и желание побороть страх помогло Жану проникнуть на один из таких уроков. После просмотра фильма в аудитории среди молчаливо угрюмых, но иногда нарочито смело рассматривающих кадры жертв атомной бомбардировки старшеклассников, и красивых девочек, смотрящих в пол, он проникся тревогой и необходимостью их защиты. Всех, кого он любил, видел, общался. «Всех, всех, всех». С этого дня все его детские игры были забыты. Он искал подвалы, низины, где можно укрыться от взрывной волны, изучал систему подачи тревоги. Способы выживания от радиации. Учился хранить запасы пищи. Делать перевязки. Одевать противогаз. Постепенно, шок, полученный от просмотра диафильма, угас так же, как и интерес к фильмоскопу, подаренный отцом, которым он сильно гордился. Жан очень любил своих родителей и боялся их огорчить, поэтому он взял свой «танчик», так дети называли фильмоскоп, не понимая значения этого названия, собрал пленки и аккуратно задвинул их за шкаф.
Время шло. Дети взрослели. «Танчики» забывались. «Давно мы не смотрели диафильмы», — как-то сказал отец Жану. «Некогда», — по-взрослому ответил он. Отец счастливо улыбнулся: «Да, наверное». «Ты уже школьник и учеба важнее», — поддержал он его. Жан учился неплохо, но в свободное время считал число подвалов, количество людей, которые могли бы укрыться от атомных бомб. Село было небольшим и почти всех жителей он знал в лицо. Его интересовали средства защиты, их хранение, но он не знал, где они могли быть и где их взять. Изобретал защиту подручными средствами, но они казались ему бесполезными, и он надеялся, что есть специальные средства, без которых их не оставят. «Хватит ли противогазов для всех людей?», — спросил он однажды по-взрослому у учителя гражданской обороны. «Хватит, — ответил тот, удивленно посмотрев на Жана, — Не шпион ли ты?» Такое обращение к людям, задающих вопросы на такие темы, было обычным. «Кто тебя просил узнать об этом? Тебе рано знать об этом. Дорастешь до моих уроков и узнаешь». Действительно, этот предмет гражданская оборона преподавался только в старших классах. Помолчав, добавил: «Пользоваться». «А почему надо дорасти? Средства защиты есть только для взрослых что ли?», — возмущенно выпалил Жан. «А как же дети?» Учитель посмотрел на него и неуверенно сказал: «Детям тоже есть». «Сколько?», нетерпеливо спросил Жан. Видимо, о количестве противогазов учитель не знал и никак не хотел признаться, что они есть, и их всего несколько штук в школе. Детских не было вообще, и он даже не думал и не ожидал вопроса о детских противогазах. «Никогда он не видел детских противогазов, но возможно, они есть», — подумал учитель. «Есть, и на детей тоже есть», — успокоил он любопытного мальчика. Жан, увидев во взгляде учителя его нежелание продолжать разговор, быстро убежал, затерявшись в толпе учеников. «Главное, что противогазов на всех хватит, все будут спасены», и он вприпрыжку побежал дальше. «Если есть детские, и для девочек они тоже есть».
Жан успешно закончил школу. С благодарностью вспоминал своих учителей. Даже учителя по гражданской обороне, который оказался хорошим человеком, воином, прошедшим войну. Он ни разу за все свои уроки не сказал: «Мы победили» или «мы победим». Он доходчиво и методично проводил занятия. После урока тихо и грустно добавлял: «Надеюсь, это нам не пригодится». Счастливые уроки из детства Жана все-таки были омрачены беспокойством о мире на земле. Простая детская мысль о счастливой жизни часто омрачалась постоянными устрашениями быть уничтоженными в атомной войне. Бесконечные призывы к защите от врагов, их происках, коварстве и угнетениях никогда не были понятны Жану.
Информации об испытаниях атомных бомб, баллистических ракет дальнего действия вызывали восторг у части жителей его страны которой эти бомбы и ракеты принадлежали. Хвастливые заявления об уничтожении врагов и их целых городов бывали гордостью людей, которых Жан относил к числу неполноценных, и которых, к его сожалению, было немало. Идея привести людей к взаимному пониманию постоянно преследовала его, и он решил когда-нибудь проникнуть в стан врагов, увидеть их страшные лица и безумные глаза. Успокаивал себя тем, что это тоже люди и они смогут его понять. И они смогут даже подружиться Иногда Жану попадались журналы и фильмы существ, проживающих на вражеских территориях, но в другом обличье, кроме как обычных людей, Жан их никогда не видел. Они были такими же людьми, как и он сам. «Но почему они такие кровожадные?» Жан постоянно находился в состоянии тревоги, считая, что мир заселен врагами. Он порывался к встрече с ними, чтобы найти примирения с ними. Был уверен, что они услышат маленького мальчика и собирался посетить их, как только подрастет сам и сможет ехать к ним самостоятельно. Оказалось, что визит к врагам даже в дружественном посещении был в особом запрете из страны, где он жил. «Так, наверное, надо», — решил Жан и лишился детской мечты поговорить с врагами и увидеть Ниагарский водопад. Жизнь продолжалась.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Старик и Бомба» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других