Орф: Кармина бурана

Жанна Панова, 2008

««Мое собрание сочинений начинается с “Кармина бурана”», – писал Карл Орф. Эти слова, адресованные издателю, – слова человека незаурядной отваги и требовательности к себе, который после долгих поисков наконец-то обрел уверенность, что вступил на свой путь. Орф всегда был склонен к радикальной расправе со своим наследием: многое он исключил из списка своих произведений, а многое – сжег…»

Оглавление

  • «Заигранная из заиграннейших»
Из серии: История одного шедевра

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Орф: Кармина бурана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Панова Ж. В., текст, 2008

© Ошеров С. А., перевод, 2008

© Издательский дом «Классика-XXI», 2008

* * *

«Фортуна играючи подсунула мне в руки каталог вюрцбургского антиквариата, где я нашел название, которое магической силой приковало мое внимание: “Carmina Burana”, латинские и немецкие песни и стихи из бенедиктинской рукописи XIII века, изданные И. А. Шмеллером».

Карл Орф

«Заигранная из заиграннейших»

Жанна Панова

1/ Все начинается с «Кармина бурана»

«Мое собрание сочинений начинается с “Кармина бурана”», — писал Карл Орф. Эти слова, адресованные издателю, — слова человека незаурядной отваги и требовательности к себе, который после долгих поисков наконец-то обрел уверенность, что вступил на свой путь. Орф всегда был склонен к радикальной расправе со своим наследием: многое он исключил из списка своих произведений, а многое — сжег.

«Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, можете уничтожить»…

Если бы это было сказано молодым, начинающим автором! Но Орфу — сорок два, возраст, который для одних стал временем кардинальных перемен, для других же и вовсе — финальной чертой (Й. Ланнер, М. Мусоргский, Г. Вольф). И он отнюдь не относится к композиторам, которые приходят к сочинительству в зрелом возрасте, уже имея за плечами жизненный опыт. Нет, Орф изначально был нацелен на музыкальное творчество.

Карл Орф родился 10 июля 1895 года в старинной мюнхенской семье, где мужчины традиционно посвящали себя военной службе или науке. Уже с самого раннего детства — в воспоминаниях деда первые опыты музицирования отнесены к годовалому возрасту! — он мечтал только об искусстве. С пяти лет осваивались фортепиано, орган, виолончель. В девять лет в детском журнале был издан его первый рассказ, а в шестнадцать — первый сборник песен. Однако несомненно одаренная натура могла развиваться только стихийно-свободно и решительно не принимала никакой педагогической системы. Два года, проведенные в Мюнхенской музыкальной академии, гораздо меньше сказались на его творческом формировании, нежели театральный мир и авангардные движения в искусстве танца.

Список созданного Орфом к середине 1930-х годов весьма внушителен: десятки вокальных опусов — песен и кантат, музыка к разного рода театральным постановкам, обработки ренессансных и барочных сочинений и народной баварской музыки, оркестровые произведения. Кроме того, он известен по всей Германии благодаря созданной совместно с Доротеей Гюнтер Школе гимнастики, танца и музыки («Гюнтершуле», 1924).

И все это предлагается перечеркнуть, начав с чистого листа, на котором огромными буквами будет красоваться «Carmina Burana»?! Однако, действительно, именно с этого шедевра начинается блистательный период творчества Орфа, подаривший искусству XX века ярчайшие произведения. Кантаты «Катулли Кармина» («Песни Катулла», 1943) и «Триумф Афродиты» (1950–1951), музыкальные пьесы «Луна» (1937–1938) и «Умница» (1941–1942), «Бернауэрин» (1944–1945) и «Антигона» (1947–1948) и многое другое появилось уже после и подчас под непосредственным воздействием «Кармины бураны». Пройдя искусы романтизма, импрессионизма и экспрессионизма, период изучения барочного искусства, композитор создает произведение, которое можно считать первым по-настоящему орфовским. В «Кармине буране» орфовский стиль проявился с наибольшей полнотой и впечатляющей эффектностью.

Отличительная черта сочинений Карла Орфа — яркая театральность. Он практически не писал ничего, не связанного с театром. Его музыка неотрывна от сцены, движения и слова настолько, что порой Орфу даже отказывали в праве называться композитором, признавая за ним безусловный дар режиссера и «музыкального декоратора». Его эксперименты в области музыкального театра были вдохновлены вечно притягательным искусством античности. Классическая древнегреческая трагедия, в которой драматическая игра, пение, танец и инструментальное исполнительство образовывали идеальное единство мусического, воспринималась им как образец для творчества. Композитор создает новый тип музыкального спектакля, в котором каждый раз по-своему происходит слияние выразительных средств музыкального, хореографического и драматического театра.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • «Заигранная из заиграннейших»
Из серии: История одного шедевра

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Орф: Кармина бурана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я