Предметом рассмотрения в научно-популярной книге являются язык и речь, определяющие возможность, результативность, культуру и комфортность общения человека с человеком. Проводится мысль о сходстве и различиях языка и речи, тесной связи последней с мышлением. Автор – доцент, кандидат педагогических наук, преподававший в вузах Петербурга курсы «Культурология» и «Русский язык и культура речи» много лет. Книга адресована работающим в системе «человек – человек»: менеджерам, бизнесменам, юристам, психологам, учителям и преподавателям и может заинтересовать широкий круг читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научно-популярная книга о русском языке и культуре речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Свойства языка и речи
Слово «язык» имеет несколько значений. Они следующие:
а) язык — это мышечный вырост на дне ротовой полости, участвующий в захвате пищи, опробовании и обработке ее, в актах глотания;
б) язык — средство человеческого общения. С помощью языка люди обмениваются друг с другом своими мыслями, чувствами, эмоциями, информацией и пр.; в связи с этим анатомические или какие-то другие повреждения языка исключают человека из сферы звуковых коммуникативных связей и отношений;
в) язык — инструмент речи, с его помощью и участием возможна такая сложная человеческая деятельность, как речь;
г) язык — это любая знаковая система. В этом смысле мы говорим о языке математики, физики, химии и пр.;
д) язык — это стиль устной или письменной речи конкретного человека.
Существует французская поговорка, отражающая данное значение рассматриваемого понятия: «Человек — это стиль». Действительно, по тому как говорит человек, какие слова и речевые обороты использует, как строит фразу или предложение, насколько точна и выразительна его речь, мы можем судить и о самом человеке, т. е. о его культуре, образованности, воспитании и пр. Если человек работает в сфере литературы и его творчество получило признание на родине или в мире, то в этом случае появляются ученые — лингвисты, которые исследуют языковой стиль именно этого автора. В связи с этим правомочно говорить о языке Пушкина, Байрона, Достоевского, Верлена и пр.
Если попытаться объединить рассмотренные выше определения понятия «язык», то получим следующее: «Язык — это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, предназначенных для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире».
Из приведенного определения ясно, что язык имеет стихийность и неограниченность использования. Это отличает живой разговорный язык человека от языка животных и от так называемых искусственных языков, к которым следует отнести, например, язык программирования, интернета, информационно-поисковых систем и т. д.
Способность языка выражать мнения, суждения, оценки, идеи и тому подобные результаты интеллектуальной работы человека отличают и делают непохожими друг на друга язык человека и животных. Язык животных — это система сигналов, передающих реакции животных на соответствующие жизненные обстоятельства. Такие сигналы регулируют поведение животных, помогают им держаться вместе, ориентироваться в ситуации, сплачиваться для охоты. Но животные не способны к речи. Они не могут использовать язык для речеобразования. Это свойственно только человеку. Только представитель людского сообщества использует свой язык для коллективной работы, для организации речи.
Владение речью, инструментом которой является язык, составляет одну из важнейших черт, выделяющих человека из животного мира, к которому человек принадлежит по своим антропологическим показателям. Кроме этого человека отличают от животного и культурные ценности, существующие в мире людей. Эти ценности являются следствием реализации творческих, созидательных способностей индивида. Одним из результатов такой реализации и является язык. Поэтому можно, как представляется, сказать, что язык человека — это и условие, и продукт культуры. Не будь языка, индивид не мог бы прикоснуться к культуре, овладеть ею в нужной степени, чтобы быть способным жить и развиваться в мире с себе подобными.
В силу того что язык является инструментом речи, он опосредованно через нее связан с мышлением. Однако изучением языка занимается такая область науки, как лингвистика, она же языкознание и языковедение. Речь же напрямую связана с мышлением и вместе с ним составляет такое понятие, как психические свойства человека. Поэтому речь исследует психология. Вместе с тем и язык, и речь даны человеку для общения, для контактов с другими людьми в различных сферах и областях. Правда, имеют место моменты, когда язык не работает, а речь имеет место. Это так называемая внутренняя речь, когда мы разговариваем сами с собой. Никто от нас не слышит ни единого звука, но тем не менее мы беседуем сами с собой. В этом случае результаты нашей мыслительной деятельности приобретают речевую форму. Наше мышление всегда осуществляется в речевой форме. Мы мыслим, значит, мы говорим. Мы говорим, значит, мы мыслим. Другого не дано. Поэтому не язык, а именно речь является категорией психологии и психологией изучается. Это изучение неразрывно связано с исследованием мышления, так как речь без мышления невозможна.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научно-популярная книга о русском языке и культуре речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других