Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства

Е. Х. Мельвиль, 2011

Пособие предназначено для изучения экономико-правовых аспектов регулирования и управления деятельностью организаций сферы культуры в контексте административной и налоговой реформ, проводимых в Российской Федерации, реструктуризации бюджетного сектора, а также последних изменений в гражданском законодательстве, связанных с вопросами использования и охраны интеллектуальной собственности. Пособие знакомит с правовыми и экономическими основаниями культурной деятельности в России, предоставляя менеджеру набор инструментов для создания и управления организациями и проектами в сфере культуры, а также дает возможность для системного подхода к эффективному управлению ресурсами организации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2010

* * *

Предисловие

В современном мире с переходом к постиндустриальному развитию городов и территорий формируется новая парадигма развития, связывающая экономику и культуру, включая экономические, культурные, технологические и социальные аспекты развития на макро — и микроуровнях. Все чаще говорят о новой экономике, где не только знания и доступ к информации, но и креативность генерируют новую, исключительно ценную добавленную стоимость и становятся, таким образом, важнейшими фактором экономического роста. Креативность в данном контексте означает не только формирование новых идей, но и их инновационное применение в искусстве, культуре, науке и технологиях. В основе используемого сегодня понятия «креативная экономика» делается акцент именно на экономических (и шире — практических) аспектах креативности, т. е. процессах инновационного создания и продвижения на рынок креативных товаров и услуг. Новизна подхода заключается даже не в самом взаимодействии экономики и творчества, а в плотности такого взаимодействия[1]. Задача креативной экономики состоит в создании условий для «взрыва» инновационной, творческой деятельности и развития предпринимательской активности, для превращения идей в творческий продукт и обеспечении материального благополучия не только его создателей, но и страны в целом. При этом креативность лежит в основе и творческой, и предпринимательской деятельности.

Выполнение первого условия предполагает создание определенной творческой среды, в которой могли бы генерироваться новые идеи. Это в первую очередь содействие развитию социально-политической атмосферы, которая обеспечивала бы возможность свободы творчества и самовыражения, свободный доступ к информации и лучшим мировым практикам, культурное многообразие и инновационность. Социально-экономическая и культурная политика государства, направленная на создание таких условий, помогает не только увеличению количества людей, способных создавать новое, но повышению качества так называемого человеческого капитала.

Развитию предпринимательской активности в первую очередь способствует наличие правовых и экономических инструментов по обеспечению деятельности и финансовой устойчивости творческих бизнесов. Это не только налоговые льготы, но и создание условий для инвестиций в творческие бизнесы, в том числе со стороны государства.

В данных условиях многократно возрастает значение сферы культуры как ключевого фактора развития творческой среды городов и территорий и повышения их конкурентоспособности. Это требует повышения эффективности существующих культурных институтов и расширения спектра их деятельности, а также создания и развития новых форм предпринимательской активности, в частности, сектора креативных индустрий, показывающего во всем мире небывалые темпы роста.

Современные культурные институты включают не только традиционные государственные организации культуры (клубы, театры, библиотеки, музеи), но также субъекты творческого предпринимательства, «индустрии, производящие культурный продукт» (англ. cultural productive industries)[2]: художественные галереи, архитектурные бюро, дизайн — и мультимедиа-студии, креативные агентства, творческие группы и отдельные арт-персоны. Каждый из перечисленных субъектов сферы культуры использует определенную правовую и экономическую модель деятельности, имеющую специфику не только отраслевую, но и связанную с организационно-правовым и финансовым положением данного субъекта.

Появление новых производителей культурных продуктов способствует развитию конкуренции между государственными и негосударственными организациями культуры за спрос со стороны потребителей соответствующих услуг, за источники финансирования и основные двигатели экономического роста — трудовые ресурсы. Кроме того, благодаря проводимой в России реформе бюджетной сферы, предполагающей расширение организационно-правовых форм государственных учреждений и переход к новым формам финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг, повышается конкуренция внутри государственного сектора. Такая конкуренция между организациями в сфере культуры, а также сложные правовые и финансовые механизмы взаимодействия между ними требуют от менеджеров культуры дополнительных профессиональных компетенций.

Востребованными навыками современного менеджера культуры становятся: понимание современного контекста развития экономики и общества, способность осуществлять профессиональную деятельность в новых условиях и ориентироваться в правовых и экономических моделях ведения такой деятельности, способность проектировать такие модели и управлять ими, а также использовать различные правовые и экономические инструменты для повышения их устойчивости. Необходимость подготовки квалифицированных специалистов-практиков для органов управления (местных, региональных федеральных) в сфере культуры и для самих культурных институтов различных форм собственности определяет актуальность и перспективность данного учебного пособия с учетом запросов современного рынка.

Подготовка таких специалистов будет способствовать скорейшей адаптации сферы культуры к новым экономическим условиям.

Сегодня многие российские образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой менеджеров в сфере культуры, ввели отдельные курсы, посвященные частным аспектам правовых и экономических вопросов, связанных с культурной деятельностью. Как правило, эти курсы сконцентрированы на деятельности только в государственном и / или некоммерческом секторах, не затрагивая коммерческий сектор, либо на работе организаций культуры отдельного профиля (кино, театры, библиотеки). Несмотря на то что вопросы экономики и права в процессе генерирования идеи, создания творческого продукта, его продвижения на рынок и получения экономического эффекта тесно переплетены, они, как правило, освещаются в различных курсах и дисциплинах, что затрудняет формирование целостного представления о специфике такого рода деятельности и препятствует практическому применению полученных знаний. Именно практический аспект связывает экономику и культуру в единое целое. В этой связи можно процитировать Фила Вуда[3]: «Творческие идеи хороши, но ими нельзя оплатить счета»[4]. Для этого необходимы люди, обладающие управленческими компетенциями.

Предлагаемое учебное пособие носит инновационный характер, поскольку его содержание нацелено на подготовку специалистов-практиков как для государственных, так и для негосударственных некоммерческих и коммерческих организаций, а также для менеджеров коллективов и отдельных творческих профессионалов с целью реализации творческой идеи в конкретный продукт или услугу. Читатели познакомятся не только с правовыми и экономическими основаниями, но и с различными организационными моделями культурной деятельности, а также получат набор инструментов для создания и управления ресурсами организации — материальными, финансовыми, трудовыми и интеллектуальными.

Пособие рассчитано на широкую аудиторию, включающую: студентов магистерского уровня, обучающихся по направлениям, связанным с менеджментом в сфере культуры, государственным (муниципальным) управлением сферой культуры и др.; слушателей курсов повышения квалификации, в том числе руководителей и сотрудников организаций культуры разных форм собственности; представителей органов власти и местного самоуправления, курирующих вопросы культуры; представителей творческих профессий, работающих самостоятельно или в командах по проектам; предпринимателей в сфере культуры и в области творческих инду-стрий, а также тех, кто планируют ими стать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Howkins J. The Creative economy: How People Make Money from Ideas. — NY: Allen Lane, 2001.

2

Scott A. J. Cultural-Products Industries and Urban Economic Development. Prospects for Growth and Market Contestation in Global Context. LA: University of California // Urban Aff airs Review. Vol. 39. № 0.4. March 2004. Sage Publications. Р. 461–490.

3

Филл Вуд (Fill Wood) — один из партнеров независимого аналитического и консалтингового агентства COMEDIA (Великобритания), занимающегося вопросами городской и культурной политики, один из авторов проекта креативного развития г. Хаддерсфилда (Великобритания).

4

Вуд Ф. Круговорот городского творчества//пер. с англ. www.comedia.org.uk. http://www.cpolicy.ru/analytics/63.html.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я