Посуда в истории культуры

Е. П. Борзова, 2018

Книга представляет читателю историю развития посуды как артефакта высокой культуры. В книге показано, как с момента появления первых предметов и до наших дней меняется посуда в зависимости от условий применения, появления новых материалов и способов их обработки, как она из сугубо утилитарного предмета превращается в произведение искусства. Авторами собран, обобщен и впервые систематизирован уникальный материал по истории посуды, показано большое значение русских мастеров в мировой культуре производства посуды. Данное исследование является важным вкладом в историю культуры повседневности. Для историков, культурологов, дизайнеров, искусствоведов, кулинаров, рестораторов и всех интересующихся историей быта и мировой культурой. Может использоваться как учебное пособие в институте, колледже, средней школе по соответствующей теме. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Посуда в истории культуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления

1.1. Возникновение посуды в культуре человечества

С того времени как появился человек, его, естественно, интересовало приготовление пищи, поэтому вполне определённо можно сказать, что ее приготовление — одна из самых древних отраслей человеческой деятельности. Поскольку для приготовления и сохранения пищи требовалась посуда, она также с необходимостью присутствовала в жизни человека. Посуда как предмет быта, используемая для приготовления, приёма и хранения пищи, становится неотъемлемой частью деятельности человека и со временем превращается в предмет искусства. В древности люди о пище, о её приготовлении и употреблении создавали мифы, поскольку считали, что боги и духи способствовали одухотворению процесса приготовления, участвовали в освящении продуктов, в целом одухотворяли природу и взаимодействие человека с ней. Использование различных продуктов в процессе приготовления блюд носило сакральный характер, и уже, после того, как древние познали природу кулинарного искусства, секреты взаимодействия человека и пищи, передавали из поколения в поколение как особую тайну. Также впоследствии секреты некоторых материалов, из которых делали красивую и удобную посуду, изобретатели хранили как национальную тайну.

До сих пор искусство приготовления еды имеет элементы сакральности. По этой причине не каждый человек может стать искусным поваром, а только тот, кто имеет способности проникать в тайны особого действия. Для менталитета древних людей было характерно воспринимать как чудо, например, то, как молоко может превращаться в сыр, виноградный сок — в вино, а смесь муки и воды оживает и начинает подниматься. Отметим, что в древнегреческой мифологии приготовление пищи как вид искусства подчинён помощнице Бога врачевания Асклепия — Кулине. Она была десятой музой, которая формально не входила в число девяти главных муз, но считалась важной музой гастрономии.[2] Приготовление лекарства и пищи, отметим, имеет много общего, поскольку обеспечивает нормальное существование организма человека, поддерживает энергию жизни. От имени Кулине произошло название отрасли — кулинарии, Кулина стала именем нарицательным и начала обозначать кухню в широком смысле этого термина.

Для приготовления и употребления пищи люди научились делать приспособления — посуду, используя различные материалы, и со временем способ ее изготовления и сама продукция превратились в искусство. В древности люди, прежде чем научились изготавливать посуду, применяли для хранения пищи все имеющиеся у них подходящие предметы: скорлупу больших орехов, раковины, делали мешки из шкур зверей, выдалбливали сосуды из камня. Самым древним инструментом, вероятно, является нож, именно он впоследствии для человека становится и предметом искусства, и орудием, и оружием, и столовым прибором.

Рис. 1. Каменные ножи древнего человека.[3]

Около 5000 лет назад появились специальные ножи, которые сегодня называют столовыми, хотя изначально область их применения была значительно шире. Так, каменными ножами разделывали туши убитых на охоте животных. В эпоху неолита нож изменил свою форму и стал длинным и тонким, похожим на современный нож. На протяжении тысячелетий нож был ценным предметом индивидуального пользования, и каждый человек носил его за поясом или за голенищем сапога. С его помощью человек мог и разрушать и строить, добывать пищу и обрабатывать её, защищаться от врагов, использовать его в священнодействиях, в том числе, обрядах и ритуалах. Такая широкая функциональность стимулировала развитие форм и разновидностей ножей.

Рис. 2. Каменные ожи и скребки древнего человека

В истории в зависимости от того, как появлялся новый материал, удобный для изготовления ножей, они меняли свою форму. В глубокой древности ножи изготавливали из камня, кости, вулканического стекла, дерева, раковин с острыми краями. Позже после изобретения металлов именно они стали основным материалом для изготовления ножей, так как обладают уникальным сочетанием свойств — высокой твердостью вместе с пластичностью и прочностью. Благодаря этому стала возможна заточка ножей, что значительно облегчило их использование. В настоящее время благодаря изобретению новых производственных технологий появились ножи с керамическими лезвиями, которые отличаются повышенной химической стойкостью.

Ножи, которые служили человеку и рабочим инструментом, и столовым прибором, возникли раньше ложки или вилки.

В глубокой древности люди научились изготавливать сначала из камня тонкие и легкие пластины. Археологи называют такие предметы пластинами или лезвиями, которыми древний человек пользовался в качестве ножей. Такие ножи делали и из обсидиана — вулканического стекла, — представляющего собой застывшую лаву или оплавленную скальную породу. Но основным материалом для каменных ножей служил кремень, кусок которого довольно легко удавалось расколоть так, чтобы образовались острые края. Из кремня изготавливались даже украшения.

Рис 3. Каменный нож из обсидиана

Появление столовой ложки, как и ножа, связано с предметами, которые человек встречал в природе. Некоторые племена Африки и Южной Америки до настоящего времени для зачерпывания жидкой пищи пользуются раковинами. Слово «ложка» также появляется в древнегреческом и латинском языках, как производное от словосочетания «раковина улитки». В английском языке название ложки произошло от слова"щепка".

Ложки изготавливались из всевозможных доступных материалов — дерева, костей крупных рыб, слоновой кости, глины и металла. По форме первая столовая ложка представляла собой полушарие с приделанной к нему ручкой. Достоверно известно, что ложка появилась намного раньше, чем столовая вилка, но точную дату появления выяснить не удалось, хотя уже в Древнем Египте ложки были и изготавливались из обожженной глины.

Рис. 4. Старинные ложки из музея ложки в Перми.

Рис. 5. Ложка из слоновой кости (краски). ок. 3650-2650 г.г. до н.э. Египет.18 см, диам. чаши: 4,7 см. Находится в знаменитой коллекции Жана Мецгера.[4]

Рис. 6. Ложка из кости. Египет, ок. 1550-1295 до н.э. 9.7 cm×2.7 cm × 0.9 cm[5]

Рис.7. Деревянная ложка. Египе, около 1353–1295 до н.э. 10.5 см[6]

На Руси простые люди стали пользоваться ложкой раньше, чем в Европе. До ХХ века ее чаще всего делали из дерева. Впервые русские ложки упоминаются в «Повести временных лет» в описании пира у князя Владимира. Этот пир прославился тем, что дружинники возмутились, когда им подали не серебряные, а деревянные ложки.

В Древней Греции и Риме в основном еще ели руками, и ложки не были постоянными предметами сервировки стола.[7] Кроме еды там ложки использовались для приготовления косметики и благовоний наряду с ритуальными сосудами. Ложки изготавливались из всевозможных материалов, технологию обработки которых к тому времени уже освоили ремесленники, производившие ложки. Поэтому в разнообразии ложек можно увидеть историю технологических достижений человеческого общества. Эти предметы иногда требовали достаточно сложных технологий изготовления, материалов и искусства мастера творить форму самого предмета. Дерево, кость, хрусталь, серебро, золото, медь, стекло, бронза, камень, керамика, фарфор — эти материалы требовали своих способов изготовления и искусства оформления. В использовании такого количества разнообразных материалов человеку необходимо было овладевать высоким уровнем мастерства.

Рис. 8. Ложка — зеркало. 1-3 век н.э. Древний Рим.[8]

Рис. 9. Косметическая ложка из серебра и природного горного хрусталя. Римская империя. Первая половина 1 века н.э.[9]

Рис.10.Бронзовая ложка с фигуркой медведя на черенке.4-5 вв. Дл. 16.5 см Подчерёмовский клад 1929 г., Республика Коми, Россия. Литье. Государственного Эрмитажа: дар археолога В.А. Городцова. 1931[10]

Сложный рисунок и отличное качество поверхности металла указывают на неожиданно высокое мастерство мастеров, так как в XX веке те территории считались глухими и крайне отсталыми.

Рис. 11. Золотая ложка. Ковка, пайка. Дл. 20.5 см. Эпоха Аварского и Хазарского Каганатов. 7 в. Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы. Российская империя.

Золотая ложка рис. 11 поступила в хранилище Государственного Эрмитажа из Императорской археологической комиссии в Санкт-Петербурге в 1914 году.[11] Можно сравнить эти две ложки: в отличие от рис.10 эта ложка имеет более примитивную отделку, несмотря на использование драгоценного металла, указывающего на ее назначение украшать жизнь хозяина и подчеркивать его значимость. Упрощенные украшения на ложке, говорят о более низкой культуре производства этого изделия по сравнению с первым. На этом примере наглядно видно, что культура производства и мастерства у разных народов и в разные периоды истории человечества значительно отличаются.

В истории вилка как и ложка появилась, удовлетворяя потребность человека в способах приготовления и употребления пищи. Она развивалась, меняя свое предназначение. В древности для вытаскивания кусков мяса из костра, котла, жаровни люди использовали заостренные палочки и приспособления из нескольких соединенных острых палочек, это были предки современных вилок. Они напоминали двузубые маленькие вилы, и мало были похожи на современную вилку.

Несомненно, что нож, ложка и вилка в человеческой истории появились в глубокой древности и с тех пор стали обязательными спутниками жизни.

Рис. 12. Костяные вилка, нож и ложка из неолитического поселения Чатал-Хююк (ÇatalHöyük в Анатолии, которое существовало в период 6500 — 4700 гг. до н. э.[12]

Если говорить о материале для изготовления посуды, то со временем он меняется. Сначала мастера пользуются растениями и природными ископаемыми, затем изобретают искусственные материалы. От материала зависит форма изделия и способ его изготовления.

За несколько тысяч лет до н.э. индейцы, например, изобрели способ приготовления горячих жидких блюд в сплетённых котлах из веток дерева, коры и кожи. Для нагревания воды в них деревянными щипцами они опускали предварительно раскаленные на огне камни. Индейцы устраивали сосуд для варки пищи, выстилая вырытую в земле яму куском шкуры бизона. Археологические находки показывают, что ещё в эпоху палеолита посуду делали из дерева, камня, листьев пальмы, кроме того, важнейшим материалом для человечества стала глина.

По мере изобретения различных материалов появлялся в истории новый способ изготовления посуды и совершенствовалось мастерство человека.

Обжиг глиняной посуды был изобретен в период мезолита (VIII-V тыс. до н.э.). Он позволил человеку создавать изделия одновременно для приготовления, хранения и употребления пищи. При использовании камня для предметов посуды в промежутке между каменным и металлическим веками (неолит) развиваются важные для создания посуды ремесла по обработке камня — шлифование, пиление и сверление камня (неолит — V-III тыс. до н.э.).

Следующий меднокаменный век, энеолит, тоже добавил свои «находки» в использовании материалов для производства посуды и в способах ее изготовления. Первым металлом, который применяли люди для изготовления посуды, вероятно, была медь, которая встречается в природе в самородной металлической форме. Посуда из меди отличалась большой прочностью и употреблялась для тех нужд, где это ее качество было необходимо. Для изготовления, видимо, мастера придумали и использовали метод ковки.

Искусство работы по металлу активно развивается и распространяется по миру в бронзовый век — III–II тыс. до н.э. В это время было распространено литье из бронзы, а железо наряду с бронзой начали использовать для изготовления посуды в I тыс. до н.э. Кроме использования бронзы и железа для изготовления посуды для еды, их из этих металлов стали делать уже посуду больших размеров для приготовления пищи — котлы и сковороды, что было важно в некоторых условиях жизни, например, в военных походах и пр. Однако наиболее удобной в быту оставалась глиняная посуда. Более того, ее обжиг позволил человеку не только облегчить процедуры приготовления и хранения пищи, но и способствовал постепенному переходу к хозяйству производящего типа, для которого было очень важно обеспечить сохранность временного избытка полученных продуктов. Приручение диких животных, употребление в пищу молока, выращивание зерна ещё больше усилили потребность в посуде для хранения продуктов. Глина стала удобным и практичным материалом для разнообразных нужд человека. Возможно, что первые ложки, которые сделал человек, были не деревянными и не из камня, а изготавливались из обожжённой глины, поскольку особая прочность материала для ложки была не нужна, а ели, в основном, мягкую пищу.

Сейчас обработку глины, подобную древнейшей, можно наблюдать у не очень развитых африканских племен, например, в Кении.[13] В эпоху неолита с глиной работали, в основном, женщины, которые вели домашнее хозяйство и готовили пищу, пока мужчины охотились и пасли скот.[14]

Рис. 13.Так в древности до изобретения гончарных инструментов обрабатывала глину[15]

Уже в первобытный период глинянные изделия обладали большой художественной выразительностью.

Рис. 14. Глиняная ложка эпохи неолита из Британского музея.[16]

С керамикой (так стали называть глину древние греки) связана начальная стадия развития орнамента в мировом искусстве. В узорах, покрывавших керамические сосуды нового каменного и медного веков, наблюдается построение гармонической, ритмически упорядоченной композиции. Так возникала и стала развиваться особая область художественной деятельности прикладное искусство.

1.2. Посуда ранних цивилизаций

Активное использование глины в различных областях хозяйства и искусная работа гончаров характерна для такой известной ранней цивилизации как Месопотамия. Мастерство древних гончаров в этой стране, богатой своими изобретениями, развивалось, начиная с IV тыс. до нашей эры. Уже тогда и там стала появляться керамическая посуда с плоским дном. Формы сосудов — кувшинов, мисок, чаш, становятся более разнообразными, в эпоху неолита местные мастера научились делать изделия из терракоты–керамики из цветной глины с пористым строением.

В Древней Месопотамии умели многое делать из глины, ее использовали как тетради, как книги, применяли в строительстве, делали украшения и, конечно посуду для всевозможных нужд. Изделия из глины уже у шумеров, народа этой цивилизации, превращались в произведения искусства. Так сосуды с тонкими стенками, так называемого периода Обейда (начало 4 тыс. до н. э), вылепленные из желтовато-зеленой глины, были украшены изящными росписями коричневато-красного цвета. Из археологических находок, датируемых этим периодом, самой характерной является такая крашеная керамика. Ее украшал нанесенный краской геометрический узор большей частью коричневато-красного цвета и схематические изображения людей, птиц, зверей и растительных мотивов. Подобная керамика распространилась на огромные территории и была обнаружена почти на всем Ближнем Востоке от Финикии, Сирии до Ирана, а также в Средней Азии (Анау) и в Сузах (Иранское плато). Изящество форм посуды из керамики сочеталось с чистотой отделки. Основные формы сосудов — плоские чаши или сосуды в виде кубка.

Рис.15. Древнеегипетские керамические сосуды.[17]

Сосуд из Суз украшает совершенное орнаментальное изображение животных, что подтверждает высокое мастерства гончаров того периода.

С середины 4 тыс. до н.э. сосуды из керамики стали изготавливать уже на гончарном круге. Обычным материалом была красная глина, а украшение орнаментом было гораздо более скромным, чем в предшествующий период, — чаще всего это был процарапанный узор. Сосуды снабжались ручками и длинными носиками.

Для керамики периода Джемдет-Наср (2900-2615 гг. до н.э.) из археологического памятника, расположенного к северо-востоку от древних городов, Вавилон и Киш, характерны широкие кувшины с ручками, покрытые одноцветным или многоцветным геометрическим орнаментом.

Рис.16. Расписной сосуд из могильника близ Суз (Элам) с изображениями козла, собак и фламинго. Энеолит. 3 тыс. до н. э. Париж. Лувр.[18]

Следует отметить, что самые первые горшки были не обожженными, а лишь высушенными на солнце, но когда обнаружилось, что именно от огня они становились твердыми и для воды непроницаемыми, их стали обжигать в примитивных гончарных печах.

Позднее в производстве керамики была изобретена техника нанесения глазурного покрытия, подобного стеклу. Глиняную посуду покрывали цветной глазурью всевозможных оттенков — бирюзовой, синей, желтой, белой, зеленой, коричневой, красной. Мастера добивались различной расцветки, смешивая оксиды металлов. Приготовление смеси компонентов и нанесение глазури, а также обжиг требовали особого искусства, которым владели лишь немногие мастера, и его секреты были известны в Вавилонии. Благодаря изобретениям глазури в Месопотамии в период расцвета Вавилона изделия из керамики стали обладать высокой художественной выразительностью. Но больше всего повлияло на развитие культуры изобретение гончарного круга. В то время это было значительным вкладом и событием для всей мировой культуры.

Кроме этого, мастера Месопотамии изобрели бронзу, найдя оптимальное соотношение меди с оловом в сплаве. Она имела такое мировое значение, что дала свое название целой исторической эпохе — бронзовому веку.

Еще одним важнейшим изобретением ремесленников Месопотамии является стекло, которое с тех пор широко применяется для изготовления посуды, украшений и других домашних предметов.

Когда шумеры научились выдувать стеклянные изделия, стали делать различные флаконы. Стеклянная масса также стала использоваться как глазурь, из стекловидного сплава, внешне напоминавшего лазурит, стали производить разные предметы и украшения. Мастера Месопотамии искусно обрабатывали и благородные металлы. Их творения, особенно художественное литьё, отличались вкусом и изысканностью.

На кухне в Месопотамии использовали разнообразную посуду для хранения продуктов. Кувшины использовались для воды, масла и вина; сыпучие сухие продукты хранили в сундуках из терракоты (для защиты от мышей и крыс). В углу кухонного помещения как правило был оборудован очаг для приготовления горячей пищи.

Рис.17. Ваза из Лагаша. Серебро. 2400 г. до н. э.[19]

Он состоял из двух кирпичных или каменных возвышений, сверху на которые ставили горшки или другую посуду.

В Месопотамии для приготовления специй уже использовали терракотовые ступки, в них измельчали специи, кроме того, для помола ячменя и пшеницы применяли каменные ручные мельницы.

В Древнем Египте к посуде относились проще, но все же в этой цивилизации тоже был свой вклад в развитие посуды как значимого явления культуры повседневности и быта. Кухонная утварь, как и в Месопотамии, была простой. Там использовали котлы, тазы, незамысловатую керамику — горшки, кувшины, миски. Египтяне ели за простым деревянным столом, столовых приборов почти не было, поэтому ели преимущественно руками. Использовали каменную или металлическую медную посуду. В исключительных случаях жрецы и фараоны могли использовать небольшие стеклянные сосуды. Хранили продукты в деревянных ящиках, сундуках, сумках, мешках и корзинах.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Посуда в истории культуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Maquis. Десятая муза — Кулина. http://russia-west.ru/viewtopic.php?id=298

3

Каменные ножи. http://www.overclock.net/content/type/61/id/1123151 width/500/height/1000/flags/LL

4

Из истории Ложки и Вилки. http://www.historymania.info/view_post.php?id=227

5

http://www.historymania.info/files/spoon/dog.jpg

6

http://www.historymania.info/files/spoon/fish.jpg

7

Ложка. http://ru.russianarts.online/47327-lozhka/

8

http://www.historymania.info/files/spoon/glass.jpg

9

http://www.historymania.info/files/spoon/hrustal.jpg

10

http://www.historymania.info/files/spoon/russia_4_5.jpg

11

http://www.historymania.info/files/spoon/ukraina_7.jpg

12

Алданов С. История ложки, вилки и складного ножа. Часть 1. http://aldanov.livejournal.com/371677.html

13

Эпоха неолита. http://www.nnre.ru/istorija/pervobytnye_ lyudi_byt_religija_kultura/p7.php

14

Квеннелл Ч. Первобытные люди. Быт, религия, культура. Гл. 6. Эпоха неолита. М. 2005. http://www.nnre.ru/istorija/pervobytnye_ lyudi_byt_religija_kultura/p7.php

15

http://www.nnre.ru/istorija/pervobytnye_lyudi_byt_religija_kultura/i_087.jpg

16

http://www.nnre.ru/istorija/pervobytnye_lyudi_byt_religija_ kultura/i_088.jpg

17

http://cf.ppt-online.org/files/slide/u/UwMeaNEG8O7hYWKdjuFHBQCpZLzivXIlnt3A10/slide-6.jpg

18

Первобытное искусство. http://история-искусства.рф/ancient-art/st043.htm

19

La Edad de losMetales (2500 — 400 a.C.). http://lahistoriadeluniverso.blogspot.ru/2010/12/la-edad-de-los-metales-2500-400-ac.html

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я