Плитка. Укладка своими руками

Е. В. Симонов, 2009

Делая ремонт, особенно в ванной комнате, многие хозяева нередко желают выложить пол и стены плиткой. Чаще всего для этого приглашаются специально обученные люди – маститые специалисты, плиточных дел мастера. Однако процесс этот не настолько сложен и недоступен простому смертному, как может показаться на первый взгляд. Благодаря этой книге вы научитесь быстро и качественно укладывать плитку собственными руками!

Оглавление

Из серии: Современный домострой

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Плитка. Укладка своими руками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Из истории керамической плитки

Долгое время стены в наших квартирах оклеивались исключительно обоями, а полы покрывались только линолеумом. Паркет же казался большинству населения какой-то недосягаемой, почти сказочной роскошью. Ассортимент выпускавшейся тогда плитки был небогат, и советским гражданам даже в голову не могло прийти, что этими крошечными квадратиками унылых расцветок можно покрыть хоть что-либо, кроме лоджии да еще, пожалуй, куска стены, примыкающего к раковине.

Когда же на рынке, как по мановению волшебной палочки, возникло все то удивительное разнообразие форм и оттенков, которое сегодня стало уже вполне привычным, многим из нас вполне могло показаться, что керамическая плитка является относительно новым строительным материалом, изобретенным только во второй половине, а то и вовсе в конце, ХХ в. Те, кто по-прежнему продолжает так думать, ошибаются, поскольку керамическая плитка имеет довольно внушительную историю, уходящую в прошлое как минимум на пять тысяч лет.

Самые древние образцы керамической плитки были обнаружены археологами на территории Месопотамии — исторической области, располагавшейся в междуречье Тигра и Евфрата. От мозаики, которая в 3-м тысячелетии до н. э. использовалась для отделки стен культовых сооружений, а также дворцов царей и придворных, ее отличает больший размер, а также заключение в пределах одной плитки вполне самостоятельного и законченного узора, а не просто отдельного фрагмента большой картины.

Чаще всего древние мастера изображали стилизованный растительный орнамент, а также геометрические фигуры треугольной, полукруглой и круглой формы. Однако они не только были призваны радовать глаз знати или прихожан храма, но и несли в себе тайный сакральный смысл. Так, треугольник обозначал созвездия, а круги и полукруги были символами моря, солнца. Образы людей появлялись на плитках гораздо реже, и при их изображении использовалась так называемая «иконная», или «плоская», техника рисования.

Толщина такой плитки была сопоставима с толщиной небольшого кирпича, а наносившийся поверх рисунка глазурованный слой равнялся 10 мм, что делало плитку очень устойчивой к всевозможным повреждениям. В ходе медленной эволюции, которая длилась столетия, плитка постепенно приобрела более современный вид, став при этом заметно тоньше. Долгое время различные персидские (древнеиранские) династии, последовательно сменявшие друг друга, были единственными обладателями секрета изготовления глазурованной плитки и поэтому сохраняли монополию на ее производство.

Ситуация изменилась после завоевания Испании маврами (так европейцы называли арабов). Именно они завезли на новую родину эту прежде неизвестную здесь технологию и стали активно применять ее при отделке дворцов и мечетей. Лишь спустя века после завершения Реконкисты, увенчавшейся победой христиан и изгнанием мавров, секрет изготовления глазурованной плитки попал в руки католических монахов и оставался их тайной вплоть до XIX в., когда он, наконец, стал достоянием широкой общественности. Лишь тогда появилась возможность наладить в промышленном масштабе производство кафеля, который отныне использовался не только для отделки храмов, но и для более утилитарных целей (например, для облицовки печей, фасадов домов и т. п.) (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Фрагмент фасада одной из мечетей в г. Бухара (Узбекистан), для отделки которого использована декоративная керамическая плитка

Национальные школы изготовления плитки, которые к тому моменту уже начали складываться в Европе, получили новый толчок к развитию. Так, отличительной особенностью испанской плитки всегда была прочность, в то время как итальянские мастера больше внимания уделяли эстетичному внешнему виду своих изделий. Со временем на лидирующие позиции стал выдвигаться кафель из Голландии, по праву славившийся удачным сочетанием эстетичного внешнего вида и прекрасных функциональных качеств. Постепенно расширялась сфера применения керамической плитки, однако благодаря лишь своей красоте этот отделочный материал вряд ли завоевал бы столь широкое признание. Важнейшим залогом всех бывших, нынешних и, несомненно, будущих ее успехов являются прекрасные технические характеристики, особенно столь востребованная сегодня экологичность.

Оглавление

Из серии: Современный домострой

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Плитка. Укладка своими руками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я