Предлагаемая читателю книга представляет собой второе, переработанное и дополненное издание пособия, изданного в 2013 г. Материал подготовлен с учётом законодательства и судебной практики по состоянию на 1 февраля 2017 г. В книге рассмотрены вопросы об организации правового обслуживания предпринимательства, о формах участия юриста в различных сферах деятельности хозяйствующего субъекта, а также изложены практические аспекты гражданского и трудового права. Издание адресовано юрисконсультам, адвокатам, осуществляющим правовое обслуживание бизнес-структур, может быть полезно топ-менеджерам компаний, преподавателям и студентам учебных заведений юридического профиля.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практическое руководство для юрисконсульта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Оформление ООО «Юстицинформ», 2018
1. Краткий исторический экскурс
Юрисконсультская деятельность в России имеет свою историю. Промышленный подъём, начавшийся после отмены крепостного права в 1861 г., строительство железных дорог, появление акционерных обществ и финансовых учреждений, развитие торговли способствовали возникновению новых форм взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства. В судебных органах и, например, в коммерческих судах интересы торговцев и промышленников представляли адвокаты, хорошо знавшие деловую жизнь и судебное производство.
Сделки совершались с участием приказчиков. Известный российский цивилист, профессор Г. Ф. Шершеневич относил приказчиков к категории юридических сотрудников. «Деятельность приказчика, содействующего интересам торгового предприятия посредством юридических сделок, имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю. На внутренней стороне приказчик договаривается с хозяином относительно условий деятельности, срока, вознаграждения и многих иных обстоятельств, безразличных для третьих лиц. Эта сторона определяется договором личного найма. На внешней стороне приказчик вступает в юридические сделки с третьими лицами как представитель своего хозяина. Эта сторона деятельности приказчика определяется доверенностью, действительно выданной или предполагаемой». При этом основной обязанностью приказчика являлось точное исполнение возложенного на него поручения. «Если приказчику вверены все дела предприятия или часть их, он обязан представлять хозяину отчёт. Эта обязанность основывается на законе и потому совершенно не зависит от того обстоятельства, была ли она включена в договор или нет. Отчёты должны быть представляемы или а) периодически, по истечении каждого оборотного года, или b) по востребованию хозяина.» (Г. Ф. Шершеневич. «Учебник торгового права», вышедший в Московском Научном Издательстве в 1919 г., переизданный ООО «Издательство Юрайт», 2016, отдел I параграф 13).
В принципе институт юрисконсультства сформировался к началу XX века. По определению словаря Брокгауза и Ефрона юрисконсульты — это юристы при государственных и общественных учреждениях и частных предприятиях, дающие свои заключения по частноправовым вопросам, возникающим в делопроизводстве этих учреждений, и выступающие на суде в качестве поверенных (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, СПб, 1890–1907 гг.).
В послереволюционной России первое упоминание о юрисконсультах встречается в декрете Совета Народных Комиссаров от 27 июня 1918 г. «Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений».
Данным декретом все советские работники подразделялись на четыре группы, каждая из которых в свою очередь разбивалась на категории. Юрисконсульты относились ко второй категории первой группы ответственных работников со специальными знаниями.
Приём служащих и рабочих производился только через местные биржи труда. Ответственные должности и должности, требующие политического доверия, в советских учреждениях могли замещаться лицами, приглашаемыми ответственными политическими руководителями этих учреждений, помимо бирж труда. Ответственные работники зачислялись в штат по истечении месяца со дня поступления на службу.
Заработная плата юрисконсультов, наряду с судьями, следователями, врачами, инженерами, занятыми в советских учреждениях, определялась по тарифу («Собрание узаконений и распоряжений правительства Рабочего и Крестьянского правительства» (далее — «СУ РСФСР»), 1918, № 48, ст. 567).
В целях надлежащего использования специальных познаний юристов-практиков Совет Народных Комиссаров Декретом от 11 мая 1920 г. «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием» обязал произвести повсеместную регистрацию лиц независимо от возраста и пола, получивших высшее юридическое образование. Регистрации подлежали в том числе и лица, состоящие на службе в предприятиях, учреждениях или хозяйствах по своей специальности или не по специальности («СУ РСФСР», 1920, № 47, ст. 211).
Положением об отделах Народного комиссариата юстиции от 26 ноября 1920 г. устанавливалось, что Обще-Консультационный отдел НКЮ обеспечивает представление заключений по правовым вопросам, возникающим в практике центральных учреждений РСФСР, и контроль над деятельностью Консультационных Подотделов всех наркоматов и их юрисконсультов («СУ РСФСР», 1920, № 90, ст. 465).
В декабре 1923 г. совещание наркомов юстиции и прокуроров союзных республик признало, что работа юрисконсультских частей государственных учреждений и предприятий является частью общей работы органов юстиции по юридическому оформлению хозяйственной деятельности. Необходимо провести регистрацию юрисконсультов в общих органах юстиции. Органам Наркомюста предоставлялось право отвода юрисконсультов («Вестник советской юстиции», 1924, № 2, ст. 47). Учитывая, что общий надзор за законностью осуществляла прокуратура, в её функции входило и наблюдение за деятельностью юрисконсультов.
В целях осуществления мероприятий по контролю за работой юрисконсультов Прокурор РСФСР направил прокурорам на места Циркулярное письмо № 3 от 3 января 1925 г. Признавая юрисконсультов с точки зрения их ответственности должностными лицами, подчинёнными и подконтрольными руководителям учреждений и предприятий, органам прокурорского надзора предлагалось в связи с этим избегать непосредственного обращения к юрисконсультам, минуя руководителей предприятий и учреждений.
Большим событием стало первое Общесоюзное совещание юрисконсультов государственной промышленности, созванное по инициативе Высшего совета народного хозяйства СССР в мае 1925 г.
По итогам работы Общесоюзного совещания Приказом ВСНХ СССР от 26 июня 1925 г. № 955 утверждено Положение о юрисконсультах госпредприятий, подведомственных ВСНХ СССР, которое опубликовано в «Бюллетене финансового и хозяйственного законодательства» № 6 в 1925 г.
Первый нормативный акт, регламентирующий работу правовой службы в государственной промышленности, чётко определил функции, права и обязанности юрисконсультов.
В обязанности юрисконсульта входило участие в договорной работе, разъяснение действующих законоположений по запросам руководителей предприятий и его отделов, составление заключений по их же запросам, работа с юридически значимыми документами и пр. Данным Положением устанавливалась зона ответственности юрисконсульта: он был обязан сообщать руководителю предприятия лишь о тех нарушениях закона, которые усматривал в делах, передаваемых на его рассмотрение, отвечал за соответствие сделки законодательству, а не за целесообразность её заключения и выбор контрагента.
И хотя Положение о юрисконсультах касалось госпредприятий, подведомственных ВСНХ, оно имело значение для регулирования правовой работы в любой организации, а также способствовало укреплению статуса юрисконсульта как служащего, подчинённого только руководителю.
Знаковым правовым актом стало Постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 30 марта 1927 г. «О юрисконсультах государственных учреждений и предприятий и кооперативных организаций и надзоре за их деятельностью» («СУ РСФСР», 1927, № 36, ст. 238).
Тем самым статус юрисконсульта госучреждений и предприятий (как состоящих на государственном или местном бюджете, так и переведённых на хозяйственный расчёт), а равно акционерных обществ (паевых товариществ) с преимущественным либо исключительным участием государственного капитала и кооперативных организаций определялся на правительственном уровне.
Постановление СНК РСФСР от 30 марта 1927 г. устанавливало порядок назначения, увольнения и перемещения, совмещения должностей юрисконсультов, требования к образованию и стажу работы, круг основных обязанностей, пределы ответственности юрисконсультов.
Надзор за законностью в деятельности юрисконсультов государственных и кооперативных учреждений возлагался на органы прокуратуры, осуществлявшие общий надзор за законностью действий всех органов власти и хозяйственных органов.
В целях объединения юрисконсультов учреждений и предприятий в их практической работе, а также выявления вопросов, требующих правового регулирования, Постановлением учреждались совещания при местных прокурорах с участием представителей краевого, областного, губернского суда и арбитражных комиссий. В круг ведения совещаний входило заслушивание докладов юрисконсультов об их деятельности для разрешения встречающихся на практике вопросов и установления единообразия истолкования и применения законов.
В тридцатые годы XX века большие изменения в экономике страны, укрепление хозяйственного расчёта, замена коммерческого кредитования банковским породили новые правовые отношения между звеньями государственной системы.
Экономические условия требовали, чтобы юрисконсульты активнее включались в хозяйственную жизнь предприятий, анализировали причины возникновения убытков, находили правовые средства повышения рентабельности производства.
В отраслевых наркоматах создавались юридические отделы, на которые возлагалось, в том числе, и методическое руководство юрисконсультами подведомственных предприятий.
Постановление СНК РСФСР от 30 марта 1927 г. не отражало специфику деятельности юриста в конкретной отрасли народного хозяйства, поэтому в ряде наркоматов были разработаны ведомственные положения о юрисконсультах.
Годы Великой Отечественной войны негативно сказались на значении и численности юридической службы в государственной промышленности. Но и в тот период основными задачами юрисконсультов оставались правильное применение норм административно-хозяйственного права и неукоснительное соблюдение договорной дисциплины.
Учитывая важное значение хозяйственных договоров для выполнения послевоенного плана восстановления и развития народного хозяйства, Совет Министров СССР принял Постановление № 1586 от 21 апреля 1949 г. «О заключении хозяйственных договоров» («Собрание Постановлений Правительства СССР», 1949, № 9, ст. 68). Среди прочих мер, направленных на улучшение качества и ассортимента продукции, дальнейшее укрепление хозрасчёта, Совмин СССР признал необходимым восстановить в хозяйственных органах, заключающих договоры, должности юрисконсультов или в зависимости от объёма работы договорно-юридические отделы.
Укреплению должностного статуса юрисконсульта способствовало Примерное положение о юридическом (договорно-юридическом) отделе, главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте предприятия, учреждения, организации, утверждённое Постановлением Совмина РСФСР от 29 марта 1963 г. № 386 («СУ РСФСР», 1963, № 7, ст. 44).
Присутствие представителей юридических служб требовалось на заседаниях Совета народного хозяйства, коллегии министерства, ведомства, исполнительного комитета местного Совета депутатов трудящихся, на совещаниях, созываемых руководителем предприятия, учреждения, организации. По возникающим правовым вопросам юрист давал заключения.
Начальник юридического (договорно-юридического) отдела, главный (старший) юрисконсульт, юрисконсульт обязан был отказаться от ведения судебных и арбитражных дел, если не имелось оснований для предъявления иска или для возражения против иска, обоснованно предъявленного к предприятию, учреждению, организации.
В случае обнаружения нарушений законности в деятельности производственных единиц руководитель юридической службы (юрисконсульт) имел право сообщить об этом руководителю, а в тех случаях, когда последний не принимал мер к устранению нарушений, — руководителю вышестоящей организации.
Постановление Совмина РСФСР от 29 марта 1963 г. № 386 обязывало совнархозы, министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Мосгорисполком и Ленгорисполком разработать на основе примерного Положения и утвердить положения о юридических (договорно-юридических) отделах, главных (старших) юрисконсультах, юрисконсультах подведомственных предприятий, учреждений и организаций с учётом особенностей их работы.
Вехой в истории становления юридической службы стало Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 23 декабря 1970 г. № 1025 «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве» («СУ РСФСР», 1971, № 1, ст. 1).
Данным документом предусматривался комплекс мер по совершенствованию системы и организации работы юридической службы, по государственному и методическому руководству правовой работой в народном хозяйстве. Постановление определило в качестве основных задач юридических работников министерств и ведомств, предприятий и учреждений дальнейшее укрепление социалистической законности в деятельности хозяйственных организаций, упрочение хозрасчёта и улучшение экономических показателей, обеспечение сохранности социалистической собственности, защиту прав и законных интересов предприятий и граждан.
Возросшие требования к правовой работе в народном хозяйстве обусловили необходимость разработки нормативного акта, регламентирующего статус, основные задачи и функции юридической службы.
Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. № 467 утверждено Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения («СУ РСФСР», 1972, № 13, ст.70).
Общее положение способствовало укреплению роли юридической службы народного хозяйства в организационном, кадровом, материально-ресурсном, информационном плане.
На основе Общего положения республиканские министерства и ведомства утверждали Положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте предприятия, организации, учреждения системы данного министерства с учётом особенностей работы в соответствующей отрасли.
Семидесятые годы прошлого столетия в связи с проводимой руководством страны политикой, направленной на обеспечение правопорядка, характеризуются повышением значения юридической службы.
К формам деятельности правовых подразделений (юрисконсультов) относились контроль над соблюдением социалистической законности и выявление причин правонарушений в работе предприятия; разработка организационно-правовых мероприятий по устранению недостатков, повышению экономической эффективности производства; оказание юридической помощи в управлении предприятием и пр.
В соответствии с Общим положением о юридическом отделе, юрисконсульте за непринятие мер к устранению нарушений законности юристы несли ответственность наряду с руководителем предприятия (организации, учреждения).
Вместе с тем, министерства и их территориальные управления регулярно проводили совещания юрисконсультов производственных объединений и предприятий для обмена опытом их работы, ознакомления с новым законодательством, формирования единообразия в применении нормативных актов с учётом особенностей правового регулирования в соответствующей отрасли народного хозяйства.
Органы местного самоуправления юрисконсультов, успешно работавших в сфере народного хозяйства, включали в списки кандидатов на должности народных судей.
С целью оказания юрисконсультам предприятий и производственных объединений помощи в выполнении стоящих перед ними задач Министерство юстиции СССР подготовило и Письмом от 19 февраля 1976 г. № К-18-103 направило в ведомства Методические рекомендации об организации работы юридической службы на предприятии и в производственном объединении (комбинате).
На базе данных рекомендаций отраслевые министерства подготовили ведомственные рекомендации, учитывающие специфику работы в своей сфере народного хозяйства.
Следует упомянуть также, что до 1992 г. наряду с государственным арбитражем существовали и ведомственные арбитражи.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1955 г. споры между государственными, кооперативными и общественными организациями на сумму до 100 руб. рассматривали вышестоящие по отношению к должнику организации: главки, управления, производственные объединения и т. д.
Общего нормативного акта об организации работы по рассмотрению дел не существовало. Порядок разрешения споров на сумму до 100 руб. каждое министерство (ведомство) устанавливало самостоятельно. Если в министерстве (ведомстве) не существовало документа, регламентирующего процедуру рассмотрения дел, то должностное лицо, разрешающее спор, руководствовалось только сложившейся практикой.
Работа по организации рассмотрения дел возлагалась на юридические службы министерства (ведомства), что гарантировало принятие достаточно квалифицированных решений. В то же время от юристов требовалась объективность и беспристрастность, чтобы не допускать превышения ведомственных интересов над общегосударственными.
В тех министерствах (ведомствах), где юридическая служба отсутствовала или была немногочисленной, споры рассматривались руководителем или его заместителем либо другим ответственным чиновником. Естественно, что в подобных ситуациях качество принятых решений, их правовая аргументация, как говорится, оставляли желать лучшего.
Вышестоящая организация могла рассматривать дело без участия представителей сторон, в связи с чем решение зависело от полноты и добротности представленных документов.
Предприятия-должники должны были исполнять вынесенные по спору решения, поскольку они являлись актами, принятыми органом государственной власти.
Девяностые годы начались с перехода к рыночным отношениям и отказа от административно-командной системы, что не могло не отразиться на характере деятельности юридической службы хозяйствующих субъектов.
Детальная регламентация деятельности правовых отделов и юрисконсультов на государственном уровне не требовалась, поскольку цели и задачи диктовал рынок.
Общее положение о юридическом отделе, юрисконсульте перестало быть обязательным правовым актом и стало носить рекомендательный характер при подготовке локального нормативного акта, определяющего основные функции юридической службы организации.
В пору обновления российского гражданского, налогового, трудового, жилищного, земельного законодательства, призванного обеспечить законодательную базу для происходящих в стране экономических реформ, юрисконсульту приходилось нелегко.
Вновь принятые кодексы не могли учесть все реалии периода перехода от плановой к рыночной экономике.
Например, многие предприятия имели собственный жилой фонд. Динамично развивающееся законодательство в этой жизненно важной сфере стало кардинально отличаться от дореформенного жилищного права. Для решения социальных проблем от юрисконсульта требовалось подыскать способы, как сбалансировать интересы работников и предпринимательской структуры.
К сожалению, в отличие от адвокатов, нотариусов, судей, прокуроров, следователей, юрисконсульты не создали своего профессионального сообщества, которое расширяло бы круг общения и помогало выбрать оптимальный вариант урегулирования возникающих вопросов.
Опыт практического применения обновлённых кодексов и новых законов каждому юрисконсульту пришлось нарабатывать, как говорится, с нуля.
Следствием изменения условий хозяйствования стала и двойственность положения юрисконсульта в организации.
Как работник предпринимательской структуры, которая осуществляет деятельность на свой риск, он, прежде всего, обязан имеющимися в его распоряжении правовыми средствами, обеспечивать систематическое получение прибыли.
Но как профессионал, в силу не только своего образования, но нередко и убеждения, юрисконсульт должен правовыми способами обеспечивать соблюдение законности в деятельности компании. При такой ситуации ключевой задачей юриста становится поиск баланса интересов.
В новых экономических условиях «право на жизнь» получили разнообразные формы юридического сопровождения предпринимательства.
К примеру, юридическое обслуживание взяли на себя комплексные экономико-правовые центры, сформировавшиеся из сотрудников бывших союзных министерств и ведомств.
При отсутствии в штате небольших организаций должностей юрисконсультов компания за правовой помощью обращалась к адвокатам или гражданам, получившим лицензию на право оказывать платные юридические услуги.
Некоторые компании возложили решение юридических вопросов, в том числе ведение судебных и арбитражных дел, на работников фирмы, не обладающих соответствующей профессиональной подготовкой. При таком подходе, даже если организацией не совершено противоправных действий, ей далеко не всегда удавалось отстоять свои нарушенные права и законные интересы. Кроме того, дилетант не мог предвидеть и предотвратить возникновение новых проблем либо проблем большего масштаба.
За последнее десятилетие правовое обеспечение бизнеса осуществляется в форме создания в коммерческой организации собственной юридической службы либо путём оказания услуг адвокатами или юридическими фирмами.
Решение руководства компании, создавать или нет собственную юридическую службу, принимается с учётом многих объективных и субъективных факторов.
Если организация передает ведение правовой работы адвокатскому бюро или юридической фирме, то она приобретает команду юристов, которая справится с любым объёмом работы клиента, будет оказывать услуги независимо от отпусков и временной нетрудоспособности своих сотрудников. Кроме того, многие юристы фирмы или адвокаты имеют специализацию по определённому правовому направлению. Однако, не всем юридическим компаниям можно доверять правовое обеспечение деятельности хозяйственного общества. Достаточно часто на рынке услуг встречаются фирмы, которые для обслуживания клиентов привлекают студентов старших курсов юридических вузов без опыта работы и знания судебной практики, а также бывших госслужащих, слабо владеющих вопросами предпринимательского права.
Не секрет, что стоимость услуг внешних юристов достаточно высока. Нередко, юридические компании применяют почасовые расценки, а не оплату услуг в зависимости от объёма и сложности выполняемой работы.
Многие собственники и руководители хозяйствующих субъектов отдают предпочтение собственной юридической службе. Юристы компании знают все правовые аспекты деятельности компании, историю происходящих в ней процессов. У руководителя компании в любой момент под рукой специалист в области права, с которым можно посоветоваться или дать срочное поручение.
Организации малых форм вводят в штат должности юрисконсультов. В случае же возникновения специфической одноразовой проблемы к участию в её решении привлекается фирма, специализирующаяся в определённой отрасли права, допустим, налогового, таможенного, валютного, авторского, экологического и т. д.
Как правило, предприятия, выпускающие продукцию, и общества, выполняющие большой комплекс работ, имеют в штате юридическую службу. Структура, численность правового департамента (дирекции, управления, отдела) зависит от вида деятельности хозяйствующего субъекта, сложности возникающих проблем, характера и объёма юридической работы.
В последующих главах книги освещаются вопросы повседневной работы по важнейшим направлениям юрисконсульта небольшой организации. Правовое обеспечение крупного бизнеса в настоящей публикации не рассматривается, поскольку задачи, статус, формы деятельности юридической службы достаточно хорошо отрегулированы локальными нормативными актами, функции между сотрудниками департамента, управления, отдела и прочих форм структурных подразделений распределены должностными инструкциями, а механизмы решения возникающих правовых проблем в основном выработаны опытом и практикой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практическое руководство для юрисконсульта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других