Рассматриваются проблемы развития конкурентоспособности российского образования и разработка возможных сценариев экспорта образовательных услуг. Для специалистов в области управления и экономики системы высшего профессионального образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экспорт образовательных услуг. Анализ управленческих решений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Повышение конкурентоспособности российского образования
Конкурентоспособность российского образования определяется предпочтениями населения при выборе того или иного места обучения. В большинстве случаев население руководствуется рядом субъективно оцениваемых характеристик учебного заведения, отражающих:
• качество образовательной деятельности, при этом, несмотря на практическое отсутствие измерителей качества обучения, население все же имеет сложившуюся оценку качества работы учебного заведения;
• условия, в которых содержатся учащиеся в учебных заведениях, включая и такие характеристики, как наличие общежития (кампуса), организация в нем питания, проведение внеучебного времени и др.;
• условия физического доступа к учебному заведению, характеризующегося не только временем, затрачиваемым на ежедневную дорогу к нему, но и условиями этой «дороги», включая, например, необходимость для детей перехода проезжей части без подземного перехода или светофора;
• важное значение имеет также сложившаяся в общественном мнении оценка учебного заведения, своего рода его «торговая марка», престижность обучения в нем.
Этим перечнем направления оценки не исчерпываются и служат исключительно иллюстрацией содержания существующего подхода к оценке того или иного учебного заведения с позиций потребителя образовательных услуг. Сопоставление такого рода оценок различных учебных заведений позволяет населению выделять их относительные конкурентные преимущества, т. е. решать задачу выбора наиболее предпочтительного места обучения. Общая схема такой оценки представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Основные направления оценки конкурентных преимуществ образовательных учреждений
Несмотря на наглядность и наличие понятных, в общем, признаков, использование приведенных характеристик затруднено рядом обстоятельств:
• характеристики не являются исчерпывающими, поскольку могут дополняться, изменяться и пр.;
• содержание характеристик не является однозначно понимаемым и, следовательно, не может использоваться для принятия решений без дополнительного толкования;
• практически отсутствуют инструменты измерения или иной оценки этих характеристик, кроме субъективных представлений и констатации наличия или отсутствия того или иного признака;
• формализация данного подхода приведет к созданию множества характеризующих отдельные образовательные учреждения наборов данных, требующих интерпретации, выработки представления об «идеальном» учебном заведении в координатах указанных условий, сопоставления полученных оценок и осуществления других действий, разработка которых является самостоятельной проблемой.
В связи с этим представляется необходимым пойти по пути разработки отдельных оценок конкурентоспособности образовательных учреждений, основанных на более четком определении содержания данного понятия.
Под конкурентоспособностью образования в рамках настоящей работы понимается совокупность качественных и количественных характеристик объекта системы образования, оценка которых отличается от оценки аналогичных характеристик иного объекта или иной системы образования и позволяет получить лучшие по сравнению с ними результаты деятельности. В качестве таких результатов могут рассматриваться качественные характеристики предоставляемых образовательных услуг, количественные характеристики объекта и системы образования в целом, эффективность использования ресурсов для получения необходимого результата.
Понятие конкурентоспособности образования рассматривается в двух аспектах.
Внутренняя конкурентоспособность образования обеспечивает его привлекательность для населения страны в целом и отдельных регионов в частности. В этом аспекте объектом исследования являются подсистемы профессионального образования:
• отдельные образовательные учреждения;
• совокупности образовательных учреждений:
— определенного профиля;
— отдельного региона;
— определенного уровня образования и т. д.
О внутренней конкурентоспособности можно судить по значениям нескольких параметров, к числу которых можно отнести следующие:
• абитуриенты, желающие обучаться и поступающие в отдельные образовательные учреждения, т. е. сделавшие выбор в пользу этого учебного заведения;
• население соответствующей возрастной группы, обучающееся в образовательных учреждениях соответствующего уровня образования, т. е. сделавшее выбор в пользу определенного уровня образования «в ущерб» иным уровням;
• учащиеся, приехавшие из другого региона для обучения.
Внешняя конкурентоспособность свидетельствует о привлекательности национальной системы образования для обучающихся из других стран, и прежде всего стран с развитой инновационной экономикой. В этом аспекте объектом исследования выступает национальная система образования или ее подсистемы. Остепени привлекательности можно судить по двум основным параметрам:
• объем предоставления образовательных услуг гражданам зарубежных стран; иногда данный параметр представляется как экспорт образовательных услуг;
• место национальной системы образования в ряду систем образования других стран, определяемое на основе многочисленных международных сопоставлений.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экспорт образовательных услуг. Анализ управленческих решений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других