Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и родителей

Елена Ульева, 2012

В пособии представлены пальчиковые игры, которые можно использовать в работе с детьми 4–7 лет: в комплексах утренней гимнастики, физкультминутках, перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом и пр. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, мускулатуру рук, координацию движений, память, внимание, речь, мышление. Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.

Оглавление

Из серии: Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От автора

Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. «Сорока, сорока кашу варила», — говорит мама и водит пальчиком малыша по его ладошке. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали», — старательно повторяют первоклассники вслед за учителем, сжимая кулачки.

Главная ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребенок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развиваются речь, память, внимание, мышление, мелкая моторика руки, координация движений (слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь). Те же механизмы заложены в основе письма — наиболее сложного процесса, осваиваемого первоклассниками. Подготовить их к этому непростому делу — непосредственная задача родителей и педагогов.

Для овладения письмом важны также развитые мышцы руки, умение вовремя напрягать и расслаблять кисть. Сделать мышцы сильными и развитыми могут только тренировки. В игры, предлагаемые в пособии, включены упражнения для разработки руки: вращение кистью, встряхивание, сгибание-разгибание и др.

Пальчиковые игры увлекательны, доступны, интересны детям. Стихотворные тексты легко запоминаются. Освоив игру, ребенок сможет повторять ее где угодно: дома, в транспорте, на прогулке.

Работа над освоением игры делится на несколько этапов:

— показ;

— объяснение;

— воспроизведение;

— закрепление.

Показывая игру в первый раз, нужно замедлить темп, чтобы дети могли как следует рассмотреть движения взрослого и понять смысл игры. Затем нужно показать и объяснить, как правильно выполняется упражнение. На следующем этапе дети повторяют текст вместе с взрослым. Следует указать на допущенные ими ошибки и неточности, уделить внимание выразительности речи, умению правильно передавать эмоции и настроение стихотворения, выбирать правильную интонацию. Игру можно повторить на следующий день, добиваясь самостоятельного воспроизведения.

Работа с пальчиковыми играми будет эффективной, если использовать в течение дня 5–7 игр, один раз в неделю добавляя новую игру. Это даст ребятам возможность хорошо освоить старые игры, но в то же время не устать от них.

Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры?

Во-первых, во время утренней гимнастики. Предлагая детям упражнения на укрепление различных групп мышц, уделите немного времени и мышцам руки. Во-вторых, перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом, чтобы разогреть и размять руки. В-третьих, пальчиковые игры незаменимы на физкультминутках: они позволяют расслабить мышцы руки, дать им отдохнуть.

В пособии также представлены обучающие игры. С ними процесс обучения проходит интересно и легко. Эти игры научат детей счету, помогут усвоить понятие «состав чисел», дадут возможность на практической основе понять принципы сложения и вычитания, запомнить геометрические фигуры, порядковые числа.

Игры, направленные на изучение грамоты, также очень важны. Проговаривая стихотворный текст, ребенок выделяет голосом звуки, соответствующие изучаемой букве, — фонемы, чтобы потом показать на пальцах, как выглядит рука. Запоминание проходит более эффективно, так как задействовано больше органов чувств, больше ассоциаций.

При знакомстве детей с литературными произведениями также можно использовать пальчиковые игры:

— Покажи, как лиса постучала в теремок (как дед тянул репку; как Красная Шапочка шла по лесу).

Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, ведь эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения.

В данном пособии предлагаются разнообразные пальчиковые игры — взрослый может выбрать наиболее подходящую по теме и содержанию игру для каждого конкретного случая.

Оглавление

Из серии: Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я