11 захватывающих сказок известной актрисы, режиссёра, сценариста и кукольных дел мастера. Эти сказки – вроде вазочки с разными сладостями. Тут и печеньки, и цукаты, и зефир, и квадратики шоколада, и орехи, и сухофрукты. Выбирайте, что вам по вкусу. Волшебные, трансформирующие, фантастические и реальные. Для детей и взрослых, которые остались детьми.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Снежная Королева живёт под Питером предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Пушкин дремлет
Под Старый Новый год после спектакля Мастер закрыл шкаф с куклами и ушёл. А у кукол начался было праздник, но получился настоящий балаган.
Зачинщиком безобразия был Петрушка. Он предложил всем махнуть в декорации пушкинского домика в Михайловском. Это был старый буфет, перестроенный для спектакля о поэте: на первом этаже (полка буфета) как бы жила Арина Родионовна. Там висела иконка с лампадкой, стояла печка и аккуратно застеленная кроватка, на которую все и уселись. На кровати поэта, на втором"этаже"буфета, был страшный беспорядок (по замыслу спектакля): взъерошенная простыня, подушка на полу. Поэт как бы уронил её, и она валяется. Мастер её даже на клей посадил.
Но сначала было не так. Кукла Пушкин всё время молчала, а Петрушка хотел развеселиться и предложил"налить"поэту. На что Пушкин изрёк первые и последние за этот вечер слова: “А где же кружка?”.
И тут все так обрадовались его голосу! Весело толкая друг друга, куклы долго искали кружку или"налить", но не нашли, потому что в театре ни того, ни другого отродясь не было в реквизите.
Тогда было предложено поиграть, как будто все уже во хмелю, но знойная Зарема упёрлась.
— А ты напряги сознание, — посоветовал Петрушка, — и притворись, что ты уже пьяненькая!
— Сознание — штука хитрая, — мрачно заявил Фауст, — фиг сдвинешь.
— А тогда ты его бытиём попробуй, — настаивал Петрушка, — сорвём тормоза! Не актёры, что ли?
Тут Пушкин икнул, все восприняли это как сигнал и уже сразу"пьяные"повалили в буфет, к Родионовне на кровать. Русалке не хватило места, но она уселась на колени к Моцарту. Тот не возражал. Сальери возился в углу с шарманкой, пытаясь её наладить. Родионовна смирно поправила на стене картинку, вышитую бисером, и куда-то запропастилась до утра. Петрушка потряс Пушкина за плечо:
— Хорошо, что он молчит. Сегодня я за него буду его сказки рассказывать.
Куклам, как существам, привычным к тому, что мир полон разных реальностей, было ясно, что Родионовна рассказывала Пушкину одно, он записывал другое, все читают третье, а Петрушка собрался всё это излагать по-своему. И он начал.
— Жил-был царь Дадон в своей земле… Читай: человек, точнее не скажешь. Совершенный дадон. Ни выводов, ни размышлений. Ест, спит и моргает. Сплошная немощь. А с жизнью же так нельзя, — одни авансы иметь. Ну и долежался до испытаний.
Является к нему лучшая треть его существа — Мудрец. Но Дадон и есть дадон, он сам себя не признал, а увидел только постороннего старикашку. А тот с подарком:
— На, — говорит, — тебе будильник золотой в виде петуха, чтобы ты лихо не проспал.
Дадон по имени и сути понял всё буквально. Нет чтобы внутри себя лихо стеречь, — он птицу прицепил в центре города, чтобы иноземного врага наблюдать. Некоторые многие так с ценными вещами и поступают: приспосабливают к своим глупостям, хоть не доверяй им волшебные вещи! Хорошо ещё орехи металлическим петушком колоть не стал… Ну и ладно петуху, он своё дело знает, заводной.
А лихо всякое не простое: как внутреннее лихо подымается, а на него не обращают внимания, так оно снаружи появляется. Так и тут было. С одной стороны, Дадон опять ленью изошёл, а с другой стороны, иноземцы пошли на царство.
Петух-молодец тут по обоим лихам звонить и начал. Все забегали. Дадон — ну искать на минус хоть какой-нибудь плюс. Поскрёб и нашёл своих двух сыновей, последние сокровища души своей. Одного за другим на иноземного врага напустил.
Ушли дети и не вернулись. А петух опять кукарекает.
— Бедненький Дадон! — вдруг встряла Русалка. — Кто же курий язык понять может? Мало ли что он там говорит? Почему словами не объяснить человеку, где у него лихо?
— Дорогая рыба, сказка эта про несознательность человечества, — пояснил Петрушка. — Будильников у него было — хоть пруд пруди, хотя бы и писателей, которые своим творчеством старались человека ото сна избавить. Будили, будили! Толстой всей глыбой наваливался, Достоевский доставал, Горький горечью сыпал, — авось поедят, проснутся, Блок — блоками, кирпичами, Маяковский маячок давал, Чехов чехвостил мягко, как врач, Крылов крыльями махал, чтобы туман рассеять для ясности, Зощенко тоже хорошо писал, а Пушкин — пушками палил!
— Ладно, продолжай, — распорядилась Зарема.
-Так вот. Петух звонит опять, а послать некого. Сам собрался Дадон. Доехал до шатра в блёстках и уже дивится. А когда из шатра тётка в прозрачных штанах вылезла, так и готов стал.
Не привыкши в жизни всё мудро рассматривать, Дадон видит только Шемаханку в сапфирах и кольцах и больше ничего в ней не видит.
— А что это за загадка? — спросил Моцарт.
— Шемаханка эта только с виду иностранная красавица-царица, а так — это Майя.
— Чего? — Зарема нахмурила чёрные брови.
— Встретился, братцы, Дадон, как и все люди в жизни встречаются, с Майей. А это — мишура, все губительные прелести мира, как то: чрезмерные удовольствия, шипучие страсти, жизнепрожигание, иллюзии и мгла. И всё это олицетворяла собою Шемаханка. Сплошную ловушку. Дадон попался. Ну что? Сел и поехал, держа в объятиях всю эту дрянь. Но тут, в надежде спасти остатки его разума, на помощь является его внутренний Мудрец (Дадон думает, что он внешний) и просит:
— Отдай мне, — говорит, — Шемаханку, хотя бы как плату за петуха.
Хотел он не Шемаханку, а, как друг, желал Дадона от иллюзии избавить. Но царь Дадон-то видит бабу! Рассердился и последние свои мозги вышиб: убил палкой Мудреца. В себе. И снаружи.
Шемаханка, как и положено иллюзии, тут же растворилась в никуда, а петушок видит такое дело: вроде был Дадон, человек, а стал, даже в глазах петуха, совершенным ничтожеством, вроде червячка.
Ну, петух его и склевал.
Все молчали.
— Ай да Пушкин, — затявкала злая петрушкина собачка Муха из спектакля"Балаган".
— Не тронь поэта! Это петрушкина шизофрения, — сказала Русалка.
На что собачонка злобно ответила:
— А ты хоть бы в общество титишник надела!
После этого сразу никто не посмел взглянуть на сто раз всеми виденные голые грудки Русалки. Только пару минут спустя, кое-кто таки глянул украдкой на них, но сразу увёл глаза от всем ясной мысли: Русалка в бюстгальтере — это гадко. Всё-таки природа, пусть будет самой собою.
— Почему, собственно, прелести жизни обязательно губительны? — чмокнул Русалку Моцарт.
— Есть прелести, а есть радости, — натявкала опять собачка Муха.
— Думаю, так, — поскрёб шапку Петрушка. — Прелести губят, а радости спасают.
— А как их различать? — озадачился по своей привычке Фауст.
Подала голос Зарема:
— Эх, богослов, это твоя сказка. Только сам ты не Шемаханке поддался, а кому похуже. Выводов так и не сделал?
— Братцы мне не в радость эти разговоры. Вся эта нудная внутренняя метаморфоза…
— А я любуюсь толстухами, выбирающими выпечку!
— У кого будни, а у кого — блудни. Вот и вся разница.
В этот момент пришла Арина Родионовна. Она, игнорируя вечеринку, молча подошла к задремавшей кукле-Пушкину и подоткнула ему под спину вышитую подушечку. Потом окинула всех строгим взглядом и вздохнула:
— Мелете, мелете, что молоть? Всё же ясно, как в сказке. Каждый сам себе всё выбирает. Только сначала знай, что за всё, что выбрал себе, сам и отвечаешь. И нечего на прочих пенять.
В этот момент Сальери починил шарманку. Она фальшиво заныла и заквакала что-то приятное.
И Пушкин засмеялся.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Снежная Королева живёт под Питером предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других