Загадки «Педагогической поэмы». Чтение с заметками на полях

Елена Плюснина

Книга заинтересует родителей, воспитателей, учителей – всех, кто не безразличен к вопросам грамотного осуществления воспитания и обучения, а также тех, кто интересуется искусством глубинного чтения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадки «Педагогической поэмы». Чтение с заметками на полях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Загадки педагогической поэмы1

Чтение с заметками на полях

Эти размышления будут интересны тем,

— кому было интересно читать и размышлять над педагогической поэмой,

— кого волнует теория и методика обучения и воспитания детей в современных условиях,

— кто жаждет творческого поиска, поскольку в поэме «открытых» вопросов предостаточно.

Почему возникает необходимость возвращаться в прошлое? Да потому что сегодняшнее настоящее имеет очень много сходства с этим прошлым. Задача заключается в том, чтобы, увидев это сходство, постараться сделать правильные выводы для сегодняшнего дня с учетом будущего, того будущего, о котором мечтали соцвосовцы, но не знали его. И вот мы уже из будущего пытаемся вести диалог с ними, с теми, кто строил, мечтал и пытался воплотить мечты в жизнь.

Неужели нас опять может интересовать командирская педагогика, карательная педагогика, педагогика борьбы и другие нелестные эпитеты «макаренковской» педагогики?

Чтение педагогической поэмы с заметками на полях будет выглядеть так:

— Номер и название главы.

— Отдельные цитаты или события, привлекшие внимание (выделения и подчеркивания сделаны Е.П.) (в скобках указана страница)

— Размышления автора статьи

— Часть1. §3. Характеристика первичных потребностей

— Соцвосовская мечта — особенное творчество, которое якобы делает детское мышление очень близким по своему типу к научному мышлению (с.18).

— Обращают на себя внимание слова особенное, якобы и по своему типу. Эти слова подчеркивают 1).особенное научное творчество 2). сомнение в этом постулате, т.е. он нуждается в проверке, но его возможность допускается 3). Связь детского мышления и научного мышления. Общий вывод: именно в этой фразе — весь Макаренко, как педагог и человек.

— §3. Характеристика первичных потребностей

— Я пошел на опасный для себя, но человеческий, а неформальный поступок (о драке с Задоровым). Кроме того, они видят, что мы много работаем для них. Все-таки они люди (с.18).

— Задеть струны «живого», настоящего, человеческого через силу гнева. Совершить неформальный поступок через силу чувств. Вера в то, что в них (в колонистах) настоящее, человеческое победит. Значит, первичной потребностью является необходимость быть людьми.

— §5. Дела государственного значения

— Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона (с.32).

— Через настоящее дело к пониманию, что такое коллектив. Они (колонисты-заправилы) ничего не боялись. В основе воспитания — не лежал страх. Это с одной стороны, а с другой стороны — всеобщее осуждение, которое приводило к пониманию на подсознательном уровне, что ты останешься один, будешь изгоем — заставляет их сменить систему ценностей. Например, красть (читай — делать плохо) у тех, с кем вместе живешь — плохо. И в то же время зарождается понимание коллективизма, основанного не на страхе — это первые ростки вхождения в социум

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадки «Педагогической поэмы». Чтение с заметками на полях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т. 3 / Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. — М.: Педагогика, 1984. — 512 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я