1. Книги
  2. Школьные учебники по английскому языку
  3. Елена Николаевна Резникова

Образовательный маршрут вашего ребенка. Как выучить английский

Елена Николаевна Резникова (2024)
Обложка книги

Хотите, чтобы ваш ребенок знал английский, занимался с удовольствием, мог использовать язык в любых жизненных ситуациях? Платите серьезные деньги за английский ребенка, а толку нет? Мы многое планируем, но к изучению языка часто относимся несерьезно. Стихийно начинаем обучать ребенка, и также внезапно прекращаем, реагируем на сложности в школе или вузе. Часто изучение языка выливается в бесконечные догонялки с программой. В силу непонимания принципов обучения и спонтанных решений родителей, изучение языка превращается в длительный дорогостоящий квест. Результат при этом многих не радует. Как и английскому научить, и сэкономить финансы? Руководитель школы иностранных языков, преподаватель с более чем 20-летним стажем, Елена Резникова, расскажет, когда начинать, как мотивировать ребенка, организовать его деятельность, выбрать преподавателя или курсы, контролировать успехи. Каждый родитель сможет посчитать затраты на английский при разных стратегиях и выбрать подходящий вариант.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Образовательный маршрут вашего ребенка. Как выучить английский» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Сколько времени нужно, чтобы выучить английский. Международные экзамены.

-Карандаш.

-A pencil.

-Стол.

-A table.

-Девушка.

-Чувиха.

Помните старый советский фильм «Джентельмены удачи»? А сцену на даче помните? Как сбежавшие из тюрьмы спрятались на даче профессора и учили английский.

-Вот отсижу срок, и все, завяжу. На работу устроюсь.

-Кем? В родном колхозе сторожем?

-Могу снег чистить, могу кирпичи класть или переводчиком. Английский я знаю.

Эта смешная сцена — удачная иллюстрация отношения многих людей к языкам. Могу что-то сказать на английском? Знаю два приветствия и три прощания — все, знаю язык. Но есть и другая крайность, когда человек уже хорошо говорит, понимает на слух, но не считает эти успехи значимыми. Многое зависит от самооценки, люди давно заметили, что фраза «Я знаю английский» не дает почти никакой информации.

Международные экзамены по английскому.

Примерно 100 с небольшим лет назад британцы придумали инструмент, чтобы измерить это самое знание языка. В 1913 году появился первый международный экзамен по английскому Certificate of Proficiency in English (CPE)для определения уровня. Сами описания уровней были долгое время довольно размыты, пока не появился единый стандарт для определения уровней европейских языков Common European Framework of Reference for Languages (CEFR).К подробному описанию уровней владения английским обязательно вернемся чуть позже, а пока еще немного про сами экзамены.

Мы помним, Великобритания в то время была колониальной империей, ей нужна была рабочая сила из других регионов, поэтому задача обучить мигрантов английскому языку стояла остро. Для проверки результатов обучения удобнее всего использовать экзамены, в которых четко прописаны критерии оценивания.

Результаты таких тестов сейчас принимают различные университеты, где преподавание ведется на английском языке, а также различные международные компании при приеме специалистов на работу.

CPE стал первым, но не остался единственным. Вскоре появились и другие международные экзамены, направленные на определения уровня английского.

Certificate in Advanced English (CAE)создали в 1991 году, он тоже часто принимается различными университетами. Эти экзамены, а также многие другие, разрабатывает экзаменационные службы Кембриджского университета UCLES (University of Cambridge Local Examination Syndicate).

Кембридж создал, пожалуй, самую обширную линейку. Также есть IELTS (InternationalEnglish Testing System) — результат сотрудничества UCLES, Британского совета и австралийской организации IDPEducation. IELTS даже более популярен среди университетов в англоязычных странах, чем CPE или CAE.

Первый международный экзамен, проверяющий знание североамериканского варианта английского языка, стал TOEFL (Test of English as a Foreign Language). Именно этот экзамен требуется для поступления в вузы США и Канады.

Зачем нужно определять уровень? Чтобы понимать, что реально может тот или иной человек, какими навыками в английском он владеет. Когда соискатель на хорошую должность приходит и говорит: «У меня уровень В2» — это его личная оценка своих знаний. Когда он приносит документ о сдаче экзамена, проведенным независимым экспертом, работодатель получает довольно точное представление об уровне английского будущего работника. Например, не будет тратить свое время на собеседование с человеком, уровень которого слишком низкий и не узнает ничего о его других достоинствах.

Во многие университеты, где преподавание идет на английском языке, также требуются сертификаты международных экзаменов. Ситуация, когда университет проводит собственное тестирование английского, встречается все реже и реже. Абитуриент сам должен озаботиться достижением нужного уровня и его подтверждением. Если вы планируете, что ваш ребенок будет поступать и учиться заграницей, уточняйте список требований очень заранее, чтобы успеть подготовиться и сдать необходимый экзамен. В этом случае абитуриенты с уже высоким уровнем английского имеют преимущество, им не нужно готовиться долго, только познакомиться с критериями и сдать на высокий результат.

Можно ли школьные экзамены считать достаточно весомым измерителем уровня? ОГЭ (основной Государственный Экзамен)предъявлять не очень серьезно, хотя создатели заявляют уровень экзамена как В1. (об уровнях английского вы узнаете чуть позже) А вот сданный на высокий балл 85+ ЕГЭ(Единый Государственный Экзамен)по английскому — уже кое-каким весом обладает. Но поскольку никаких сертификатов ЕГЭ не выдает, результаты можно подтвердить на сайте при помощи личных данных в течение только четырех лет. После этого времени ваше достижение, увы, превращается в тыкву.

Существуют также международные экзамены для определения уровня у детей.

Pearson Test of English

Cambridge YLE Exams:

Starters

Movers

Flyers

KET

PET

Зачем нужны экзамены для детей, ведь ребенок никуда не поступает и не нанимается на работу?

Мало того, сейчас эти компании ушли из РФ, так что настоящие экзамены можно сдать только заграницей. Но не печальтесь, центры, которые специализировались на их проведении, остались с нами, специалисты, которые проверяли работы, тоже здесь. Поэтому в таких центрах налажена сдача так называемых"пробных тестов". Вся процедура сохранена, кроме выдачи сертификата от известного бренда. Главная ценность детских экзаменов не в получении бумажек с красивым логотипом, а для понимания уровня английского, на котором находится в данный момент ваш ребенок.

Порой родителю, который далек от сферы преподавания английского, а, возможно, и сам не знает языка, довольно сложно определить, насколько успешно продвигается обучение ребенка. Правильно ли он выбрал преподавателя или курсы, или нужно что-то поменять. Школьные отметки редко дают верную информацию. Многое зависит от уровня «строгости» учителя: один всем направо и налево раздает пятерки, другой будет придираться к каждой мелкой ошибке и заваливать тройками и двойками. Есть ученики — любимчики, наконец.

Независимый экзамен дает независимую оценку, без разделения на то, кто любимчик, а кто нет. ОГЭ и ЕГЭ в этом отношении тоже весьма полезны, потому что дети их пишут не в своей школе, а проверяют другие учителя, данные детей закодированы, и эксперты не знают, чью работу они проверяют.

Оля успешно занималась английским у меня в группе несколько лет. Однажды после занятия она поделилась, что у нее проблемы с математикой. Школьный учитель регулярно ставит тройки, а репетитор говорит, что все хорошо, и знания у нее точно не на три, а хотя бы на четыре. Кому верить? И вот, в конце 9 класса девочка сдает ОГЭ по математике на пятерку и учителю ничего не остается, как поставить в аттестат по математике четыре. Остается позавидовать терпению родителей девочки и их доверию к преподавателю.

В 2024-2025 учебном году изменили график сдачи ВПР (всероссийских проверочных работ). Английский язык теперь будут сдавать ребята в 4,5,6,7,8,10 классах, класс определяется по жребию. По формату задания похожи на ОГЭ и некоторые международные экзамены для детей. Считаю, что инициатива хорошая, ученики хоть иногда будут сталкиваться с заданиями формата экзаменов в течение всего времени подготовки, а не только в 9 классе. Однако, если проводить ВПР и проверять ВПР будут те же самые школьные учителя, говорить о независимом тестировании уровня не приходится.

Но давайте вернемся к международным экзаменам для детей. Чем еще они интересны? В главе про образовательные маршруты вы увидите, что путь к хорошему английскому бывает долгим. На этом пути вас неизбежно настигнет усталость от английского. Занимаешься, занимаешься, а ничего не меняется.

Человек так устроен, что ему проще выполнять несколько коротких шагов, чем пройти одну длинную дорогу.

Психологи советуют: если вам предстоит какое-то сложное неприятное дело, на которое вы никак не можете решиться, разбейте его на несколько простых задач. Начните выполнять по одной задаче. Вскоре вы поймете, что дело вполне посильное. Если вам нужно сделать генеральную уборку, снимите шторы в гостиной, потом в спальне, потом захочется вытереть подоконник, а там и пол захочется протереть. Потом обнаруживаешь себя перебирающей второй шкаф с одеждой. Знакомо?

Так вот, подготовка и успешная сдача детских экзаменов — это те самые короткие отрезки, на которые можно разделить долгое изучение языка. Успешное преодоление посильных сложностей окрыляет на дальнейшие подвиги. Ученик получает дофамин, гормон удовольствия, и готов к новым свершениям.

Также тренировочные экзамены очень полезны для того, чтобы ребенок научился справляться со стрессом. Тогда ОГЭ в 9 классе не будет чем-то катастрофичным, а всего лишь одним из экзаменов.

В 2020, во время локдауна мы всей страной сидели несколько месяцев по домам. Дети вынуждены были перейти на онлайн обучение. В 9-х классах отменили очную сдачу ОГЭ. Вот радости-то было! Зато через 2 года эти же самые дети, сдающие ЕГЭ в 11 классе, намного больше нервничали, чем ребята годом ранее. Причина проста: в их жизни это для многих был самый первый экзамен.

Для поступления или работы все-таки придется съездить и сдать экзамены в другую страну, скажем, в Турцию. А для себя можно записаться на Mock exam (тренировочный экзамен) в школу, которая проводит такие экзамены. Обычно это крупные сетевые языковые школы. Они не дают сертификаты международного образца, но используют формат экзамена и открытые варианты прошлых лет. Важно, чтобы такая школа не была заинтересованной стороной. Т.е., вы там не обучаетесь постоянно, а только пришли на экзамен.

Международные экзамены определяют уровень английского языка. Что это значит, читайте в следующем разделе.

Уровни английского языка: что это значит?

Начну с того, что сейчас в методическом мире обучают компетенциям. Не набору знаний, а умениям применять эти знания на практике. Это довольно логично. Можно сколь угодно долго рассуждать о плавании, но плавать не уметь, теоретизировать, какой вы хороший строитель, но к инструментам так и не прикоснуться, выучить все правила иностранного языка, но разговаривать так и не научиться. Компетенция подразумевает, что ты умеешь делать то, о чем заявил.

Справка из Википедии.

Common European Framework of Reference, CEFR — система уровней владения иностранным языком, используемая в Европе. Соответствующие нормативы были выработаны Советом Европы как основная часть проекта «Изучение языков для европейского гражданства» (англ. Language Learning for European Citizenship) между 1989 и 1996 годами. Главная цель системы CEFR — предоставить метод оценки и обучения, применимый для всех европейских языков. В ноябре 2001 года резолюция Совета Европейского союза рекомендовала использование CEFR для создания национальных систем оценки языковой компетенции.

В системе CEFRзнания и умения учащихся подразделяются на следующие уровни:

AЭлементарное владение:

A1Уровень выживания

A2Предпороговый уровень

BСамодостаточное владение:

B1Пороговый уровень

B2Пороговый продвинутый уровень

CСвободное владение:

C1Уровень профессионального владения

C2Уровень владения в совершенстве

В англоязычных странах сложилась неформальная система, первоначально использовавшаяся в учебниках, выпускавшихся в Оксфорде и Кембридже. Часто названия уровней можно увидеть на обложках учебников.

Приблизительное соответствие между «британской», общеевропейской классификацией уровня владения языком:

Beginner / Starter — A1

Elementary — A2

Pre-Intermediate — A2/B1

Intermediate — B1

Upper-Intermediate — B2

Advanced — C1

Proficiency — C2

На обложке учебника сзади может быть приведена таблица, демонстрирующая соответствие уровня учебника международной шкале. Учебник не обязательно начинается строго с начала уровня и не обязан этот уровень завершить. Бывает, что учебник «закрывает» путь от середины одного уровня и доходит до середины следующего, или всего лишь до начала следующего. Если этой информации нет на обложке, можно ее уточнить на сайте издательства.

Подробное описание того, что следует уметь в каждом из навыков, можно найти на сайте СEFR www.coe.int

А1

Владеет базовым набором слов и простых фраз, относящихся к личным деталям и конкретным ситуациям.

Использует несколько простых грамматических структур из заученного репертуара.

Может произносить очень короткие, изолированные, в основном заранее подготовленные высказывания, с большими паузами для поиска выражений, артикуляции менее знакомых слов и восстановления коммуникации.

Может задавать вопросы о персональных данных и отвечать на них. Может взаимодействовать простым способом, но общение полностью зависит от повторения, перефразирования и исправления ошибок.

Может связывать слова или группы слов с помощью очень простых соединителей, таких как"и"или"затем".

А2

Использует базовые схемы предложений с заученными фразами, словосочетаниями для передачи ограниченной информации в простых повседневных ситуациях.

Правильно использует некоторые простые структуры, но все равно систематически допускает элементарные ошибки.

Может строить короткие высказывания, делая паузы, подбирая слова, часто переформулируя предложения.

Может отвечать на вопросы и реагировать на простые утверждения. Может показать, что он /она слушает, но редко способен понимать достаточно, чтобы поддерживать разговор самостоятельно.

Может связывать группы слов с помощью простых соединителей, таких как"и","но"и"потому что".

В1

Владеет достаточным словарным запасом, чтобы с некоторой запинкой и уклончивостью выражать свои мысли по таким темам, как семья, хобби и интересы, работа, путешествия и текущие события. Достаточно точно использует набор часто используемых конструкций и словосочетаний, при выражении своего мнения по подготовленным темам.

Продуцирует понятные высказывания, прерываемые некоторыми паузами для подбора нужных слов и грамматических конструкций, особенно при длительном свободном высказывании.

Может инициировать, поддерживать и завершать простую беседу с глазу на глаз на знакомые темы или темы, представляющие личный интерес. Может повторить часть сказанного собеседником для подтверждения взаимопонимания.

Может связывать несколько простых предложений в связное высказывание.

В2

Владеет достаточным объемом языковых знаний, чтобы иметь возможность давать четкие описания, выражать точки зрения по большинству общих тем, не прибегая к особо заметному подбору слов, используя для этого некоторые формы сложных предложений.

Демонстрирует относительно высокую степень грамматического контроля. Не допускает ошибок, которые могут вызвать недопонимание и может исправить большинство своих ошибок.

Может произносить отрывки речи в довольно ровном темпе; хотя он /она может колебаться в поисках шаблонов и выражений, заметных длительных пауз бывает немного.

Может начать дискуссию, выразить свое мнение, когда это уместно, и закончить разговор, когда это необходимо, хотя он не всегда может делать это безупречно. Может вести дискуссию на знакомые темы, реагировать на высказывания других участников, приглашая других присоединиться и т.д.

Может использовать ограниченное количество слов-связок, словосочетаний-связок, чтобы выстроить логичное высказывание, хотя в длинном выступлении может быть некоторая"нервозность".

С1

Хорошо владеет широким спектром языковых средств, что позволяет ему /ей выбирать формулировки для четкого выражения своих мыслей в соответствующем стиле по широкому кругу общих, академических, профессиональных тем или тем, связанных с отдыхом, без необходимости ограничивать то, что он / она хочет сказать.

Грамматически правильная речь, ошибки редки, их трудно обнаружить и, как правило, они исправляются самим говорящим. Может выражать свои мысли бегло и спонтанно, почти без усилий. Только концептуально сложная тема может помешать естественному, плавному течению речи.

Может легко подобрать подходящую фразу, участвовать в дискуссии или производить монологическое высказывание, сконцентрировавшись на своей речи.

Может произносить четкую, плавно развивающуюся, хорошо структурированную речь, демонстрируя контролируемое использование организационных шаблонов, соединительных элементов.

С2

Проявляет большую гибкость, переформулируя идеи в различных языковых формах, чтобы точно передать тонкие оттенки смысла, расставить акценты, дифференцировать и устранить двусмысленность. Также хорошо владеет идиоматическими выражениями и разговорными оборотами.

Поддерживает постоянный грамматический контроль над сложной речью, даже когда внимание занято чем-то другим (например, дальнейшим планированием, наблюдением за реакцией других).

Может спонтанно и пространно выражать свои мысли в естественной разговорной манере, избегая любых трудностей или возвращаясь к ним так плавно, что собеседник едва ли осознает это.

Может легко взаимодействовать с собеседником, улавливая и используя невербальные и интонационные сигналы без особых усилий. Может свободно участвовать в беседе, используя совершенно естественные обороты, ссылки, аллюзии и т.д.

Может создавать последовательное и связное высказывание, в полной мере и надлежащим образом используя различные организационные структуры, а также широкий спектр соединителей и других связующих средств.

https://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference-languages/table-3-cefr-3.3-common-reference-levels-qualitative-aspects-of-spoken-language-use

В таблице подробно расписано, что должен уметь испытуемый в каждом из навыков на том или ином уровне. Если говорить об общем уровне, он выставляется в основном по самому слабому навыку. Могут быть ситуации, когда выводят среднее арифметическое, как в IELTS. Каков из этого вывод?

Уровень языка составляется по всем навыкам. Нельзя делать вывод об уровне знаний по одному навыку.

Поэтому бесполезно проходить многочисленные тесты по отдельным навыкам, которыми изобилует интернет, в надежде, что вы узнаете точный уровень. Чаще всего такие тесты измеряют грамматику, то есть, не дают полной картины, а также бывает, что составлены такие задания без четких критериев, и могут содержать банальные ошибки. Но даже если тест хорош, обычно он определяет только уровень грамматики или лексики. Нередко происходит так, что уровень грамматики у учеников-самоучек гораздо выше остальных навыков. В этом случае происходит перекос навыков.

Например, уровень грамматики В1, а все остальные навыки на А1. В таком случае выставить общий уровень нужно как А1. Ведь по самым главным параметрам (а это понимание на слух, понимание текстов, говорение) у такого человека будет низкие значения. Старайтесь не допускать перекоса навыков, в случае если все навыки развиты равномерно, учиться будет легче и дешевле. Подробнее об этом в главе…

Для того, чтобы понимать фильмы, читать литературу, для работы, участия в конференциях достаточно уровня В2. Можно и В1, но будут возникать затруднения, в этом случае лучше поднапрячься и подтянуть. Получить B2 к концу обучения в школе вполне реально, если вовремя начать и последовательно идти к своей цели. Знаю массу старшеклассников с таким уровнем английского, а вот взрослых, способных себя организовать и в течение нескольких лет отдавать значительную часть времени языку, смогу припомнить в десятки раз меньше.

Так сколько же времени понадобится на то, чтобы выучить язык? Это зависит от большого количества факторов: пола, возраста, индивидуальных особенностей, квалификации педагога, личной заинтересованности. По интернету гуляет масса таблиц с указанием часов, но авторство их неопознано.

Даже создатели экзаменов не берут на себя ответственность четко ответить на этот вопрос, и их можно понять. Помести они такие обещания от своего имени, их бы засыпали обращениями в суд те, у кого не получилось. Не суметь что-то выучить всегда проще, чем суметь. Поэтому даже не сайте Кембриджа такая таблица висит в разделе «статьи». Вроде как, это личное мнение некоей Сары Х.

Количество часов указано в каждом уровне всего, с самого начала обучения.

С2 Avanced — 1000-1200 часов

С1 Upper-Intermediate — 700-800 часов

B2 Intermediate 500-600 часов

B1 Pre-Intermediate 350-400 часов

A2 Elementary 180-200 часов

A1 Beginner — 90-100 часов

https://support.cambridgeenglish.org/hc/en-gb/articles/202838506-Guided-learning-hours

Несмотря на отсутствие конкретных данных, прослеживается некоторая тенденция.

Достижение первого уровня А1 занимает около 100 часов. Это 2 полноценных года обучения с домашними заданиями для тех, кто начинает в 1-2 классе, у более младших детей уйдет больше времени.

Достижение уровня А2 займет еще 100 академических часов (уроков), это еще 2 года обучения при обычной интенсивности занятий 2-3 раза в неделю. Собственно, этот уровень английского должны иметь ученики 5 класса средней школы.

Получить следующий уровень так быстро уже не получится. В1 требует еще около 200 академических часов. Это 4 года занятий. Получается, к концу 9 класса можно освоить В1. Не случайно в спецификации к ОГЭ уровень экзамена заявлен как уровень В1.

В2 потребует еще 200 часов занятий — это два года интенсивных занятий без каникул и праздников или 4 года в более расслабленном режиме. Именно поэтому у тех учеников, кто готовится к ЕГЭ, урок длится дольше и перерывы на каникулы не делаются. Если интересует высокий результат, конечно.

Главное, что нужно для себя понять — чуда не бывает, нет волшебных таблеток за 3 чудо вебинара существенно повысить уровень, а за полгода занятий, находясь не в англоязычной среде, выучить весь английский. Все эти обещания — ерунда на постном масле. Всегда спрашивайте конкретно, какие результаты даст вашему ребенку то или иное обучение. И помните: Количество занятий перерастает в уровень.

Когда вы начинаете экономить и ваш ребенок заканчивает учебный год в апреле или начинает заниматься в октябре, или посчитав, что в январе занятий меньше обычного, пропускаете этот месяц, вы обманываете только себя. Не важно, сколько лет человек учит английский. Важно, сколько часов занятий ученик потратил на изучение языка. А уж в течение 3 лет вы это сделали или в течение 20 лет — без разницы. Разумеется, если растянуть все на 20 лет, все возможности, которые дает знание английского, проходят мимо вас в течение этого времени.

Я научила уже сотни детей. Все, кто не бросал обучения, благополучно добрались до экзаменов и высоких уровней. По своему опыту я могу сказать, что дети с сохранным интеллектом, регулярно занимающиеся в группах с 1-2 класса в массе своей доходят до уровня В1+ или В2 к окончанию школы. Даже с учетом перерыва на каникулы. Для ребенка это совершенно реальная задача, в отличие от многих взрослых, среди которых бросает обучение каждый второй. При хороших способностях ребенка к языку уровень может быть и выше, например, С1 — С1+ к окончанию школы.

Я советую всем родителям, у которых есть такая возможность: Научите своего ребека английскому хотя бы до уровня В1 в школьном возрасте. Потом ему будет некогда.

Теперь мы знаем, куда и зачем нам идти, сколько времени это может занять, каких результатов достигнет ваш ребенок на финише. Давайте же узнаем, когда лучше начать изучение английского языка, чтобы достичь намеченных результатов и не потратить лишних денег.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Образовательный маршрут вашего ребенка. Как выучить английский» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я