Успешность работы организаций торговли во многом зависит от умения управлять торгово-финансовыми потоками. В условиях дефицита свободных денежных средств важно использовать имеющиеся на предприятии экономические ресурсы для повышения товарооборота торгового предприятия. В данном издании рассматриваются основные моменты организации управления денежными и товарными ресурсами, предлагаются практические способы, повышающие эффективность их использования. А также дается объяснение, как правильно отразить основные моменты управления в бухгалтерском и налоговом учете. Книга рассчитана на руководителей предприятий торговли, главных бухгалтеров, сотрудников бухгалтерской и финансовой служб, менеджеров.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление финансово-товарными потоками на предприятиях торговли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Особенности реализации товаров торговыми организациями
Деятельность любой коммерческой организации (или предпринимателя) направлена на получение прибыли. Торговля же привлекает начинающих предпринимателей довольно быстрым оборотом капитала, а нередко и кажущейся простотой. Действительно, на первый взгляд, что может быть легче, учитывая, что оформление документов, эксплуатация помещения и иное необходимы в любой сфере деятельности: купить некий товар, продать его подороже — вот и все. Однако, когда дело уже начато, эти заблуждения рассеиваются очень быстро. Даже если не брать во внимание массу «внезапных» факторов вроде особых требований при продаже некоторых видов товаров, лицензирования и иного, как-то вдруг выясняется, что расходы на магазинчик (ларек, лоток, палатку) гораздо выше, чем изначально планировалось, зарплату, обещанную нанятым работникам (если таковые имеются), платить тяжеловато, а ходовой, казалось бы, товар попросту «завис». Казалось бы, крупным торговым организациям должно быть легче — и обороты посерьезнее, и с кредитами полегче, и персонал попрофессиональнее, но и проблемы покрупнее. Так что и начинающий хозяин киоска, и владелец солидного магазина, и руководитель торговой сети федерального уровня вполне могут оказаться в отличающейся по масштабам, но одинаковой, по сути, ситуации — дело идет и даже дает прибыль, но вот сказать, что бизнес процветает, нельзя. Как же повысить эффективность работы предприятия, увеличить прибыль, минимизировать расходы и при этом, разумеется, остаться в рамках закона? Давайте вместе попробуем найти ответы на эти вопросы.
Итак, для начала определимся с терминами, касающимися торговли, которыми оперирует наше законодательство. Обратимся к ст. 38 «Объект налогообложения» гл. 7 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Пункт 3 этой статьи гласит: «Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации». Таможенный кодекс РФ определяет товар как любое движимое имущество, перемещаемое через границу, а также отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства за некоторым исключением. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» дает следующее определение: товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Кроме того, этот ГОСТ разграничивает товары народного потребления и товары производственного назначения. Так, товары народного потребления — товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, а товары производственного назначения — это товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров (т. е. собственно торговлей) признаются передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе. При этом не признаются реализацией товаров, работ или услуг:
1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
4.1) передача имущества и(или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с законодательством РФ;
5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;
9) иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.
Часто в спорных ситуациях, возникающих в предпринимательской деятельности (здесь имеются в виду и индивидуальные предприниматели — физические лица, и торговые организации — юридические лица), решающую роль играет соблюдение не только духа, но и буквы закона. Именно поэтому следует очень внимательно относиться к текстам законодательных документов (особенно кодексированных, таких как Налоговый или Гражданский кодексы РФ), и именно поэтому первое, о чем мы с вами говорим, — терминология, определения.
Естественно, что цена товара должна быть установлена таким образом, чтобы окупить все расходы, связанные с продажей товара (на транспортировку, хранение, упаковку, заработную плату персонала и т. д.), и принести прибыль. Что же такое цена? Согласно уже упоминавшемуся стандарту «Торговля. Термины и определения» цена — это денежное выражение стоимости товара. Цена может быть оптовой и розничной. Оптовая (или отпускная) цена — это цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования. Это определение вытекает из понятия оптовой торговли, т. е. продажи товаров юридическим лицам либо предпринимателям для перепродажи или использования в производственной деятельности. Здесь следует упомянуть, что понятие «оптовая» часто ошибочно трактуется как «применяемая при продаже партии товара». На самом деле оптовая торговля определяется не количеством товара в продаваемой партии, а целью, для которой он приобретается. При этом для продавца совсем не важно, как именно покупатель собирается использовать приобретенный товар. Ему достаточно знать, что покупатель не является частным лицом. Операция купли-продажи в случае оптовой торговли оформляется соответствующими документами (счетом, накладной, счетом-фактурой) независимо от формы оплаты.
Что же касается розничной цены, то это цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Следовательно, розничная торговля независимо от количества приобретаемого товара и формы оплаты — это продажа товаров потребителям для личного, не связанного с коммерческой деятельностью использования. Договор розничной купли-продажи, как правило, не заключается в письменной форме, если он не имеет каких-либо особых условий, и сам по себе факт приобретения товара потребителем является подтверждением того, что договор купли-продажи заключен и его условия устраивают обе стороны. Есть, разумеется, и здесь ряд нюансов, которые мы не будем рассматривать в этой книге, поскольку тема эта очень емкая и заслуживает особого внимания. Все особенности договоров розничной купли-продажи (дистанционной, продажи по образцам, комиссионной и т. д.) очень внятно и четко отражены в российском законодательстве, главным образом в Гражданском и Налоговом кодексах РФ, а также в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Нередко цену, по которой приобретен товар для розничной продажи, называют закупочной. С точки зрения терминологии это не совсем верно. Из сказанного выше следует, что цена, по которой товар приобретен (мы говорим о приобретении товаров предприятиями розничной торговли), является оптовой. А закупочной называется цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации (см. стандарт «Торговля. Термины и определения»).
Итак, розничная цена складывается из оптовой цены (цены приобретения товара) и торговой надбавки. Торговая надбавка (торговая наценка, торговая накидка) — это элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товара и получение прибыли.
Вот при формировании розничной цены и начинают возникать вопросы, связанные с размером наценки. Затраты подсчитать, безусловно, можно. А как быть с получением прибыли? Жестких рамок для размеров наценки сейчас практически нет, тем более если учесть, что основная доля торговли приходится на коммерческие структуры и индивидуальных предпринимателей (мы не учитываем, конечно, области торговли, на которые установлена государственная монополия). Существует ряд ограничений на величину торговой надбавки в случаях, когда речь идет о социально значимых товарах (например, лекарствах). Позже мы рассмотрим эту тему более подробно. А в том, что касается товаров, на которые наценка не ограничивается, продавец действует на свой страх и риск. Естественно, что прибыль хочется получить максимальную. Но, значительно завысив наценку, есть риск понести убытки. Особенно это касается товаров так называемых групп риска, главным образом скоропортящихся продуктов питания. Следовательно, нужно выбрать «золотую середину» между конкурентоспособной ценой и максимально возможным получением прибыли. Однако есть значительная группа товаров, наценки на которые на нашем рынке превышают, казалось бы, все разумные цифры. Речь идет главным образом о товарах для наиболее обеспеченных слоев населения. Там, где товар подразумевает моду, «раскрученный» бренд, определенный уровень и стиль жизни, торговая надбавка может превосходить оптовую цену товара в несколько раз. Правда, и здесь не обойтись без риска — то, что связано с модой во всех ее проявлениях, тоже своего рода скоропортящийся товар. Свои особенности есть и у специальных групп товаров, необходимых, например, для какого-либо определенного вида деятельности (для оптовиков это может быть, допустим, специализированное оборудование, для розничных продавцов — дорогостоящий спортивный инвентарь). В этом случае лучшими вариантами при определении оптимальной цены будут маркетинговые исследования, изучение конъюнктуры рынка. В целом же вне зависимости от оптовой цены и расходов на продажу конечные цены диктует рынок. Слишком завышенная по сравнению со средней рыночной цена приведет к «зависанию» товара, снижению объемов продаж и оборота денежных средств. А слишком заниженная цена, во-первых, не выгодна самому продавцу, а во-вторых, как ни парадоксально, может вызвать недоверие у покупателя. Это, конечно, не обязательно, но тем не менее процент потребителей с такой психологией в нашем обществе довольно высок. Можно сказать, что в этой ситуации прибыль зависит не столько от успешной продажи товара, сколько от его удачной покупки у оптовика или производителя.
Таким образом, при формировании цены на предприятии торговли (у индивидуального предпринимателя) приходится учитывать большое количество факторов и экономического, и конъюнктурного, и даже психологического характера.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление финансово-товарными потоками на предприятиях торговли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других