Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ С ЖАЛОБАМИ НА НЕЗАКОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ УИС
1.1. Конституционное право граждан Российской Федерации на обращение с жалобами и его отражение в уголовно-исполнительном законодательстве
Право на обращения закреплено в ст. 33 Конституции РФ, ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ и иных нормативно правовых актах, гарантирующей реализацию гражданами России, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства данного права (п. 1, п. 3 ст. 1 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ) и, по мнению Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов и Н. С. Бондарь «относится к числу политических прав, <…> имеет не только субъективно-личную, но и выраженную публичную направленность»4.
На международном уровне право обращения закреплено в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.5 и ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.6
Право на обращения по мнению А. И. Казанника и А. Н. Костюкова можно определить как «гарантированную конституцией возможность граждан обращаться индивидуально или коллективно в органы государственной и муниципальной власти страны с предложениями, заявлениями и жалобами»7. При этом В. А. Мещерягина отмечает, что «с содержательной стороны конституционное право на обращение можно определять как «юридический факт», «объективное право», «субъективное право»8.
ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ определяет, что данный закон распространяет свое действие на «правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, <…> осуществляющими публично значимые функции государственными <…> учреждениями, иными организациями и их должностными лицами» (п. 4 ст. 1).
Понятие «публично значимых функций» в литературе отсутствует, на что обращается внимание В. Ю. Синюгиным9, А. В. Савоськин10 и др.
Е. Гаврилов отмечает, что «субъектами, осуществляющими рассмотрение обращений, являются не все юридические лица, организации, а лишь те из них, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и они их осуществляют»11. С данным мнением, мы согласиться не можем, поскольку в п. 4 ст. 1 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ в конце предложения указано, что данный закон распространяет свое действие в том числе и на «иные организации и их должностные лица».
Обращение гражданина, согласно п. 1 ст. 4 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ, — это «направленные в государственный орган <…> или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган <…>».
Жалоба, как форма обращения, согласно п. 4 ст. 4 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ, — это «просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц».
А. В. Савоськин отмечает, что данный «перечень видов обращений граждан является закрытым: предложения, заявления, жалобы»12.
С. В. Калинина рассматривает право на обращение как «средство защиты своих прав и законных интересов, но и формой их непосредственного участия в управлении делами государства и одним из способов контроля над публичным управлением»13, при этом отмечает, что «институт административно-правовой защиты права граждан на обращение в органы государственной власти <…> является неотъемлемой частью демократических взаимоотношений публичной власти и населения, так как право на обращение органически связано с реализацией подавляющего большинства других конституционных прав и свобод граждан РФ и их охраной».
С. В. Калинина выделяет признаки этого правового института, в частности, он: «а) имеет свою нормативную правовую базу <…>; б) начинает действовать с момента обращения гражданина в органы публичной власти по поводу нарушения данного права; в) претворяется в жизнь в виде определенных правоотношений, возникающих в связи с нарушением законодательства об обращениях граждан со стороны субъектов публичной власти; г) имеет свой объект — право граждан на обращение <…>; д) реализуется в строго установленном процессуальном порядке в виде административной процедуры, закрепленной в административных регламентах, инструкциях органов публичной власти, разработанных на основе ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ»14.
При этом, по мнению С. В. Калининой, «механизм административно-правовой защиты выполняет охранительную, контрольную, карательную (штрафную), восстановительную и компенсационную функции. К элементам механизма отнесены: правовые нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах, регламентирующие процедуру рассмотрения обращений граждан; контроль и надзор за соблюдением установленных правил рассмотрения, принятия решения по обращениям граждан и его исполнением; юридическая ответственность должностных лиц за нарушение права граждан на обращение; восстановление нарушенного права граждан; возмещение причиненного ущерба»15.
М. Н. Шеметов отдельно выделяет институт права жалобы в административном праве под которым понимает «объективно сложившееся правовое образование, обладающее как общими, так и специальными признаками, позволяющими идентифицировать жалобу из совокупности других институциональных образований в административном праве, по субъектам, основаниям и правовым последствиям реализации»16 имеющий свой механизм реализации права жалобы в виде «стадии производства по жалобам в административной деятельности органов: порядок регистрации жалобы; порядок рассмотрения жалобы; порядок разрешения жалобы; контроль за разрешением жалобы; обжалование решения по жалобе; исполнение решения по жалобе»17.
Содержание конституционного права на обращение включает:
— правомочие личного обращения в органы государственной власти;
— правомочие граждан довести до сведения органа государственной власти обращение, и в частности, жалобу;
— правомочие направлять в органы государственной власти индивидуальные и коллективные обращения, и в частности, жалобы;
— правомочия требования рассмотрения обращения, и, в частности, жалобы, в разумный срок уполномоченным должностным лицом государственного органа, по существу вопросов.
— правомочия получения ответа на обращение, и в частности, на жалобу.
ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ содержит юридические гарантии права на обращения — это:
— свобода и добровольность (п. 2 ст. 2 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ);
— безопасность: запрет преследования за критику (п. 1 ст. 6 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ);
— конфедициальность обращения (п. 2 ст. 6 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ);
— обязательность принятия обращения к рассмотрению (ст. 9, ст. 10 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ);
— срок рассмотрения обращения (ст. 12 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ);
— возмещение причиненных убытков, взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений и компенсацию морального вреда по решению суда (ст. 16 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ);
— юридическая ответственность уполномоченных должностных лиц (ст. 15 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ), среди которой можно выделить:
— уголовную ответственность: ст. 136 («Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина»), ч. 2 ст. 137 («Нарушение неприкосновенности частной жизни, совершенные лицом с использованием своего служебного положения»), ч. 2 ст. 138 («Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, совершенные лицом с использованием своего служебного положения»), ст. ст. 140 («Отказ в предоставлении гражданину информации»), ст. 293 («Халатность») Уголовного кодекса Российской Федерации18 (далее — УК РФ);
— административную ответственность: ст. 5.59. («Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан»), ст. 19.7 («Непредставление сведений (информации)») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях19 (далее КоАП РФ);
— дисциплинарную ответственность: за совершение «виновного действия (бездействие), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, <…> причинение иного существенного вреда гражданам <…>, если это не влечет за собой уголовную ответственность» (п. «г» ст. 34 Постановления ВС РФ от 23 декабря 1992 г. №4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»20 (далее — Положение о службе в ОВД от 23.12.1992 №4202—1);
— гражданско-правовую: ст. 16 («Возмещение убытков, причиненных государственными органами»); ст. 1069 («Ответственность за вред, причиненный государственными органами, а также их должностными лицами») Гражданского кодекса Российской Федерации21 (далее — ГК РФ).
Российская уголовно-исполнительная система (далее — УИС РФ) является неотъемлемой частью правоохранительных органов Российской Федерации и представляет комплекс различных органов и учреждений, в рамках которых осуществляются уголовные наказания и другие меры, имеющие уголовно-правовой характер.
По мнению Н. Н. Ивашко и О. В. Игумновой «в настоящее время УИС РФ представляет собой развивающуюся правоохранительную и социально-реабилитационную структуру, на которую общество и государство возлагают большие задачи по обеспечению правопорядка и безопасности в обществе»22.
УИС РФ включает в себя:
— учреждения, исполняющие наказания, согласно Перечню утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации23 и Приказом Минюста Российской Федерации24;
— территориальные органы уголовно-исполнительной системы, которых в соответствии с Приказами ФСИН РФ25 по России — всего восемьдесят;
— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (Указ Президента РФ от 13.10.2004 №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»26 (далее — Положение о ФСИН России от 13.10.2004 №1314)).
Субъектами конституционного права на обращения являются граждане РФ, а также «иностранные граждане и лица без гражданства» (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, п. 3 ст. 1 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ). Применительно к данному исследованию правом на подачу жалобы обладают осужденные, подозреваемые, подсудимые, обвиняемые и условно-осужденные.
По данным ФСИН России по состоянию на 01.04. 2017 г. в учреждениях УИС РФ содержалось 623 642 чел. (-6 513 чел. к 01.01.2017), в том числе:
— в 716 исправительных колониях отбывало наказание 511 572 чел. (-7 919 чел.), в том числе: в 126 колониях-поселениях отбывало наказание 33 345 чел. (-252 чел.); в 6 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы отбывало наказание 2 015 чел. (+10 чел.);
— в 217 следственных изоляторах и 98 помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях, содержалось — 108 823 чел. (+1 519 чел.);
— в 8 тюрьмах отбывало наказание 1 598 чел. (-107 чел.);
— в 24 воспитательных колониях для несовершеннолетних — 1 649 чел. (-6 чел.)27.
По этому показателю Россия занимает второе место в мире после США. При численности населения в 2,4% от общемировой в Российской Федерации содержится около 7,5% от общего числа заключенных по всему миру. В расчете на 100 тыс. населения в России приходится свыше 460 заключенных28. В структуре 67 медико-санитарных частей ФСИН России функционируют 673 медицинских части, 143 фельдшерских и 57 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 73 военно-врачебные комиссии, 72 центра санитарно-эпидемиологического надзора, 144 больницы (в том числе 65 туберкулезных больниц, 5 психиатрических больниц, 8 больниц для оказания медицинской помощи сотрудникам ФСИН России).
ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (п. 1 Положения о ФСИН России от 13.10.2004 №1314).
ФСИН России подведомственна Минюсту России29 (абз. 2 п. 1 Положения о ФСИН России от 13.10.2004 №1314).
В системе УИС РФ проходят службу несколько категорий государственных служащих: сотрудник УИС РФ, гражданских федеральных служащих, рабочих и служащих учреждений (ст. 24 Закона РФ от 21.07.1993 №5473—1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»30 (далее — Закон РФ от 21.07.1993 г. №5473—1).
Сотрудниками УИС РФ являются лица, имеющие специальные звания сотрудников УИС РФ (абз. 1 ст. 24 Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473—1) в порядке определяемом ст. 6, гл. III Постановления ВС РФ от 23 декабря 1992 г. №4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»31 (далее — Положение о службе в ОВД от 23.12.1992 №4202—1), которым предусматривается присвоение специальных званий рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава.
Шайхуллин М. С. отмечает, что «право осужденных на обращения является производным от аналогичного права каждого гражданина на обращения»32.
Анализ статей 19 и 33 Конституции Российской Федерации показывает, что законодатель в качестве адресатов обращений осужденных к лишению свободы устанавливает государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, а также коммерческие и некоммерческие организации, учреждения, предприятия различных форм собственности.
Применительно к данному исследованию адресатами жалоб на незаконные действия сотрудников УИС РФ являются вышестоящие должностные лица системы УИС РФ, а также иные органы, которые указаны в уголовно-исполнительном законодательстве, которое включает Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации33 (далее — УИК РФ), ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ, ФЗ о содержании под стражей от 15.07.1995 №103-ФЗ, приказ ФСИН России от 19.05.2006 №245 «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний»34 (далее — Регламент ФСИН России от 19.05.2006 №245), а также административные регламенты по работе с обращениями граждан и по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Таким образом, право осужденных на подачу жалобы, является производным от конституционного права граждан на обращения, и содержит в себе просьбу о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц в порядке, определяемом уголовно-исполнительным законодательством, с учетом норм ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ.