Книга может быть полезна священникам, психологам, психиатрам, верующим людям, всем тем, кто в результате неправильного религиозного развития получил духовную травму. В книге нет критики заповедей, догматов, канонов, но есть критика церковной среды, всевозможных заповедей «человеческих», кривая вера опаснее неверия. В книге осуществлена попытка осмысления и соединения психологического опыта с духовным, что и должна делать религия. Религия (лат. religare – связывать, соединять).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Священные нарциссы. Осторожно! Очарование рясы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Духовная структура Церкви, ветхозаветная и новозаветная формы душепопечительства. Грех учительства. Духовное насилие
Глава Церкви Христос-Господь может действовать своей волей только через верующего, улавливающего ее и осознающего; если же Его воля не будет услышана через посланника, то воля Бога будет разрушительна: потоп, уничтожение Содома, Иерусалима. Только Ной услышал призыв Бога, только Лот с семьей был выведен из Содома, только Петр единственно верно ответил на вопрос Христа, за кого его почитают люди. Но если проповедь посланника Бога услышана, как с пророком Ионой, обратилась целая страна от грехов:
И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.
Торжествующая — это Небесная Церковь, Божия Матерь и Святые.
Новозаветная Церковь (воинствующая) — самая малочисленная, порой гонимая в самой церкви. Многие святые и пророки признаны такими только после смерти, а при жизни были попираемы в среде «верующих». Это состояние сотворчества Христу. Спасается капля против волны!
Ветхозаветная Церковь: в нее входят люди, которые хотят знать волю Бога, но пока могут только воспринять заповеди, данные Моисею, причем восемь из них имеют частицу «не». Как детей предостерегают от некоторых действий, в раю тоже заповедь была — не ешь (как послушание). Это удаление от зла.
Церковь «лукавнующих», мнящая себя торжествующей, — это собрание людей, которые тоже находятся в церкви, — те из них, кто не захотел перейти от Ветхого Завета к Новому, одержимые, обремененные злыми духами, праздношатающиеся, не рожденные свыше, которые не получили личного общения с Христом или отказались от него по причине личных выгод.
Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду.
Даже если нам кажется, что перед нами представитель церкви «лукавнующей», мы не имеем права изгонять таких людей: притча о плевелах нас предупреждает, чтобы по своей ограниченности мы не вырвали бы и пшеницу, но обличать должны.
Люби грешников, но ненавидь дела их и не пренебрегай грешными за недостатки их…
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
Даже апостол сетует на таких людей: «И чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера» (2 Сол. 3:2). Самая многочисленная группа. Когда масса этой части становится критической, то могут произойти потрясения. Гонения после революции 1917 года в Российской империи, нужно было приносить справки на работу об исполнении таинств. Предпосылки возникновения катастрофы не от внешних бесов, а от внутренних демонов, когда личные отношения верующего с Богом становятся доступным предметом манипуляций государства. Зло всегда паразитирует на добре. Вот что C. Фудель писал «о Церкви лукавнующей» в книге «У стен Церкви», определяя ее как «призрак Церкви»:
Это всего только «призрак Церкви», но этот «призрак», или ее «двойник», совершает в истории страшное дело провокации: создает у людей впечатление, что иной Церкви, кроме него, не существует, что нет на земле больше Христовой правды.
Как же важно (и как сложно!) не обмануться, не принять этот «призрак» за саму Церковь! Как трудно устоять, когда померещится, будто «на Тайной вечери Церкви сидит не один Иуда среди одиннадцати святых и любящих учеников, а двенадцать не верующих и не любящих иуд»!
Но проблема и вина нас, верующих, — в нашей теплохладности, в возможности существования и разрастания такой Церкви, как раковой опухоли.
Граница между Новозаветной церковью, Ветхозаветной и «лукавнующей» прозрачна и проходима и для одних, и для других.
Церковная надстройка как институт — идеологический, хозяйственный и экономический.
На образе Патриарха Авраама можно объяснить переход от ветхого сознания к новому (Авраам не жил во времена Христа, но переход этот им был сделан), когда по воле Бога он собирался принести любимого сына в жертву. В те времена дети были собственностью родителей, и, соглашаясь с решением Бога, Авраам делает переход к пониманию, что власть над его сыном имеет только Бог. В этот момент Исаак получил свободу от уз плотской, отцовской любви. Часто естественная любовь к детям, есть желание видеть в ребенке, свое продолжение и свою копию. В психологии есть наблюдение, что дети от удушающей родительской любви рано гибнут, она становится преградой в развитии, как и с детьми Иова, которые пировали каждый день и погибли. Иов, перенеся много страданий, тоже сделал этот переход, недаром Бог ему возвращает все, но новое, как обновленное сознание. Такой переход происходит в страданиях, когда верующий опытным путем осознает:
…и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял. Да будет имя Господне благословенно!
Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником.
В этом контексте можно вспомнить роман О. Бальзака «Отец Горио» о пристрастной любви отца к своим дочерям, ставшей причиной нищеты и одиночества.
Яркий пример перехода от Ветхого Завета к Новому — в беседе Спасителя с богатым юношей, когда последний заверяет, что исполнил все заповеди, данные Моисею, тогда Господь предлагает оставить богатство и следовать за Ним, так как юноша, скорее всего, получил имущество в наследство, а не заработал его. Это моменты перехода от состояния ветхости и обладания к живой вере и взгляду на вертикальные причинно-следственные связи, идущие к Богу и возвращающиеся от Него.
Душепопечение (лат. cura animarum) — церковная психология, психологическая помощь священника прихожанину. Часто рассматривается как синоним духовничества. Термин был введен Григорием Двоесловом. В широком смысле душепопечение включает богослужение, в узком — частные беседы с целью выслушать проблему и решить ее в соответствии со Священным Писанием и учением Церкви.
Со слов священника Владимира Лапшина: «В современном пастырстве существует два подхода к духовному руководству. Одни пастыри считают, что они должны полностью принять на себя ответственность за жизнь своих подопечных, думать за них, решать за них, любой ценой навязывать свои решения. Таких пастырей находят миряне, которые считают, что им не надо думать, не надо ни за что отвечать, что они должны все делать по указанию батюшки». «Духовность как ответственность» — игумен Евмений. Назовем такую форму душепопечительства «ветхозаветной». Данная ситуация оправдывается психологическими механизмами. Таких священников находят миряне, которые имели властных родителей и очень не уверены в себе, или из неполных семей. Ситуация «священник и прихожанин» может быть рассмотрена только как искушение для одного и другого, а искушения даются для роста, и именно так подходя к этому, можно помочь друг другу. Из-за того что священники порой не рассматривают ситуации как искушения из-за позиции учительства, и возникает эффект, что прихожанин перерастает духовника. Порой высокомерная интонация учительства требует от ученика того, чего сам учитель или родитель никогда не делал. Можно сказать, что когда священник не терпит возражений, это переход от ответственности к властности, а как известно, сладка власть над человеком. Как же будет действовать священник, если это супружеская пара и один из супругов хочет нести ответственность за себя и семью, а другой нет? Разрушит семью, будет психологически и духовно давить авторитетом сана на непокорного подопечного?
«Давят на совесть людей, доводя их до депрессии якобы во имя надлежащего слепого послушания старцу. Они развивают в людях больную привязанность к своей личности», — пишет в своей статье митрополит Новой Смирны Симеон (Куцис).
Все в Священном Писании построено на развитии доверия к Богу, а не на надежде на человека.
3 Не надeйтеся на князи, на сыны человeческия, в них же нeсть спасeния. 4 Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
Чтобы быть проводником между Богом и человеком, нужно хорошо слышать Бога, промысел о данном человеке и понимать самого человека, чтобы стать связующим звеном между ними; в противном случае священник просто творит свою волю, и симулирует духовную жизнь, и богохульствует из-за своего невежества, он становится не медиатором, а камнем преткновения.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Воля Божия должна быть внимательно осмыслена и претворена в жизнь, иначе мы становимся разрушителями промысла Божьего; более того, трудность может возникнуть порой не столько в осознании промысла, сколько в выборе средств для ее реализации. Вандальная форма душепопечительства есть не что иное, как искушение Бога, а плоды его — искалеченные души и разваленные жизни. Нужно помнить, что если священнослужитель сам не проходит к Богу, то не сможет пропустить и других.
Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот Царствие Божие внутрь вас есть.
Есть Царствие Божие в каждом человеке; если он запутался или получил удар, ему нужно помочь вернуться к самому себе и с молитвой осознать ситуацию, а не превращать его в душевно-духовного раба. Здесь начинаются две игры: мирянин находится в роли жертвы, священник — в роли спасателя, а кто-то третий — в роли врага (кто-то из родителей, кто-то из супругов, или еще кто-нибудь, или даже дьявола выставляют в этой роли), но на самом деле он находится над всем этим и манипулирует. Другая игра — «родитель и ребенок»: родитель — священник, мирянин — инфантильный ребенок (человек, у которого не было отца).
На некоторых приходах есть одиннадцатая заповедь: «не осуждай священника», уничтожение у человека трезвого и естественно-критического мышления приводит к созданию кумиров; очень сильно над этим потрудилась советская власть; как смущались советские люди, когда читали в бюллетенях о здоровье Сталина, об анализах мочи. Как у кумира может быть моча? Эта одиннадцатая заповедь ведет к нарушению Божией заповеди «не сотвори себе кумира», любое послушание без рассуждения есть животность. Почему возникла эта одиннадцатая заповедь? Ее придумали льстецы на приходах. Священники хотят душевного комфорта, что позволяют существовать такой заповеди?
«Кто ненавидит обличение, тот невежда» (Притч. 12:1). И от Валаамовой ослицы можно получить вразумление, или попыткой «обмануть Бога является теория „неизгладимости благодати священства“, ярым поборником которой был, между прочим, А. И. Введенский. „Священник может делать все что угодно, он все равно останется священником“, — говорил он мне не раз. Но „Бог не человек, чтобы ему лгать, и не сын человеческий, чтобы ему ошибаться“, — гласит Священное Писание (Книга Чисел)». Анатолий Краснов-Левитин адресовал это митрополиту Куйбышевскому Мануилу (Лемешевскому) (из книги «Рук Твоих жар»).
Поведение таких священников может отражать имеющееся у них нарциссическое расстройство личности. Нарциссы — люди, у которых искажена реальность, плохо с трезвым мышлением, их переполняет ощущение собственной значимости и они умеют очаровывать собой других (здесь очарование личности может заменить очарование рясы).
Такие лица, злоупотребляя тем очарованием, которым воздействует на мирян и особенно на женщин харизма духовного отцовства, создают такую абсолютную связь с ними, которая очень часто приводит к недопустимым преувеличениям и отношениям.
«Одним из худших видов хулы на Святого Духа является грех Иуды Искариотского — сознательное предательство священнослужителем христиан, которых он обманно привлекает к себе своим саном». Отрывок текста, написанный в августе 1962 года, Анатолий Краснов-Левитин адресовал митрополиту Куйбышевскому Мануилу (Лемешевскому) (из книги «Рук Твоих жар»).
Такой подход может не привести прихожанина к Богу, а привести к человеку. Таких священников можно сравнить с языческими родителями, которые имели безраздельную власть над детьми. Не столько страшны грехи плоти, сколько грехи высокомерия духа. Манипуляция возникает там, где из-за страстей, в том числе и в погоне за духовным (не благоразумное благочестие), умерщвляется и сама душа, поэтому нечем слышать другого человека. Многие в церкви думают, что манипуляция и есть духовное поведение; да, духовное, но не той духовности. Можно сказать, что дьявол не обманщик, он манипулятор: когда ему надо, он может говорить правду, когда нужно — ложь. «Эти люди, рабы Бога Всевышнего, которые возвещают вам путь спасения» (Деян. 16:17), — сказала служанка, одержимая нечистым духом, но апостол запрещает ей, а потом исцеляет.
Христианин призван быть гармоничным, имея тело, подчиненное душе, а душу, подчиненную духу, а следовательно, только при наличии живой души, по словам апостола Павла, «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15). Сам Спаситель прослезился, когда узнал о смерти Лазаря.
Здесь можно привести церковный анекдот. Один священник говорит: «У меня жена сущий ангел», а другой ему отвечает: «А у меня еще живая». Нужно отличать чувства от эмоций, последние реактивны, поверхностны, нестабильны, чувства устойчивы, глубоки, но могут разрушаться под действием часто повторяющихся негативных эмоций. Если христианин пренебрегает необходимыми потребностями тела: непосильный пост, труд как физический, так и интеллектуальный, духовный, — это отразится на душе и духе.
Самым коварным грехом является лукавство (манипуляции и игры), потому что это всегда скрытые мотивы и механизмы. К сожалению, несвободны от игр и православные; игра начинается там, где человек, приходя в храм, не ищет промысла Божьего, а занимается структурированием времени.
Осложняется ситуация и популяризация религии, когда большим потоком в храм идут люди с неопределенными целями, а порой из любопытства. Сейчас, заплатив деньги, можно в любом возрасте записаться в хор, где вас познакомят с основами православия и научат петь по нотам. Вроде ничего плохого? Человек ознакомляется со службой, получает понятие о церкви, но часто настрой таких хоров далек от молитвенного состояния, интонация унылая, сплетни и интриги, приходящие сюда просто проводят время; с таким расположением души безопаснее петь «Во поле береза стояла» в народном хоре. Можно понять, что такие праздношатающиеся люди несут с собой большие искушения для верующих: «И чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера» (2 Сол. 3:2).
В современной церковной среде возникает впечатление, что все кружится вокруг да около Христа: богатый выбор товаров, широкий спектр паломнических поездок, огромное количество литературы, но нет ощущения христоцентричности происходящих процессов. Для многих церковь стала непыльным местом зарабатывания денег.
Священник имеет благодать совершать таинства, но все остальные дары Бог дает в зависимости от жизни человека, и утверждение, что статус решает все в отношениях «прихожанин — священник», нельзя признать верным. Может быть, только через какой-то промежуток времени предоставлять возможность священникам быть духовными руководителями. В самом деле, Спаситель говорит:
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
Но нам поясняют:
Но эти слова Христа нельзя понимать в буквальном смысле. Неужели, например, ребенок не может произносить слов «отец» или «мать»? Слова эти произнесены были не просто, а в контексте обличения фарисеев. Господь здесь предостерегает нас от чванства и высокомерия. Иными словами, Господь требует, чтобы ученики Его не называли никого отцом в раввинском смысле.
Много можно найти объяснений на эту тему, но хочется привести одну мудрость: ребенок в семье до пяти лет господин, до пятнадцати — слуга, после пятнадцати — равный. Такую градацию должен проходить и прихожанин. Когда человек приходит в храм, то ему нужен первое время руководитель, пока он питается духовным молоком, но потом роль такого руководителя должна уменьшаться, чтобы не закрывать Христа. Иоанн Креститель был возвеличен Христом, но сам Иоанн сказал: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Бог — личность, он учит нас через свой мир, и христианин, используя принцип пчелы, может увидеть отражение Бога везде: в самом себе, в человеке, в явлениях природы, в произведениях искусства. Хорошо об этом повествует Л. Толстой в рассказе «А для чего жить-то?»
Приходя в храм, человек, безусловно, относится к священнику, как в детстве к родителям, и такое доверие к священнослужителю должно духовником восприниматься как искушение. Можно признать, что учительство — страсть, причем опасная: люди в мире знают, как порой искажается личность учителя в школе.
Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению.
Есть очень хороший педагогический принцип: «Делай как я, а не то, что я говорю тебе делать». Серафим Саровский говорил: «Спасайся сам, и тысячи спасутся вокруг тебя». Это принципы искреннего учительства.
Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают…
Господь предупреждает о лицемерии учителей. Необходимость примера может подтвердить и высказывание Татьяны Черниговской — крупнейшего отечественного специалиста в области теории сознания, руководителя кафедры конвергенции естественных и гуманитарных наук Петербургского государственного университета, профессора:
«Зеркальные системы считаются основой любого обучения: „Делай, как я, веди себя, как я“. Этот процесс является основой обучения языку, а также успешной или неуспешной коммуникации. Как бы „Я тебя вижу не глазами, а мозгом, я вижу, кто ты, я понимаю, кто ты“. Если у человека эти системы поломаны, не работают, то он теряется в мире. У него не получается коммуникация, он не чувствует вашего эмоционального состояния. Например, родители приходят домой измученные на работе, уставшие, а дети абсолютно не реагируют на это. Они не реагируют ни на чужую боль, ни на плохое состояние, ни на хорошее. Они живут в своей скорлупе, и эта скорлупа, в частности, характеризуется отсутствием зеркальных систем. Если у человека нет зеркальных систем, он теряется в мире».
При вызревании в человеке духовного разума он уже не так сильно будет нуждаться в подражании в делах, но эмпатия (сочувствие) должна сохраняться всю оставшуюся жизнь.
Бог любит и отпускает, демон любит и держит. Духовное насилие начинается там, где слова Священного Писания и таинства используются священнослужителями для личной выгоды и манипуляции сознанием прихожанина в корыстных корпоративных целях.
Здесь можно вспомнить стихи А. Галича:
Не бойтесь хвалы, не бойтесь хулы,
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Священные нарциссы. Осторожно! Очарование рясы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других