Русь моя

Елена Лесная-Лыжина, 2018

«История – в переводе с греческого означает «повествование о событиях». История – учитель жизни. Знать прошедшее, значит во многом понимать настоящее и предвидеть будущее…»

Оглавление

  • Часть 1. Русь. Образование страны

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русь моя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Издание электронной книги:

Проект электронного книгоиздания «Атанор» (atanor-ebook.ru) 2018

© Лесная-Лыжина Е. В., 2018

© Верстка, дизайн обложки. ИП Бастракова Т. В., 2018

Часть 1. Русь. Образование страны

1) Первобытный строй на территории бывшего СССР. История

История — в переводе с греческого означает «повествование о событиях». История — учитель жизни. Знать прошедшее, значит во многом понимать настоящее и предвидеть будущее.

История отечества ставит себе целью:

1. Показать место и роль ее народов в мировом развитии, их единство.

2. Помогать нам осознать свое особое место в длинной череде человеческих поколений.

На историю стран оказывают влияние множество факторов:

I Силы природы

II Роль личности (азиатский деспотизм — сильный лидер)

1. Беспредельные открытия пространства восточно-европейской равнины (кочевники, постоянное саморасширение)

2. колонизация ее своим народом.

3. лес и степи, смена климатических зон на равнине незаметна. Характер: отсутствие тяги к систематическому труду.

4. климат: холодная зима и короткое жаркое лето.

5. удаленность от морских и океанских путей, милитаризация.

6. Россия является одновременно и европейской и азиатской державой.

7. многонациональность. Отдаленность от центров мировых цивилизаций — Греции и Рима.

8. особенности отдельных районов: среднее Поднепровье, Новгородские земли, северо-восток Руси.

Еще в начале 12 в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор задался вопросом «Откуда пошла Русская земля». Он отмечает в ПВЛ, что славянство — лишь часть общеевропейского потока народов (индоевропейцы). Помещает славян на Дунае, в Прикарпатье, откуда расселились они по другим местам. До 3 тыс. индоевропейцев еще представляли собой единое целое, говорили на одном языке, молились общим богам. Расселение людей произошло в эпоху неолита (6-3 тыс. до н. э.) произошла неолитическая революция: разделение скотоводства и земледелия. Люди научились лепить из глины посуду, изобрели колесо, прядение, лодки, жили в рубленных домах. Последовало продвижение человека на север в Прибалтику, в верховья Днепра, Волги. Люди вели полубродячий образ жизни, о чем свидетельствуют временные стоянки — шалаши. Расселение шло вдоль рек. Использовали лук и стрелы, микролиты. Выплавка меди. Формы организации в неолитическую эпоху: племена взамен рода. Племя — объединение родов по определенной территории, особый диалект, имя, культ. Матриархальная семья до 200 человек.

В 4 тыс. человек расселился до Ферганской долины. В Днепро-Дунайском междуречье обнаружена Трипольская культура 3000 до н. э. (Хвойко, 19 в.). Большие дома из дерева и глины. Мотыжное земледелие и скотоводство. Широкое распространение керамических изделий. Рассвет материнского рода. В начале 3-2 тыс. до н. э. в лесную полосу СССР из бассейна Вислы вторглись скотоводческо-земледельческие племена, осевшие в Прибалтике, на среднем и верхнем Днепре — «культура одиночных могил».

Неолитические племена Сибири и древнего востока также разделились на ряд обширных групп, объединяемых более или менее однородным характером хозяйства.

Полагают, что земледельческие и скотоводческие племена Центральной и части Восточной Европы (до Днепра) послужили основой для развития славянских, литовских, германских и др. племен.

Рыболовы и охотники Севера Европейской части СССР, Зауралья, Западной Сибири составили финно-угорскую группу племен. Племена на таежных пространствах Восточной Сибири были предками тунгусских и др. народов Северной Азии. В степях восточной Сибири закладывались элементы монгольских и тюркских языков, племен. Население степей Средней Азии и в европейской части СССР стало средой распространения иранских языков.

На рубеже 3 и 2 тыс. до н. э. на большей части территории СССР неолит сменяется эпохой металла. Сначала медные орудия изготавливались из самородной меди при помощи холодной ковки, затем люди научились плавить медь. Медь недостаточно тверда, тугоплавка и не смогла вытеснить камень. Бронза — сплав меди с оловом или сурьмой — обладает более значительной твердостью и температура плавления равна 700-900 С.

Бронзовый век начался в северном Закавказье в начале 3000 до н. э., на Урале, Южной Сибири, Казахстане и Средней Азии.

Использование металла способствовало расширению земледелия. Мотыги с металлическими наконечниками, серпы, появились первые и ирригационные сооружения, распространяется скотоводство.

Закавказье и Средняя Азия во 2 тыс. до н. э. достигли последних ступеней первобытно-общинного строя (Триалетское погребение, Усотовский могильник, Майкопский курган в 3000).

В Европейской части СССР в 1-ой пол. II тыс. До н. э. обитали племена, оставившие памятники в виде катакомбных культур, подкурганных могил. В середине II тыс. до н. э. на их смену приходят племена, погребавшие покойников в могильных ямах с бревенчатыми срубами (скотоводство). От Урала до Правобережья Днепра, от Оки до Левобережья Камы.

Для степной полосы Сибири и северного Казахстана во второй тыс. до н. э. характерны три богатейшие бронзовые культуры, исследователь С.В. Киселев: афанасьевская, андроновская, карасукская.

Афанасьевкие племена (г. Афанасьевка близь Минусинска) населяли Южную Сибирь в начале III — II тыс. до н. э. они жили оседло, в землянках с бревенчатым потолком. В середине II тыс. до н. э. ее сменила Андроновская (с. Андроново близь Ачинска). Андроновцы занимались скотоводством и мотыжным земледелием. От Енисея до Урала, часть северного Казахстана, на западе соприкасалась с районом срубной культуры. Отдельные Андроновские могильники найдены в Поволжье.

В начале 3 тыс. до н. э. с Енисея верхней Оби стала распространятся новая культура — карасукская, это скотоводы, вторгшиеся с северного Китая.

В области распространения старой, Трипольской культуры во II до н. э. наблюдается повсеместное исчезновение больших многосемейных домов. Их заменяют небольшие дома на одну семью. Трипольская расписная керамика уступает место шнуровой. Значение земледелия сильно уменьшилось, основным занятием стало скотоводство, особенно на Юге.

Во II тыс. жизнь племен средней и северной части лесной полосы СССР занимали неолитические племена охотников и рыболовов. Южная часть Европы территориальных СССР и бронзовых культур: фатьяновская, абашевская, поздняковская, прикамская.

Прикамская — Прикамье, казанское Поволжье, земледельческое скотоводство, хозяйство.

Усиливается товарный обмен. Монголия. Патриархат, имущее расслоение.

Сначала I тыс. до н. э. население нашей страны стало переходить к железным орудиям труда. Древнейшие изделия найдены в Закавказских могильниках нач. II — I тыс. до н. э.

Затем металлургия распространяется в Средней Азии. В 7-6 вв. до н. э. железо производили племена европейской части СССР, а двумя столетиями позже — некоторые племена Сибири.

Железные руды, особенно болотные имелись повсюду. Началось быстрое развитие пашенного земледелия. Завершение процесса выделения скотоводческих племен, которые окончательно порывают с остатками земледельческого хозяйства.

Второе разделение труда — ремесло.

Территориальная община вытесняет родовую и становится соседской, сельской.

Для периода разложения первобытно-общинного строя и перехода к классовому обществу характерно образование крупных племенных объединений союзов племен. Война стала регулярной функцией жизни. Военная демократия, вождь, дружина, вече.

В середине II тыс. до н. э. и в области между верховьями Евфрата и Эрзэрумом образовался сильный населенный союз хайев — предков армян. На юге Армянского нагорья сложился союз урартских племён. Два крупных союза сложилось на территории западной и восточной Грузии. В начале II–I тыс. до н. э. сако-массагетские племена. В Приазовье и Северном Причерноморье в нач. I тыс. до н. э. образовался крупный скифский союз племен. На основе этих племенных союзов возникли первые рабовладельческие государства Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья.

К середине I тыс. до н. э. в центральной и северной области Европейской части, в основных чертах, сложились главные этнические группы, известные здесь в последующее время: славяне, финно-угорские и литовские племена. Славяне — исконные жители Восточной Европы. Древнейшими предками славян считают земледельческие скотоводческие племена, жившие во II тыс. до н. э. в бассейне Вислы, Одры, на Волыни, в бассейне Днепра. Появившийся у этих племен погребальный обряд трупосожжения впоследствии стал характерным признаком быта славян. Последних ступеней первобытного общества общинного строя славяне достигли в I тыс. н. э. Раскопки показывают, что небольшие укрепления пасеки, склоняются к этому времени, более крупными поселениями — к территориально-общинному устройству. У северных славян укрепленные на высоких берегах поселки сохраняются значительно дольше чем у южных.

Со 2 пол. II тыс. до н. э. единообразие праславянского мира нарушается. Бронзовое оружие, конные дружины, наступает эпоха войн и переселений. 1. Северная половина Центральной Европы — венеды. 2. Среднее Поднепровье — киммерийцы, скифы, сарматы, гунны. (3700 г.)

Период 400-100 г. до н. э. обширные территории между Поднестровьем славяне. С 5 в. н. э. анты. Наивысшего могущества держава гуннов достигла при Аттиле — «биче божьем». Они дошли до северной Италии и Франции, но там на Каталаунских полях в 451 г. были разгромлены объединившимися противниками. Вскоре после этого (453 г.) Аттила умер. Гуннская держава распалась.

К началу 5 века поляки с Киевом. Новгородские словене. В 6-7 вв. славянский мир разделился на 3 группы: южную, западную и восточную.

2) Народы и древнейшие государства на территории России (реферат Абдеевой К. Р.)

1. Языки народов России и сопредельных государств

Проблемы происхождения народов, этнических общностей относятся к числу наиболее сложных. Как правило, начало складывания этнических общностей связано с отдалёнными эпохами первобытно-общинного строя, когда ещё не появилась письменность. Известно, что главным отличием одной этнической общности от другой является язык. Поэтому современная наука делит все народы, проживающие на Земле, на большие языковые семьи. На территории Российской Федерации и Содружества Независимых Государств проживают народы индоевропейской, уральской, алтайской, кавказской языковых семей.

Одна из крупнейших — индоевропейская языковая семья. К ней относятся романская, германская, балтийская, славянская, иранская группы. Учёные полагают, что народы индоевропейской семьи ведут своё начало от одного праотца — арийцев. Арийцы в незапамятные времена жили в Азии, на Иранской возвышенности. С течением времени арийцы двигались на юг, запад. Постепенно они расселились на территории современного Ирана, Малой Азии, Южной и Восточной Европы, Центральной Азии и Индостанского полуострова. Во II тысячелетии до н. э. они сформировали единую культурную общность, которая соответствовала индоевропейской семье. Впоследствии эта семья распалась на несколько групп: романскую (от неё произойдут французы, итальянцы, испанцы, румыны, молдаване), германскую (немцы, англичане, шведы, датчане, норвежцы), иранскую (таджики, афганцы), балтийскую (латыши, литовцы), славянскую (русские, украинцы, белорусы).

Другая большая языковая семья — уральская. Она делится на финно-угорскую и самодийскую группы. Народы финно-угорской группы (финны, эстонцы, карелы, удмурты, марийцы, коми, мордва и др.) издавна занимали территорию северной половины Восточно-Европейской равнины — между Балтийским морем и Уралом, оттуда её племена расселялись на европейский Север, в Поволжье и Западную Сибирь. Народы самодийской группы (ненцы, нганасаны, селькупы) занимают тундровые районы европейской части страны и Западной Сибири, низовья Енисея, юг Таймыра.

В состав алтайской семьи входят тюркская (чуваши, татары, башкиры, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, казахи, узбеки и др.), монгольская (буряты, калмыки), тунгусо-манчжурская группы (эвенки, эвены и др.). С историей восточных славян тесно связана история тюркских народов. Прародиной тюркских народов являются степи Центральной Азии. В начале железного века они проникают на север, в Сибирь, к Уралу, Среднюю Азию, Кавказ. В эпоху великого переселения народов они начали своё продвижение в Восточную Европу и далее на запад.

В горных ущельях Северного Кавказа со времён бронзового века живут народы кавказской языковой семьи. В её состав входят картвельская (грузины), абхазско-адыгская (абхазы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, черкесы, адыгейцы) и нахско-дагестанская (чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины и др.) группы.

2. Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов

Человек современного вида (Homo sapiens) появился на территории нашей страны в Причерноморье и на юге Средней Азии примерно 30 тыс. лет назад. В то время центральные и северные области европейской части России были покрыты ледником. Первобытные люди занимались охотой, собирательством, рыболовством. По мере потепления климата и таяния ледников первобытные люди стали расселяться из юго-западных и южных областей на север и восток. К V тысячелетию до н. э. люди проникли до верховьев Волги и на территорию современных Прибалтики и Карелии, а в III–II тысячелетии до н. э. — до Баренцева моря и в Южные области Сибири (до Байкала), после чего стали постепенно продвигаться и к северу азиатской части страны.

Южные области, в силу благоприятных природных условий, значительно опережали в своём развитии другие части европейской и азиатской территории. Развитие материального производства, увеличение населения и рост имущественного неравенства привели к разложению первобытно-общинного строя, который в разных регионах Евразии проходил не одновременно. На рубеже III и II тысячелетий до н. э. возникли рабовладельческие государства в Закавказье, Средней Азии и Причерноморье. Важно отметить, что все они появились на юге, долгое время развивались независимо друг от друга. Общие события их истории были обусловлены чаще всего вторжением одних и тех же иноземных завоевателей. У этих государств не было контактов западными и центральными областями европейской части России, где тысячелетием позже стали формироваться основы древнерусской государственности. Контактам с этой территорией препятствовали лежавшие на пути горы или полупустыни, а также широкая полоса степей, где кочевали воинственные скотоводческие племена. С первых веков нашей эры степи стали основным путём проникновения из Азии в Европу больших кочевых орд, часто уничтожавших на своём пути всё.

Государство Урарту. В IX в. до н. э. в Закавказье, вокруг озера Ван (теперь в Турции), из нескольких десятков армянских племён сложилось государство Урарту. К середине VII в. государство занимало территорию от озера Севан в Армении до верховьев Тигра и Евфрата и стало одним из значительных государств Древнего Востока. Урарту занимались земледелием, садоводством с применением искусственного орошения. Широко было развито скотоводство. Города Урарту были укреплены стенами и башнями из громадных камней. Искусные ремесленники изготовляли из глины, меди и железа орудия труда, хозяйственную утварь, оружие, дорогие украшения из золота. Государству Урарту приходилось постоянно вести оборонительные войны с соседней Ассирией, стремившейся поработить Урарту. Своего расцвета государство достигло к середине VIII в. до н. э., но в VI в. после нашествия скифов государство погибло. Армянские племена стали основой для сформировавшегося здесь позднее Армянского царства.

К западу от него из грузинских и абхазских племён образовалось Колхидское царство, а к северу — грузинское царство Картли (Иберия). Несколько позже — в IV в до н. э. — на территории северного Азербайджана возникло государство Албания.

Народы Средней Азии. История народов Средней Азии уходит в глубину веков.

В середине I тысячелетия до н. э. здесь возникло три государства: Согдиана (бассейн Зеравшана), Бактрия (южные части современных Таджикистана и Узбекистана) и Хорезм (в нижнем течении Амударьи).

В V в. до н. э. Закавказье и Средняя Азия ненадолго попали под власть Персидской империи. В IV в. эти области были завоёваны Александром Македонским. Здесь существовали большие и могучие города: Ходжент, Самарканд. Население занималось земледелием, скотоводством, ремеслом. Действовала развитая система орошения.

Существенное влияние на историю Закавказья и особенно Средней Азии оказало арабское завоевание (VII–VIII вв. н. э.), принёсшее с собой ислам. На Кавказе ислам распространился среди предков азербайджанцев и других народов Восточного, а также Северного Кавказа. Армяне и грузины, у которых ещё в первых веках нашей эры установилось христианство, стойко сопротивлялись исламизации, однако некоторые группы грузин (аджарцы, ингилойцы и др.) позже всё же были обращены в ислам. В Средней Азии ислам постепенно стал основной религией всего населения. В социально — экономическом отношении арабское завоевание совпало с возникновением феодальных отношений и отчасти способствовало этому процессу.

После распада в IX в. Арабского халифата в Закавказье возник ряд феодальных государств. В XI в. в ходе борьбы с проникшими в Закавказье из Средней Азии турками — сельджуками шло объединение грузинских земель, завершившееся при Давиде Строителе созданием единого грузинского царства со столицей в Тбилиси. Своего социально — экономического и культурного расцвета это царство достигло при царице Тамаре (конец XII — начало XIII в.). В границы Грузии в это время на правах вассального государства входила большая часть Армении (со столицей Ани). К северу от него располагалось Абхазское царство и независимая Кахетия, к востоку (на территории Азербайджана) — Албанское царство и ряд других феодальных государств, крупнейшим среди которых был Ширван (со столицей в Шемахе).

В Средней Азии после распада Арабского халифата возникло несколько государств (Саманидов, Караханидов и др.), крупнейшим среди которых стал Хорезм. Шахам Хорезма удалось отразить нашествие турок — сельджуков и распространить свою власть к XIII в почти на территорию всей Средней Азии, а также на южные прикаспийские области, включая часть Азербайджана.

Греческие колонии. В I тысячелетии до н. э. берега Чёрного моря стали осваивать древние греки. Наибольший размах греческая колонизация достигла VI — V вв. до н. э. В это время в Северном и Восточном Причерноморье, и Приазовье греки создают такие крупные города — колонии, как Тирас (устье Днестра), Ольвия (район Очакова), Херсонес (район Севастополя), Феодосия, Пантикапей (район Керчи), Танаис (устье Дона), Фанагория (Таманский полуостров), Диоскурия (район Сухуми), Фасис (устье Риона).

В V в. до н. э. Пантикапей стал центром крупной рабовладельческой державы — Боспорского царства (V в. до н. э. — IV в. н. э.), охватившего значительную часть Приазовья. Здесь активно развивались торговля, земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесленное производство.

Греческие города — государства копировали устройство и образ жизни греческого мира. Почти все они были рабовладельческими республиками. Рабы приобретались в результате войн, и владеть ими могли все свободные граждане. Здесь сложились крупные земельные владения, в которых производилось зерно, вино, масло. На высоком уровне находилось ремесло, чему в немалой степени способствовала широкая торговля.

Греческие колонии поддерживали торговые и культурные связи с жившими в причерноморских и приазовских степях племенами скифов, с кавказскими народами.

На рубеже нашей эры греческие колонии подвергались неоднократным нападениям кочевников, и в III в., когда началось великое переселение народов, все они прекратили своё существование.

Скифы. К северу от греческих крымских поселений жили многочисленные кочевые племена скифов. Они создали яркую и своеобразную культуру, которая оставила глубокий след в истории народов южной части Восточной Европы и районов Передней и Средней Азии. Наиболее ранние упоминания о скифах содержатся в письменных источниках. «Отец истории» греческий историк Геродот (V в.) посвятил им IV книгу свой истории. Скифами он называл ираноязычные племена, занимавшие пространство от устья Дуная, Нижнего Буга, Днепра до Азовского моря и Дона. В этот период у скифов шёл процесс разложения первобытно-общинного строя, и складывалось классовое общество. На территории бывшего СССР скифы одними из первых создали своё государство.

По примеру Геродота по способу ведения хозяйства скифов принято разделять на скифов-кочевников и скифов-пахарей. Скифы-кочевники кочевали в Нижнем Приднепровье, Крыму, Приазовье. На правобережье Нижнего Днепра жили скифы — пахари. Они жили в полуземлянках, глубина которых не превышала 1 м. Скифы — пахари возделывали пшеницу, лён, коноплю, разводили коров, овец, коз, свиней. Зерно из Скифии вывозилось в Грецию. Занимались различными ремёслами, важнейшим из которых была металлургия. Скифы-пахари занимались также резьбой по кости, ткачеством, гончарным делом.

Скифы-кочевники были скотоводами. Они оставили наиболее знаменитые клады и захоронения, которые позволяют судить об уровне их развития. Коневодство у скифов играло главную роль. Лошадь была любимым и главным животным, и её изображение было излюбленным и неотъемлемым украшением многих изделий скифов.

Так как скифы постоянно меняли стойбища, то у них выработался особый тип жилища — войлочная юрта, поставленная на кибитку.

В VI–IV вв. до н. э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в. до н. э. на его базе сложилось сильное скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (район Симферополя). С точки зрения политического устройства скифы представляли военную демократию. Власть принадлежала военному собранию. Во главе племени стоял вождь — царь, он считался верховным военачальником. Племенная знать скифов была баснословно богата, владела огромным количеством рабов и обладала сильной властью. Рабовладение у скифов достигло значительных размеров. Рабами становились не только военнопленные, но и свободные люди из подчинённых племён. В случае смерти царя умерщвлялся и царский конвой, чтобы служить господину и в потустороннем мире. Скифы переняли у греков — аристократов страсть к накоплению золота и обязательному его помещению с умершим.

К III в. до н. э. общее положение в районе Северного Причерноморья значительно изменилось. Войска Александра Македонского нанесли скифам сокрушительный удар. Территория скифов сильно сокращается и ограничивается лишь Крымским полуостровом. Отношения между греческими городами — государствами и скифами ухудшаются. С востока скифов начинают теснить сарматы. В начале III в. н. э. в район Северного Причерноморья пришли готы. Они разрушили скифские города. Окончательный разгром скифского государства произвели гунны, появившиеся на Крымском полуострове в 70-е гг. IV в. н. э.

Великое переселение народов в III–IV веках. В III–IV в. н. э. началось время борьбы сотен варварских племён с соседними государствами. Этот период всемирной истории называют также великим переселением народов. Варвары из степей и лесов завоёвывали богатые южные города и оседали на новых местах. Этот процесс способствовал крушению Римской империи и Византии. В тоже время он оказал большое влияние на складывание романских, германских и славянских народностей.

Переселение народов шло в двух направлениях. С северо-запада Европы на юг и юго-запад двигались племена кельтов, германцев, позднее — славян. С востока из Азии на запад перемещались орды кочевников. В IV в. н. э. кочевники — гунны прошли путь от Великой Китайской стены до Франции, аланы — предки современных осетин — от Северного Кавказа до Испании. В то же время германские племена побывали на Чёрном море, в Италии, северной Африке. Начало VI в. характеризуется сильнейшим давлением славян на Византию. Византийские историки описывают вторжение в пределы империи славянских войск, заселение ее славянскими колонистами.

3) Византийские и западноевропейские, восточные источники по истории восточных славян

Расширение круга письменных источников по истории народов СССР отмечается с 6 века. Византийские императоры с 6 века входят в тесные контакты со славянами, активно заселяющими Балканский полуостров. В связи с этим в трудах византийских писателей появляются наиболее точные сведения о славянах, а также о народах Причерноморья, Кавказа, отчасти Средней Азии.

С 6 века сохранились труды Прокопия Кессарийского (родился около 490, умер 562 гг.), среди которых выделяется многотомная (8 книг) «История войны с готами». Он один из первых подметил то общее, что связывало племена антов и славян, об их общем строе. Имел и материал о природных условиях, населении и поселениях, торговых путях Армении и Лазского царства. Большое внимание уделяет методам борьбы с варварами.

К 9-10 векам относятся письма Фотия о походе Руси на Византию в 860 году. В «Окружном писании» рассматривается крещение отряда руссов и об установлении русской епархии.

О начальном этапе Киевской Руси свидетельствуют произведения неизвестного автора 9 века «Житие Георгия Амастридского», повествующее о нападении руссов в 840-842 годах на Южно-Черноморское побережье и крещении вождя руссов.

Византийскому императору Константину Багрянородному приписывается несколько сочинений, среди которых труд «Об управлении империей», в нем говорится и о народах, соседствующих с Византией. В других сочинениях «О церемониях византийского двора» отмечена поездка Ольги в Константинополь в 957 году.

Перу византийского хрониста Льва Дьякона принадлежит написанная в 990 году «История в 10 книгах» с описаниями походов Святослава.

Из западноевропейских источников по истории Восточной Европы раннего периода важнейшими являются сочинения готского историка Иордана «О происхождении и деяниях готов». В его основе лежит хроника 5 века, составленная придворным историком готских королей Кассиодором. О славянах — выделяют 3 группы: славяне, анты, венеды.

Титмар Мерзебургский (976-1018 гг.) написал сочинение под названием «8 книг хроник». Мы узнаем о походе польского короля Болеслава Храброго в Киевскую Русь, крещении Руси, описание Киева, который представлялся немецким наемникам большим городом, с многочисленным населением, множеством церквей и рынков.

О времени Владимира Святославича сохранились известия в письме архиепископа Адама Бременского написавшего «Деяния Гамбургских епископов».

Саксон — грамматик приравнивал к гуннам. «Во славянской земле — пишет Гельмондт, — лежащие на восток и исполненные богатства ныне называются Гунигард, по бывшему в них поселению гуннов. Там столичный город назывался Куе». Адам Бременский называл этот город Кувен.

Интерес представляют «Бернские анналы» 9 века, где под 839 годом помещено сообщение о народе Рос, послы которого прибыли к византийскому императору Феофилу.

«Бернские анналы» составлены епископом Пруденцием.

«Хроника Саксона» (1139 г.) о браке Марии и Казимира, Кунигурды и Изяслава.

Арабы: Куявия, Славия, Артания — район Ростова — Белоозеро.

Современники указывали, что склавины и анты происходили от одного корня «от венедов» и сходня между собой: «Они происходят из одного племени, имеют теперь 3 имени: венеды, анты и склавины», — пишет готский историк Иордан. Сопоставляя антов и склавинов, он отмечает, что «анты — храбрейшие из древних славян».

Единство склавинов и антов отмечает и другой писатель 6 века Прокопий Кессарийский. Император Византии Маврикий (582-602 гг.), с именем которого связывают специальное стратегическое руководство о способах ведения войны со славянами, тоже объединяет эти 2 крыла, наступивших на империю, славянских дружин: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим правам, по своей любви к свободе».

Маврикий: племена славян и антов многочислен, выносливы, гостеприимны, рабство (плен) ограничивают временем, выкупом. Отмечали почти все хроникеры обильность славянских земель и скромность женщин.

«Они селятся в лесах, у непроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов, в следствии случающихся с ними опасностями. Необходимые вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним не владеют и ведут бродячую жизнь.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, обрывах, с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями. И днем, и ночью изобретая много разнообразных способов. Опытны они так же и в переправах через реки.

Народоправство. Язычество. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга. И все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов с щитами и дротиками в руках, панцирей они никогда не одевают. У тех и других один и тот же язык, довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы».

Гесиод (7 в.) писал об энетах, добывающих янтарь.

Геродот Скилак (4 в), Софокл (5 в до н. э.).

В «Германии» Корнелия Тацида: «Я сомневаюсь причислять племена певкидов, венедов, фенов к германцам или сарматам».

Птолимей «География»: «Сарматию занимают большие племена, венеды вдоль всего венедского залива, в Дахии — певкины и бастарны, Меотийское озеро — роксоланы, вглубь — аланы, скифы».

Адам Бременский: «Русь — есть самая удаленная и самая большая область винулов, которая кладет передел тому заливу».

Название «венеды» в обозначении славян сохранилось у их соседей гораздо позднее — у немцев — wender, winder, winida. У финнов — venё, venea, veneja.

Сами славяне себя так не называли.

Постепенное расселение из Прибалтики и Юга.

Автономность происхождения Польши.

Иордан: славяне и анты — прямые потомки древних венедов.

Склавины — вставка из греч. яз. — герм: slave, slave.

Арабы: сакалиба.

Прокопий Кессарийский говорит о славянах и антах, которые имеют свои жилища по ту сторону Дуная, недалеко от его «берега», «живут по Истру».

Далее на север от них занимают место «бесчисленные племена антов».

«Стратегикон» — где речь идет о славянах и антах, указывает что их реки вливаются в Дунай.

Среди сочинений восточных авторов можно выделить следующие:

Труд географа-иранца Ибн Хардадбека «Книга путей и государств» (846 г.)

Ибн Фадлан в 920-921 гг. посол халифа Мухатдира из Багдада совершил путешествие через Среднюю Азию в Волжско-Камскую Болгарию. Ему принадлежит одно из самых интересных описаний руссов.

В сочинениях арабского географа, историка и путешественника Ал-Масуда, объехавшего почти всю Среднюю Азию, Индию, Цейлон, Северную Африку и славянские земли.

В энциклопедии «Промывание золота» описывается поход руссов в 913-914 гг. в Азербайджан по Каспийскому морю.

О быте славян и их торговле с Волжско-Камской Болгарией мы узнаем из труда арабского географа Ибн Русте «Книга ожерелий».

Восточные славяне (Мавродин)

В 6-7 вв. славянский мир разделился на 3 группы: южную, западную и восточную.

В ряде источников (Иордан, Прокопий К., Псевдо-Маврикий, Менандр, Иоанн Эфесский и др.) восточные славяне выступают под именем антов. Иордан помещает антов на юго-западе восточной Европы. Их земли простираются от Черноморского побережья у Лукоморья (Угла) до Днепра.

Писатели 6-7 вв. считают и антов, и славян потомками венедов.

Анты — это не все восточные славяне, а только их юго-западная ветвь. Источники характеризуют антов как земледельцев в эпоху «военной демократии». Имело место имущественное неравенство, патриархальное рабство, сильная власть вождей, но и народные сходы. Византийцы отмечают храбрость и искусство антов в бою, их выносливость свободолюбие, честность, готовность помочь, гостеприимство, скромность, взаимопомощь.

Начиная к середине I тысячелетия языковые особенности: появление «Ч» и «Ж», вместо «ti» и «di». (свеча вместо светя, мечта вместо медя), а также полногласие (ворона, голова вместо врна, глова, глава).

Позднее носовые «О» и «Е» развиваются в «У» и «А».

Первые упоминания об антах связаны с их борьбой с готами, дружины которых в начале н. э. пробивались через Полесье и Волынь в Причерноморье.

Историк готов Иордан рассказал о том, как после смерти готского вождя Германариха в конце 70-х гг. 6 века, остготский вождь Винитар, подвластный гуннам, напал на антов, вторгшись в их страну. В первом же столкновении с антами он потерпел поражение, но затем сумел захватить антского вождя Божа с сыновьями и 70 «старшими вельможами» и распял их, но за свое выступление на антов через год был разгромлен гуннским вождем Баламбером (Валамиром) и убит. Держава Германариха была снесена гуннской волной.

За этот период складываются и рассыпаются племенные союзы славян юго-западных земель восточной Европы. В 6 веке у восточных славян еще господствуют племенные союзы, но в конце 6 — начале 7 веков на Волыни, в Верхнем Поднестровье и Побужье из племенного союза волынян возникает политическое государственное образование, о котором говорят и современные византийские источники, и более поздние восточные, написанные на арабском языке. Обычно историки называют его «державой волынян».

В 20-х гг. 6 века при византийском императоре Юстиниане, восточные и западные славяне вступили в ожесточенную борьбу с Византийской империей и, сокрушив ее оборонительные сооружения на Дунае, вторглись на Балканы. Здесь сложились разные народности южных славян.

Во второй половине I тысячелетия нашей эры славянские племена занимали обширные пространства Восточной Европы.

В верховьях Днепра, Волги и Западной Двины обитали многочисленные кривичи, расселившиеся на север и северо-восток. Часть кривичей, заселявших течение р. Полоты, носила название полочан. В области Волхва и Ильменя жили Словене, в Полесье, между Припятью и Березиной — дреговичи, между Сожен и Ипутью — радимичи. По Десне, Сейму и Суле тянулись земли северы или северян, в верховьях Оки расселились, вниз по ее течению, вятичи, по обоим берегам Среднего Днепра, у Киева, обитали поляне. По рекам Тетереву и Ужу лежала земля древлян, на Волыни жили дулебы (бужане или волыняне), по склонам Карпатских гор — хорваты, а от Побужья и низовьев Днепра до устья Дуная протянулись земли уличей и тиверцев.

Некоторые из племён, упоминаемых в летописях, представляли собой обширные племенные союзы (кривичи, вятичи и др.), другие — территориальные объединения (полочане, бужане, волыняне).

К 9 веку собственно племенной строй у восточных славян был уже изжит, и под названием племен в «Повести временных лет» выступают более или менее сложные этнические объединения.

В то время, когда на юго-западе развивалось плужное, пашенное земледелие, на всей огромной ее территории господствовало подсечное земледелие, связанное с коллективным трудом.

7-9 века — время разложения первобытно-общинных отношений. Появляется рало с полозом, соха, в 11-12 веках распространяются плуги с железным лемехом, череслом и отвальной доской. Появляются широколезвенные топоры, серпы более изогнутой формы.

Возникают новые системы земледелия: залежная, двупольная, трехпольная система севооборота.

Разнообразие сельскохозяйственных культур.

Развиваются ремесла, тесно связанные в это время с сельским хозяйством. На месте торжищ поселение ремесленников. Обрастание княжеских острогов. Меховые деньги (куны, резаны, векши, ноганы).

С конца 10 века металлические деньги и слитки серебра (гривны).

Накапливая ценности, захватывая земли, создавая мощную военную дружинную организацию, совершая походы, накапливая дань, собирая всякие поборы, торгуя и занимаясь ростовщичеством древнерусская знать отрывается от племенных и общинных объединений, превращаясь в силу, стоящую над обществом.

Чудь: эсты, водь, ижору — Прибалтика.

Мурома, весь, мещера, меря, голядь — Поволжье.

На северо-востоке — емь, карелы, весь белоозерская.

Тюрки — Камские болгары

Юго-восток — Хазарский Каганат (Волга, столица — Итиль).

Северо-запад — начало 9 века — варяги.

Вместе с разложением первобытно-общинных отношений складывались образования более высокого государственного типа. Восточные писатели 10 века знают три центра Руси: Куябу (Киев), Славию и Артанию (Артсанию).

В Славии усматривают область словен, а в Артсании многие историки склонные видеть Ерзянь — Рязань — русский город, возникший на земле мордвы, эрзи. Все эти политические объединения сложились в 9 веке, до образования древнерусского государства. Наши летописи также отмечают два основных центра восточного славянства — Новгород с Ладогой (Славия) и Киев.

В начале 9 века усиливаются дипломатическая и военная активность славян. В самом начале 9 века русские совершают поход на Сурож в Крыму, в 13 г. — на ов. Эгину в Эгейском архипелаге, в 839 г. русское посольство встретило императора Византии в Константинополе и германского в Ингельгейме.

В западноевропейской Бертинской летописи говорится о народе «рос» и его правителе — «кагане». Русские купцы известны в 9 веке европейским, восточным рынкам.

860 г. русские ладьи появились у стен Константинополя.

В Скандинавском эпосе Русь выступает как «Гардарика» — страна городов.

Слиянием Киева и Новгорода завершается образование древнерусского государства — 882 г.

Археологические источники говорят о прославянском характере ряда археологических культур в Восточной Европе 1 тыс до н. э.

Рыбаков Б.А. высказал предположение, что славянами были сколоты (скифы), ибо Геродот еще в 445 н. до н. э. писал о скифах пахарях «скало», «склало», «склавяне».

Данные топонимики о наличии иранских, финно-угорских, скифо-сарматских наименований рек и местностей.

Археолог Ляпушкин И.И. высказал предположение, что славяне заполняли Приднестровье постепенно смещаясь с Карпат (Волынь 5 в.) и с севера (из Балтики 3 в.).

В 376 г. под натиском готов из Прибалтики стали переселяться племена венедов. Они продвигались тремя волнами:

1. Радогост опустошил берега Эльбы, Рейна и Роны;

2. Рао — римские провинции в Дании;

3. Болемир — продвигался к берегам Днепра.

Ю.И. Венелин считает гуннов проосновой славянства. Саксон Гралематик относит славян к гуннам.

Русский ученый Кондратьев считает, что все пространство будущей Европы в первые века нашей эры было заселено славянскими племенами, которые назывались по-разному разными соседями.

У славян формируются 2 класса: мужи и челядь.

В 7-8 веках ремесленный строй у славян постепенно разлагается, внутри племен постепенно выделяются большие патриархальные семьи, которые ведут коллективное хозяйство на освоенных ими участках. Территориальные связи преобладают над родовыми. Но этот процесс не стоит также преувеличивать. На Руси всегда было сильным влияние общины. В древности она называлась «вервь». Она обладала определенной территорией, статусом, правами и обычаями.

Названия славянских племенных союзов связанны с районами их расселения. Поляне — «в полях», древляне — в лесах по соседству на северо-западе. По болотистой местности (от «дрягва» — болото) — дреговичи, по р. Полоте — полочане, по р. Буг — бужане, расположенные на север от полян — северяне по р. Соже — радимичи.

Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Подсечное в лесах, залежное в степях. Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: преобладала пшеница, просо, ячмень, гречиха. Рожь и овес появились позже. Скотоводство имело прочную базу. Скот часто выступал в роли тотема, идола бога (Волос) и служил эталоном торговли-обмена.

Особенно развиты лесные и речные промыслы: пушнина, лес, береста, лыко. Бортничество, т. е. уход за дуплами пчел, — бортями. Рыболовство.

Фактор природы — Ключевский.

Военная добыча играла определенную роль, особенно в усилении частной собственности и дифференциации. Постоянные воины-други привели к появлению дружины при князе. Конязь — предводитель пешего войска.

Простые хлебопашцы платили сборы для содержания дружины. Велика роль народного ополчения — советы, вече.

Князь: 1) выборная, затем наследственная должность.

2) оборонительные функции перешли в судебно-государственные.

Быт: расселение гнездами (по 3-4 поселка) по берегам рек.

Расстояние между гнездами не менее 30 км, между селами не более 5 км. В каждом поселке несколько семей, иногда десятков жителей. Дома разные: от полуземлянок до срубов.

Собственность: община, мелкая частная.

Религия: язычество. Идолопоклонство, тотем, магия. Тризны в честь предка шуры.

Праздники — 24 декабря — коляда, 23 июня — Купала.

Боги: Перун, Ярило (Сварог), Мокоша, Даждьбог, Ладо, Волос.

Духи: русалки, кикиморы, домовые, лешие.

Рабство не прижилось, т. е. уровень развития в 9-10 веках выше и основы хозяйства иные. Зависимость от отца.

Дискуссионными остаются вопросы:

1. о дате образования древнерусского государства и прославянском характере государственной власти на Руси;

2. о социально-политическом строе древнерусского государства.

3. о времени возникновения феодального землевладения.

Миллер, Шлецер, Бастер, Карамзин — норманисты.

М. Ломоносов — первый антинорманист.

Опора н-в: заговоры с греками. Основным населением страны были — «люди». За убийство людина — в «Русской правде» 40 гривен.

Идти в «полюдье» — сбор налогов с Ольги фиксирован.

Категория зависимых людей: смерды. За убийство смерда 5 гривен. Имущество принадлежит князю и лично зависим. Прототип крепостного права.

Некоторые авторы относят появление феодального землевладения к 9-10 векам, но большинство полагает, что в 10 веке существовали лишь отдельные княжеские села, хозяйство которых носило скотоводческо-земледельческий характер, а уже в 11-12 веках образуются феодальные вотчины.

Хозяйство многоукладно: Фроянов И.Я., но будущее несомненно принадлежит феодализму.

Политический строй древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой первобытной общины. Во главе государства стоял наследный князь, который был военным предводителем, законодателем, верховным судьей и налоговым инспектором (адресат дани). Функции князя точно определены в легенде о призвании варягов: «володеть и судить по праву».

Князя окружала дружина. Отношения между ними были далеки от отношений подданства. Князья советовались с дружиной, «думу думали».

Дружина решала определенного рода вопросы. Бояре со своими людьми («чадь», «отроки», «гридни») которые выполняли роль административных агентов: мечники (суд исполнителей), вирники.

Княжеские дружины — нарождающийся класс феодалов. Но народные ополчения продолжали играть важную роль, как и органы народного самоуправления. Старцы градские и старейшины вечевые участвовали в решении важных государственных проблем в княжеской думе.

4) Древнерусское государство

Славяне, убежденные советом новгородского старейшины Гостомысла, в лето 862 г, чудь словене, кривичи и весь отправили к варягам посольство, сказать им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами».

На Русь пришли 3 брата: Рюрик в Новгород, Синеус в Белоозеро (область веси) и Трувор в Изборск город кривичей.

Злоупотребление властью. Новгородцы во главе с Вадимом Храбрым и со своими единомышленниками подняли бунт в Новгороде. Рюрик расправился с ними.

Через 2 года в 864 году, по кончине братьев Рюрик стал единовластным правителем. Расширение владений: до Западной Двины, т. е. меря, мурома, полочане в зависимость. Города: Новгород, Белоозеро, Изборск, Полоцк, Ростов, Муром.

Рюрик родился в 830 году. Женат на урмайской княжне Ядвинде (Едвинде) и имел от нее сына Игоря.

2 боярина Рюрика: Аскольд и Дир отправились с товарищами из Новгорода в Константинополь искать счастья. Увидели на высоком берегу Днепра город и узнали, что построили его Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь, которые давно скончались, а миролюбивые жители его платят дань хазарам. Остались править здесь.

В 867 году совершили на 200 судах поход в Византию. Грекам помогла риза богоматери, опущенная в море. От бури погибли русские корабли. А отряды воинов приняли христианство. «Окружная грамота патриарха» Фотия сообщает об установлении в это время в Киеве 60-й по счету византийской епархии.

Рюрик скончался в 879 г., вручив правление и малолетнего сына своего Игоря родственнику Олегу.

Олег — правитель (879-912 гг.)

Рюрик, по словам летописи, вручил Олегу правление за малолетством сына. Сей «опекун Игорев скоро прославился своей отважностью, победами, благоразумием и любовью поданных».

В 882 году, оставив позади войско, он с юным Игорем и немногими людьми приплыл к высоким берегам Днепра, где стоял древний город Киев, скрыл вооруженных ратников в ладьях и велел объявить государям Киевским, что варяжские купцы, отправленные князем в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников. Аскольд и Дир, не подразумевая обмана, спешили на берег. Олеговы войны в одно мгновение окружили их. Правитель сказал: «Вы не князья и не знаменитого роду, но я князь, — и, показав Игоря, — вот сын Рюрика». Аскольд и Дир были убиты.

Киев: 1. Красив. 2 Выгодное геостратегическое расположение.

«Да будет Куява матерью городов русских».

Олег поручил дальние области вельможам велев строить города и станы для войска, установил подати.

Славяне, кривичи и др. народы должны были платить дань варягам, служившим в России. Новгород давал им ежегодно 300 гривен (около 150 фунтов серебра).

Сию дань получали варяги, как говорит Нестор «до кончины Ярославовой». Древляне были разбиты в бою и обязались ему платить дань черными куницами. В следующие 2 года Олег овладел землями днепровских северян и соседственных с ними радимичей. Он победил первых, освободил их от власти хазаров и сказал: «Я враг им, а не вам!» и ввел легкий налог — верность и доброе расположение северян были ему всего нужнее для безопасного сообщения южных областей российских с северными.

Радимичи, жители берегов сожских, добровольно согласились отдавать Олегу тоже что и хазарам: по шляху или по мелкой монете с каждой сохи.

… в левую сторону от Днепра на берегах Сулы жили еще независимые суляне. Война с ними.

Прошли угры (манджары, т. е. венгры из Приуралья в Европу).

В 903 году Олег избрал для Игоря супругу — Ольгу. Ее привезли в Киев из Плескова (Пскова) в веси Выбутской.

В 907 году совершает поход в Константинополь. Днепр покрылся 2000 судов, на каждом из которых было 40 воинов. Конница шла берегом. Сбор ополчения племен.

Император Леон, прозванный философом, думал о вычетах астрологии более нежели о безопасности государства. Он только велел заградить цепью гавань. Русичи разоряли окрестности и свирепствовали.

Олег поставил свои суда на колеса и силою ветра, на распущенных парусах, сухим путем шел с флотом к Константинополю. Может быть он хотел сделать тоже что сделал потом Магомед II: велел воинам тащить суда берегом в гавань, чтобы приступить к городским стенам.

Греки спешили предложить Олегу мир и дань. Они выслали его войску съестные припасы и вино, князь отвергнул и то, и другое.

Олег требовал 12 гривен на каждого человека во флоте своем, и греки согласились. 5 варягов послов заключили с Леоном договор:

Ст.1 греки дают по 12 гривен на человека, сверх того, уклады на г. Киев, Чернигов, Переяславль, Ростов, Полтеск, Любеч и др., где властвуют князья Олеговы подданные.

Ст. 2 Льготы послам и торговым людям, которые приедут в Грецию. 6 месяцев бесплатные бани, съестное.

Греческие условия: 1. Не чинить вреда 2. Льготы только торговым людям. 3. Жить только у св. Мамы и уведомлять о прибытии. 4. Беспошлинно торговать.

В знак победы повесил щит на вратах Константинополя и возвратился в Киев, где народ, удивленный его славою и богатством им привезенными: золотом, тканями, разными драгоценностями искусства и естественными плодами, единогласно назвал Олега вещим.

Договор 911 года с греками

14 послов варяжского имени ко Льву VI, Александру (брат Льва) и Константину (сын Льва) для письменного заверения в дружбе

1. мир

2. каждый клянется на вере своей

Ст. 3 Русин ли убьет христианина или наоборот, да умрет на месте злодеяния. Когда убийца домовит, то имение отдать ближнему родственнику убитого, но жена убийцы не лишается своей законной участи.

Ст. 4 За удар мечом или каким сосудом — штраф.

Ст. 5. За воровство: хозяин украденной вещи может убить вора, а если кто возьмет под видом сыска в чьем-либо доме, вместо своего, да заплатит втрое.

Ст. 6. Ладья, потерпевшая несчастье с товаром или без возвращается на родину.

Ст. 7 Возможность выкупа невольников.

Ст. 8 Возможность возвращения хозяину беглого невольника, запрет укрывательства.

Ст. 9. Если русич умрет в Греции и не написал наследственной, то передать имущество в Русь к ближним.

Ст. 10. Выдача преступников государям.

Олег, прокняжив 33 года, умер в 912 году, раздавив череп коня своего. Народ стенал и проливал слезы.

Игорь (912 — 945 гг.)

Игорь в зрелом возрасте мужа принял власть опасною: ибо современники и потомство требуют величия от наследников государя великого, или презирают недостойных. Смерть победителя ободрила древлян, и они отложились. Игорь спешил доказать, что в его руке меч Олегов; смирил их и наказал прибавлением дани.

Когда печенеги появились на границах России, Игорь заключил с ними союз в 915 году, и они 5 лет не тревожили Русь. В 920 году состоялась битва, печенеги отхлынули.

В 935 году русские корабли ходили в греческую Италию.

А в 941 году поход с 10 000 судами в Византию. 2 сражения: морское — Феофан встретил их на море у маяка, ударил. Русичи отошли к берегам Малой Азии, но там их встретил Патрикий Варда с отборным войском и напал. Еще одно сражение на море и славяне бежали.

Игорь не уныл, но хотел отомстить грекам. И в 944 году новый поход. Собрал другое войско. Призвал варягов из-за моря, нанял печенегов, которые дали ему аманатов в доказательство верности своей — и через 4 года снова пошел в Грецию с флотом и конницей. Херсонцы и болгары вторично дали знать императору, что море покрылось кораблями российскими. Лакапин, не уверенный в победе и желая спасти империю от новых бедствий зная, что враг отчаянный, немедленно направил послов к Игорю. Встретив его близ Дунайского устья, они предложили ему дань, какую некогда взял храбрый Олег с Греции, старались дарами привлечь печенегов.

Игорь держал совет с дружиною. Взял дань, велел печенегам разорять Болгарию и вернулся в Киев.

На следующий год Лакапин отправил послов к Игорю, а Игорь в Царьград своих послов и был заключен мирный договор на таких условиях:

1. 50 варяжских имен и 2 славянских I в посольстве от Игоря.

2. I мир свободная торговля и посольство

3. повторения ряда статей Олеговых

I «гости» русские сопровождаются царским чиновником

4. за возвращение русского невольника — 2 ткани, грека — 2 злотых.

5. за кражу — штраф в размере 2х цен

6. цены за выкуп греческих пленников — 10 злотых, середовича — 8 золотых, старца, младенца — 5 злотых, аналогично за пленных русскими греков, предусматривался выкуп за купленного.

7. II власть русского князя не распространяется над Херсоном

8. запрет грабежа торговых судов

9. II русские не творят зла херсонцам, ловящим рыбу в устье Днепра

10. II князь русский не натравливает болгар на Византию

11. III князь русский не имеет права наказывать грека, совершившего преступление, они принимают наказание в Византии.

12. III за смерть — ближние могут убить убийцу.

13. за побои — штраф

14. если понадобится войско — то взаимопомощь

Русские клялись на горе, где стоял Перун, приложив к ногам оружие и золото, а христиане — русичи в церкви св. Ильи.

Восточные походы Игоря:

Аль-Массуди, что россияне обитали тогда в Казарской столице Ателе и служили Кагану, что с его дозволения в 912 году войско их, приплыв на судах в Каспийское море, разорило Дагестан, Ширван, но было наконец истреблено магометанами.

Абельфера сказывает, что в 944 году россияне взяли Барду, столицу Арранскую и возвращались в свою землю рекой Куром и морем Каспийским.

943-944 — походы князей на Каспийское побережье (хазарские границы)

943 — поход Игоря на каспийское побережье Закавказья.

944 — поход князя на Северный Кавказ. Взятие г. Бердаа.

Корыстолюбие собственной дружины не позволило ему насладится спокойствием. «мы босы и наги, — говорили воины Игорю, — а Свинельдовы отроки богаты оружием и всякою одеждою». «Поди в дань с нами, да и мы будем вместе с тобою довольны». Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в ноябре до апреля отправлялись в полюдье объезда городов и земель своих. Игорь, отдыхая в старости, вместо себя кажется, посылал вельмож и бояр, особенно Свенельда — воеводу, который вероятно обогащался и сам с отроками — отборными молодыми людьми. Им завидовала дружина Игоря и князь, при наступлении осени, исполнил ее желание: отправился в землю древлян.

С частью дружины вернулся повторно. Послы древляне встретили его в пути и сказали ему: «Князь! Мы все уплатили тебе. Для чего же ты опять идешь к нам?» Игорь шел далее. Тогда отчаянные древляне, видя что надо умертвить хищного зверя (волка) или все стадо будет его жертвою, вооружились под начальством князя своего Мала, вышли из Коростена, убили Игоря и часть его дружины, которая шла вторично. Привязав к двум деревьям, разорвали князя надвое.

Княжил 32 года.

Н.А. Сахаров «Дипломатия Древней Руси», М. 1980.

18 июня 860 года произошло нашествие Руси на Византию. Заключен мир и взят выкуп славянами с греков и сохранили за собой награбленное. Признание Руси — ранее неведомого народа. 867 год Поход Аскольд и Дир (поход).

Летописец и патриарх Фотий говорит о миссии Константина и Мефодия в 861 году в Хазарию. Его продолжатель Феофан сообщает, что некоторые из руссов приняли христианство в 860-х годах и архиепископа от Византии. В Константинополе остается русское посольство, т. е. дипломатическое признание Древней Руси.

Гл. 3 В ходе перговоров 907 года выделяются 3 условия договора: восстановление мира и дружбы с Византией, единовременной контрибуции в виде денег, а также периодической дани.

911 год — новая ступень дипломатии: ход выработки соглашения, его содержания, процедуры заключения, практически приема и отпуска русского посольства в Византии.

941 год — неудачный поход Игоря на Царьград.

957 и 959 годы Ольга была в Константинополе и отправила посольство к Оттону I.

Княгиня Ольга (945 — 964 гг.)

Карамзин рассматривает Ольгу как регентшу при Святославе.

945-964 гг. — правление

945-946 гг. — покорение древлян, установление уроков и погостов

955 (957) г. — поездка в Константинополь и принятие ею христианства

964 г. — отдает власть сыну

969 г. — скончалась.

Юный князь воспитывался боярином Асмудом, Свенельд повелевал войском.

Прежде всего Ольга наказала убийц Игоревых. Летописец сообщает нам многие подробности.

1. закопала послов живыми в ладье.

2. послала к древлянам людей с требованием, что она согласна, но народ Киевский не отпустит ее без торжественного и многочисленного посольства. Легковерные древляне отправили в Киев лучших мужей своих.

Сожгли в бане.

3. Ольга пришла к Коростену. Совершила тризну в честь мужа. На вопрос: «Где послы?», ответила: «Идут с Игоревой дружиной».

Пир, после которого 5 000 пьяных древлян убито.

4. Ольга, возвратилась в Киев, собрала многочисленное войско и выступила с ним против древлян, уже наказанных хитростью, но непокоренных силою. Оно встретилось с ними, и младший Святослав сам начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля слабою рукой отрока, упало к ногам коня его, но полководцы Асмуд и Свенельд, ободрили воинов, примером князя и с восклицанием: «Друзья! Станем за князя!» устремились в битву.

Древляне бежали и затворились в городах своих, чувствуя себя более других виноватыми, жители Коростена целое лето оборонялись с отчаянием.

По голубю и воробью от дома в виде дани. Пожар. Убийство бежавших старейшин, остальных обложила тяжкою данью, часть продала в рабство.

5. 1/3 дани от Коростена шла самой Ольге.

В 946 году в Новгородскую область учредила по Луге и Месте государственной дани, разделила землю на погосты или волости.

Ольга наречена в святом крещении Еленою от Константина Багрянородного 9 сентября 955 года.

Вскоре в Киев приехали греческие послы требовать, чтобы великая княгиня исполнила обещание и прислала в Грецию войско вспомогательное, хотели также даров: невольников, мехов, драгоценных и воску. Ольга сказала им: «Когда Царь ваш постоит у меня на Почайне столько же времени, сколько я стояла у него в Суде (гавани Константинопольской), тогда пришлю ему дары и войско», — с тем послы и возвратились к императору. Из сего ответа видно, что греки не скоро впустили Ольгу в город и, что обыкновенная надменность двора византийского, оставила в ее сердце неприятные впечатления.

Святослав (964-972 гг.)

964-966 гг. — походы Святослава на Оку на вятичей.

964-965 гг. — разгром хазар (Сархел ими Белая Вежа). Завоевание ясов и касогов, Таманского полуострова и образование Тмутараканского княжества.

967-968 гг. — поход князя Святослава в Придунайскую Болгарию. Завоевание 80 городов. Нападение печенегов с юга на Киев. Возвращение Святослава и разгром их.

969 г. — умерла Ольга. Назначение своих сыновей наместниками: Ярополка в Киеве, Олега в Искоростене, Владимира в Новгороде.

969-971 гг. — второй поход князя Святослава в Придунайскую Болгарию и война с Византией. Взятие Святославом городов Доростол, Филипполь, Аркадиополь.

971 г. — заключение под Доростолом мира между князем Святославом и императором Византии Иваном I Цилисхием. Обязательство Святослава уйти из Болгарии и оказать нападения на нее неприятеля, в обмен на обязательство Цимисхия не воевать с болгарами, не подстрекать печенегов в походе на Русь.

972 г. — гибель Святослава в схватке с печенегами на острове Хортице.

Белая Вежа (Саркел), осетины, черкесы, вятичи, г. Таматарху (Фанатагорию), на Таманском полуострове — Тмутараканское княжество.

967 г. — недовольство императора Фоки на Болгарского царя Петра служило для Святослава поводом к новому завоевании. Император, желая отомстить болгарцам за то, что они не хотели препятствовать венграм в их частых нападениях на Грецию. Велел Калохиру, сыну начальника Херсонского ехать послом в Киеве с обещанием даров Руси за войну с Болгарией. Святослав исполнил желание Никифора, взяв с греков на вооружение несколько пудов на вооружение несколько пудов золота и с 60 000 воинов явился на ладьях на Дунай. Тщетно болгары хотели отразить их: россияне, обнаружив мечи и закрываясь щитами, устремились на берег и смяли неприятелей. Города сдались победителю. Удовлетворив месть греков богатой добычей, князь начал властвовать в древней Мидии; хотел еще в знак благодарности даров от императора и жил весело в Переяславце, не думая о том, что в это время Киев был в опасности.

В 968 году печенеги напали на Киев, где затворились Ольга с детьми Святослава. На другой стороне Днепра стоял воевода российский именем Претич с небольшой дружиной и не знал, что происходит возле столицы, отрок с поводьями на другой берег.

Претич объявил себя печенегам послам, начальником передовой дружины Святославичей. Мир. Обменялись оружием. Печенеги удалились от города.

Освобожденные Киевляне отправили гонца к Святославу сказать ему, что он для завоевания чужих земель жертвует собственную.

Князь поспешно вернулся на родину, отразил печенегов от пределов России.

969 г. мирное пребывание в Киеве скоро наскучило деятельному князю. Страна завоеванная всегда кажется приятелю завоевателю, и сердцу Героя стремилось к берегам Дунайским.

Собрав бояр, он в присутствии Ольги сказал им, что ему веселее жить в Переяславце нежели в Киеве: «Ибо в столице Болгарской, как в средоточии стекаются все драгоценности Искусства и Природы: греки, шлют сюда золото, ткани, вино и плоды. Богемцы и венгры серебро и коней, меха, воск, мед и невольников». Огорченная мать ответствовала ему, что старость и болезнь не замедлят прекратить ее жизни. Просила сначала похоронить ее. Через 4 дня она скончалась.

Во время правления Ольги посольству к Оттону I, известно далеко в Европе и Азии.

Разделил уделы между сыновьями. Новгородцы прислали посольство с просьбой дать им сына своего, иначе изберут своего князя.

Владимир, сын от ключницы Ольгиной Малуши, дочери любчанина малька. Новгородцы по совету Добрыни, Малушина брата, просили его.

Поехал в Болгарию. Сражение. Приступом вновь взял Переяславец. Калакир подстрекал в поход на Константинополь, надеясь с помощью русских свергнуть императора. Греки, призвавшие россиян на берега дунайские, увидели свою ошибку. Иоанн Цимисхий напомнил о договоре и требовал, чтобы русы вышли из Болгарии. Святослав не хотел слушать послов и с гордостью ответствовал, что скоро сам выгонит греков в Азию.

Он вступил во Фракию и до самого Адрианополя опустошил ее. Воевода Варда Склир принудил руссов остановиться. Цимисхий начал мирные предложения и хотел знать число руссов, обещая дать дань на каждого воина. Святослав объявил 20 000 — не имея и половины. Греки собрали 100 000, воспользовавшись временем.

Сражение. Ничья. Дары. Схватил оружие. Святослав вернулся в Болгарию, взяв дары.

В 970 году сам Цимисхий выступил из Константинополя с войском, направив вперед флот к Дунайскому устью.

С легионом Бессмертных, с 13 000 конницы и 10 500 пехоты явился он под стенами Переяславца и напал на 8 000 россиян.

Сам князь стоял с 60 000 воинов в укрепленном стане на берегу Дуная. Калохир прибежал с вестью, что столица Болгарии осаждена.

Переяславль был взят греками, Цимисхий простил Бориса Болгарского (сын Петра) и его вельмож. Русские заперлись в царском дворце и были сожжены.

Битва под Доростолом. Святослав отступил к городу, греки осадили его. Вылазки, голод. Ветер в лицо русским (св. Федор Стратилат).

15,5 тыс. русских убито Святослав требует мира. Отступает в Россию.

Цимисхий: «Мы, греки, любили побеждать своих неприятелей не столько оружием, сколько благодеяниями».

Свенельд и Феофан Синкел заключили договор: 1. Мир 2. Помощь Византии в случае войны.

Свидание Цимисхия (на коне) и Святослава (на лодке).

972 г. погиб на Днепровских порогов от рук печенегов.

Свенельд советовал оставить ладьи и сухим путем обойти пороги. Князь не принял его совета и решился зимовать в Белобережье, при устье Днепра, где россияне терпели недостаток во всем и голод.

Может быть там ожидал он помощи от России, но тщетно. Весной держал путь в Отечество. Спаслись немногие со Свенельдом. Князь печенегов Куря их черепа Святослава сделал чашу.

Греки в 968-969 гг. воевали и с Антионией (Патрикий Петр).

Декабрь 696 г. Никофор Фока убит… — Цимисхий.

Движения смердов (по Б. Д. Грекову) «Киевская Русь»

1024 г. в Суздале и Ростове против изобилия богатых при голоде.

1068 г. Киев.

1113 г. в Киеве.

В княжение Игоря русские сооруженные силы побывали 2 раза на Кавказе и 2 раза в Византии.

В 913 году на берегах Каспия. Войдя предварительно в соглашение с хазарами и обещав им половину ожидаемой добычи, русское войско прошло через землю хазарскую, обрушилось на плохо защищенные берега Каспия и дошло до Баку. Добыча была огромна. Половину ее Русь действительно отдала Кагану, но свою половину ей не пришлось довести до дому, т. к. русские были ограблены и в значительной мере перебиты по пути через Северный Кавказ. В 943 году сухопутно на Кавказе, захват города Бердаа. На этот раз им удалось довести добычу.

959 г. Ольга, учитывая враждебную политику Византии и сложную международную обстановку, предпринимает дипломатический маневр, она обращается к вопросу об организации в древнерусском государстве христианской церкви. К германскому императору. Оттону прислал в Киев своего епископа с запозданием. В 961 г. Роман II византийский император просил у Ольги помощь: в походе на Крит.

Святослав: вынослив в походах, неприхотлив в быту. Святослав более заметно и глубоко включился в международные отношения Европы и Азии.

Он является участником крупнейших международных событий.

Разгромил хазарский каганат и взял города — Саркел, Итиль, Семендера.

В 7 веке возникло государство Болгарское, в основном славянское, но с примесью слоя тюрков. Византия направила эту страну Мизией. В 9-10 веках Болгария усилилась и, особенно при царе Симеоне Борисовиче (885-927). Свое детство и юность он провел при византийском императорском дворе. Симеон был единственным наследником болгарского престола, и греки уговорили его принять монашество в надежде после смерти его отца Бориса, включить Болгарию в состав своих владений. Но, как только умер Борис, Симеон сбросил рясу и бежал в Болгарию, унося с собой непримиримую вражду к греческим правителям.

Болгария достигла при нем высшей степени могущества. Византия платила болгарам дань. Болгария отняла у Византии территорию.

При его приемнике Петре Кротком Болгария (Мизия), стала терять свое могущество и распалась на 2 части. Император Никифор Фока продолжал вести борьбу с болгарами и старался втянуть в нее Святослава.

Византийское правительство обратилось к Святославу с предложением организовать поход на Болгарию, для чего предлагало поддержку золотом 1500 фунтов. Византия в это время вела войну в Сирии. Расчет Византии был, по-видимому, прост: она думала, что Святослав, начал войну с Болгарией нанесет материальный ущерб и себе с Болгарии, т. о. 2 сильных соседа ослабят друг друга.

Но первый же поход Святослава рассеял эти надежды. Святослав быстро овладел в Болгарии многими городами (по летописи — 80), проник в центр страны и в самом южном пункте Дуная, в городе Переяславце решил обосноваться.

Болгария пошла на соглашение со Святославом против Византии.

Византия направила на Киев печенегов, возвращается в Переяславец. И вторая война началась очень удачно для него. Лев Диакон и Скилица сообщают, что отряды болгар стали действовать вместе с Русью против Византии. К ним присоединились и венгры.

Борис остается на престоле.

Военные действия развернулись очень широко. Он взял Филипполь и прошел Балканы. Новый византийский император Иоанн Цимисхий, по соглашению с императрицей Феофанией, убившей императора Никифора Фоку, сначала хотел покончить со Святославом мирным соглашением, но Святослав не шел на невыгодные для него предложения. На угрозы Цимисхия Святослав ответил угрозой взять Царьград. Так повествует об этих событиях Лев Диакон. Русское войско опустошило Фракию и действительно приблизилось к Царьграду. Цимисхий послал против Руси войско под начальством Варды Склира, который не мог справиться со своей задачей. Цимисхий послал ему на помощь новые войска, но восстание Варды Фоки в М.Азии заставило Циихия отозвать эти войска назад.

Святослав занял Македонию.

Только в начале 971 года, разбив Фоку, Цимисхий возобновил борьбу. Взял Большой Преслав.

Видя военный перевес на стороне Византии, часть болгарской знати отказалась от союза со Святославом. Русские, по словам Льва Диакона, проявили удивительную стойкость. Святослав был ранен.

Цимисхий посылал 2 посольства с мирными предложениями. Он послал к Святославу второе посольство с мирными предложениями. И указывал на то, что между двумя странами давно уже установились мирные отношения, в которых «сам бог был посредником». Цимисхий напомнил Святославу о неудачном походе Игоря. «Не думаю, чтоб и ты мог возвратится в свое отечество, если принудишь выступить против себя все римское войско».

Святослав на это ответил: «Не вижу никакой необходимости, побуждающей римского государя к нам идти, посему да не трудится путешествовать в нашу землю. Мы скоро сами поставим шатры свои перед византийскими воротами, обнесем город крепостным валом и если он (Ц.) решится выступить на подвиг, мы храбро его встретим, покажем ему на самом деле, что мы не бедные ремесленники, живущие одними трудами, но храбрые войны, побеждающие врагов оружием, хотя по невежеству своему он считает русских слабыми женщинами и хочет устрашить их своими угрозами, как пугают грудных детей разными чучелами».

Сражения. Из 60 000 — русских 22 000 тысячи, из них около 11 боеспособны.

Встреча Святослава и Цимисхия на берегу Дуная. Цимисхий явился со свитой, в блеске. А Святослав подъехал к берегу в ладье.

«Видом он был таков: среднего роста, с густыми бровями, голубыми глазами, с плоским носом, с бритою борою и с густыми длинными висящими на верхней губе волосами. Голова у него было совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и суровым. В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином, посреди них вставленным. Одежда на нем была белая, ничем кроме чистоты от других не отличная».

Договор 972 года последний из договоров Руси с греками, совсем иного типа чем договоры Олега и Игоря. Он говорит о ненападении Святослава на страну греческую, Корсунскую, болгарскую и о помощи, которую Святослав обещает грекам в случае нападения неприятеля на Византию.

Святослав отправил своего воеводу Свенельда с войском в Киев, а сам остался зимовать в Белобережье на Дунае. На Днепровских порогах в 973 году убит печенегами.

После смерти Святослава встал вопрос о том, кому властвовать в Киеве. Отправляясь в 970 году в поход на Болгарию, Святослав оставил в Киеве своего старшего сына Ярополка. Второй его сын Олег, был поставлен правителем в древлянской земле, третий — Владимир — в Новгороде. После смерти Святослава все три брата в течение нескольких лет сидели каждый на своем месте. В 977 году Ярополк пошел против Олега. Олег был убит в бою. Владимир испугался за себя и бежал «за море», нанимать вспомогательный отряд варягов. Он действительно собрал там дружину, вернулся в Новгород, отправился на юг и завладел Киевом. Ярополк был коварно убит.

За время с 915 году по 1036 год Киевские князья воевали 16 раз, не считая мелких столкновений.

1054 год — впервые половцы (куманы) мирная встреча.

1061 год — начинается ряд половецких набегов на Русь. Особенно сильной становиться половецкая опасность в конце 11 века, когда половцы обрушились на Киевскую и Переяславскую земли. Им удалось отрезать Тмутаракань от Черниговщины и с этого времени Тмутаракань делается русским островом среди нерусских земель.

В начале 12 века русские переходят в наступление и отодвигают половцев на Дон, Волгу и Яик, часть в качестве вассалов. Но в конце 12 — начале 13 веков мы снова видим половецкое наступление. В 12 веке в связи с расчленением Древнерусского государства и ослаблением военной мощи страны, половцам удается в Причерноморье и Приазовье положить начало своему собственному государству — Дегит — и — Кипчак, границы которого простилались на запад до Днепра, на юге включали Крым, на северо-востоке — Булгар и юго-востоке — устье Волги.

Ярополк Святославович (972-980 гг.)

Ярополк княжил в Киеве, Олег в древлянской земле, а Владимир в Новгороде.

Единодержавие пресеклось в государстве, ибо Ярополк не имел власти над уделами своих братьев.

Виновником вражды был воевода Свенельд. Он ненавидел Олега, который умертвил его сына — Люту, встретясь с ним на ловле в своем владении. Свенельд, желаю отомстить ему, убедил Ярополка идти войной на Древлянскую землю князя и соединить область его с Киевской.

Олег, узнав о намерении своего брата, также в 974 году собрал войско и вышел к нему на встречу, но побежденный Ярополком должен был спасаться бегством в древлянский город Овруч, воины его, гонимые неприятелем, теснились на мосту у городских ворот и столкнули своего князя в глубокий ров. Ярополк вступил в город и хотел видеть брата, сей несчастный был раздавлен множеством людей с лошадей, которые упали с ним с моста. Победитель, видя бездушный, окровавленный труп Олегов, лежавший на ковре перед его глазами, забыл свое торжество, слезами изъявил раскаяние и, с горестью указывая на мертвого, сказал Свенельду: «Того ли хотелось тебе?».

Владимир бежал к варягам, вернулся через 2 года с войсками, набрал ее кривичей и чудь и пошел на Киев. В Новгороде он сменил посадников Ярополковых.

В области Полоцкой, в земле Кривичей, господствовал тогда Варяг Рогволд, который пришел из-за моря, вероятно для того, чтобы служить великому князю российскому и получил от него в удел сию область. Он имел прелестную дочь Рогнеду, сговоренную за Ярополка. Владимир, готовясь отнять державу, хотел лишить его и невесты, и через послов потребовал ее руки; но Рогнеда ответствовала, что не может соединиться браком с сыном рабы. Раздраженный Владимир взял Полоцк, умертвил Рогволда, двух сыновей его и взял Рогнеду.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Часть 1. Русь. Образование страны

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русь моя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я