Путешествие на Восток. Восток и Запад. Часть 10

Елена Козодаева

В данную книгу вошли очерки автора о поездке по Алтаю и Калининграду в июле 2021 г. Алтай – Северо-Чуйский тракт, Гейзеровое озеро, музей петроглифов Калбак-Таш, Уларские водопады, Марс, Озеро горных духов, перевал Кату-Ярык и долина Чулышмана, водопад Куркуре, Телецкое озеро. Музей им. Анохина в Горно-Алтайске.Что посмотреть в Калининграде и его пригородах (музей янтаря, остров Канта, Куршская коса и Танцующий лес, Зеленградск и Светлогорск) – путеводитель по самым интересным местам.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие на Восток. Восток и Запад. Часть 10 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Елена Козодаева, 2021

ISBN 978-5-0055-1242-0 (т. 10)

ISBN 978-5-0050-2534-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Алтайская одиссея

Вот уже неделя как я вернулась с Алтая, но продолжаю мыслями оставаться там. Я до сих пор живу по алтайскому времени — встаю в 5 утра по Москве (это 9 ч по Алтаю). За завтраком просматриваю фото с нашего тура и берусь за кисти — тороплюсь нарисовать все по горячим следам, пока свежи воспоминания.. Это уже вторая моя поездка на Алтай, о первом своем посещении этого края два года назад была написана книга «Алтайская кругосветка». Мне трудно сравнивать эти две поездки, каждая запомнилась по-своему. Попробую изложить свои впечатления о своем втором путешествии, интересно это будет или нет — судить моим читателям.

Итак, в этот раз я прилетаю в Горно-Алтайск несколько заранее, быстро заселяюсь в отель и бегу в музей им. А. В.Анохина, чтобы успеть осмотреть экспозицию до его закрытия. Я еще, находясь дома, много читала и просматривала виртуальный тур по музею.

Изделия из металла и конского волоса (музей им. А. В. Анохина)

Элементы конской сбруи (музей им. А. В. Анохина)

В алтайской избе (музей им. А. В. Анохина)

Нац. одежда (музей им. А. В. Анохина)

Конская сбруя (музей им. А. В. Анохина)

Вход в Национальный музей им. А. В. Анохина

Алтайский охотник (музей им. А. В. Анохина)

Жилище древних алтайцев (музей им. А. В. Анохина)

Кожаные сосуды для воды (музей им. А. В. Анохина)

И этнографическая экспозиция не обманула моих ожиданий. Представленные на первом и втором этажах предметы быта, посуда, одежда, национальная одежда, реконструированные жилища древних алтайцев никого не оставят равнодушным! Особенно поражает мастерство древних алтайцев — тканые ковры из верблюжьей шерсти, женские украшения, головные уборы, сплошь расшитые ракушками и бисером — это только малая часть увиденного.

Находки с плато Укок (музей им. А. В. Анохина)

Орнамент с плато Укок (музей им. А. В. Анохина)

Отдельный зал выделен под экспозицию раскопок с плато Укок. Здесь же в определенные дни и часы можно увидеть мумию знаменитой принцессы Укока. Немного об истории этих находок. Принце́сса Уко́ка — данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии молодой женщины возрастом примерно 28—30 лет, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха урочища Укок в 1993 году. По мнению археологов женщина принадлежала к знатному роду, о чем свидетельствуют татуировки и многочисленные украшения.

Картина из музея им. А. В. Анохина

«Шаман» Картина из музея им. А. В. Анохина

Г. И. Чорос-Гуркин. Картина из музея им. А. В. Анохина

Но особенно меня интересовала выставка живописи — на третьем этаже широко представлены работы Г.И.Чорос-Гуркина, учившегося в Академии Художеств у И. Шишкина и других художников. Здесь же можно прочитать о трудной судьбе художника и многочисленных испытаниях, выпавших на его долю…

Обедаю в кафе «Русь» вкуснейшим борщом, сваренным в горшочке, заканчиваю трапезу морсом и бреду в отель, полная впечатлений…

День первый. Чуйский тракт — Семинский перевал-перевал Чике-Таман — Чибит

Утром просыпаюсь рано. Странное дело, на Алтае спишь меньше, но высыпаешься быстрее, чем в душной столице. Завтракаю, пакую чемодан и отслеживаю сообщения гида в чате о времени прибытия основной группы в с. Маймы (Разьезд). Часть туристов поиезжает в Барнаул и их встречают в аэропорту и на жд вокзале, и только потом по дороге забирают тех, кто летел через Горно-Алтайск. Вспоминая свою первую поездку и время, затраченное на переезд из Барнаула до Чемала, я решила поберечь свои силы и время, поэтому пунктом прибытия выбрала Горно-Алтайск.

Загружаем чемоданы и прочий багаж в мини автобус, рассаживаемся и выезжаем на знаменитый Чуйский тракт, который является транспортной артерией этого края.

Вид из окна автобуса (Чуйский тракт).

Из Википедии. «Чу́йский тракт» — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск — Новоалтайск — Бийск — Майма — государственная граница с Монголией. Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Общая протяженность 962 км. У нас по дороге будет возможность увидеть фрагмент старого Чуйского тракта. Что называется — почувствуйте разницу!

Панорама с Семинского перевала.

Стелла на Семинском перевале.

Ручной марал Бяшка — любимец туристов.

Итак, мы движемся в направлении Семинского перевала. Здесь у нас небольшая остановка, на которой можно вдохнуть свежий горный воздух, полюбоваться прекрасными видами со смотровой площадки и покормить из рук нашего старого знакомого — марала Бяшку. В прошлый раз мы его прикармливали в районе Чеч Кыша. На перевале также есть небольшой рыночек, где можно прикупить всевозможные алтайские травяные сборы (чаи), мед, шапки, варежки и носки из шерсти верблюда, яка, которые привозят из Монголии.

Алтайский мед (рынок на Семинском перевале)

Травяные чаи (рынок на Семинском перевале)

Сувениры (рынок на Семинском перевале)

Обедаем мы на перевале Чике-Таман, что в переводе с алтайского означает «плоская подошва». Небольшое кафе пользуется популярностью у проголодавшихся путешественников. Пока я стою в очереди и выясняю из какого мяса приготовлены манты и плов, последние манты уплывают в чью-то тарелку. В большой семье не щелкай клювом! Ем оставшийся плов и смотрю, как над раскаленным плато парит коршун, высматривая добычу. Как правило, это имуранги (алтайские суслики), норки которых встречаются на Алтае повсеместно.

Кафе на перевале Чике-Таман

Катунь.

А наш путь лежит дальше — к сакральному для каждого алтайца месту слияния Чуи и Катуни. Здесь полноводная красавица-Катунь принимает в свои объятия свою младшую сестру — реку Чуя.

Уже смеркается, когда мы приезжаем в Чибит и заселяемся на турбазе «Хавло». Наш неутомимый гид Паша варит нам на ужин свой волшебный борщ, который мы уплетаем за обе щеки — слышно только как ложки стучат по мискам! Уставшие, но довольные, расходимся по своим домикам (палаткам). Завтра нас ожидает трудный день…

Первый вечер на турбазе «Хавло» (Чибит)

День второй. Гейзеровое озеро — подьем по отрогу Курайского хребта — Курайская степь

Солнце будит рано, особенно тех, кто ночевал в палатке или в домике-шале. Постепенно просыпаются и остальные участники. Сладко позевывая и гремя мисками (КЛМН = кружка, ложка, миска, нож отныне всегда при нас), мы собираемся на кухне. Паша — один из наших гидов вовсю кашеварит и, сказать по правде, нет ничего вкуснее его стряпни! Группа у нас большая — 19 человек плюс два гида (Паша и Леша), накормить такую ораву дело непростое. Но вот мы заканчиваем с завтраком, вылизываем миски до блеска и начинаем приставать к Паше с глупыми вопросами: «Что брать с собой? А что надеть?». Детский сад младшая группа. Мы своими расспросами доводим Пашу до тихого помешательства, но нужно отдать должное его терпению. Наконец, набив рюкзаки наполовину ненужным хламом, собираемся у КАМАЗа. Отныне это наше средство передвижения на протяжении всего тура.

Турбаза «Хавло» (Чибит)

Гейзеровое озеро уникальное по своей природе, образовалось в результате землетрясения и знаменито тем, что постоянно меняет свой рисунок. В озере запрещено купаться, чтобы не нарушить хрупкую экологию этого места. Путь к озеру проходит по деревянному настилу, затем по лесной тропе. Мне это озеро своими очертаниями и рисунком напоминает распил уральского малахита. Неторопливо обхожу озеро вокруг, ищу интересные ракурсы для фотосьемки и делаю фото на память. Вдоволь налюбовавшись, возвращаемся к нашему КАМАЗу.

Гейзеровое озеро.

Гейзеровое озеро

Теперь наша цель — совершить свой первый подъем по отрогу Курайского хребта. Это в каком-то смысле тест для всех нас. В группе собрались люди разных возрастов — от пионеров до пенсионеров, физическая подготовка тоже у всех разная. Кто-то бодро бежит вверх по тропе, а у кого-то перехватывает дыхание и темнеет в глазах. Поднимаемся до смотровой площадки и нашему взору открывается умопомрачительный вид на Северо-Чуйский хребет и долину. Далеко внизу узкой лентой серебрится Катунь, а домики на турбазе кажутся совсем крохотными. Удержаться от фотосьемки просто невозможно — настолько все свежо и живописно! Весна в этом году на Алтае поздняя, поэтому трава сочно-зеленого цвета, тут и там попадаются жарки, дикие маки и другие цветы.

У Чуйского тракта.

Вид с отрогов Курайского хребта.

Наша группа делится на две части. Одна часть с Алексеем идет выше и поднимается до небольшого водопада, другая вместе с Пашей медленно спускается вниз. Спуск, как известно, всегда сложнее подъема. Я тихо проклинаю себя за то, что надела кроссовки с мягкой подошвой, в них дышит нога, но они совершенно не предназначены для таких походов. Еду по сыпухе, Паша ловит меня за шиворот и отчитывает как шкодливого котенка. А я пытаюсь удержаться за кусты и попутно собираю всевозможные занозы. Хороший урок мне на будущее!

Наконец спуск закончен, на подгибающихся ногах мы медленно бредем в сторону турбазы, где нас ждет перекус и чай с чабрецом. Какое наслаждение умыться холодной водой и выпить кружку свежезаваренного чая с вкусняшками!

По дороге останавливаемся еще в одном красивейшем месте — в Курайской степи. Ветер волнами колышет траву, а на горизонте как сахарные головы белеют снежные вершины Чуйского хребта…

На базу возвращаемся уже в сумерках, умываемся и приводим себя в порядок к ужину. Кто-то из девчат спрашивает у меня про «крем от мышц», видимо, нагрузку все же некоторую почувствовали. За ужином все дружно уплетают очередной Пашин кулинарный шедевр — овощное рагу с курицей. Насытившись, неторопливо пьем пахучий чай с чабрецом.

После ужина расходимся ненадолго — нас ждет костер и вечер знакомств, где каждый рассказывает что-то о себе. Под конец Леша приносит гитару, мы сидим, пьем чай и поем допоздна…

День третий. Музей петроглифов Калбак-Таш — водопад Курлак — Большой и Малый Уларские водопады

В этом туре нам удивительно везет с погодой — все перевалы и восхождения мы проходим в солнечную погоду. Хотя в прошлый раз я с дождевиком не расставалась — практически каждый день нас сопровождали ливни и грозы.

Сегодня у нас очень насыщенная программа — пока солнце не палит так сильно, мы посещаем Музей петроглифов под открытым небом — Калбак-ТашБ а затем у нас предусмотрено посещение водопада Курлак, Большого и Малого Курлакских водопадов.

Калбак-Таш (в переводе «плоский камень») — это крупное древнее святилище на территории Онгудайского района, целый археологический комплекс наскальных рисунков, расположенный на берегу реки Чуя.

Калбак-Таш является самым крупным местонахождением рунических записей не только на Алтае, но и в России. Некоторые надписи остаются до сих пор непрочитанными. В этом месте рисунки создавались в разные эпохи и по ним можно проследить какие племена населяли древний Алтай, как проходило развитие культуры. На рисунках бронзового века мы видим изображения женщин, колесниц и вьючных быков. Часто встречаются рисунки оленей, воинов и погонщиков.