1. книги
  2. Школьные методические пособия
  3. Елена Кожушко

От игры в газету до профессионального мастерства

Елена Кожушко (2024)
Обложка книги

В основе содержания и структуры предлагаемого учебного-методического пособия лежит концепция практической подготовки школьников к газетному ремеслу на основе творческой деятельности. Пособие поможет изучить основы журналистики, а под этим подразумевается: освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ею, использовав один из газетных жанров. Пособие предназначено для педагогов общеобразовательных школ, реализующих программы познавательной внеурочной деятельности.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «От игры в газету до профессионального мастерства» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема занятия: «Информация и факт»

Цель занятия: познакомить учащихся с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество; рассмотреть понятие «информация»; научить видеть различные, противоположные стороны одной и той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию.

Ход занятия

1. Игра «Испорченный телефон».

Сидящим на первых партах дается информация, которую они должны запомнить и быстро передать сидящим сзади.

1 ряд. Запомни и передай: « Информация должна быть понятна сапожнику, булочнику и домохозяйке. Тогда правительство вынуждено будет прислушиваться к общественному мнению».

Последний на ряду, получив данную информацию, должен поднять руку.

2 ряд. Запомни и передай: « свободная пресса — это существенная часть демократического общества. А общество — это мы». Последний на ряду, получив информацию, должен встать.

3 ряд. Запомни и передай: «Те, кто причиняет ущерб своему народу и подавляет его, провоцирует недовольства и жалобы». Последний на третьем ряду, получив информацию, должен будет подойти к учительскому столу.

По окончании игры последние участники докладывают информацию, которая сравнивается с оригиналом.

— С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?

— Что произошло с информацией после того, как её передали?

— Почему так произошло?

— Кто несет ответственность?

Любопытные и слон

Слона выставили для обозрения ночью и в темном помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали его ощупывать, чтобы представить себе, как он выглядит. Слон был огромен, а потому каждый из посетителей мог ощупать только часть животного и таким образом составить свое представление о нем. Один из посетителей ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой погладил бивни и сказал, что слон — это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, который дотянулся до спины, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка.

Люди спорили между собой пока не пришел мудрец. Он сказал им:"Каждый из вас прав в мелочах, но все вы ошибаетесь в главном. Не делайте общих выводов на основе небольшой части информации. Обменяйтесь своими наблюдениями и создайте общую картину. Изучение только одного фрагмента приводит к обману".

Вопросы:

-Что произошло с информацией в этой истории?

-Как сделать информацию более объективной?

-Что бы вы посоветовали спорящим?

УЧИТЕЛЬ: В основе информации лежит факт, который необходимо передать без искажений, как можно точнее, объективно. Ответственность за это лежит на участниках каждого этапа передачи информации.

2. Работа над понятием «информация»: сформулировать определение понятия «информация» (работа с карточками)

1) В данное определение вставить пропущенные слова и объяснить, почему вставили именно эти слова и как они связаны с содержанием определения.

Информация — это сведения об______________________________ мире и протекающих в нем____________________, сообщения, осведомляющие о положении_________и состоянии чего-либо.

(Пропущенные слова: окружающем, процессах, дел.)

2) Предложенное вам определение изобразите графически, т.е. в виде схемы, символа или рисунка и объясните причину именно такого изображения.

Информация — сведения, предаваемые одними людьми другим в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира. В узком смысле информация — совокупность кратких не комментированных сведений об актуальных фронтах жизни общества. В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации. (Краткий политический словарь. — М., 1989).

3) самостоятельно сформулировать определение понятия «информация», ответив на вопросы:

— О чем можно информировать?

-Подберите синонимы к слову «информация» (сведения, сообщения, известия)

3. Практическая работа «Анализ информации».

Принесите в класс несколько газет и проанализируйте информацию, полученную при их изучении. Многие статьи и заметки опираются на факты. В этом случае репортер пишет о том, что он видит или слышит. Обычно он отвечает на 5 основных вопросов: Кто? когда? что? где? почему?

Подберите статью или заметку, содержащую много фактического материала, и проанализируйте ее, опираясь на следующую схему:

Укажите тему и автора

2. Отвечает ли данная статья или заметка на каждый из основных вопросов? Если"да", то дайте короткие ответы

Кто? Что? Где? Когда? Почему?

3. Почему в свободном, демократическом обществе очень важно публиковать в газетах точные отчеты, содержащие конкретный фактический материал?

4. Вспомните одно из событий, происшедших с вами на прошедшей неделе. Дайте объективное и краткое описание происшедшего эпизода (не забудьте учесть 5 основных вопросов)

Конец ознакомительного фрагмента.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я