1. книги
  2. Учебно-методические пособия
  3. Елена Владимировна Кардель

Профиль самореализации личности. Психодиагностическая методика

Елена Владимировна Кардель (2019)
Обложка книги

Психодиагностическая методика «Профиль самореализации личности» предназначена для углублённого изучения личности человека. Она позволяет выявить мотивацию, индивидуальные особенности, определить успешность и эффективность в профессиональной деятельности. Выраженность психологических характеристик, их комбинация дают представление об образе «Я» испытуемого, уровне развития, общем человеческом потенциале.Можно использовать при отборе персонала, аттестации, определении профпригодности сотрудников, консультировании учащихся и безработных граждан. Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Профиль самореализации личности. Психодиагностическая методика» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Образ «Я», самосознание и феномен «идентификации»

В процессе развития человека у него складывается представление об окружающей действительности, так называемом «образе мира».

Образ мира можно охарактеризовать как систему ожиданий личности по отношению к внешней действительности. На основе образа мира человек выбирает и интерпретирует информацию об окружающей действительности и самом себе, строит свою деятельность.

В раннем детстве во внутреннем представлении о внешнем мире происходит дифференциация между «Я» и внешней средой: в соответствии с концепцией Дж. Г. Мида, образ «Я» становится частью образа мира, включая в себя представление как о своем «Я», так и об отношении между «Я» и окружающей действительностью.

Переживание различных эмоций, сопровождающих процессы самопознания, формирует в человеке отношение к себе. Знание о себе, соединённое с определённым самоотношением, образует самооценку личности.

Самооценка личности формируется в процессе её постоянного общения с окружающими. Дифференцированность самооценки человека может рассматриваться в качестве одного из важнейших показателей нравственной зрелости личности.

Характер самооценки оказывает существенное влияние на процесс профессионального самоопределения, тесно связан с престижностью выбираемой профессии.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающей средой, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Если самооценка человека устойчива, он имеет более хорошие предпосылки для деятельности: свободнее обдумывает свои возможности и перспективы, склонен интерпретировать получаемую информацию как положительную для себя. Адекватная, правильная оценка себя важна для определения личностью своего места в жизни.

Отношение к себе помимо самооценки должно включать потребность в самопознании. Познание самого себя начинается с познания своих способностей, возможностей, характера.

Непосредственно с образом «Я» и самооценкой связан уровень притязаний, который отражает меру требовательности к себе, оценку своих способностей к достижению ожидаемых результатов в будущей деятельности.

«Притязание, — по мнению К. А. Абульхановой-Славской, — более обобщённый, глобальный механизм личности, чем её мотивы. Если мотив может быть ситуативным, то притязание — это личностное выражение потребностей… Притязания включают не только предметную, но и ценностную особенность связи личности с действительностью» [1, с. 226].

Расхождение между притязаниями человека и их фактической реализацией ведёт к неудовлетворённости, разочарованию, фрустрации. Человек начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным.

Совпадение уровня притязаний с исходом деятельности сопровождается самоодобрением, вызывает интерес к деятельности, чувство успеха.

К. А. Абульханова-Славская также считает, что завышенная самооценка непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, заниженная, напротив, отражает невысокий уровень притязаний, проявляется в ожидании неудач.

«Заниженная или завышенная (то есть неадекватная) самооценка в равной мере негативно влияет на интеллектуальную деятельность, на интеллектуальное развитие и социальное продвижение личности. Завышенная самооценка ведёт к самоуверенности, отсутствию критичности и самокритичности, ожиданию легкого результата, неучёту предстоящих трудностей и в итоге — к неудачам» [1, с. 227].

Становление и развитие самосознания как процесса, так и результата процесса неотделимы от развития личности в целом и зависят от специфического для неё способа жизнедеятельности. Вместе с тем самосознание выступает внутренним условием, в значительной степени определяющим развитие личности и формирование индивидуально-типологических особенностей её структуры.

По утверждению Дж. Г. Мида, «самосознание — это процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми» [Цит. по 38, с. 50–51].

Самосознание представляет собой особую форму сознания, при которой человек одновременно является его субъектом и объектом.

При рассмотрении проблемы развития профессионального самосознания можно опираться на достаточно богатый материал по развитию и становлению самосознания личности вообще. Термин «самосознание» во многом близок терминам «образ Я», «Я-образ», «понятие Я», «Я-концепция», а также таким терминам, как «самоотношение», «идентичность» и др.

Например, Р. Бернс, рассматривая понятие «Я-концепция», отмечает, что «…это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой» [Цит. по 38, с. 333].

При этом описательная составляющая Я-концепции часто называется «образом Я», а составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют «самооценкой» или «принятием себя». В целом Р. Бернс выделяет следующие составляющие Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Я-концепция способствует углублённому пониманию самосознания человека.

В. В. Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уровнями активности человека как организма, индивида и личности». При этом «выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своём будущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание личности», — пишет В. В. Столин.

В качестве «единицы самосознания» личности, он предлагает «конфликтный личностный смысл, отражающий столкновение его мотивов и деятельности». Это столкновение «осуществляется путём поступков, которые, таким образом, являются пусковым моментом образования противоречивого отношения к себе» [Цит. по 38, с. 155].

К. Роджерс считал главным условием личностного роста познание человеком своего «Я». Он выделяет две формы Я-концепции — Я-реальное и Я-идеальное.

Понятие «Я-реальное» — это представление личности о себе, каким человек себя видит. «Я-идеальное» — система ценностей и свойств, которые личность хотела бы иметь. От взаимоотношения Я-реального и Я-идеального зависит глубинная структура личности: доверие или недоверие к самому себе, позитивные или негативные переживания реального опыта. Расхождение между Я-реальным и Я-идеальным может приводить к различным, как к негативным, так и к позитивным следствиям.

С одной стороны, рассогласование может стать источником серьёзных внутриличностных конфликтов, с другой, несовпадение Я-реального и Я-идеального является энергетической основой для самосовершенствования, развития и самореализации личности.

По мнению К. Роджерса, зрелая личность обладает позитивной Я-концепцией [47, с. 100].

Область психической реальности идентификации — это механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в пространство, обстоятельства другого человека (или образца) и приводит к усвоению его личных смыслов.

Всё это близко и к понятию «социально-профессиональная идентификация». В психоанализе это «процесс, в результате которого индивид бессознательно или частично бессознательно, благодаря эмоциональным связям ведёт себя (или воображает себя ведущим) так, как если бы он был тем человеком, с которым данная связь существует»; в социальной психологии это «отождествление индивидом себя с другим человеком, непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом» [37, с. 122].

Идентификация — важный механизм социализации, состоящий в принятии индивидом социальных ролей и усвоении социокультурных образцов и моделей поведения.

Идентификация охватывает динамические процессуальные аспекты формирования идентичности. З. Фрейд (который и ввёл этот термин) рассматривал «идентификацию» как центральный механизм, обеспечивающий способность «Я» к саморазвитию.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Профиль самореализации личности. Психодиагностическая методика» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я