За весь многолетний опыт, подтвержденный высокими результатами моих учеников, я убедилась, что нет детей, которых нельзя научить писать сочинение и изложение. Более того, когда школьники начинают понимать сам процесс, то их невозможно оторвать от этого творчества. А всего-то на своих занятиях я давала по шагам основу: с чего начать, на что опереться, к чему в итоге прийти – т.е. алгоритмы, построенные на классических признаках текста: тема, идея, проблема. При разработке алгоритмов написания изложения и сочинений мною был применен коучинговый подход – вопросно-ответная форма. Все методики, используемые сегодня педагогами, идеально сочетаются с предложенными алгоритмами.© Как научиться писать сочинение и изложение? Из опыта репетитора. Для учителей, учеников и родителей. / Короткова Е.В. – Москва, 2023© Иллюстрации/ Болонкина А.Н. – Омск, 2023
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как научиться писать сочинение и изложение? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть первая. Сочинение
Глава первая. Наблюдения репетитора: сочинение — самая большая проблема в ЕГЭ по русскому языку. Что может повлиять на результат?
— Вов, ты после уроков куда? — спросил Леха.
— У меня внеурочка до 17, а там домой — уроков много, — ответил Володя.
— Нафиг тебе эта внеурочка? Из класса три калеки ходит и один из них ты.
— Русский и историю подтянуть надо — скоро экзамены. Предки опять лекции начнут читать, что не готовлюсь к поступлению.
— Ну и зря, а я вечером на тусу. Ирка приглашает. У нее родаки уехали на пару дней. Почти все наши соберутся.
Володя с сожалением посмотрел на приятеля. Ему и самому очень хотелось к друзьям, но родители не поймут: вновь будет промывка мозгов про ответственность за свою жизнь, про упущенные возможности и незавидное будущее с метлой дворника в руках.
А тут еще постоянный низкий балл на пробниках по русскому из-за корявого сочинения. Соответственно, и эссе по истории слабовато.
И родителям совсем не хочется об этом говорить…
Володя обратился ко мне сам, позвонив по телефону. Рассказал, что именно с сочинением большие трудности. Конечно, с родителями на эту тему ему пришлось поговорить, но они, к удивлению юноши, были только за репетитора. В общем, несколько занятий — и сочинение покорено! Успешная сдача ЕГЭ, поступление — все сбылось. А недавно Владимир звонил и сказал, что подрабатывает написанием рефератов и курсовых.
Помешан на физике, IT и математике, очень целеустремлен.
— Константин, ты чего такой напряженный? Экзамена по русскому боишься?
— Нет, Елена Васильевна, не боюсь — тесты решаю легко. Сочинение не понимаю, как писать. Я «неписатель» от слова совсем. Вот не могу взять в толк, откуда что брать, и как слова связывать, чтоб текст сочинения получился. Мне уже столько раз объясняли, а я… Я же логик!
— Кость, а если мы с тобой сочинение будем писать по алгоритму, поймешь? Сочинение, как и теорема, тоже на логике строится.
— Думаю, да. Но вы шутите? Это же русский язык! Великий и могучий! — сыронизировал Костя.
— Спрячь иронию, Кистинтин! Именно — великий и могучий!!!
Через несколько недель.
— Елена Васильевна, я пробник на 73 балла написал! И сочинение мое похвалили. Сказали, что прогресс налицо!
— То ли еще будет, Костя!
И здесь все сбылось!
Очень творческая девушка. Любит рисовать, много читает, а вот с сочинением тоже не все гладко.
— Катюш, что не получается?
— Да я от темы постоянно куда-то в сторону ухожу, особенно когда свои примеры для аргументации привожу. И еще мне учитель говорит, что я не всегда правильно определяю проблему и позицию автора.
— Справимся, Кать! — и справились.
Но здесь нас поджидал удар, которого не ждали…
Я позвонила Кате после объявления оценок за экзамен. Со вздохом она сказала: «Сорок баллов».
— Кать, подожди, не может такого быть! Ты на 90 с лишним пробники писала!
— Елена Васильевна, я ответы теста в чистовик не перенесла. Меня так увлекло сочинение, что я про все забыла — и про время, и про то, что ответы в черновике. Сорок баллов — это только за сочинение, без тестовой части.
Катя пошла на пересдачу. А я с той поры проговариваю на каждой встрече с ребятами порядок работы над КИМом: тест на черновик, перенос ответов в чистовик, сочинение.
Юноша — красавец, фигурист — парник, успешный и состоявшийся в своем 11 классе, материально помогающий своей большой семье и уже давно обеспечивающий себя сам.
— Елена Васильевна, мне нужен просто пороговый балл. В институте меня уже ждут, а я с соревнованиями и сборами совсем программу в школе запустил. И сочинения я плохо пишу. В общем, Я ЕГЭ не сдам.
— Сдашь, Филипп! У тебя выхода нет, — смеялась я.
— Гарантируете?
— А то!
Он позвонил после экзамена:
— Елена Васильевна, ну я же не все ответы на тестовые задания из черновика в чистовик перенес. Я просто «ушел» в сочинение, а опомнился только за 10 минут до окончания экзамена. За педагогом бежал, дописывал в воздухе. Сколько успел, столько и сделал.
— Сочинение написал?
— Это да! — разочарованно вздохнул он.
— Тогда не волнуйся, пороговый будет!
— А мне уже мало порогового, больше хочу! Я же научился сочинение писать!
После объявления результатов:
— Есть, Елена Васильевна, есть!!! 71!!!
— Ну, и хорошо! Успехов, Филипп!
Она пришла на первое занятие внешне спокойная, но чувствовалось сильное волнение.
Даше повезло с родителями и не очень с педагогами. Нет, конечно, не со всеми. Она потом расскажет, через что прошла. И вот этот внутренний надлом очень чувствовался.
— Даша, работаем?
— Ага!
— Даш, у меня просьба: если моя подача материала будет отличаться от принятой у тебя в школе, ориентируешься на мою, хорошо? Только тогда гарантирую результат.
— Легко, Елена Васильевна!
Поэтому с ней мы сразу начали с работы. Постепенно Даша стала доверять мне. Результатом стали 83 балла и корзина цветов в благодарность за обучение милой «лентяйки»!
Спортивная, ведущая правильный образ жизни, много читающая, на хорошем счету в школе. После новогодних праздников в группу подготовки к ЕГЭ пришел симпатичный юноша и я заметила, что Марина начала пользоваться косметикой. Молодой человек делал вид, что ничего не происходит.
Где-то в апреле:
— Марина, все, в целом, хорошо, но сочинение еще нужно доработать в местах переходов между частями и в части аргументации своей позиции.
— Знаете, Елена Васильевна, а мне учительница по русскому сказала, что у меня все отлично!
— Марин, попробуй все же прислушаться к моим словам.
Мои рекомендации к сочинениям Марины становились все лаконичнее, поскольку девушка все воспринимала, как критику. Но я репетитор, от меня ждут результат. Были попытки с моей стороны поговорить тет-а-тет, но контакта не было — Марина сразу после занятия убегала. Итог неплохой — 73 балла, но могла ведь и лучше.
Увы, проблема «учитель против репетитора» действительно существует. Я с ней встречалась несколько раз — и с выпускниками 11-х, и с выпускниками 9-х классов. Маринины чувства я поберегла, но вот другим ребятам и их родителям приходилось объяснять, что у репетитора немного иная задача, чем у учителя. И если уж пришел ребенок ко мне, то результат может быть только при условии исполнения моих рекомендаций.
В практике у меня есть примеры, когда ученики смогли взять самое лучшее и от учителя, и от меня. Их итог — 99, 98, 96 баллов! Думаю, что с педагогами этих детей мы мысленно сказали друг другу «спасибо».
Глава вторая. Признаки текста: тема, проблема, позиция автора
Свою подготовку к сочинению мы начинали с изучения/повторения основных признаков текста.
Считаю, что навык определять тему текста, проблему текста и позицию автора — она же идея текста, она же основная мысль автора текста (лучше сразу объяснить, чтоб ученики не путались в понятиях) — необходимо нарабатывать ежегодно, начиная с первого класса, а может и с детского сада. Ну, а если этого навыка у завтрашнего выпускника нет, то формируем его здесь и сейчас.
1. Определяем тему текста, используя вопрос: «О чем этот текст?»
Ответ формулируем одним словом/фразой, коротко: «Этот текст о…»
2. Определяем основную мысль/идею текста/позицию автора: «Что автор хотел сказать этим текстом?»
Ответ нужно дословно взять из текста — это одно или несколько предложений, отражающих позицию автора: «Автор считает, что…»
При написании сочинения цитату, отражающую позицию автора, лучше использовать частично или переформулировать ее своими словами в повествовательном предложении.
3. Определяем проблему текста: «Какой вопрос волнует автора?»
Ответ на этот вопрос сначала должен быть сформулирован в виде вопроса к цитате с позицией автора (т. е. к ответу по п.2. нашего алгоритма) и только потом в качестве вывода «Автор поднимает проблему (кого/чего?)…».
!!!Проверка правильности проведенного анализа: если сформулированное предложение, содержащее позицию автора (п.2.), отвечает на вопрос проблемы (п.3.), значит, анализ текста верен.
Кроме того, формулировка проблемы в виде вопроса позволит избежать логических ошибок в сочинении: с одной стороны, вопрос проблемы может стать связующим «мостиком» между вступлением и основной частью, с другой стороны, основная часть сочинения будет написана в виде развернутого ответа на этот проблемный вопрос.
1. Тема: о чем этот текст?
Ответ: эта сказка о колобке.
Вывод:
тема — колобок.
2. Позиция автора: что автор хотел сказать этим текстом?
Ответ: Автор считает, что колобок — хвастун, очень любит лесть и поэтому теряет осторожность, а хитрая лиса в этот момент его съедает.
3. Проблема текста: какой вопрос волнует автора?
Ответ: почему лиса съела колобка?
Проверяем правильность ответов:
1. Тема вынесена в заголовок — совпало.
2. Сформулированная в повествовательном предложении позиция автора всегда отвечает на вопрос проблемы:
— Почему лиса съела колобка?
— Колобок — хвастун, очень любит лесть и поэтому теряет осторожность, а хитрая лиса в этот момент его съедает.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как научиться писать сочинение и изложение? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других