Тест «Судьбалогия – Спиральная динамика». Судьбалогия. Инструменты

Елена А. Царева

Книга «Анкета-тест „Судьбалогия – Спиральная динамика“: 100 вопросов. Диагностика личности» является инструментом для диагностики личности. Будет полезна психологам, тренерам спиральной динамики, коучам. В ней представлена авторская анкета, состоящая из 100 вопросов со свободной формой заполнения, что предполагает гибкую трактовку.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тест «Судьбалогия – Спиральная динамика». Судьбалогия. Инструменты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1 Глава. Менеджмент цифрового мира

Основная ценность модели Спиральной динамики в том, что она описывает логику происходящего сейчас, выхода из индустриального общества в цифровой мир, позволяя ориентироваться и действовать в текущей ситуации. Это актуально как для компаний, от которых условия деятельности требуют трансформации уже сейчас, так и для действующих в отраслях, в которых классический менеджмент сохраняет релевантность, но требуется адаптация компании.

Основы спиральной динамики, хоть в те годы это направление и не имело такого названия, заложил американский психолог Клэр Грейвз в далекие 1960-е годы.

Согласно его суждениям, вся жизнь человечества развивается по спиральному направлению. Это означает, что движение происходит вверх по спирали, но при этом все предыдущие стадии не отбрасываются, а накапливаются и могут вновь пробудиться в зависимости от возникающих внутренних потребностей или воздействия внешних факторов. Эти спирали являются некими адаптациями и способностями, которые, появившись однажды, и в дальнейшем могут переходить в активный режим.

В основе спиральной динамики лежит исследование невидимых глубинных паттернов и образов мышления, которые часто неосознаваемо влияют на людей. Они проявляют себя в виде мировоззрения, системы ценностей, уровня психологического существования, структуры убеждений, организующих принципов, способа мышления и образа жизни.

Бежевый уровень — безопасность и выживание

Первый уровень предполагает фокусировку человека только на средствах, необходимых для выживания. Если рассматривать данный уровень с точки зрения формирования организации, то это будет стартап. У основателя компании имеется идея по ее созданию, все его действия направляются на выживание, достижение точки безубыточности. После того, как учредитель научился в определенной степени выживать самостоятельно, у него начинают возникать мысли об объединении с другими людьми. Это можно считать началом следующего уровня.

Фиолетовый уровень — создание команды

Поиск способа выживания в опасном и непредсказуемом мире, страх выживания в одиночку, создание закрытых групп в своем обществе или организации. Как правило, найм на работу нового сотрудника знакомого или родственника, люди, с которыми имеется кровная или дружеская связь.

Люди этого уровня верят в ритуалы, мистику, рок, магию, символы, традиции и метафоры, картам таро, хиромантам, астрологии. У таких людей обычно есть кумиры — некая важная фигура (партнер, учитель, родитель и др.). У них развитая интуиция, они принимают решения, основываясь больше на чувствах, а не на логике. Часто они талантливы в области искусства (особенно это касается традиционных искусств, народных промыслов).

Им трудно справляться с внезапными изменениями в жизни. Именно эти сотрудники будут больше других сопротивляться изменениям просто потому, что любые изменения нарушают традиционный уклад, а это для них очень болезненно. Их надо постепенно учить привыкать к изменениям. Но есть профессии, в которых из них получатся хорошие сотрудники, как правила это те специальности и должности, в которых человек е несет никакой ответственности.

Обычно людей с преобладающим фиолетовым способом мышления не мотивируют такие простые вещи как премии, годовые и квартальные бонусы и прочие поощрения, которые используются для того, чтобы побудить сотрудника быть самым первым и выделиться из команды своими успехами. Они любят работать в команде и не любят то, что разъединяет людей. Они будут поддерживать командную работу даже в ущерб собственной производительности. Для таких сотрудников необходимо устанавливать строгие временные рамки и четко объяснять, чем будет грозить несоблюдение этих сроков.

Красный уровень — результативность

Мышление сотрудников на данном этапе меняется: появляется желание жесткой борьбы с конкурентами за первое место, появляются амбициозные цели, жажда к деньгам и власти. Сотрудники становятся менее щепетильными, теряется чувство вины, преобладает желание властвовать над другими.

Эти люди живут ради мгновенного удовольствия. Они ищут удовольствие любой ценой. Их поведением движет получение вознаграждения немедленно, чувства вины они не испытывают и стремятся к доминированию, власти над другими людьми (не только силой, но и через секс). Им нужно получать вознаграждение сразу, поэтому все отложенные во времени бонусы на них совершенно не действуют. Им нужно показать, чего они могут достичь и достичь быстро, в краткосрочной перспективе. По достижении цели их нужно вознаграждать немедленно. Долгосрочные цели им непонятны.

Они хорошо понимают и признают вертикальную иерархию. Они любят выстраивать свои собственные империи внутри такой иерархии. Они требуют уважения, не переносят унижения, особенно публичного, и могут отстаивать свои интересы буквально с кулаками.

Если что-то случается, то «красный» будет говорить «это не моя вина»; они совершенно не желают принимать ответственность за неудачу. Но если, указав на ошибку, вы покажете им путь исправления ситуации и при этом поможете сохранить лицо, они будут преклоняться перед вами.

Часто в этот период в компаниях возникают жесткие кулуарные игры, внутри командная конкуренция, манипуляции. Делается все для того, чтобы компания превратилась в империю в своем сегменте.

При доминировании именно этого уровня компания добивается высоких результатов, зарабатывает большую прибыль, завоевывает новые рынки.

Что им может помешать — это нежелание составлять планы.

Эти люди любят контактные виды спорта, фильмы в стиле экшн. Они часто впадают в долги, а также любят делать своими должниками других людей. Они любят демонстрировать свой статус и властные полномочия.

Синий уровень — процессы и KPI

Данный уровень активизируется в тот момент, когда собственник осознает всю ответственность за управление компанией. Этот уровень ассоциируется с дисциплиной, соблюдением законов, установлением четкого внутрикорпоративного порядка. Для определения стандартов деятельности в компанию приглашаются сторонние специалисты и консультанты. В компании определяется четкая иерархия, создается свод законов и правил, которым все должны следовать беспрекословно, все подчиняется исключительно интересам компании.

Такие люди считают, что существует только один правильный способ жить и это их способ — их религия, правила, законы, инструкции, процедуры, дресс-коды, ранги, грейды и иерархии. Они лучше всех знают, чего можно достичь и чего достичь невозможно. Они любят правила и лучше всего реализуются в тех профессиях, которые поддерживают их убеждения. Это армия, правоохранительные органы, секретные службы, юристы и адвокаты, в банках, государственных структурах и естественных монополиях.

Для того чтобы эти люди работали эффективно, им нужно знать правила и желательно иметь наставника внутри иерархии. Это помогает им развивать свой потенциал, оставаясь внутри социальных границ, которые они считают правильными и комфортными.

Они верят в самопожертвование и готовы принять наказание, испытывают частое или постоянное чувство вины. Такие люди ищут регулярную работу с установленными зарплатами, с грейдированными должностями, для них очень важна стабильность, отчисления на их пенсионный счет. Инструкции и подписание контрактов для них очень важно. Они будут страховать свою жизнь, потому что не хотят оказаться виноватыми перед своими близкими в случае непредвиденных обстоятельств.

По статистики, именно на синем уровне сегодня функционирует большинство компаний в России.

Оранжевый уровень — управление и эффективность

После того, как компания вобрала в себя лучших работников, сформировала свои правила и законы, научилась делать хорошую прибыль, начинается формирование пути к успеху. На оранжевом уровне просыпается желание прогресса и повышения эффективности. Именно в этом периоде компания приобретает настоящие предпринимательские качества, виденья новых возможностей и способов достижения новых результатов, умение быть эффективными. У сотрудников повышается индивидуальная мотивированность, повышается ориентированность на развитие личной карьеры и роста. Приоритетным становится получение большего материального вознаграждения. Процесс управления такими сотрудниками усложняется, и сделать это будет под силу уже руководителю более высокого уровня. Если вам предстоит руководить командой «оранжевых» продавцов, то стоит подготовиться к этому заранее. Они будут рыть землю, чтобы выиграть приз, стать первым и опередить своих коллег.

Такие люди ассертивны в бизнесе — они сами могут вести тренинги по жестким переговорам, они лучшие переговорщики и одержимые предприниматели. Они обращаются к консультантам, если хотят увеличить свою долю рынка или найти новые ниши. Они могут ставить одновременно несколько целей. Они сами развиваются и учатся всему новому, что считают интересным и не любят дураков. Они ценят деньги и эксклюзивные товары. Их легче замотивировать быстрым успехом, чем долгосрочными или медленно приближающимися целями.

Они могут испытывать большие трудности в роли руководителя, поскольку искренне верят в то, что подчиненные движимы теми же мотиваторами, амбициями и навыками, что и они сами. Они считают, что подчиненные должны справляться с трудностями самостоятельно. Деньги, успех и достижения — их ключевые слова. Торговые компании любого размера, стар-тапы (в меньшей степени хай-тек), шоу-бизнес — места массового скопления «оранжевых».

Зеленый уровень — ценности и единая команда

В этот период компания становится по-настоящему аутентичной, формируется ее главная миссия и перечень ценностей, ради которых компания существует, у всех сотрудников компании появляется четкое осознание того, ради чего они осуществляют свою деятельность.

У человека (сотрудника или руководителя) проявляется социальная ориентированность, он ищет согласие не только со своим внутренним «Я», но и с другими людьми. Проявляются внутренние возможности, обновляется гармония и духовность, возникает осознание социального равенства в единении с самореализацией. Закладываются основы горизонтальных связей и группового взаимодействия «команда» и «единомышленники». Любые решения принимаются только путем достижения общего соглашения. Главным для компании становится понятие «Мы». Люди работают ради взаимовыгодных отношений. Они верят в то, что каждый человек зависит от кого-то другого, и что только любовь, гармония и мир являются истинными ценностями. Они хорошо умеют предотвращать или улаживать групповые конфликты и помогать достигать соглашений, политкорректны, но готовы указать на индивидуальную ошибку, причем независимо от своего статуса в компании. Такие люди верят в то, что у каждого человека есть право голоса.

«Зеленый» сотрудник, работающий внутри коммерческой организации, может быть вынужден балансировать между потребностью иметь доход и общественной пользой, что может вызывать стресс. Эти люди склонны умалять свои таланты, считая, что раз эти таланты естественны для них, то они не имеют ценности.

Они часто работают в социальной сфере, где могут применить свою интуицию и межличностные навыки. Это часто хорошие консультанты, волонтеры, врачи и психологи, защитники природы.

В отношениях с другими людьми они готовы жертвовать своими интересами ради партнера или команды. Они готовы довольствоваться менее значимой ролью.

Желтый

«Желтый» находится на втором уровне спиральной модели и включает в себя другие цвета, что дает ему больше альтернатив и свободы в поведении и более широкий взгляд на вещи.

Они сами четко определяют свои цели, и им может понадобиться поддержка и знание, не более.

Они ищут информацию, поэтому могут быть хорошо начитаны во многих аспектах. Знание — их главный мативатор. Знание ради самого знания. Очень любят учиться. Это независимые люди, которых не очень заботит то, что думают другие люди, хотя они могут быть заинтересованы в их идеях. Если они работают совместно с другими, они будут работать в качестве члена команды только для того, чтобы выполнить задание. Желтое мышление имеет хорошо развитую самооценку, основанную на том, что они знают, а не на эмоциях или эго.

Они не обвиняют себя и не чувствуют вины за то, что чего-то не умеют или в чем-то ошиблись, понимают свои недостатки и прощают себя. Главная цель — это личная свобода, без ущерба для окружающих.

Они знают, что нуждаются в других людях, но они не станут эмоционально зависеть от других — ни от друзей, ни от супругов или других членов семьи.

Бирюзовый уровень — самоуправление

В качестве ключевых аспектов для них выступают опыт и знания. Они стараются находить возможности для обучения в любом месте. Как правило, сотрудники такой компании отличаются высокой эрудицией, они способны выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми. И при этом они не нуждаются во внешнем оценивании, они самодостаточны и эмоционально независимы. Им присуща возможность рассматривать ситуацию с разных точек зрения, благодаря этому, они могут легко решать различные конфликтные и спорные ситуации, в том числе и на предыдущих уровнях.

Характерным для бирюзовых компаний является применение внутреннего консультирования, в котором должен принимать участие весь коллектив. Роль руководителя в таких компаниях отождествляется скорее с ролью наставника. Процесс функционирования можно назвать контролируемым самоуправлением. При этом каждый сотрудник четко осознает свои обязанности и ответственность, что и позволяет компании осуществлять свою деятельность на принципах эффективного самоуправления.

Здесь представлена теория Грейвза только в очень кратком виде. Эта концепция может быть применима для поиска решений при прохождении кризисных точек, при конфликтах, бизнес-планирования, обучения и личностного развития.

В этой лаве имеется текст взятый из открытых источников https://a-training.ru/sources/spiral_coaching/

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тест «Судьбалогия – Спиральная динамика». Судьбалогия. Инструменты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я