Ни один родитель не просыпается утром с мыслью: «Сегодня я целый день буду ругать и наказывать своего ребенка!» Все мы желаем своим детям только добра и стремимся быть лучшими мамами и папами на свете. Но вдруг ребенок начинает капризничать, отказывается слушаться, обманывает или дерется… И вот мы снова кричим на малыша, стыдим его и угрожаем строгим наказанием, а после не только мучаемся чувством вины, но и видим полную неэффективность этих действий. Детский психолог с 20-летним опытом Екатерина Кес уверена: воспитание без криков и наказаний возможно! Ее простые советы и рекомендации помогут родителям справиться с истериками и капризами, страхами и враньем, научиться устанавливать правила и границы, применять игровой подход в воспитании и выстроить здоровые отношения, основанные на доверии и любви.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Воспитание без криков и наказаний. Мудрые ответы на главные вопросы родителей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 5
Потребность в «личной силе»
Каждому ребенку важно чувствовать себя значимым и важным, иметь возможность проявлять свою волю и хотя бы немного контролировать то, что происходит. Для обозначения такой психологической потребности будем использовать словосочетание «личная сила». Оно короткое, удобное и хорошо передает смысл.
Потребность в «личной силе» можно описать такими словами:
• Я значимый и важный
• Я могу влиять на ситуацию
• Я могу принимать решения
• У меня есть контроль над тем, что происходит
• К моему мнению прислушиваются
• Мои чувства уважают
• У меня есть право выбора
• У меня получается
• Я могу
• Я умею
• Я знаю
Когда ребенок испытывает дефицит «личной силы», он начинает упрямиться, спорить, протестовать, устраивать истерики и сопротивляться правилам. Он как будто пытается сказать взрослым: «Я тоже хочу хоть что-то решать и на что-то влиять! Хочу, чтобы ко мне прислушивались и чтобы со мной считались!»
Некоторым родителям такое поведение может показаться просто возмутительным. «Ребенок меня не слушается! Он бунтует! Надо показать ему, кто тут главный! Я заставлю его во что бы то ни стало делать то, что я говорю!» У взрослых сразу возникает желание любой ценой добиться от ребенка послушания и повиновения. Но чем больше на ребенка давить, заставлять его с помощью угроз, криков и наказаний — тем меньше «личной силы» у него остается и тем сильнее он будет пытаться восполнить ее дефицит. Возникает эффект пружины — чем больше ее сжимают, тем сильнее сопротивление. Получается замкнутый круг: вы давите на ребенка, он сопротивляется, вы давите еще больше, он еще больше сопротивляется и так далее.
Чтобы лучше понять, что происходит, представьте, что на узком мосту встретились два барашка и уперлись друг в друга рогами. Ни один не хочет уступать. Чем больше давит один, тем сильнее сопротивляется другой. Именно так мы, взрослые, часто боремся с детьми, а они — с нами. В психологии это называется «борьба за власть» или «борьба за влияние».
Если вместо привычной реакции на «плохое» поведение ребенка (гнев, раздражение) вы вспомните, что он просто хочет быть для вас в этот момент более значимым и важным, то сможете реагировать спокойнее и разумнее, не вовлекаясь с ним в борьбу.
Далее мы обязательно поговорим о том, как помогать ребенку чувствовать свою «личную силу». Но сначала давайте посмотрим, какие привычные методы воспитания лишают ребенка этой самой силы.
• Приказы, команды, директивный тон
• Сравнения с другими детьми
• Крики
• Угрозы
• Шантаж
• Негативные ярлыки (лентяй, драчун, плакса-вакса)
• Обесценивание его мнения
• Пренебрежение его чувствами
• Высмеивание
• Сарказм
• Замечания при других людях
• Обидные слова
• Унижение
• Физические наказания
Если вы используете в общении с ребенком что-либо из перечисленного, постарайтесь отказаться от этого в самое ближайшее время. Такие слова и действия взрослых нарушают психологические границы ребенка, подрывают его веру в себя, занижают самооценку, внушают ему, что он не достоин уважения, лишают его «личной силы».
Помните, если часто говорить с ребенком директивным, командным тоном, требовать от него подчинения, повиновения, если не оставлять ему пространства для выражения своей воли, унижать, стыдить, сравнивать, кричать на него, пренебрегать его чувствами — он будет сопротивляться, упрямиться, устраивать истерики, отказываться делать то, что вы просите, делать «наоборот», «назло» и «вопреки» — лишь бы показать вам, что он значимый и важный, что тоже личность и у него есть свое «Я».
Чтобы таких реакций было как можно меньше, родителям очень важно помнить о потребности ребенка в «личной силе» и помогать ему, где возможно, ее проявлять.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Воспитание без криков и наказаний. Мудрые ответы на главные вопросы родителей» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других