Сборник «Примечания» – это не только собрание лирических откровений, но и образная инструкция, отражающая принципы работы читателя с художественным текстом. Следуя шаг за шагом от стихотворения к стихотворению, мы увидим, как примечания помогают читающему раскрыть художественные образы и как метафоры расширяют понятийное пространство произведения и формируют картину мира адресата в целом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Примечания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Надиту[38]
Сидит надиту
В шумерском храме —
Ты жди,
Жди
Жди…
Придет с монетой
Посол Милетты,
И жги,
Жги,
Жги
Огонь алтарный.
И долг богине
Отдай,
Дай,
Дай..
На стол для жертвы
Взойди, надиту:
О, да!
Ах!
Ай!
И может статься
Экстаз охватит
Сильней
Других
Во сто крат!
И где взять силы,
Чтоб не возвратиться
На паперть
В тот
Зиккурат?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Примечания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
38
Надиту — храмовая жрица в шумерском храме (зиккурате). Этим термином в Кодексе Хаммурапи определялся особый правовой статус женщины, которая могла распоряжаться имуществом, совершать финансовые операции и заключать договоры. Как правило, это были женщины благородного происхождения, которые жили на территории храмов в собственных покоях. Некоторые из них служили писцами — заполняли клинописью глиняные таблички. Отчасти положение надиту напоминает ситуацию с греческими гетерами, которые пользовались большей свободой, чем женщины, не поддерживавшие независимый образ жизни (невесты и жены). Гетеры могли выбирать себе покровителя, а также менять его, когда отношения подходили к логическому завершению, занимались искусствами и могли поддержать беседу о философии и политике. Тем не менее о жрицах Инанны (Иштар в аккадском варианте) часто говорится именно в сексуальном ключе. Широко известно идущее от греческого историка Геродота свидетельство о том, что в храмах Милетты (один из эпитетов Иштар), девушки приносили в жертву свою девственность. Геродот писал, что в Вавилоне такой обряд перед вступлением в брак проходили все девушки — они приходили в святилище и ждали, пока чужестранец не бросит им в подол деньги. Эти деньги считались священными и принадлежали богине, а плата могла быть чисто символической. Как отмечает историк, «красивые и статные» девушки быстро покидали святилище, исполнив ритуал, а «безобразным» приходилось проводить там долгое время. Однако бесправная в выборе того, кому отдать свою девственность, вавилонянка была свободна в другом: после проведенной жертвенной ночи она могла выбрать, возвращаться ли к жениху, будущему мужу (и быть лишенной гражданских прав, стать частью семьи, которую часто даже не знала до обручения), или остаться навсегда в зиккурате в статусе храмовой жрицы и больше никогда не выйти замуж.