Данное пособие представляет собой авторские разработки методических и диагностических материалов из опыта работы педагога-психолога комплекса детский сад-начальная школа.Книга написана с тем, чтобы как можно более эффективно и действенно помочь профессионалу (особенно начинающему) разобраться в многообразии применения некоторых материалов для работы.Пособие будет полезно педагогам-психологам учреждений образования, педагогам детских садов и школ, а также студентам психологического профиля.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессия педагог-психолог. Сборник статей и методических разработок. Из опыта работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Работа психолога в детском саду
Психологическая готовность ребенка к школе
сообщение к педагогическому совету
Общая готовность ребенка к школе характеризуется определённым уровнем психического развития, которого достигает ребёнок к моменту перехода к школьному обучению.
1. Один из главных аспектов подготовки к школе — мотивация, желание ребенка учиться, приобретать знания. Чаще всего детей привлекает внешняя сторона школьной жизни: новый красивый рюкзак, разноцветный пенал, ручки, новая форменная одежда, изменение статуса: он теперь — школьник. Почему же у некоторых первоклассников через время пропадает желание ходить в школу?
В школе перед ребенком ставятся трудные задачи: упорно ТРУДИТЬСЯ И ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ, выполнять все школьные правила, действовать сообща в коллективе, ставить перед собой задачи и выполнять их. Но если у дошкольника не сформированы основные функции школьника и необходимые психические процессы — школа для него становится адом. Считается, что формирование положительной мотивации к учению, к школе — одна из основных задач подготовки к школе. Будет желание — придет и умение.
2. Ребёнок должен уметь произвольно управлять своим поведением: умение сознательно выполнять правила и требования взрослого, тормозить аффективные побуждения, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, умение выполнить до конца нужную работу, вопреки привлекательной, но отвлекающей от неё цели.
3. Волевая готовность к школе — умение ребёнка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами: доброжелательное, уважительное отношение к товарищам, общительность, готовность проявить сочувствие, оказать помощь.
4. Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
У него должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет и списывать то, что в данный момент он рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз.
Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме. Особое внимание следует обратить на умение правильно держать ручку.
Необходимым компонентом интеллектуальной готовности ребёнка к школе является достаточно высокий уровень развития речи. Четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать мысли связно, грамматически правильно, культура речевого общения — всё это составляет обязательное условие успешного обучения в школе.
Какие же, в основном, трудности отмечают учителя при работе с первоклассниками?
На этапе адаптации:
— Отсутствие мотивации к учению, добыванию знаний (несформированность компонентов учебного труда);
— Неумение управлять своим поведением (произвольность).
— Неумение ребёнка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами.
— Низкий уровень интеллектуальной готовности: умение принять доступную учебную задачу, понять и точно выполнить указания учителя (уровень развития речи), добиться результата в работе с помощью указанных взрослым способов её выполнения, умение осуществлять контроль за своими действиями, поведением, качеством выполнения задания, способность дать критическую оценку своей работе и работам других детей.
Пути оптимального обеспечения психологической готовности к школе:
1. Развитие осведомленности об окружающем. При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать внимание на том, что ребенок видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы.
2. Развитие видов мышления. Важно развивать интуитивное (понятийное и логическое) мышление. Этот вид мышления необходим в школе. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ, следует чаще читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное. Играя с ребенком, вы одновременно обучаете его: используйте игры-головоломки, ребусы, детские кроссворды, рисунки-загадки и др.
3. Повышение уровня мотивации к обучению. Необходимо уделять ребенку как можно больше внимания, если у него не сформировано положительное отношение к школе. Общение с ним нужно строить не в школьных, а в дошкольных формах. Оно должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушение. Это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, учению и учителю. Необходимо дождаться, пока малыш сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.
4. Развитие уровня образных представлений — одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее устранить.
Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеют изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и с помощью различных конструкторов. Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель из конструктора и т. п.
5. Развитие мелкой моторики рук.
При недостаточном уровне развития мелких движений полезны те же виды деятельности (изобразительная, конструктивная), что и для развития образных представлений: можно нанизывать бусы, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки (эти действия охотно совершаются детьми в игре с куклой: ее раздевают перед «укладыванием спать», одевают для «прогулки» и т. п.).
Для развития крупных движений важно добиваться повышения двигательной активности. Гораздо полезнее занятия, не содержащие соревновательных элементов: физическая закалка, шуточные игры.
СОВЕТЫ НАШИМ РОДИТЕЛЯМ: «ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?»
Делайте!
— Радуйтесь вашему ребенку.
— Разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
— Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
— Установите четкие требования к ребенку.
— В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
— Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
— Будьте терпеливы.
— Говорите медленно.
— Спрашивайте «что» и «почему».
— Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
— Если ребенок не умеет еще читать или читает плохо, каждый день читайте ему.
— Не скупитесь на похвалу или поцелуй.
— Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша.
— Поощряйте игры с другими детьми.
— Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
— Старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, пусть он поможет вам ухаживать за цветами, вешать полки.
— Приобретите диски или видеозаписи любимых песенок, стихов, сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
— Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес, домашний телефон, день рождения, а также сведения о маме, папе, бабушке, дедушке, сестрах и братьях.
— Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
— Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
— Не теряйте чувство юмора.
— Играйте с ребенком в разные игры.
— Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте!
— Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
— Не задавайте слишком много вопросов.
— Не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов.
— Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим.
— Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно наводить порядок.
— Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!»
— Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя».
— Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
— Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание.
— Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
— Не ожидайте от ребенка дошкольного и младшего школьного возраста понимания всех логических связей, абстрактных рассуждений и объяснений.
— Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
— Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
То, что предлагается в этой консультации, вы можете менять, приспосабливать к каждой конкретной ситуации. Хотелось бы, чтобы эти предложения стали отправной точкой, с помощью которой вы найдете среди окружающих вас вещей то, что поможет лично вам разнообразить занятия с ребенком, обогатить их, сделать более интересными.
И еще: живите рядом с ребенком, любите его, радуйтесь ему, как самому главному сокровищу вашей жизни — только это сможет дать высокий уровень готовности к школьному обучению.
Одаренность в дошкольном возрасте
сообщение к педагогическому совету (с элементами тренинга)
Одаренность понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. Одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.
«Каждое дитя до известной степени гений», — писал Шопенгауэр. Педагог должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать логические задачи, у другого — способность к рисованию, у третьего — золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого — организаторские способности… Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.
Существует несколько видов одаренности.
По способу проявления:
Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).
Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).
По характеру проявления:
Актуальная или явная одаренность — показатели успешности, уже имеющейся в наличии.
Потенциальная или скрытая одаренность — показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий.
Общая одаренность. Это — высокая умственная активность, выражающаяся в познавательных интересах и особенно — склонности к самостоятельному решению новых познавательных задач, сообразительность и развитое продуктивное воображение, признаками которого служат разнообразие, оригинальность, богатство и реализуемость замыслов. Социальная, художественная и даже психомоторная одаренность и понимание их высокой роли в развитии ребенка, бесспорны, однако именно развитие умственной одаренности может рассматриваться в дошкольном возрасте как исходная и в этом смысле первоочередная задача.
Ребенок пытается выяснить, почему у куклы закрываются глаза, почему она говорит «мама», как устроена заводная машина. Умственную активность ребенка ни в коем случае не следует путать с активным поведением на занятиях, стремлением ответить на любой вопрос, не задумываясь о правильности ответа. Такое поведение чаще всего свидетельствует совсем о другом — о демонстративности, желании выделиться, получить одобрение взрослого. Другое дело — если ребенок, пусть и медленно, но вдумчиво и самостоятельно ищет ответ, не подражая ответам других детей.
Специальная одаренность. К специальным способностям относятся музыкальные, изобразительные, математические, лидерские и другие. Способности с художественными видами деятельности, например, музыкальной и изобразительной, принято называть художественными способностями.
Имейте в виду!
•Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.
•Одаренность в детском возрасте можно диагностировать с 5.5 лет.
•Одаренный ребенок относится к проблемным детям.
•Одаренные дети не всегда на виду. Важно увидеть, заметить скрытую одаренность.
•Уровень креативности в 6 лет особенно важен для дальнейшего развития интеллекта.
«ПЛАТА ЗА ТАЛАНТ» (риски развития одаренности)
Эти дети могут отличаться от других детей. Обладая какими-либо способностями, они могут «терять» в выполнении простых функциональных действий, переживать мелкие (только не на их взгляд!) неудачи, бояться не справиться с заданием.
— У них, как правило, развитая речь и богатый словарный запас, но это может проявляться только в устной речи.
— Такие дети любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал.
— Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованы.
— Они испытывают стремление к совершенству (перфекционизм) и болезненные переживания в случае неудачи.
— Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные, нереалистические цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
— Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, cверхчувствителен, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессия педагог-психолог. Сборник статей и методических разработок. Из опыта работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других