Юридическая грамотность для всех

Евгений Шупиков, 2020

А если я не буду работать, мне дадут пенсию? Можно ли не платить кредит? Что делать, если друг не отдает долг? Ответы на глупые и серьезные правовые вопросы – в книге юриста и основателя крупнейшего юридического Telegram-канала @Jurist с более чем 100 000 подписчиков. Знания, которые помогут дать отпор мошенникам, недобросовестным работодателям, коллекторам, шумным соседям, защитить свои права в магазине, в больнице, на учебе, в Интернете и других местах, где мы бываем каждый день. Простой язык, понятные объяснения законов, разбор реальных случаев. Книга для тех, кто хочет использовать и защищать свои права по максимуму. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Библиотека юриста (АСТ)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридическая грамотность для всех предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

«Интернетное» право

Эта отрасль права уже достаточно сформирована и хорошо регулируется. Естественно, развитие технологий идет вперед и право за ним частенько не поспевает, поэтому в правовом регулировании интернета, цифровой экономики и всего, что связано с информацией, достаточно много пробелов. Но кое-что применять можно.

Закон и реклама в SMM

В настоящее время ФАС (Федеральная антимонопольная служба) активно концентрирует свое внимание на постах в соцсетях. Переборщив с креативом и не соблюдая правила, можно лишиться крупной суммы денег, времени и нервов. Поэтому экономия на профессиональном SMM-менеджере ведет к штрафам и проблемам с законом.

Какой пост считается рекламой?

Согласно ФЗ «О рекламе»[43], реклама — это любой пост от имени сообщества бренда или компании о ее товарах, услугах и деятельности.

Исключение — информационные посты, например, режим работы, вакансии, развлекательный или информационный контент, не относящийся к деятельности компании, ее товарам и услугам.

Кроме очевидных нарушений закона (ложная информация о товаре и его свойствах, нарушение авторских прав и пр.), важны следующие моменты.

Запретные слова. Нет, речь не о #%&@. Речь идет о таких фразах, как «Наш магазин № 1!» или «Самая низкая цена!». Обязательно должна быть ссылка на исследование в виде текста под «звездочкой» (*).

Условия проведения розыгрыша или акции. Нельзя просто так взять и написать: «Купи мороженое и выиграй „мерседес“», — нужно указать все условия и подробности. Если условия не прописаны, любой участник конкурса может подать жалобу, что вы нечестно лишили его приза и вообще всех обманули, при этом вы можете получить штраф или обвинение в мошеннических действиях.

Реклама алкоголя и табачных изделий. Запрещена и точка.

Косметологические услуги. Есть ряд обязательных предписаний для тех, кто делает массаж, татуаж бровей и перманентный макияж, эпиляцию, пилинг, инъекции, мезотерапию и подобные процедуры. Если ваш вид деятельности входит в Номенклатуру медицинских услуг (https://medvestnik.ru/content/documents/Ob-utverjdenii-nomenklatury-medicinskih-uslug.html), то во все посты о процедурах салона или клиники необходимо включать предупреждающий текст: «Есть противопоказания. Проконсультируйтесь с врачом».

Что делать, если повелся на недобросовестную рекламу?

Однажды поступил такой вопрос: «Повелся на рекламу по телевизору. Рекламировали смартфон по очень привлекательной цене. По приходу в салон сотовой связи выяснилось, что фактическая цена смартфона на 4000 рублей больше. По словам продавца, рекламируемая цена действительна при условии, что помимо смартфона нужно приобрести SIM-карту с дорогим тарифом, внести по этому тарифу предоплату за год и приобрести аксессуары на сумму не менее 1000 рублей. Но в рекламе об этом не было ни слова. Продавцы на жалобу никак не реагируют. Можно ли как-то на них воздействовать?»

Здесь налицо признаки недостоверной рекламы, так как сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара не соответствуют действительности. Регулирование правоотношений в сфере рекламы осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Поэтому смело обращайтесь с жалобой в ФАС через их сайт либо через портал «Госуслуги». По истечении установленных сроков вам сообщат о результатах проверки и, если нарушения выявлены, недобросовестный рекламодатель будет оштрафован.

Как удалить свою фотографию из чужого аккаунта в соцсети

Еще один интересный вопрос от подписчика: «Здравствуйте, я работала в салоне красоты и уволилась из-за хамского отношения хозяйки салона. В ее профиле Инстаграм есть мои фотографии, и я хочу, чтоб она удалила их. Я там в костюме на Хэллоуин. Фотографии используются как реклама и привлечение. Что я могу сделать?»

Алгоритм действий в данном случае будет таким.

Шаг 1. Переговоры

Напишите тому, кто разместил вашу фотку, примерно такое сообщение: «Здравствуйте. Вы используете мою фотографию на странице (ссылка). На основании 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации прошу удалить данную фотографию, поскольку я не давал и не даю разрешения на использование моего изображения. В случае игнорирования моего требования оставляю за собой право пожаловаться администрации социальной сети (название), обратиться в суд за защитой моих прав, а также в полицию с жалобой на нарушение вами неприкосновенности моей частной жизни (статья 137 УК РФ)».

Шаг 2. Жалоба в соцсеть

Пишем в администрацию социальной сети примерно такое письмо: «Здравствуйте. На странице (ссылка) размещена моя фотография. Согласие на размещение изображения я не давал. Владелец страницы проигнорировал мое законное требование на основании статьи 152.1 ГК РФ удалить фотографию с моим изображением. Считаю, что размещение данной фотографии нарушает правила социальной сети (название). Прошу принять меры».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридическая грамотность для всех предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

43

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» опубликован в «Российской газете» от 15 марта 2006 г. № 51, в «Парламентской газете» от 17 марта 2006 г. № 37, от 23 марта 2006 г. № 41, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 12 ст. 1232.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я