Евгений Львович Шварц (1896–1958) – знаменитый русский прозаик, сказочник, драматург и сценарист. По сценариям Евгения Шварца были сняты известные советские фильмы: «Золушка», «Первоклассница» и «Дон Кихот». Главная героиня повести «Первоклассница» Маруся мечтает пойти в школу. Девочке так не терпится записаться в первый класс, что она тайком сбегает из дома, чтобы подать документы для поступления. Бойкой и озорной Марусе ещё только предстоит стать прилежной и старательной ученицей. В книгу также вошли рассказы Евгения Шварца «Чужая девочка» и «Приключения Шуры и Маруси».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первоклассница предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Шварц Е.Л., насл., 2023
© Власова А.Ю., ил. на обл., 2023
© ООО «Издательство АСТ», 2023
Первоклассница
Как Маруся первый раз пришла в школу
Большое, сияющее чистотой, только что отремонтированное школьное здание. У двери табличка:
155-я женская школа
Против школы стоит Маруся, девочка лет семи, и разглядывает её во все глаза. Можно подумать, что она считает, сколько тут окон, сколько водосточных труб, сколько балконов, сколько карнизов. Под мышкой у Маруси — большой свёрток.
Наглядевшись, Маруся храбро подходит к школьной двери, дёргает её за ручку, но дверь не открывается. Маруся дёргает её посильней, а дверь ни с места. Тогда Маруся повисает на дверной ручке, тяжёлая пружина подаётся — наконец школьная дверь распахивается перед упрямой Марусей.
Она входит в школу и останавливается растерянно. Перед ней прихожая, большая, как двор. Стоят пустые вешалки. И так тихо здесь, так пусто! Неужели во всём огромном доме ни одной живой души?
Вдруг Маруся слышит: далеко-далеко кто-то запел.
Девочка бросается к лестнице, бежит наверх, прислушиваясь. Высокий, просторный коридор. По одну его сторону сверкают недавно вымытые окна, по другую темнеют высокие двери. Вот она, та дверь, за которой поют.
Маруся стучится.
— Открывайте, не заперто! — слышит девочка мужской голос.
Она входит и видит… Большая пустая комната. Пол закапан известью и краской.
Высоко на козлах стоит маляр. Напевая что-то, он красит оконную раму.
— Здравствуйте, — говорит девочка.
— Здравствуй, — отвечает маляр.
— Скажите, пожалуйста, что, эта школа ещё не готова?
— А зачем тебе знать, готова или не готова?
— А вдруг она не откроется первого сентября?
— Что ты, что ты! — пугается маляр. — Мы своё дело сделаем. Мы понимаем, что это за день первое сентября.
— Вот хорошо! — говорит девочка радостно. — Скажите, а в какой комнате записывают в первый класс?
— В тридцать восьмой, — отвечает маляр.
— А какая она?
— Кто она?
— Тридцать восьмая комната.
— Как тебе сказать… Ну, тридцать восьмая и есть тридцать восьмая. Ах, понимаю! Ты цифр не знаешь!
— Знаю. Знаю ноль, один. Ещё знаю шесть. Девять помню. А вот тридцать восемь забыла.
— Понятно, — отвечает маляр. — Ну, тогда пойди в коридор и гляди. Из какой комнаты будут выходить маленькие девочки, там и записывают. Поняла?
— Спасибо, — отвечает Маруся и снова выбегает в коридор.
Садится на подоконник. Терпеливо ждёт. Прислушивается. И вот, наконец, одна из дверей открывается, и молодая женщина выходит в коридор. Она ведёт за руку девочку в белой панамке.
— Вот видишь, Верочка! — говорит женщина. — Какая добрая учительница. А ты не хотела идти…
Маруся скорее бежит в ту комнату, из которой вышла Верочка.
У неё разбегаются глаза.
Прежде всего она видит форменное платьице, коричневое, с белым воротничком и чёрным передником.
Платьице это укреплено на фанерной доске, окленной цветной бумагой.
На витрине напротив — учебники для первого класса, ручка, карандаши, тетради — всё, что нужно принести первокласснику с собой в школу в первый день занятий.
А за столом, прямо против двери, сидят две женщины. Наверное, учительницы. Одна, помоложе, записывает что-то на большом листе бумаги. А другая, постарше, глядит на Марусю через круглые очки. Чёрные глаза её за стёклами очков кажутся огромными и сердитыми.
Молодая учительница говорит ласково:
— Не бойся, девочка.
— Здравствуйте, тётя! — говорит ей Маруся.
— Меня зовут Анна Ивановна.
— Здравствуйте, Анна Ивановна, — поправляется Маруся.
— А ты кто? — спрашивает учительница.
— Я Маруся Орлова.
— Зачем пришла?
— В школу записаться.
— А почему ты пришла одна, без мамы или папы?
— Папы нет дома — он лётчик, он сейчас улетел в Заполярье, а мама не может. Вчера обещала пойти, а сегодня говорит: подожди до завтра.
— А ты ждать не любишь? — спрашивает седая учительница.
— Все девочки с нашего двора записались уже, — объясняет Маруся. — А маме всё некогда. Вот я и пришла. Я документы принесла.
— Какие? — спрашивает Анна Ивановна.
— Все! — отвечает Маруся и кладёт на стол большой свёрток в газетной бумаге.
— Что это? — спрашивает учительница.
— Документы.
— А где ты их взяла?
— В комоде. Вы, какие нужно, возьмите. А какие не нужно, я отнесу домой.
Маруся разворачивает свёрток и показывает учительнице документы.
— Вот! Это бабушкин паспорт. А это квитанция за телефон. А эта, синенькая, — за квартиру. А это письма от папы. А здесь в конверте мои волосы, когда мне был один годик. Это орденские книжки — мамины. Моя мама — доктор, а во время войны была капитан медицинской службы. А это я, когда мне было два месяца.
— Достаточно, — складывая документы, говорит Анна Ивановна.
— Одну минуточку! — просит вторая учительница. — Дайте мне посмотреть на телефонную квитанцию. Так. Благодарю вас.
Внимательно взглянув на квитанцию, учительница выходит из комнаты.
— Так, Маруся, — говорит Анна Ивановна, — хорошо. Ты, значит, очень хочешь учиться?
— Очень!
— А что ты умеешь делать? Читать умеешь?
— Да, — отвечает Маруся. — Вот. Глядите.
Маруся наклоняется к книжке и читает, водя пальцем, отыскивая только знакомые буквы:
— Вот это «А». Это «У». Вот это «Р». Вот ещё «Я». Я и писать умею.
— А ну-ка, — просит Анна Ивановна, — напиши мне что-нибудь. Вот тебе карандаш. Вот тебе бумага.
Маруся усаживается и пишет старательно, изо всех сил нажимая карандашом.
В это время вторая учительница возвращается.
— Готово, написала! — говорит Маруся.
Учительницы смотрят и видят: девочка написала крупными печатными буквами своё имя: «Маруся».
— Верно я написала? — спрашивает девочка.
— Не очень. Две буквы у тебя смотрят не в ту сторону. Видишь?
И Анна Ивановна подчёркивает карандашом буквы «Р» и «Я».
— Правда, — говорит Маруся. — Читаю я их правильно, а пишу иногда почему-то неправильно.
— А скажи мне, Маруся, ты послушная девочка?
— Очень! — отвечает Маруся.
— Ты, значит, попросила у мамы разрешения прийти сегодня в школу?
Маруся молчит.
— Отвечай, Маруся! — настойчиво спрашивает учительница.
— Спросила…. — бормочет Маруся.
— И мама отпустила тебя?
— Нет! — вздыхает Маруся.
— Значит, ты не послушалась маму?
— Не послушалась, — шепчет Маруся.
— Почему?
— Я не знаю…
— Ну, а всё-таки…
— Очень захотелось.
— Вот видишь, — значит, ты не такая уж послушная!
— Нет, послушная. Кого хотите спросите!
В дверь стучат.
— Ну вот, сейчас мы и спросим, — говорит вторая учительница. — Войдите, пожалуйста!
В комнату быстро входит Марусина мама. Она чуть-чуть запыхалась — видно, что спешила изо всех сил. Маруся бросается к ней.
— Мама! Мама! — просит Маруся. — Скажи учительницам, что я послушная.
— Я бы сказала, — говорит мама, — но боюсь, что они мне не поверят.
— Здравствуйте, Нина Васильевна, садитесь, — говорит Анна Ивановна. — Ваша дочь притащила нам столько документов, что мы знаем и как вас зовут, и номер вашего телефона, и какая Маруся была в два месяца.
— Ох, Маруся, Маруся! — вздыхает мама. — Хорошо ещё, что бабушка тебя не хватилась! Ведь она могла заболеть, узнав, что ты пропала.
Маруся молчит.
— Вот видишь, Маруся, — говорит Анна Ивановна. — Ты об этом не подумала, — значит, ты думаешь только о себе. А ведь в классе у тебя будет сорок товарищей. Как же ты с ними поладишь, если будешь думать только о себе?
— Не буду! — уверяет Маруся. — Я буду обо всех думать! Вот увидите.
— Увидим! — отвечает Анна Ивановна. — Хорошо. Я запишу тебя в школу, но ты не пугай больше бабушку и слушайся маму. Помни — с этой минуты ты уже почти что школьница. Веди себя хорошо.
— Я отлично себя буду вести!
— Увидим! — повторяет Анна Ивановна.
Мама и Маруся прощаются с учительницами.
— Вот видишь, мама, — говорит Маруся. — Ну, вот и записались. А ты всё завтра да завтра…
Как Маруся не послушалась бабушку
На другой день после того, как Маруся записалась в школу, собралась она утром гулять.
— Помни, что ты теперь почти что школьница! — шепчет ей бабушка, провожая её до двери.
— Я это очень хорошо помню, — шепчет Маруся в ответ.
— Не гоняйся за кошками. Среди них могут быть бешеные.
— Не шепчи так громко! — просит Маруся. — Маму разбудишь после дежурства.
— С Серёжей не связывайся. Непременно подерёшься с ним!
— Не свяжусь. Открывай дверь, бабушка!
— А главное — не прыгай под шлангом, когда двор будут поливать. Сегодня ветер. Промокнешь, простудишься и в школу не попадёшь к началу занятий.
Бабушка отпирает дверь.
И вот Маруся уже идёт по двору.
Это чистый, просторный двор с небольшим сквером посредине.
Маруся идёт мимо сквера.
Вдруг белый пушистый котёнок выбежал из кустов и погнался за обрывком бумаги.
Маруся бросилась было к котёнку, но остановилась, махнула рукой — говорит:
— А ну его! Ещё взбешусь — и в школу не пустят.
С деревянной палкой в руке неожиданно перед ней вырастает Серёжа.
— Чего идёшь, как тётка? — спрашивает он.
— Отойди, Серёжа. Не приставай. Я в школу записалась, — отвечает Маруся.
— Я тоже записался, а не фасоню.
— Отойди, — говорит Маруся. — А то ещё подерусь с тобой — и в школу не пустят.
В это время из подвала поднимается дворник Иван Сергеевич.
Не торопясь он раскатывает длинный шланг с медным наконечником. Сразу же со всех концов двора раздаются вопли:
— Иван Сергеевич вышел!
— Иван Сергеевич поливать будет!
— Ребята, сюда! За мной! — кричит Серёжа и, забыв про Марусю, бросается к дворнику.
Дворника сразу окружают помощники. Одни мальчики помогают на самом деле, другие мешают: наступают на шланг, как будто нечаянно.
— Ребята, — просит дворник серьёзно, — всё лето прожили мы дружно — давайте не ссориться и осенью. Уйдите от крана. Когда жарко было, я, кого можно, окачивал. Сегодня и не просите: ветер, и так прохладно. Так что не вертитесь, не мешайте.
— Вы хоть побрызгайте на меня, Иван Сергеевич, — просит Серёжа.
— Нельзя! — твёрдо отвечает Иван Сергеевич.
Он привинчивает шланг к трубке, откручивает круглый кран. С силой ударяет вода из медного наконечника. Шум, визг, крик. Все ребята наперерыв стараются попасть под струю воды, бьющую из шланга.
Все, кроме Маруси.
Она стоит как зачарованная, с завистью глядит на мальчишек.
Они прыгают под самой струёй.
Но Иван Сергеевич — мастер своего дела. Струя воды то поднимается высоко к небу, то упирается в землю. Разбрасывает во все стороны фонтаны брызг, а на мальчиков не попадает.
Серёжа замечает Марусю и кричит:
— Маруська боится! Маруська боится!
— Сам ты боишься! — сердится девочка.
— Боится! — кричит Серёжа. — Боится! Боится! Боится!
И Маруся не выдерживает.
Она бросается под самый шланг и показывает чудеса ловкости и храбрости.
Вдруг напор воды падает. Иван Сергеевич идёт к крану, чтобы выяснить причину аварии. Наконечник шланга лежит на асфальте. Серёжа берёт его. Направляет на Марусю.
Внезапно шланг наполняется водой, и струя окатывает Марусю с ног до головы.
Серёжа сам испугался того, что натворил. И убежал без оглядки.
Маруся плетётся угрюмо к высокой пожарной лестнице. Забирается высоко наверх. Сидит нахохлившись.
Бабушка замечает её. Кричит, высунувшись из окна:
— Маруся! Что ты там делаешь?
— Сохну! — отвечает Маруся.
И вот к вечеру стала Маруся чихать, ночью кашлять, а утром измерили ей температуру — тридцать семь и восемь!
День проходит — Маруся болеет. Два проходит — температура всё не падает. И вот что случилось на третий день вечером.
Лежит Маруся в кровати. Бабушка сидит возле неё.
На одеяле шахматная доска. Бабушка и внучка играют в шашки.
— Бабушка, — спрашивает Маруся, — как ты думаешь, у меня нормальная температура?
— Постой, постой… Сейчас, сейчас… — бормочет бабушка. — На тебе!
Бабушка делает ход и глядит на внучку.
— Ах, вот как? — удивляется Маруся. — Ты мне две шашки поддаёшь?
— А беру три! — радуется бабушка.
— Постой, постой… — говорит Маруся. — Сейчас, сейчас…
— Горло не болит?
— Нет, не болит.…Как же это так? И в дамки проходит? С ума сойти!
Маруся двигает свою шашку.
— Вот, не послушалась бабушку и лежишь теперь, — ворчит старушка. — Все ребята пойдут учиться в срок, а ты — неизвестно когда.
В комнату входит мама.
— Давай градусник, Маруся, — протягивает она руку.
— Пожалуйста, пожалуйста! Нормальная, нормальная! — поёт Маруся.
Мама смотрит на градусник, потом на Марусю и качает головой.
— Что такое? Мама! Что?
— Сколько у неё? — спрашивает бабушка.
— Ни одного! — строго отвечает мама.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первоклассница предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других