Может ли историческая эпоха быть абсолютно плохой? Что же все-таки случилось с нами тогда? «Лихие 90-е» или «Святые 90-е»? На эти вопросы дает свои ответы человек, которому посчастливилось тогда выжить. Эта книга — почти шизофренически разнообразное, эклектичное нагромождение явлений, ситуаций, умонастроений, траекторий 90-х. Тамагочи и «Юпи», нищие старики и недолго живущие бандиты, развал огромной страны и дачный быт — эта книга о том опыте 90-х, который по праву можно назвать всеобщим. Книга состоит из двух потоков — текстового и визуального. Впервые публикуются более 170 фотографий, фиксирующих самые разные проявления жизни в 90-е — от смешного до страшного.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Феномены 90-х. Опыт человека, которому посчастливилось выжить» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Уничтожение речного транспорта
В «святые 90-е» каким-то странным образом оказались несовместимыми «свобода», «демократия» и… речной транспорт. В царской России и в СССР речная транспортная инфраструктура была крайне важна. Наша страна буквально была усыпана роскошными дворцами — речными вокзалами. Великие реки были связаны в единую сеть многочисленными каналами. В городках и селах дремали дебаркадеры. Мелкие места и пороги укрывали водохранилищами. Существовало развитое речное судостроение. Создавались новационные даже для нашего времени суда на подводных крыльях и воздушной подушке. Вообще, наша страна — это великий мир внутренней воды, это уникальная речная цивилизация.
Но в 90-е годы все это оказалось ненужным. За постсоветский период объем грузоперевозок по внутренним водным путям сократился в 4,6 раз, пассажиропоток — в 7,4 раза. Как написал «Коммерсант» в 2001 году: «Всю постсоветскую историю российского торгового флота можно сравнить с гибелью эскадры». Это касается и морского, и речного флотов.
Эффект катастрофы 90-х для речного судоходства напоминает поражение в страшной и разрушительной войне. Войну, которую многие из нас так и не заметили. Или не хотим замечать сегодня?
Речной транспорт сегодня — это транспортный и экологический хай-тек, к которому был способен советский управленческий класс, умевший планировать, правильно стратегировать, управляться более сложным пониманием эффективности. Именно к этому оказались неспособны одномоментно деградировавшие постсоветские элиты, слившие этот крайне важный, цивилизационно значимый вид транспорта как «неэффективный».
В итоге: По внутренним путям России перевозится 1,2 процента перемещаемых по стране внутренних грузов. Несколько лет назад в Евросоюзе стали развивать речной транспорт как «приоритетный вид перевозок». В Западной Европе по воде перевозят 11 процентов всего объема внутренних грузов и собираются поднять эту долю до 17 процентов. В Германии этот показатель составляет 11 процентов, в Нидерландах — 34, во Франции — 10. Это неудивительно, так как основное конкурентное преимущество водного транспорта — дешевизна. Вообще, я уже перестаю удивляться тому, как сегодня вдруг обнаруживается, насколько же толково и правильно что-либо было устроено в советское время. И авоськи, а также многоразовое использование пластиковых пакетов нашими родителями сегодня оказывается экологически ответственным поведением. И потрясающе развитая система сбора вторсырья тоже восхищает многих сегодня. То же и с речным транспортом. Сегодня мы уже начинаем его возрождение, что будет непросто после 30-летия уничтожения. И стоило ли нам терять эти тридцать лет? И нужно ли было делать этот адский круг самоуничтожения?
За постсоветский период объем грузоперевозок по внутренним водным путям сократился в 4,6 раз, пассажиропоток — в 7,4 раза.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Феномены 90-х. Опыт человека, которому посчастливилось выжить» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других