1. Книги
  2. Публицистика
  3. Евгений Стасенко

Теория художественной композиции в ХХ веке

Евгений Стасенко
Обложка книги

Современное понимание предмета художественной композиции не является чем-то цельным и систематизированным. Мы имеем дело с рядом попыток такой систематизации и с компиляциями, основанными на нескольких основных трудах в этой области. Поэтому мне видится важным разобрать эти основные труды, чтобы выявить и сравнить их базовые положения. Многие из этих книг никогда не переводились на русский язык и поэтому не известны русскоязычному читателю.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Теория художественной композиции в ХХ веке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Искусство модернизма и вопросы композиции

Основные работы по теории композиции были написаны в начале 20-го века, во время расцвета модернизма. В широком смысле модернизм это искусство, основанное на внутренней свободе, особом видении мира, главным его признаком можно назвать формирование нового изобразительного языка. Начало модернизма относят к 1863 году, когда в Париже был открыт «Салон отверженных», представивший публике художников, работы которых не были приняты официальным Парижским салоном.

Модернизм не был единым движением, он представлял собой совокупность разнообразных художественных течений, общим признаком которых было нарушение классических изобразительных форм, утверждение новых, часто радикальных художественных принципов. Модернизм был не только новой формой художественного мышления, но и своеобразной философией, он затрагивал как изобразительный стиль, так и содержание искусства.

В искусстве модернизма использовались абстрактные формы, то есть, формы изображались упрощенно и обобщенно — «абстрактно» по сравнению с реалистическими картинами. Возможно, поэтому чистую абстрактную, беспредметную живопись часто называют одним из наиболее характерных проявлений модернизма. В то же время, многие канонические образцы модернизма были созданы в рамках фигуративной живописи. Наиболее заметными течениями классического модернизма начала 20-го века считаются фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм и сюрреализм.

В то же время, классическое искусство продолжало свое существование в самых разных формах. Если в живописи оно было изрядно потеснено искусством модернизма, то в таких областях, как книжная иллюстрация, оно продолжало доминировать. Также параллельно на рубеже 19—20 веков достиг высшей точки своего развития стиль ар нуво, который не относился к течениям модернизма. В России этот стиль принято называть модерн, в Австрии — сецессион, а в Италии — либерти. Эти условия породили два подхода к вопросам композиции в живописи.

Первый подход был предложен представителями искусства модернизма и характерен тем, что в его основе лежит представление об изобразительных средствах — линии, пятне и цвете на плоскости — как об элементах композиции. Этот подход мы можем видеть у Артура Уэсли Доу, Иоханнеса Иттена, Василия Кандинского. При этом, если Доу как художник занимался фигуративным искусством, Иттен и Кандинский были абстракционистами в чистом виде и рассматривали композицию как способ организации именно абстрактного изображения.

Второй подход представляет реалистическую школу живописи, мы видим этот подход у Генри Рэнкина Пура и Мишеля Джейкобса. Этот подход предполагает включение изображенных объектов в число элементов композиции. Оба этих автора занимались классической живописью и много работали как иллюстраторы.

Мне видится более функциональным подход Доу, Иттена и Кандинского, поскольку закономерности построения абстрактного изображения применимы и к фигуративной реалистической картине. В то же время, закономерности создания фигуративного реалистического изображения к абстрактной живописи применить невозможно. Законы композиции можно назвать законами только в том случае, если они применимы к любой картине. Если они в одном случае оперируют категориями персонажей и предметов, а в другом — категориями пятен, они не могут претендовать на универсальность — а это значит, что они не являются законами. Это требование универсальности указывает на то, что композиция сама по себе должна быть абстрактна, она должна рассматривать физическую форму изображения, которая в любом случае, включая реалистическую живопись, представляет собой линии и пятна на плоскости.

Далее, рассматривая в хронологическом порядке основные труды по композиции, мы будем задаваться несколькими вопросами, которые имеют первостепенное значение: какое определение дается предмету композиции, что является элементом композиции, на каких принципах и какими средствами строится композиция, что обозначено как конечная цель работы над композицией.

О книге

Автор: Евгений Стасенко

Жанры и теги: Публицистика, Критика

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Теория художественной композиции в ХХ веке» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я