Настоящая книга о сексуальной культуре военнослужащих – первое исследование гносеологических, аксеологических и методологических проблем социокультурного полового развития представителей данной социально-профессиональной общности. Выступая, по существу, частью социокультурной сексологии, это направление научных изысканий изучает сексуальную культуру в объеме структурных спецификаций определенного социального института.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Сексуальная культура
В научно-теоретическом и бытовом пространстве ХХ века реализуются самые разнообразные идеи и возможности, апеллирующие к многообразному миру человеческой активности. В силу привлекательности её познания представители ряда наук пытаются исследовать различные аспекты этой активности в ряде областей знаний, среди которых находится и сексология. К числу явлений, которые изучает эта условно выделенная дисциплина социологами, культурологами, философами, психологами, историками и педагогами, относится «сексуальная культура». Исследование этого феномена видится в разрешении широкого комплекса теоретических проблем, определяющих различные аспекты жизни человека и общества. Одни из них детально изучены, о вторых ведутся дискуссии, третьи пока «белые пятна». К числу последних относится и сексуальная культура различных социально-профессиональных общностей.
Среди ученых-сексологов нет единства во взглядах на понятие «сексуальная культура», как нет и институциональных исследований данного явления. Поэтому в ходе изучения сексуальной активности военных прежде всего следует уяснить, что понимается под сексуальной культурой вообще и сексуальной культурой военнослужащих в частности.
1.1. Понятие «сексуальная культура»
Представления о культуре половых отношений противоречивы и далеко не универсальны. Не случайно одни ученые говорят исключительно об искусстве любви, другие акцентируют внимание на сексуальности, третьи не отделяют одно от другого. В современной сексологии исследование понятия сексуальной культуры крайне бедно. В последнее время в нашей стране кроме как у В. Розина и И. Кона нет, наверное, специальных работ, посвященных этой проблеме, а зарубежные авторы рассматривают её не в полном объеме и несколько с иных позиций.
О сексуальной культуре писали Э. Берн и Э. Фукс, З. Фрейд и И. Блох, А. Форель и В. Соловьев, К. Имелинский и З. Лев-Старович. При многообразии подходов к изучению сексуальности — от религиозно-мистического до научного — исследователи определяли понятие сексуальной культуры в зависимости от поставленных целей. Большинство из них, анализируя социокультурные аспекты пола, говорят о любви и сексе, культуре половой жизни, сексе и культуре. И. Кон, например, в связи с этим выделяет двуединую задачу: с одной стороны, понять, как общественные отношения и культура формируют и видоизменяют взаимоотношения полов, а с другой — выяснить, как сексуальность и конкретные её формы проявления воздействуют на развитие общественных отношений и культуры. Он говорит о сексуальной культуре как об «очеловеченном» половом инстинкте, что означает определенное подчинение сексуального поведения социальным нормам.
К. Имелинский рассматривает сексуальную культуру в достаточно узком понимании — как совокупность знаний, навыков и умений, касающихся «совершения самого полового акта и всего комплекса общения с партнером для того, чтобы и ему и себе обеспечить максимальное сексуальное удовлетворение»1.
В. Каган под тем же самым понимает систему стандартов и норм, регулирующую психосексуальное поведение людей2.
А. Сосновский, описывая развитие эротической любви и сексуальных отношений, определяет различные культурные эпохи со своими моральными приоритетами3.
Однако такой социальный феномен, как сексуальная культура, охватывает не только прошлое и настоящее, выступая «очеловеченным» половым инстинктом, комплексом общения между партнерами, системой стандартов и норм, но и простирается в будущее. Он конкретизирует отношение людей к вопросам любви и пола, принятые в соответствующем обществе: от религиозных или мистических аспектов в исследовании сексуальности до анализа в естественноисторическом ключе, на основе достоверно установленных фактов, а не только с точки зрения религии и морали.
Ведущей методологической проблемой любого анализа научного исследования является определение понятий, раскрытие сущности и структуры тех явлений, которые эти понятия отражают. Определение понятия сексуальной культуры осложняется, во-первых, тем, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе практически не делалось попыток его сколько-нибудь глубокого институционального анализа. Во-вторых, тем, что это составное понятие, каждая из сторон которого требует рассмотрения.
В социокультурной сексологии существуют различные понятия для обозначения какой-то сферы деятельности или отношений, связанных с областью пола, или совокупности процессов, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение. Это понятия половой и сексуальной жизни, половой морали и полового поведения, полового символизма, половой культуры, культуры секса, искусства любви и другие. Они зачастую либо уже обозначенного нами явления, либо не позволяют выразить всей его сути.
Авторский подход к понятию «сексуальная культура» предполагает трактовать её как часть общей культуры, акцентированной на сексуальной активности человека. Поэтому в исследовании данного понятия предлагается рассмотреть его составляющие части: «сексуальная» и «культура».
Вначале — о слове «сексуальное», которое имеет ряд значений. Прежде всего, слово «секс» произошло от латинского sexum (пол). Оно обозначает: 1) биологические аспекты, связанные с размножением; 2) сексуальность как совокупность человеческих чувств, установок и действий, связанных или ассоциирующихся с половыми отношениями; 3) принадлежность к мужской или женской особи как биологическому виду; 4) действия, связанные с половыми отношениями, или индивидуальные свойства личности и ее способность к реакции на эротическое воздействие.
На бытовом уровне обычно нет сомнений в отношении того, что следует понимать под термином «сексуальный» (в него, правда, вкладывают порой «непристойный» смысл, такой, о котором не следует говорить вслух). Считается, что это показатель определенной активности, своего рода деятельности, поведения, отношений, реакций и многого другого, связанного с половой сферой.
В советский период сложилось негативное отношение к словам «сексуальный» и «секс», употребление которых приписывали исключительно буржуазным авторам. Поэтому «секс» заменяли на более благозвучное — «пол». С одной стороны считалось, что «чужое» слово секс больше свойственно капитализму в отличие от «своего» — пол, применение которого в советской педагогике и в быту не вызывало возбуждающих ассоциаций. С другой стороны, при таком подходе появилось разночтение дефиниций «половое» и «сексуальное». В результате буржуазное общество якобы осуществляло сексуальное воспитание, а социалистическое — половое.
Причиной разночтений явилась и многозначность подходов к понятию «пол».
Во-первых, по мнению, например И. Андреева, оно изначально означало дуальность, раздвоение, сокращенную форму понятия половина, содержало в себе не только силу, разделяющую целое пополам, но и силу взаимного притяжения, слияния. От половин, соединенных в одно целое в браке, — вот откуда идет понятие пол. «Мужчина и женщина — разные элементы, и брак есть не просто двуединство, а нечто новое (подобно тому как водород и кислород дают воду)», — пишет автор, выражая православно-русское понимание явления.
Во-вторых, понятие «пол» отражает идею разделённости единого высшего начала на мужское и женское. По мнению Ю. Эвола, существует, по меньшей мере, три уровня проявления пола: телесный, душевный, духовный4.
В-третьих, до сегодняшнего дня многие российские авторы публикаций медико-биологического характера под термином «пол» понимают совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организмов (или, в широком смысле, комплекс репродуктивных, соматических и социальных характеристик, определяющих индивида как мужской или женский организм).
В-четвертых, обилие переводной литературы (преимущественно англо-американской), где английское слово «sexual» иначе как «половой» не переводится, привело к тому, что термины «половой» и «сексуальный» ассоциируются как синонимы.
При всём при этом не у всех специалистов и не во всех областях знаний существует однозначное отношение как к разграничению понятий, к подмене одного другим. Чаще всего сексом называют совокупность телесных, психологических и социальных процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение (либидо)5. А под сексуальностью понимается характеристика сексуального влечения, сексуальных реакций, сексуальной активности6.
Последнее определение кажется несколько аморфным, но для характеристики понятия сексуальной культуры вполне достаточным при институциональном анализе явления. Поэтому под «сексуальным», как характеристикой изучаемого понятия, в данном случае понимается совокупность соматических, психологических, социальных и иных процессов и отношений, в основе которых лежит половое влечение (либидо) и посредством которых оно удовлетворяется.
Из всего многообразия подходов к такому широкому явлению, как культура, которую рассматривают и как совокупность созданных людьми материальных и духовных ценностей, и как качество человека, общества в целом, и как традиции, и как социальное наследие, и как характер человеческой деятельности, и как духовное состояние общества, и как способность к познанию и передаче опыта, умение любить, автор предпочитает деятельностную концепцию, которая получила свое обоснование в работах Э. Маркаряна, М. Кагана, Н. Злобина, Б. Сапунова и др.7
Данная концепция культуры исходит из понимания деятельности как определенной активности живых систем (особей), направленной на преодоление их энтропийности и утверждение в окружающем мире. При этом имеется в виду, что человеческая деятельность носит чрезвычайно сложный биосоциальный характер и осуществляется как бы на двух основных уровнях. Первый уровень — биологический, инстинктивный, бессознательный, присущий человеку как всякому живому существу. Это уровень, на котором удовлетворяются его низшие потребности. Второй уровень, исходящий из культурных особенностей человека, направлен на реализацию его познавательных, этических, эстетических побуждений.
По определению, человеческая деятельность является организованной активностью, осуществляемой по культурно установленным нормам и правилам8. Она же является средством создания мира искусственных объектов и освоения заученного поведения, то есть предпосылкой существования того, что принято называть культурой. Несомненно, что культура как категория, обобщающая имеющиеся в обществе совокупности идей, образов, вещей, технологий, регулятивных механизмов и ценностей, относима ко всем общественным структурам: материальному производству, политике, социально значимому знанию, быту, досугу9. Культурное содержание можно выделить в сфере любой социальной деятельности, направленной на максимальное развитие заложенных в человеке способностей, на реализацию его социальных целей. Поэтому не возникает сомнений в том, что понятие «культура» применимо и к таким чрезвычайно важным для человечества и для каждой личности сферам жизнедеятельности, как отношения полов, любовь, сексуальность.
Сексуальная культура — это часть общей культуры (или субкультура) людей, отражающая сексуальную активность человека, направленную на утверждение каждого из них в окружающем мире половой жизни. Результаты именно такой культурной деятельности служат обеспечению актуального (в настоящее время) и исторического единства общества, средством общения людей. По определению В. Библера, «…культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных — прошлых, настоящих и будущих — культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур»10. Причем не только посредством полового поведения, направленного на продолжение рода. Функции сексуальности человека достаточно широки, и его сексуальная активность, проявляющаяся в соответствующем поведении, предполагает удовлетворение как биосоциальных потребностей, так и гедонистических, нравственных, эстетических интересов. Посредством её реализуются познавательные, коммуникативные, компенсаторные, созидательные запросы.
На основании изложенного автор предлагает следующее определение: Сексуальная культура есть часть общей культуры, способ утверждения в социокультурном окружении посредством полового поведения, направленного на продолжение рода; удовлетворение биосоциальных потребностей; гедонистических, нравственных, эстетических интересов; познавательных, коммуникативных, компенсаторных, созидательных запросов.
Данное определение трактует сексуальную культуру в широком смысле этого понятия, сущность которого сводится к отношениям между мужчиной и женщиной, основывающимся на продолжении человеческого рода, социальном и духовном единстве людей как личностей, удовлетворении потребностей человека. Представляя собой единение «сексуальности» и «культуры» как многозначных явлений, этот социальный феномен сочетает такие элементы, как духовное и плотское в половых отношениях. При этом в первую очередь особое, приоритетное место уделяется любви.
Приведенное определение сексуальной культуры опирается на то, что секс без любви, то есть физиологическое действие, не одухотворенное культурой, выпадает из понимания ее сущности. Примем это утверждение как аксиому, так как более подробно разговор о любви пойдет в других главах.
1.2. Структура сексуальной культуры
В целях полного уяснения того, что же понимается под сексуальной культурой, следует рассмотреть её структуру, которая представляет собой две стороны: функциональную, подразумевающую сексуальную активность (которая выступает как предметная деятельность по созданию мира искусственных объектов; как отношение цели, средств и результатов в процессе освоения заученного поведения; как общение; как единство с другими людьми), и нормативную (характеризуемую установками, правилами, нормами, ценностями).
Рассмотрим последовательно ряд элементов структуры сексуальной культуры.
1. Функциональная сторона сексуальной культуры
Сложный социальный феномен сексуальной культуры предполагает определенные половые отношения, в которых проявляется мудрость природы через институт продолжения рода человеческого. Через конкретную активность, назовем ее «сексуальной», осуществляется коммуникация между прошлым, настоящим и будущим: люди, основываясь на инстинктах, знаниях, навыках, умении, на прошлом опыте, дают жизнь будущему человеку и создают новые отношения. Эту активность, в самом общем виде, можно определить как сексуальное поведение, специфически человеческую форму активности, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование половой жизни человека. Поэтому под сексуальной активностью (а именно она лежит в основе функциональной стороны сексуальной культуры) следует понимать определенную человеческую активность по реализации всей совокупности процессов, в основе которых лежат половые потребности и удовлетворение полового влечения.
Может показаться, что сексуальная активность есть поведение, свойственное всему живому и представляющее систему или порядок действий, направленных на поддержание биологического существования и воспроизводство потомства. Так сказать сексуально-процессуальная деятельность (или форма сексуального поведения). Однако это утверждение опровергается уже тем, что репродуктивное соитие, приводящее к появлению человеческого эмбриона, в процентном отношении составляет тысячную долю всех тех половых актов, которые люди совершают в процессе половой жизни.
Дело в том, что сексуальную культуру как сложное социальное образование необходимо рассматривать прежде всего со стороны характера и специфики самой деятельности. «Нужно изучать не отдельные поведенческие акты и мотивационные синдромы сами по себе, а жизненный мир личности как целое, и не только в его постоянстве и устойчивости, но в связи с конкретными жизненными ситуациями, в которых находится личность и от которых зависят содержание и смысл ее деятельности в данный момент»11. Это предполагает анализ таких компонентов функциональной стороны структуры сексуальной культуры, как соотношение цели, средств и результатов в процессе освоения заученного поведения.
Со времен З. Фрейда и раньше представители психогидравлической теории либидо в основу мотивации сексуального поведения вкладывали половое влечение, удовлетворение которого сводится к разрядке спонтанно возникающего в организме психофизиологического напряжения. «Нервная система — это аппарат, функцией которого является избавление от достигающих его стимулов или сведение их к минимально возможному уровню», — писал по этому поводу З. Фрейд12. Такой подход идет вразрез с авторской трактовкой «сексуальной культуры», которая предполагает высший уровень человеческой деятельности при наличии потребности в творческой активности, любви, познании и пр.
С развитием сексологии Р. Уэйлен, например, стал мотивировать сексуальное поведение готовностью сексуально-эротически реагировать на сексуальную ситуацию, а У. Саймон и Д. Ганьон начали учитывать сексуальные сценарии. В итоге возросло количество факторов, определяющих мотивацию сексуальной активности человека13. Исследования этих и других ученых позволили И. С. Кону утверждать, что сексуальное поведение радикально меняется в зависимости от того, каким потребностям оно соответствует14. С такой позиции сексуальная активность преследует достижение следующих целей:
релаксации (разрядка полового напряжения);
прокреации (деторождение);
рекреации (чувственное наслаждение);
познания (удовлетворение любопытства);
коммуникации (достижение единства между партнерами);
сексуального самоутверждения (проверка себя или доказательство другим собственной сексуальной привлекательности);
достижения внесексуального самоутверждения (брак по расчету, повышение социального статуса и т. п.);
проведения ритуала;
компенсации недостающих форм деятельности;
созидания (эротическое искусство и литература).
При интимной близости достигаются различные результаты: появляется потомство, получается удовольствие, достигается материальная выгода, удовлетворяется любопытство, поощряется воображение и др.
Средства здесь достаточно вариативны. При достижении этих и, возможно, иных целей используются такие средства, как танцы, мастурбация, гетеросексуальный коитус и иные проявления экстрагенитальных и генитальных форм половой жизни человека. Когда средство (интромиссия, оральный или анальный секс, петтинг, мастурбация и др.) полностью заменяет цель, зачастую происходит извращение половых отношений. И тогда мы будем иметь дело с пороком, извращением полового инстинкта, неестественным способом полового удовлетворения15. «Половая жизнь может служить источником величайших добродетелей, до самопожертвования включительно, но, с другой стороны, в ее чувственной силе кроется та опасность, что она может перейти во всепоглощающую страсть, быть источником величайших пороков. Необузданная страсть подобна вулкану, все разрушающему, все уничтожающему, подобна пропасти, поглощающей все — честь, состояние, здоровье»16. Уподобление Краффт-Эбингом порочной страсти пропасти наиболее точно отражает суть: культура стремится вверх, к совершенству, возвышению, облагораживанию, повышению своего уровня, а антикультура ведет вниз и потому — асоциальна.
Именно в противоречии цели и средств заложены многие трагедии любовных и сексуальных отношений, отраженных в произведениях сексуальной культуры, которая выступает и как предметная деятельность по созданию мира искусственных объектов. Категория предметной деятельности — даже при самом содержательном и предельно ёмком ее истолковании — имеет свои принципиальные ограничения, свои не только временно-локальные, но и неустранимые границы. Из-за приписывания ей мнимой безграничности не работает и теряется целая совокупность проблем.
По существу, это определенная часть материально-производственной и социально-преобразовательной составляющих практической деятельности, которая отражает половые взаимоотношения и сексуальное влечение людей в процессе создания искусственных объектов. Являясь функциональной стороной сексуальной культуры, она наиболее заметна. Эротическое искусство, музыка, произведения литературы, архитектуры и живописи, отображающие одну из самых значимых сторон человеческой жизни в сексуальных тонах, занимают видное место в человеческой культуре. Своды законов и правил, норм и предписаний являются тем, что реально отражает уровень сексуальной культуры.
В сексуальной деятельности как общении и через общение проявляется сущность одной из сторон жизни человека — его половой жизни. Сексуальная культура является результатом общения различных людей, ибо вне общения ее формирование вообще невозможно. Только в процессе общения осуществляется избирательно-оценочный подход во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной и соединение полов. Именно в процессе общения вырабатываются нравственные нормы и правила, определяющие характер сексуальной культуры, создаются стандарты поведения и стимулы для восприятия, характеризующие различные ее стороны. Общение выступает фундаментальным условием наличия самой сексуальной культуры, взаимоотношений между партнерами, и вместе с тем это способ развития как индивидов, так и социальных общностей.
Можно предположить, что посредством сексуального общения сексуальная культура организуется и развивается. Подтверждением этого выступает известная в психологии «структура общения». С этой позиции три взаимосвязанные стороны общения функционально реализуются в половой жизни людей. Коммуникативная сторона сексуального общения заключается в обмене информации между партнерами. Составными элементами ее являются ответы на вопросы: «Кто?» «Что?» «Как?» «Кому?» «С каким эффектом?», — характеризующие простейшую модель межличностного общения. Интерактивная сторона состоит в организации взаимодействия между людьми. Обмен знаниями, навыками и умениями, идеями и информацией неизбежно предполагает, что достигнутый уровень взаимопонимания будет реализован в попытках развить и организовать совместную сексуальную деятельность. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по сексу и установления на этой основе взаимопонимания, симпатии и любви. В ходе этого процесса осуществляется эмоциональная оценка партнеров и попытка понять друг друга, мотивы поведения в ходе идентификации и рефлексии17.
Таким образом сексуальная активность как общение, являясь составной частью функциональной стороны сексуальной культуры, представляет собой совокупность некоторых многогранных и достаточно сложных процессов, которые характеризуют взаимодействие и взаимовлияние индивидов в ходе полового развития.
Функциональная сторона сексуальной культуры выступает и как единство с другими людьми. В основе этого единства лежит целенаправленная сексуальная активность, обусловленная половым влечением. Исходя из биосоциального характера человеческой сущности, можно с уверенностью утверждать, что психобиологические особенности и физиологическое строение человеческого организма (особенно на первом, бессознательном уровне человеческой деятельности) предполагают удовлетворение заложенного природой полового влечения. Благодаря этому существует естественное деление на два пола, влечение между мужчинами и женщинами.
В единстве с себе подобными осуществляются гетеро-, гомо — или бисексуальные отношения, объединяющие представителей различной сексуальной ориентации с целью сексуального поведения. Познавательные и коммуникативные цели, например, объединяют тех, кто испытывает соответствующие потребности по из реализации.
2. Нормативная сторона сексуальной культуры
Она заключается, прежде всего, в определении сексуальной культуры как ценности. Ориентация военнослужащих на определенные общечеловеческие и институциональные ценности сексуальной культуры возникает в результате их предварительной эмоционально-чувственной или рациональной оценки. Помимо этого существует множество объектов и явлений сексуальной культуры, которые военнослужащими признаются как ценности, но существенного влияния на их сексуальную активность не оказывают. Ценностная сторона исследуемого явления наиболее рельефно отражает институциональную специфику сексуальной культуры и более предметно будет рассмотрена в четвертой главе.
Важнейшими структурными элементами нормативной стороны сексуальной культуры, которые регулируют сексуальное поведение людей, являются нормы, правила, принципы, каноны, установленные как обществом, так и человеком для самого себя. Именно они являются определяющим звеном в половой социализации — процессе формирования мужской или женской половой идентичности, — влияют на половую роль и избирательность в интимной сфере жизни индивида. Именно с нормами, разграничивающими «нормальное» и «ненормальное», «красивое» и «безобразное», «желательное» и «нежелательное», связывает, например, И. Кон само содержание сексуальной культуры. Именно благодаря им, по мнению ученого, половая жизнь перестает выглядеть инстинктивной, а регулирующие ее моральные нормы превращаются в сексуальную культуру общества или группы. Вряд ли можно сводить всю сексуальную культуру лишь к нормам, да еще только моральным, но, безусловно, им принадлежит большое значение. Не случайно система образов и норм, определяющих сексуальное поведение, получила «с легкой руки» И. Кона название «полового символизма».
Для всех обществ сексуальная активность на протяжении тысячелетий была «больным местом». Она всегда бралась под контроль — нравственный или правовой — и была соответственно организована: абсолютная свобода могла привести только к социальному хаосу и угрозе дееспособности любой социальной системы. Поэтому нормирование сексуальной деятельности в процессе исторической деятельности закреплялось в обычаях, традициях, законах: от табуирования в архаичных обществах до строгих моральных норм и правил, регулируемых законами, религией и кодексами чести в государствах современной цивилизации.
Если подходить к сексуальной культуре строго эмпирически, бросается в глаза условность норм, которые она приписывает своим носителям. Их использование вольно или невольно приводит к такому положению дел, при котором сексуальное поведение может низводиться до уровня ничтожной мелочи или подниматься до высот совершеннейшего явления, тем самым предполагая исключительную вариативность сексуальной активности в зависимости от соцокультурных установок, влияния различных культурных образований и факторов, детерминирующих конкретную сексуальную культуру.
В роли субъекта сексуальной культуры может выступать как индивид, так и пара, и социальная группа, и общество в целом. Сравнительный анализ сексуального поведения и взаимоотношений полов представителей различных возрастов, конфессий, национальностей, профессиональной принадлежности, сексуальной ориентации показал особенности и специфику их сексуального поведения. Это позволило многим авторам определить субкультуры различных социальных групп: школьников и студентов, рабочих и крестьян, верующих и атеистов, — детерминированных различными факторами, но неразрывно связанных принадлежностью к определенным социальным группам.
1.3. Узкое значение понятия «сексуальная культура»
Кроме широкого значения понятия «сексуальная культура», которое отражено в предложенном ранее определении, существует и более узкое его значение, без учета которого рассмотрение структуры и содержания данного феномена было бы неполным.
Человек — существо социальное. Он живет в обществе и развивается в нем. Для утверждения человека в мире, ориентации в нем, общения с другими людьми у него должна быть целостная картина, модель окружающей действительности. Это способствует появлению определенных норм, правил, законов, идеалов, принципов, стандартов, которым он должен следовать в своем поведении. Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Степень культуры измеряется степенью развития норм»18.
При этом субъектом порождения и освоения культурных объектов является человек, конструктивная и деструктивная активность которого носит отпечаток социальных отношений прошлого и простирается в будущее. Активность освоения человеком культуры зависит от уровня его развития. Этот уровень отражает степень приобщения к ценностям сексуальной культуры, овладения знаниями (сексуальная осведомленность), умениями (техника «искусства любви»), навыками (сексуальное мастерство), идеями, накопленными человечеством за весь период своей истории.
Составляющими сексуальной культуры, таким образом, выступают знания, навыки, чувства, умения, касающиеся как самого полового акта, так и всего комплекса общения, который обеспечивает партнерам сексуальное удовлетворение. В этом случае имеет значение знание не только «техники» проведения интромиссии и т. п., но и в равной мере всего комплекса сфер воздействия на партнера с целью вызвать соответствующее настроение и желание половой близости, необходимых для достижения сексуального удовлетворения в половой жизни.
К. Имелинский в своей работе «Психология половой жизни» в ходе анализа психосексуального развития людей примерно так и представляет сексуальную культуру, видя в ней совокупность обозначенных выше факторов. Чаще всего именно так понимается сексуальная культура на обыденном уровне. Примерно в этом ключе на вопрос: «Что Вы считаете сексуальной культурой?» — отвечало большинство респондентов социологического опроса, проведенного автором.
Нам особенно важно подчеркнуть здесь духовность в сексуальной культуре, когда человек растрачивает свою половую энергию не как животное, с целью одного только физиологического удовлетворения, а как истинный творец «великой поэмы любви». При таком подходе знания можно охарактеризовать словами «ограниченные», «удовлетворительные» или «богатые», чувства — «незрелые», «наивные», «грубые», «возвышенные», «светлые», «несущие духовное благо», технику секса — «совершенная», «искусная», «слабая» и т. д.
Исследователи в области социокультурной сексологии различают примитивную сексуальную культуру и изощренную. Первая предполагает физиологический половой акт, направленный, как правило, на прокреацию; вторая подразумевает более высокий уровень сексуального поведения, более совершенную технику любовных игр, разнообразное искусство любви.
Однако техника осуществления любой формы коитуса — это лишь средство, метод. Знание техники полового акта, мастерство в процессе совокупления — это лишь признак овладения «ремеслом». Необходимый, но не основной. Так, люди, даже не имеющие опыта половой жизни, интуитивно способны провести нормативный гетеросексуальный коитус. Но получить более полное удовлетворение и наслаждение в любви может только тот, кто овладел знаниями и умением их использовать на практике в «ars amande» (искусство любви).
Степень освоения сексуальной культуры предполагает уровень овладения целым комплексом (или сферой) отношений между партнерами, обеспечивающих утверждение человека в мире. Этот комплекс можно представить совокупностью элементов, которые были исследованы рядом авторов19. Среди них наиболее характерными являются: сексуальная информированность, уровень полового влечения, удовлетворенность половой жизнью, владение техникой любовных игр, способность возбудить и удовлетворить партнершу (партнера), широта взглядов, терпимость к сексуальной свободе и экспериментированию, чувственность, важность соприкосновения при интимных отношениях, общительность, многообразие сексуальных стимулов, отношение к любви и сексу и др.
Исходя из этого, уровнем сексуальной культуры следует считать степень освоения человеком совокупности знаний, навыков, умений, касающихся половой жизни и всего комплекса общения между партнерами для обеспечения сексуального удовлетворения.
Уровень сексуальной культуры человека отражает реальное сексуальное поведение — конкретную активность индивида, характеризующую определенную динамику его развития. Уровень сексуальной культуры человека позволяет оценивать его способность управлять своими действиями, преобразовывать окружающую действительность, планировать и реализовывать намеченное, а также контролировать ситуацию и оценивать результаты своих действий в области половых отношений.
1.4. Сексуальная культура военнослужащих
— Поручик, какие у Вас были любимые увлечения?
‒ Охота и женщины…
— А за кем Вы охотились?
— За женщинами.
Выделение сексуального поведения военнослужащих из всего многообразия половых отношений началось достаточно давно и имеет под собой историческую основу, о которой речь пойдет во второй главе. Здесь же имеет смысл уточнить то, что стоит понимать под их сексуальной культурой. Но сразу отметим тот факт, что она у военнослужащих отличается от окружающих в силу характерных особенностей поведения, специфики деятельности и условий комплектования и службы. Для того чтобы заявить о том, что сексуальная культура военных исключительно своеобразна, необходимо провести сравнительный анализ с другими социальными общностями. Но сегодня такие исследования автору неизвестны.
В Вооруженных Силах Российской Федерации выполняют воинский долг солдаты (матросы) и сержанты (старшины), прапорщики (мичманы) и офицеры, генералы и служащие. И гипотетически каждая из этих категорий личного состава вправе претендовать на собственную субкультуру. Представители различных видов Вооруженных Сил и родов войск, мужчины и женщины, находящиеся на действительной и срочной службе, также имеют свою субкультуру.
Совокупность сексуальных субкультур различных категорий военнослужащих условно можно называть определенной культурой данного социального образования, как самого массового и представительного из перечисленных выше. Поэтому под сексуальной культурой военнослужащих будет называться часть их общей культуры, способ их утверждения в социокультурном окружении посредством полового поведения, направленного на продолжение рода, удовлетворение биосоциальных потребностей, гедонистических, нравственных, эстетических интересов, познавательных, коммуникативных, компенсаторных, созидательных запросов, обусловленных их принадлежностью к армии, с одной стороны, и определенным слоям и субкультурам общества — с другой.
Своеобразие сексуальной культуры данного социального института выражено рядом специфических особенностей, свойственных этой профессиональной общности. Специфика сексуальной культуры военнослужащих выступает ключевым фактором регулирования и формирования сексуального поведения и будет рассмотрена в дальнейшем.
А. Форель, например, утверждал, что военная и морская служба а) поддерживает проституцию в самой грубой, опасной и низкой форме. Одна «солдатская девка» способна заразить целый батальон; б) лишает нормальных половых сношений в армии, ведет к педерастии, онанизму; в) способствует безобразным половым связям солдат, что в большинстве случаев развращает их, и ко времени женитьбы они приобретают дурные привычки, которые привносят в брак с сифилисом и гонореей, производят уродливое потомство.
Сексуальная культура военнослужащих — это то лоно, где пестуются и сохраняются их традиции и в то же время идут постоянные поиски нового, ставятся эксперименты, ломаются привычные стереотипы и стандарты. Она имеет аксеологические характеристики, отличные от характеристик иных социальных формирований и определяющие целый пласт человеческой активности, связанной с взаимоотношениями полов. Многослойность, многомерность, «полифоничность» сексуальной активности, но в то же время относительное единство, определяющее сексуальную культуру как элемент социокультурной системы, делают её исследование весьма не простым делом, сопряженным со многими трудностями.
1.5. Уровни сексуальной культуры военнослужащих
Анализировать состояние сексуальной культуры военнослужащих достаточно сложно, и трудности здесь объективного и субъективного характера. Ни один социологический срез, никакой приемлемый объем научного исследования не дают возможности охватить все её вариации, учесть разнообразие поведения, обусловленного психологическими, физиологическими, социальными и культурными факторами, характеризующими конкретное социальное образование. А субъективный характер трудностей проявляется в том, что военнослужащие мужчины и женщины не любят, да в России это и не принято, искренне рассказывать о своем интимном поведении.
Между тем некоторые составляющие сексуальной культуры конкретных военнослужащих, определяющие её уровень, можно подсчитать: степень сексуальной осведомленности, удовлетворенности половой жизнью, освоения техники любви и ряд элементов комплекса эмоционально-чувственных проявлений оцениваются и сравниваются у различных категорий людей, в том числе и у военных.
У английских ученых М. Яффе и Э. Фенвик была создана оригинальная методика определения сексуального профиля личности20, ряд показателей которого совпадают с составляющими сексуальной культуры, позволяя оценить её уровень. Разработав на основе этих и других методик опросные листы, автор провел исследование некоторых составляющих сексуальной культуры военнослужащих армии России.
В целях обобщения социологических данных и получения наиболее достоверной картины о состоянии сексуальной культуры военнослужащих были определены три степени ее освоения: низкая, средняя и высокая, — а также выявлены ценностные ориентиры, социально-нравственные проблемы и отношение к некоторым аспектам половой жизни.
Определение уровней сексуальной культуры на основании цифровых данных, полученных по результатам социологических опросов и трансформированных под российскую действительность указанной выше методикой, довольно условно. Тем не менее их анализ позволяет сделать вывод о том, что современное состояние, содержание и формы проявления сексуальной культуры военнослужащих неразрывно связаны с целостным миром индивида как личности, а через него — с образом жизни, ценностными ориентирами общества и армейской среды, в которой существует эта личность.
Как показало авторское исследование, наиболее часто встречаемый уровень сексуальной культуры военнослужащих — средний и низкий. Согласно авторской методике21 балльная оценка их сексуальной культуры выглядит как посредственная: средний уровень, но ближе к низкому. Наиболее устойчивый средний уровень — у прапорщиков и мичманов, низкий — у солдат. А у офицеров различных возрастных категорий данные неоднозначны: у молодых лейтенантов — средний (ближе к низкому), у офицеров за 30 лет — устойчивый средний (встречались лишь единицы с высоким уровнем), в возрасте от 40 лет и старше — средний уровень.
Что касается самого содержания сексуальной культуры, то те, кто имеет высокий ее уровень, согласно указанной выше методике, достаточно хорошо осведомлены в вопросах секса и половой физиологии, обладают сильным сексуальным темпераментом, способны расслабиться и естественно реагировать в сексуальной ситуации. Они удовлетворены качеством и частотой сексуальных отношений, весьма чувствительны к физической близости, у них есть постоянная сексуальная партнерша (как правило, жена), они хорошо общаются с ней и уверены в своей половой потенции. Судя по всему, это хорошие мужья (или любовники), имеют терпимое отношение к сексуальному самовыражению. У них, как правило, есть дети, они женаты, имеют высшее образование, опыт регулярной половой жизни и возраст зрелой сексуальности.
Военнослужащие со средним уровнем сексуальной культуры, как правило, менее осведомлены в вопросах секса, степень их сексуального влечения достаточна и не препятствует регулярному половому удовлетворению. Но в силу ряда причин (страх перед сексом, чувство вины, условия жизни, службы и др.) они не в полной мере наслаждаются интимными отношениями. У них есть потребность в половых наслаждениях, но реализована она еще недостаточно. Они иногда скованы в общении с женщинами до застенчивости, им не хватает веры в собственные навыки и умения, что иногда создает впечатление о невысоких сексуальных способностях. У них существуют запреты, влияющие на сексуальную активность, не всегда реализуются возможности и к сексу подход несколько осторожный, хотя и доставляет им определенное удовольствие. Уровень образования колеблется от среднего до академического, возраст — от 18 лет до инволюционного периода (порой включая и его).
У военнослужащих с низким уровнем сексуальной культуры слабые знания вопросов половой жизни, ограниченные навыки и умения, порой невысокий интерес к сексу. У таких военнослужащих низка оценка собственной удовлетворенности, часто отсутствует физическая контактность, вероятно отражающая эмоциональную холодность или недостаточность опыта, что серьезно влияет на умение вступать в близкие отношения. Они часто не умеют ясно выражать свои чувства, а невысокое мнение о собственных половых способностях ограничивает их успех в обществе и удовлетворение от секса. Наличие чрезмерного самомнения или потребность реализовать свою возрастную гиперсексуальность — другая крайность у представителей этой категории: не подкрепленное владением техникой ars amandy или напускное, порой вульгарное сексуальное поведение не обеспечивают им ожидаемого эффекта во взаимоотношениях с женщиной.
Определяя уровень сексуальной культуры как высокий, средний или низкий по отношению друг к другу, военнослужащие в большинстве своем не дают позитивную или негативную оценку собственной сексуальной активности до тех пор, пока общаются с равными себе. В случаях несовпадения уровней возникает потребность в их выравнивании. Причем если низкие значения уровня, например, политической или правовой культуры ведут к существенным социальным просчетам и потому получают соответствующие ценностные оценки, то низкий уровень сексуальной культуры в благополучной для двоих паре к негативным последствиям не ведет. Так как если влюбленным хорошо вместе, супруги живут бок о бок не один десяток лет крепкой семьей, удовлетворенные своей половой жизнью, низкий уровень сексуальной культуры в таких парах не является пороком.
Считается, что каждый ест то, что хочет, никто не заглядывает другому в тарелку, полагая прием пищи делом личным, интимным. Так же и с сексуальной культурой личности — важно, чтобы она была. А какой её уровень — дело каждого, кто любит и хочет быть любимым. Но это касается только индивида или пары, а не социального целого. В процессе социального общения ситуация изменяется: появляется необходимость соответствия партнеру или новым стандартам, возникает потребность развития или совершенствования отношений. Вот тогда речь идет о мерах по повышению уровня сексуальной культуры.
1.6. Социокультурное половое развитие
Изучение сексуальной культуры военнослужащих в процессе институционального анализа в первую очередь отталкивается от сексуальной активности военнослужащих, определенной динамики их полового поведения, которое выражается в таком понятии, как социокультурное половое развитие.
Объектом современной сексопатологии и сексологии является физическое, психическое и половое развитие. Достаточно спорное понятие «половое развитие» акцентирует внимание на сексуальности человека. При этом под категорией «половое (у некоторых авторов — сексуальное) развитие» чаще всего понимается процесс формирования половых признаков человека, определяющих его половую принадлежность. Этот процесс подразумевает как бы две стороны:
а) соматосексуальное развитие индивида, то есть процесс последовательных физиологических, телесных возрастных изменений, связанных с появлением первичных и вторичных половых признаков. В соматосексуальном развитии мужчин и женщин выделяют 6 периодов: внутриутробный, детства, полового созревания (пубертатный), половой зрелости, увядания и старости, — таким образом подчеркивая возрастную динамику;
б) психосексуальное развитие — процесс психологических изменений человека, тесно связанный с общим биологическим развитием организма, в котором усваиваются определенные половые роли и правила сексуального поведения. В психосексуальном развитии тоже выделяются своеобразные «периоды»: пренатальный, парапубертатный, препубертатный, пубертатный, переходный, зрелой сексуальности и инволюционный.
Все исследователи этих процессов отталкиваются от возрастной динамики полового развития. В то же время они отмечают важность социальных факторов, широкую вариативность и множественность типов сексуального поведения, решающее значение половой социализации в ходе социокультурного развития, которое при этом является как бы само собой разумеющимся, но до сего дня не определенным процессом. Между тем социокультурное основание — наиболее значимое для характеристики сексуального поведения военнослужащих, так как социокультурное половое развитие предполагает следующее наполнение:
•социально обусловленный процесс формирования половых ролей, половой идентичности и сексуальной ориентации — социальное развитие мужчин и женщин;
•освоение сексуальной культуры, её норм, установок, правил и ценностей — культурное развитие мужчин и женщин.
Причем культурное развитие в этом случае — закономерное изменение уровня сексуальной культуры, в результате которого появляется её новое качественное состояние. Поэтому половое развитие в контексте социокультурного бытия предполагает: 1) сексуальную активность военнослужащих в рамках установленных и нормализованных отношений с партнерами (партнершами) в окружающей среде; 2) сексуальную активность, связанную с генезисом, изменением или разрывом этих отношений. Эта сторона рассуждений показывает, что поступательное социокультурное половое развитие обусловлено связью времен, диалектической преемственностью сексуальной культуры военнослужащих разных поколений, с одной стороны, и внесением в сферу половой жизни военных культурных инноваций — с другой.
При таком подходе появляется новая дефиниция: социокультурное половое развитие, которое представляет собой детерминированный социальными и культурными факторами процесс утверждения сексуальной культуры индивида, пары (общности).
Наличие определенного уровня сексуальной культуры является как бы некоторым условием для опосредованного или прямого воздействия на военнослужащих в целях дальнейшего совершенствования поведения в процессе социокультурного полового развития. Это совершенствование должно осуществляться как минимум до того уровня, на котором военнослужащие контролируют свое сексуальное поведение и руководят им без постороннего возбуждения. По оценке К. Имелинского, критерием культурного общества является именно такой уровень его представителей22.
1.7. Институционализация сексуальной культуры
Понятие «институционализация» достаточно широко употребляется в последние годы для обозначения соотнесенности определенной деятельности человека с той или иной институциональной системой23, процессом, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными, так что их можно представить в качестве институтов24. Институционализацией называют процесс формирования, складывания, создания институтов как устойчивых форм организации деятельности людей25 и процесс формирования различных типов социальной практики в качестве социальных институтов26. Неустоявшееся отношение к данному понятию в социологии культуры и отсутствие на сегодняшний день его дефиниции в социокультурной сексологии позволяют автору сделать выбор из имеющихся определений или предложить свое понимание институционализации сексуальной культуры, доказав правомерность предложенного подхода.
Обозначение соотнесенности сексуальной активности человека с той или иной институциональной системой, представляющее понимание автором институционализации, является ограничением явления рамками конкретного социального образования. Это позволяет более достоверно анализировать крупные социокультурные явления, получая представление о более общем через частное.
В силу принадлежности к Вооруженным Силам Российской Федерации и действительной службе в них среди обилия социальных институтов и социально-профессиональных общностей автор остановил свой выбор на военнослужащих Российской армии, на их сексуальной культуре. Аргументом в пользу этого выбора служит и тот факт, что основная масса мужского населения России в соответствии с Конституцией РФ проходила и проходит службу в армии, на флоте и других силовых ведомствах (внутренние, пограничные, строительные войска, Федеральная служба безопасности).
Институционализация сексуальной культуры военнослужащих — процесс утверждения их сексуальной активности в обществе в соответствии с принятыми в данной социально-профессиональной общности устойчивыми ценностями, нормами, правилами и установками полового поведения. Институционализация сексуальной культуры означает замену спонтанной, непредсказуемой половой активности военнослужащих относительно предсказуемым, достаточно упорядоченным и организованным, регулируемым, контролируемым и нормативным поведением путем определения ценностей и норм, закрепления половых ролей и статусов в данном институте.
Институционализацию сексуальной культуры военнослужащих можно рассматривать с двух сторон: с точки зрения содержания она представляет собой совокупность индивидуальных и стандартизированных образцов сексуального поведения военнослужащих; внешне — это совокупность мужчин и женщин (солдат, сержантов, прапорщиков, офицеров и генералов), военных формирований (частей, подразделений, учреждений и пр.) со свойственной им сексуальной культурой.
В то же время институционализация сексуальной культуры военнослужащих может быть исследована и по другим основаниям. Во-первых, как исторический процесс зарождения и становления в Вооруженных Силах данного явления, ретроспективный анализ которого позволяет раскрыть причины и условия возникновения сексуальной культуры в этом социальном институте. Во-вторых, как детерминированная различными факторами одна из сторон функционирования Вооруженных Сил в рамках социальной системы в связи с процессами адаптации военнослужащих к институциональным требованиям в области половых взаимоотношений, в ходе которых происходит освоение ими сексуальной культуры через определенные механизмы, обеспечивающие стабильность и устойчивость социокультурного полового развития общества.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
7
См., например: Маркарян Э. Очерки теории культуры. Ереван, 1969; Каган М. Человеческая деятельность. М., 1954; Злобин Н. Культура и общественный прогресс. М.,1981; Сапунов Б., Яковлев А. Социальное развитие и культура в условиях зрелого социализма. М.: ВПА, 1978.
8
См.: Огурцов А. П., Юдин Э. Г. Деятельность. //Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 151.
13
Whalen R. E. Sexual motivation // Psychol. Rev. 1966. Vol. 73. P. 151; Gagnon J. H., Simon W. Sexual conduct. The social sources of human sexuality. Chicago, 1973.
14
Он не объясняет, что вкладывает в понятие «сексуальное поведение», подразумевая, наверное, общепринятое представление о «половом поведении» — действиях человека, позволяющих оценить его принадлежность к определенному полу. Поэтому, думается, замена понятия «соответствие потребностям» на «цели сексуального поведения» сыграет в этом случае положительную роль, так как дает возможность охарактеризовать многообразие этих целей. (См.: Кон И. С. Введение в сексологию. С. 184—185).
15
И это далеко не полный перечень того, что некоторые авторы именуют деструктивной культурой, сексуальной антикультурой, которые не следует путать с контркультурой, в широком смысле слова представляющей собой движение в культуре, направленное против господствующей системы ценностей и обладающее потенциалом обновления. А в узком смысле характеризуется рядом устойчивых признаков и установок, по каким-то причинам периодически воспроизводящихся в духовной истории разных народов и цивилизаций. (См.: Султанова М. Л. Концепции контркультуры: (США: 60—80-е гг.): Автореф. дис.… канд. филос. наук. М., 1993.
17
См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: «ШКОЛА-ПРЕСС», 1995. С.138—140.
18
Культура и нормы, идеи, разум. Хосе Ортега-и-Гассет в «Восстании масс»// Вопросы философии. 1984. №3.
19
См.: Имелинский К. Сексология и сексопатология. М., 1986; Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни мужчины. М., 1989; Кинесса М. Физиология брака. Саратов, 1991.
21
По десятибалльной оценке таких показателей, как техника, широта взглядов, удовлетворенность, чувственность, общительность, средний уровень любого из них — это 5—7 баллов. При анализе этих показателей у военнослужащих преобладали цифры, пограничные с низким уровнем. А в вопросах сексуальной осведомленности показатели были еще ниже.
23
См.: Социология: Учебник для высших учебных заведений / Г. А. Осипов, А. В. Кабыща, М. Р. Тульчинский. М.: Наука, 1995. С.184.