Остаться лишь строкою на песке

Евгений Изотович Жмуриков, 2023

Небольшой сборник авторской публицистики, в основном, начала 2000-х годов. Публиковалось ранее на сайтах Civitas, Мемориал, и других открытых форумах. Обсуждается общественные проблемы и знаковые события в жизни страны.

Оглавление

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЭРИХА КЁСТНЕРА

Итак, жил-был в Германии начала прошлого века такой писатель, Эрих Кёстнер. Родился он в 1899г., и принадлежал к тому же «потерянному поколению», что и Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Анри Барбюс и Ричард Олдингтон, Томас Вульф и Джон Дос Пассос. Он был на фронте, служил в тяжёлой артиллерии, был опалён войной, и ненавидел войну, но писал не только о войне. Он был поэт и сценарист, а популярность в Германии завоевал благодаря своим полным искромётного юмора произведениям для детей, и благодаря своей сатирической поэзии.

В январе 1933 года к власти в Германии приходят нацисты, и в Швейцарию, где он тогда жил, устремляется огромный поток политической эмиграции. И только он один пакует чемоданы, и, наперекор течению, едет в Германию — представьте! — хотя уже тогда был в"чёрных списках"у нацистов. Позднее он скажет, что просто хотел быть свидетелем главных событий своего времени.

Кестнер был вызван на допрос в гестапо, и когда он пришёл туда, то услышал радостное:"А, вот и Эмиль явился!"Его ещё не раз допрашивали в гестапо, он был исключён из союза писателей, его книги были среди тех, что летели в огонь на Опернплац в Берлине 10 мая 1933 году как «противоречащие немецкому духу» — наравне с книгами Ремарка и Томаса Манна, Зигмунда Фрейда, и Генриха Гейне. Кестнер сам наблюдал за происходящим, стоя в толпе на площади, потом его опознали. «Да вот же он!» — крикнул кто-то, и ему пришлось скрыться.

В 1944 году квартира Кестнера в Шарлоттенбурге была разрушена прямым попаданием бомбы, а в начале 1945 года, чтобы не погибнуть при штурме Берлина советскими войсками, ему пришлось выехать с киногруппой на съёмки в Тироль.

После Второй мировой войны Кестнер переехал в Мюнхен, где публиковался в Neue Zeitung, и издавал журнал для детей и юношества «Pinguin». В Мюнхене Кестнер принимал активное участие в деятельности литературных кабаре, а также в это время им были созданы многочисленные номера, песни, радиоспектакли, речи и эссе на волновавшие его темы нацизма, войны и действительности в разрушенной и разоренной Германии.

В 1960 году Эрих Кестнер был награждён премией имени Ханса Кристиана Андерсена, и другими премиями. А в Дрездене, где он провёл свои детские и юношеские годы, есть музей и стоит удивительный памятник любимому писателю от благодарных читателей.

P.S. Должен ли быть писатель фаталистом? Не знаю, не уверен. Знаю только, что не стоит писать о войне, если никогда не был на войне. Не стоит писать о подводниках, если ты никогда не был под водой, или про альпинистов, если ты никогда ходил в горы. Но вот удивительное дело — Эрих Кестнер никогда не был женат, но писал книги для детей и про детей. И остался в памяти не только как эссеист, поэт или сатирик, но прежде всего как прекрасный детский писатель.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Остаться лишь строкою на песке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я