Книга посвящена разработке программ для мобильных устройств под управлением операционной системы Android. Рассматривается создание приложений с использованием системных компонентов и служб Android. Приведены базовые данные о структуре приложений, об основных классах и их методах, сопровождаемые примерами кода.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Программирование приложений для мобильных устройств под управлением Android. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Евгений Владимирович Сенько, 2022
ISBN 978-5-4485-6607-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Это вторая часть книги, здесь рассмотрены: уведомления — Notifications, потоки и асинхронное выполнение задач — Threads & AsyncTask, работа с сетью, приемники широковещательных сообщений — Broadcast Receivers, оповещения — Alarms, графика и анимация, управление тачем и жестами, управление мультимедией — музыкой, видео и встроенной камерой, работа с датчиками, определение местоположения и привязка к картам, управление данными, а также классы ContentProvider и Service.
Часть 1 содержит шесть глав, описывающих основные принципы создания приложений, пользовательский интерфейс, полномочия приложений, а так же базовые классы: Activity, Intent, Fragment.
Книга предназначена для программистов, владеющих языком программирования Java и желающих освоить написание приложений, работающих под ОС Android. Книга является переводом общедоступных бесплатных англоязычных интернет ресурсов.
Notifications — Уведомления
Уведомление ― это сообщение, которое может быть выведено на экран за пределами обычного пользовательского интерфейса приложения. Например, предположим, что у вас есть приложение, которое может загрузить электронную книгу из Интернета. Во время загрузки пользователь может продолжить использовать приложение или даже выйти из него в то время, как книга загружается. И тогда вы, вероятно, захотите сообщить пользователю об окончании загрузки. Чтобы сделать это, вы должны выяснить, когда загрузка закончится, а затем вывести на экран сообщение об этом.
Далее рассмотрим два различных вида пользовательских уведомлений, которые поддерживает Android. Первый вид сообщения — тост (toast). Тост обеспечивает простую обратную связь от операции в небольшом всплывающем окне. Это окно занимает небольшое пространство, минимально необходимое для сообщения, а текущая Activity остается видимой и интерактивной.
Второй вид — уведомления в строке состояния (status bar) или области уведомлений. Когда приложение сообщает системе о необходимости выдать уведомление, оно сначала отображается в виде значка в области уведомлений в верхней части экрана слева.
Чтобы просмотреть подробные сведения об уведомлении, пользователь открывает панель уведомлений, «вытягивая» ее сверху.
Строкой состояния и панелью уведомлений управляет система, а пользователь может их просматривать в любое время. Такие уведомления обычно используются, чтобы объявить о непредсказуемых событиях и сделать это способом, который не прерывает текущую деятельность пользователя независимо от того, что он делает в этот момент. Например, о входящей смс. Появление значка в области уведомлений говорит о том, что сообщение прибыло. Но это делается ненавязчивым способом — сообщение здесь, и вы свободны прочесть его тогда, когда это удобно для вас.
Итак, Android обеспечивает несколько различных видов пользовательских уведомлений. Эти уведомления — сообщения пользователю, которые отправляются по мере необходимости, и появляются они вне пользовательского интерфейса приложения. То есть и текст смс, который вы редактируете, и кнопка, которую вы нажмете, чтобы отправить сообщение, всегда видимы, пока вы сочиняете сообщение.
Тост-сообщения являются кратковременными сообщениями, которые разворачиваются на дисплее, например, чтобы дать пользователю знать об успешном завершении операции. Тосты автоматически постепенно появляются и постепенно исчезают. Их задача — предоставить информацию пользователю. Но они не предназначены для того, чтобы собирать информацию для передачи её обратно в приложение.
Для создания тоста, используется метод makeText класса Toast. Этот метод имеет два параметра: текст, который вы хотите вывести на экран, и количество времени, в течение которого текст должен быть видимым. После того, как вы создали тост, вы можете вывести его на экран, вызвав метод Toast.show ().
Теперь давайте посмотрим на пример приложения, которое использует тост-сообщения. Это приложение выводит на экран единственную кнопку, подписанную «Show Toast». Если нажать эту кнопку, то в нижней части экрана вы увидите маленькое раскрывающееся окно, которое говорит: «You’re toast!».
Теперь, если открыть исходный код приложения, мы увидим, как это реализовано.
Здесь вы видите OnClickListener для кнопки «Show Toast», а внутри — вызов метода makeText, передающий текст и константу Toast. LENGTH_LONG, которая делает текст видимым в течение приблизительно трех с половиной секунд. И в конце строки происходит вызов метода show (), который и выводит на экран тост.
Если вам не нравится стандартный вид тоста, вы можете создать кастом вью (пользовательское вью) для своего тоста. Например, вы можете создать кастом лейаут в XML и применить его, а затем присоединить созданную вью к тост-сообщению, вызвав метод setView.
Давайте посмотрим пример. Он во многом выглядит как предыдущий, но с той разницей, что здесь на экран выводится тост, созданный из пользовательской кастом вью.
Теперь давайте откроем основную Activity этого приложения и посмотрим, как был создан этот тост. Видно, что когда нажимается кнопка «Show Toast», код сначала создает новый объект тост-сообщения.
Следующие две строки устанавливают расположение тоста на экране и определяют отрезок времени, в течение которого сообщение будет видимым. Далее идет вызов setView, в котором первый параметр — результат применения XML-лейаута, который находится в пользовательском файле custom_toast. xml. В этом файле находится relativeLayout, содержащий два дочерних элемента. Первый — вью изображения, которое вы видите в тосте рядом с текстом. Второй — текстовое вью, которое выводит на экран текст «You’re toast!».
Затем, возвращаясь назад в основную Activity, в заключительной строке мы видим метод show (), который выводит созданный тост на экран.
Другой вид пользовательского уведомления, который мы рассмотрим — это уведомления, которые появляются в области уведомлений (status bar). Приложения и сама система Android могут использовать эту область, чтобы сообщить пользователю о возникновении различных событий. Область уведомлений также предоставляет такой элемент пользовательского интерфейса, как панель (drawer), которую пользователь может открыть, вытянув из области уведомлений сверху. И если её открыть, вы увидите дополнительную информацию о различных уведомлениях, которые были помещены в область уведомлений.
Давайте рассмотрим пример того, как эти уведомления используются в Android. Откроем приложение Телефон и наберем телефонный номер. Телефон начнет вызов и соединит с вызываемым абонентом. Теперь, если посреди этого телефонного вызова, понадобится получить некоторую информацию из интернета, можно нажать кнопку «Домой», чтобы вернуться к домашнему экрану и оттуда открыть приложение браузера. В верхнем левом углу экрана устройства, появится новый значок, это — уведомление.
Когда пользователь отлучился из телефонного приложения, Android создал объект уведомления и поместил его в область уведомлений. Это уведомление служит напоминанием, что телефонное соединение все еще активно, а также служит способом быстро вернуться к этому телефонному вызову. Но в это время пользователь запустил браузер, где перешёл на www.google.com и выполняет поиск. Затем вооруженный информацией, в которой нуждался, он хочет вернуться к телефонному вызову. Тогда он вытягивает панель из области уведомлений, чтобы увидеть вьюшку, которая содержит некоторую информацию о вызове. Это позволяет ему либо вернуться к разговору, либо повесить трубку. Если он хочет продолжить разговор, то он кликнет по области уведомлений, и это переведёт телефонное приложение в рабочее состояние, вернет его на передний план и позволит пользователю продолжать разговор.
Если ваше приложение должно отправлять уведомления, вам придется предусмотреть несколько вещей. Во-первых, само уведомление, у которого должны быть, по крайней мере, заголовок, текст содержимого, и маленький значок — иконка. Когда уведомление будет отправлено, оно в конечном счете появится в области уведомлений, где эта иконка и будет выведена на экран. Кроме того, вы можете установить текст тикера уведомления, тогда этот текст будет также выведен на экран вместе с иконкой в области уведомлений. Наконец, если пользователь открывает панель уведомлений, должна быть вьюшка, которую пользователь и будет видеть в раскрытой панели. Далее вы должны будете определить какое-либо действие, которое произойдет, когда пользователь кликнет по уведомлению, вытянув панель уведомлений.
Теперь, когда вы создали уведомление, в какой-то момент вы захотите отправить его, затем обновить, отменить или что-то еще. Этими операциями управляет системная служба Android, называемая Менеджером уведомлений.
Давайте разберем два приложения, которые отправляют уведомления, и рассмотрим их исходный код, чтобы увидеть, как все это реализовано. Запустим приложение NotificationStatusBar. Пользовательский интерфейс содержит на экране единственную кнопку — «Notify». Если нажать эту кнопку, будет создано и отправлено уведомление и, в конечном счете, оно появится в панели уведомлений наверху экрана телефона.
Итак, при нажатии на кнопку прозвучал звук, присоединенный к уведомлению и в верхней части экрана появилась бегущая строка с текстом уведомления. По окончанию прокручивания бегущей строки текст пропадает, а на его месте остается иконка уведомления.
А теперь откроем панель уведомлений. Вы видите, что вьюшка уведомления показывает иконку, текст заголовка уведомления, подробный текст уведомления, который показывает номер один в круглых скобках, указывая, что кнопка «Notify» была нажата один раз. И имеется также метка времени. Если закрыть панель уведомлений и нажать кнопку «Notify» еще раз, то текст уведомления будет обновлен, чтобы показать, что кнопка опять была нажата.
Далее, если кликнуть по самому уведомлению, вы увидите, что запустилась новая Activity, напечатав слова: «Got the Intent». Смысл в том, что вы можете присоединить Intent к вьюшке в панели уведомлений, чтобы переключить пользователя на приложение (или Activity), которое должно обработать то действие, о котором говорилось в уведомлении.
Второе приложение об уведомлениях в панели уведомлений с использованием кастомных вью делает то же самое, что и предыдущий пример, только показывает пользовательскую вьюшку, когда открыта панель уведомлений. Здесь также есть изображение глаза и слова, о том, что вы были уведомлены с числом в круглых скобках. И наконец, если кликнуть по этой вью, то будет запущено новое Activity, выводящее на экран слова «Got the Intent».
Теперь давайте рассмотрим код приложения с кастомной вью. Откроем основную Activity приложения.
Начиная сверху, код создает ID для уведомления, которое будет отправлено. Это позволит менеджеру уведомлений обновлять это уведомление, после того, как оно было отправлено. И затем, имеются некоторые переменные, которые содержат текстовые элементы уведомления, включая его текст тиккера (бегущей строки), заголовок и содержание. После этого, код делает некоторые установки, которые используются, чтобы проиграть звук и включать вибрацию, когда прибывает уведомление.
Затем, код создает пользовательскую кастом вью, которая будет выведена на экран в панели уведомлений.
Лейаут этой вью находится в файле custom_notification. xml. Эта вью представляет собой linear layout с двумя дочерними вью. Первый — изображение глаза. А другой — текстовая вью, которая выводит на экран текст «You’ve been notified».
Далее в основной Activity идет метод onCreate. Здесь код создает Intent, названный mNotificationIntent, который явно активирует sub-Activity уведомления.
Следующая строка кода это неописанный прежде объект — PendingIntent, который основан на известном mNotificationIntent, созданный на предыдущей строке. PendingIntent описывает интент (Intent) и действие, которое надо с ним выполнить, позволяет стороннему приложению выполнять определенный код вашего приложения с правами, которые определены для вашего же приложения. То есть позволяет стороннему приложению, в которое его передали, запустить хранящийся внутри него интент, от имени того приложения (и теми же с полномочиями), передавшего этот PendingIntent.
Идем дальше, «слушатель» кнопки «Notify» сначала обновляет текст содержимого, который указывает число нажатий кнопки.
Затем он создает само уведомление, используя класс notification. builder. Код создает новый объект notification. Builder, устанавливает текст тиккера (бегущей строки), устанавливает маленькую иконку и затем устанавливает параметр auto cancel равным true. Это укажет системе отменить уведомление, когда пользователь кликнет по вьюшке в панели уведомлений. Затем устанавливается интент, тот самый PendingIntent, который определяет какое действие произвести, когда пользователь кликнет по вьюшке в панели уведомлений. Далее устанавливаются звуки и образцы вибрации, которые должны быть воспроизведены, когда прибывает уведомление. И наконец, устанавливается пользовательская вью, которая должна быть выведена на экран, когда пользователь раскрывает панель уведомлений.
Теперь, когда уведомление установлено, код получает ссылку на менеджера уведомлений вызовом getSystemService, передавая ID службы уведомлений. И наконец, код вызывает метод notify менеджера уведомлений, передавая ID уведомления в качестве параметра.
А метод build непосредственно и генерирует тот самый объект уведомления.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Программирование приложений для мобильных устройств под управлением Android. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других