От ботана-программиста до разгильдяя топ-менеджера. Практическое руководство для карьеристов

Евгений Валерьевич Игумнов, 2013

Автор пособия, которое вы держите в руках – магистр технических наук, топ-менеджер, стартапер. Успешный российский предприниматель в сфере IT Евгений Валерьевич Игумнов делится личным опытом в области менеджмента, стартапов, управления личными финансами, психологии межличностных взаимоотношений, здорового образа жизни. Книга будет интересна программистам, стремящимся достичь вершин успеха и карьерного роста, подобно Биллу Гейтсу и Стиву Джобсу. Пособие станет ориентиром для достижения любых амбициозных бизнес-целей. Российские и зарубежные инвесторы смогут найти на страницах издания полный анализ и адекватную оценку состояния рынка стартапов в России.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От ботана-программиста до разгильдяя топ-менеджера. Практическое руководство для карьеристов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Управление интеллектуалами с высокой мотивацией

Вы чувствуете, что переросли привычный стиль управления и хотите двигаться дальше? У вас есть большой опыт, но вы испытываете стресс и напряжённость в коллективе? Осознали, что руководителем быть нелегко и испытываете недовольство результатами своего менеджмента? Тогда эта глава написана специально для вас!

Три уровня мастерства управленца:

• Приходится доказывать свои идеи

• Идеи принимают без доказательств

• Предлагать идеи нет нужды, все делается без вашего вмешательства

Далее в тексте все уровни я условно делю на три основных категории. Разумеется, на практике понятийная градация более сложна. Обобщение сделано мной для простоты восприятия информации. Люблю все объяснять «на пальцах»!

Стадии развития коллектива

Прежде всего, необходимо определить истинный уровень развития вашего коллектива. Когда вы поймете, что происходит в компании, то сможете выстроить нужную стратегию по дальнейшему развитию бизнеса. Как ни парадоксально, но именно ваш стиль управления стал причиной текущего состояния дел. Чтобы понять, к чему стремиться, сначала нужно определить, над какими слабыми сторонами стоит поработать.

Толпа

Обычно именно так воспринимается общность людей на первой стадии формирования коллектива. Каждому сотруднику назначили оклад, определили обязанности. Началась работа по принципу: поставили задачу — работа выполнена — деньги получены. Часто выходит так, что минует год, другой, а коллектив остается все на той же стадии развития — «толпа». Это случается оттого, что сотрудники воспринимают свою работу как временное явление и на всякий случай подыскивают втайне другое место. Либо когда руководство относится к подчиненным как к незначительным винтикам, которые легко заменить в случае чего. Отношения строятся по схеме: «Вот тебе задача, если делаешь — я доволен, и ты получаешь зарплату. Если что-то не нравится, ищи себе другую работу». Сотрудникам нет дела до интересов клиентов, единственный стимул — зарплата и страх перед начальником.

Группировки

В коллективе происходит образование функционально-профессиональных групп, выявляются лидеры группировок. Между ними возникает противостояние, например, тестировщики против техподдержки, программисты против тестировщиков и так далее.

Основная цель группировки — работать комфортно и с удовольствием в рамках cсвоих задач, а в неудачах винить другую группу. Саппорт всегда жалуется на программистов за то, что те не торопятся исправить баги. Программисты жалуются на дизайнеров, что они не предоставляют прототипы. Дизайнеры жалуются на программистов, что те что-то программируют и не показывают никому «этот ужас».

Иными словами, все группировки заинтересованы только в комфортных условиях работы внутри себя, а на конечного клиента или пользователя проекта им попросту говоря начихать.

Помните: когда дружат «против кого-то», такая группа рано или поздно распадется, когда начнет ссориться при дележке «добычи» или когда «враг», против которого объединяются, исчезает.

Трудовой коллектив

Все сотрудники проекта информированы о нуждах и проблемах конечного клиента. Руководитель в курсе интересов сотрудников. Происходит взаимовыгодное сотрудничество. Все специалисты работают бок о бок и оценивают результат двумя простыми вопросами: «Какую выгоду это принесет для клиента?» и «Как это повлияет на доход проекта?». Руководство постоянно стремится создать лучшие условия для коллектива, мотивируя зарплатой, профессиональным и карьерным ростом.

В этом случае интересы сотрудников совпадают с интересами проекта. В таком коллективе сотрудник трудится не с целью приобрести нужный опыт и уйти в другую компанию, а чтобы повысить свою ценность для компании.

Типы коллективов

А теперь давайте попробуем определить, какой же коллектив у вас? Нижеприведенная классификация может относиться не ко всему коллективу в целом, а лишь к части его или конкретной группе лиц. Когда вы определите, что происходит внутри фирмы, то сможете избавиться от нежелательных групп или дезавуировать их. Имейте в виду, что люди также могут входить в состав какой-либо группы на работе, учебе, в семье и так далее. Неплохо будет, если вы поинтересуетесь, как и чем живут члены вашей команды за пределами офиса.

Выпивохи

Мне довелось работать в коллективах, где каждую пятницу вечером практически все сотрудники выпивали. Бывали и такие сотрудники, которые по-тихому пили на работе. Либо в чей-то день рождения набирали пиво с закуской и сидели до самого закрытия в офисе или в баре. Ещё встречались кружки по интересам: в них народ собирался, чтобы обсудить работу или начальника, свои мечты о будущем бизнесе или карьерном росте. Все эти разглагольствования щедро сдабривались большими дозами алкоголя…

В подобных сообществах люди всегда чем-то недовольны, однако менять что-либо и не собираются — лень. Но ведь это так приятно — пожаловаться на жизнь за кружкой пива! Если нытик не находит таких «собутыльников» на работе, то ищет сочувствия в семье, среди друзей. Алкоголь для подобных личностей — способ снять стресс и вымогать жалость окружающих к себе. Пожалел себя — выпил — хорошо. Поплакался друзьям — они тебе посочувствовали. К работе выпивохи относятся соответственно: всякий раз ищут причины и оправдания, а не пути решения деловых проблем.

Тусовщики

Классический представитель такой группировки — парень или девушка, посещающие ночные клубы и приходящие на работу с красными от бессонной ночи глазами. Подобные личности постоянно планирует поездки за рубеж, обсуждают их со своими друзьями, ездят «за бугор» 3-4 раза в год. Бывают у них своих тайные пристрастия. Один приходит домой и засматривается десятью фильма за вечер кряду. Другой играет в компьютерные игры от заката до рассвета. Кто-то помешан на одежде и шоппинге, кто-то на посещении театров или фитнес-клуба. Такие люди легко находят единомышленников, как в коллективе, так и за его пределами. Они разочарованы в своей профессии, не стремятся делать карьеру и четко знают, что впереди их ничего хорошего не ждет, но запросы их высоки: дорогие авто, интересные поездки по миру. К работе они относятся соответственно — от свистка до свистка.

Карьеристы

Такие сотрудники пришли в компанию, чтобы приобрести опыт и вырасти профессионально. Они постоянно учатся и много читают. Если такая группа образуется в коллективе, то все ее члены постоянно повышают свою компетенцию и эффективность для бизнеса. Результат — максимальная польза для компании и конечного потребителя вашего продукта.

Если карьеристы оказываются в меньшинстве, окруженные выпивохами и тусовщиками, рано или поздно они уйдут от вас, получив практический опыт и рекомендации. Ваша задача как руководителя удержать таких сотрудников и создать им все условия для развития и продвижения. Вам необходимо вести постоянную работу с тусовщиками и выпивохами — направлять их стремления в карьерную плоскость, или постепенно избавляться от таких сотрудников, или хотя бы разделить их группы.

Интересы сотрудников

Как вы догадались, речь пойдет не только об интересах собственника и размере прибыли компании, но также и об интересах сотрудников.

Японцы пришли к выводу, что если выбирать между средним по способностям, но преданным делу сотрудником, и талантливым, но необязательным, то лучше оставить в штате заинтересованного в конечном результате члена команды, чем выгадывающего только свой личный интерес гения.

От исполнительного «середнячка» будет больше пользы. Ведь идея — лишь 10% успеха, остальные 90% — упорный, скучный, тяжелый труд по ее шлифовке. Любой бизнес требует постоянного совершенствования продукта или услуги. А талантливый человек с низкой мотивацией просто не способен выдержать эти 90% рутины.

Чтобы люди были преданы делу, нужно, чтобы Вы были преданы им и думали о том, как удовлетворить их интересы. Вот те три основных момента, которые, на мой взгляд, больше всего интересуют сотрудников.

Зарплата

Вам нужно четко донести до каждого члена коллектива, что уровень его зарплаты зависит от следующих факторов:

• ценность сотрудника для компании, которая растет благодаря упорному труду;

• результативность труда, увеличивающая доход компании.

Дайте понять своим подчиненным, что если сотрудник профессионал своего дела и приносит стабильный доход фирме, то его зарплата будет соответствующей.

Я неоднократно сталкивался с тем, что люди работают и думают: «Мне дали задачу, я сделал, дальше хоть трава не расти, и вообще, где моя зарплата? Когда там повышение, я тут уже год работаю!»

Часто приходилось слышать и две любимые народом пословицы: «Начальство делает вид, что платит, а я делаю вид, что работаю» и «Нам платят ровно столько, чтобы не уволились, а мы работаем столько, чтобы нас не уволили».

Также имеет напомнить сотруднику о средней стоимости специалиста на рынке труда. Он будет видеть, как сейчас оценивается его компетенция и в каком направлении стоит развиваться дальше.

Карьера

Все люди стремятся к власти, хотят возвыситься над кем-либо. Тому есть много причин, благовидных и не очень. Но нет такого человека, который не желал бы двигаться вверх по служебной лестнице. Обычно это сопряжено, как минимум, с хорошей зарплатой, как максимум — с реализацией амбицией.

Сразу обозначьте свою позицию: если сотрудник занят самообразованием, повышает личную эффективность для компании, дает ощутимый результат, то гарантированно получит повышение, сможет внедрить свои лучшие идеи и обретет необходимые ресурсы для их реализации.

Профессионализм

Когда человек осваивает новые навыки либо совершенствует имеющиеся, то испытывает чувство радости и защищенности. Радость — от того, что смог достичь очередного уровня мастерства. Защищенность — потому что, имея ценные навыки, всегда сможет заработать на кусок хлеба.

Ваша задача как руководителя — помогать и создавать условия для профессионального роста своих сотрудников. Давать им инициативу для изменения внутренних порядков и процессов фирмы, что обычно стимулирует человека осваивать полезные навыки в возникшей новой ситуации. Советуйте работникам направления по самостоятельному изучению новых знаний. Периодически ставьте специалистам задачи вне области их компетенции. Сначала это создаст дискомфорт, затем подарит людям радость новых свершений. Если этого не делать, вы будете видеть скучающие лица и рискуете потерять ценных сотрудников в те компании, где им предложат интересные задачи.

Типы лидеров

В каком-то смысле нижеприведенная классификация позволит вам определить, кто вы есть на самом деле. Однако спешу предупредить: к сожалению, перейти из одной категории лидерства в другую крайне нелегко. Однако все в ваших руках!

Наследник

Как правило, такой лидер получает властные полномочия по протекции — или по наследству, или по дружбе. Отношение в коллективе к такому начальнику презрительное, поскольку редкий Наследник действительно заслуживает своего места, не демонстрирует некомпетентность и не кичится собственной властью.

Людей очень раздражают такие выскочки. Подобного лидера боятся, но не уважают. Вскоре рядом с таким человеком оказывается «ближний круг» — льстецы, подхалимы, любимчики, просто удобные, или, как он выражается, «верные понимающие люди».

Король

Такой лидер имеет навыки публичных выступлений. Он солидно одет, имеет дорого обставленный кабинет с дубовым столом и кожаным креслом. Все обращаются к Королю на «Вы» и по имени-отчеству. Любое задание делается с пафосом и подобострастием. Босс держит дистанцию. Он король. Его любят и им восхищаются. Но стоит ему ошибиться лишь раз, как вся любовь челяди к нему вмиг проходит. Стиль управления Короля — наказание. Он — гроза для своих подчиненных. Все только и думают о том, как бы не вызвать монарший гнев и не попасть под горячую руку властелина.

Гуру

Обычно такой руководитель совмещает в себе два сильных качества — высочайшую компетентность в области, над которой работает команда, и психологическое равенство со своими подчиненными. Члены команды видят в нем наставника и соратника по делу. Такой лидер имеет непоколебимый авторитет в коллективе, основанный не на формальном статусе, а на личных качествах.

Командовать или управлять?

Приказывать

Если вы — волевой руководитель и привыкли продавливать свои решения, превращая несогласных в бесправное орудие в своих руках, то готовьтесь получить в подарок безынициативных и глупых сотрудников.

Слышали ли вы когда-нибудь про забастовку по-итальянски? Это вид протеста, когда все формально работают, но действуют очень медлительно и намеренно выставляют себя недалекими работниками. Очень часто такой вид забастовки «без объявления войны» можно наблюдать в команде у волевого руководителя.

Лучший способ борьбы — дать инициативу своим сотрудникам. Оставьте за собой только формулировку что нужно делать, а как, когда и каким образом, пусть решают члены команды.

Ругать за ошибки

Есть золотое правило: ругай лично, хвали публично. Лучше, конечно, вообще не ругать, а только хвалить. Если сотрудник не справился с задачей, то либо вы поставили не на того человека, либо не смогли правильно объяснить задачу. Поручайте работу только тому, кто в состоянии с ней справится.

К тому же, если вы хвалите человека, он начинает доверять вам и пытаться сделать что-то еще лучше, чтобы вновь получить поощрение. В жизни нам всем достается негатива с лихвой. Поверьте, любой человек, даже если вы не станете ругать его лично, всегда получит порцию критики в другом месте. Больше позитива!

Считаете, что ваш подчиненный глуп? Радуйтесь, а не злитесь на него — этот человек никогда не станет претендовать на ваше место. Гораздо опаснее «образованные дураки».

Вы ожидаете от них одного результата, а они выдают вам совсем противоположный.

Как гласит русская народная мудрость, лучше потерять с умным человеком, чем приобрести с глупым. Сама практика ругани за ошибки чревата серьезными последствиями. Запуганный и затюканный коллектив будет думать не о пользе дела и результате, а лишь о том, как бы не вызвать у вас гнев.

Не доверять

Недоверие проявляется в разного рода ограничениях. Нельзя опаздывать на работу, каждый должен работать по 8 часов в день и так далее. Все это будто бы необходимо для наведения дисциплины. Но, как ни странно, то, что Вы запрещаете делать, наоборот стимулирует к нарушению правил. А если разрешить людям делать вещи, которые делать нельзя, то вы увидите, что нарушения сократятся. И за такие нарушения, которые будут случаться время от времени, вам уже не придется ругать сотрудника. Это сделают за вас его товарищи. Они сами осудят его и скажут: «Не обнаглел ли ты, ведь мы все приходим вовремя, а ты почему нет?» Притом они могут даже не высказать эти мысли вслух, но сам виновник увидит их укоряющие взгляды и поймет, что его осуждают. И еще сам себя осудит и накажет больше остальных.

Заключение

В жизни все не так однозначно, как в теории. Люди и коллективы мозаичны, изменчивы со временем. В каждом человеке сочетаются сразу несколько признаков в разной степени внешнего проявления. Не торопитесь наклеивать на людей ярлычки, будь это ваш начальник или подчиненный. Лучше обратите пристальное внимание на составляющие мозаики человеческой личности. Вы должны понимать, что, в первую очередь, необходимо изменить себя, а потом эти изменения коснутся тех людей, с которыми вы работаете. Если вы — ничем не примечательная личность, но при этом ждете окружения высоких результатов, ничего не получится. Начните с себя! Сначала нужно вырасти самому, чтобы к вам начали тянуться лучшие из лучших.

Список рекомендуемой литературы:

1. Тарасов В.К. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления. М.: Добрая книга, 2007. — 432 с.

2. Литвак, Михаил. Командовать или подчинятся? Ростов-на-Дону, 2010. — 384 с.

3. Крейнер, Стюарт. Бизнес-путь. Джек Уэлч. 10 секретов величайшего короля менеджмента. СПб: 2004. — 192 с.

4. Грам, Антон. Бизнес с самурайским мечом. Элитайл, MP3-CD, 2005 г., 2005. MP3-CD.

5. Макиавелли, Николло. Государь. М.: Издательская группа «Аст», 2011. — 608 с.

6. Сгрийверс Йооп. Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе. М.: Олимп-Бизнес, 2006. — 192 с.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От ботана-программиста до разгильдяя топ-менеджера. Практическое руководство для карьеристов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я