Священные крылья. Гипотезы о происхождении и смысле раннего христианства

Евгений Беляков

Утверждается, что вознесение Иисуса Христа для древних было гораздо более значимым явлением, чем даже воскресение. Иисус мог создать крылья для полетов в Небесное Царство. Также утверждается, что священная книга буддистов Махаяны «Лотосовая сутра» создавалась под влиянием раннего христианства. Также рассмотрен герб Москвы: всадник и змея.

Оглавление

  • Вознесение Иисуса бар-Иуды

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Священные крылья. Гипотезы о происхождении и смысле раннего христианства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Евгений Беляков, 2021

ISBN 978-5-0053-1652-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вознесение Иисуса бар-Иуды

Будем считать: установлено, что Иисус Христос — реальная историческая личность. Об этом, как и обо всем, что связано с Иисусом Христом — действительно существовавшим человеком, еще в древности было сказано немало. Однако до сих пор главные источники сведений — Евангелия — полны загадок. Евангелия — тексты, и их можно изучать. Изучать можно любой предмет, если только суть его не исчезает от изучения. Но Евангелия — это текст, написанный на материальном носителе (например, на бумаге). Этот объект не исчезает. Кроме того — свидетель произошедшего в Евангелиях — Луна. (См. рис. с сайта НАСА). Евангелия могут быть изучены как исторический источник наряду с другими документами той эпохи (к примеру, с книгами Иосифа Флавия) и географическими картами (в том числе реконструированными), а также материальными свидетельствами, полученными во время раскопок. Это обычное недогматическое, не теологическое, научное рассмотрение.

Лунное затмение 3 апреля 33 года (с сайта НАСА)

Выясняется, что утверждение о реальности Иисуса Христа достаточно хорошо документировано. Во всяком случае не меньше, чем любого другого исторического лица. Так кто же Он?

Родословные свитки

Существенные даты Евангелий: Рождество и Воскресение. Когда родился Иисус? Кто был Его отец? Родословные ветви в Библии всегда строятся по мужской линии. Когда Павел говорит, что «…и от них (т.е. от евреев) Христос по плоти…» (Римл.), то не может идти речь о матери Иисуса — речь идет об отце. Тем более — в другом месте Павел говорит о том, что Иисус «родился от семени Давидова по плоти» (Римл.), что точно поясняет смысл его слов: отец Иисуса «по плоти» — еврей (а вовсе не «Святой Дух»), как это утверждали евангелисты. Версия, что «по плоти» Иисус происходит от Марии, которая и есть потомок Давида, не проходит, так как, семя, очевидно, указывает на мужскую линию, яйцеклетки, по-видимому, было бы недостаточно, чтобы признать права Иисуса на титул «Христа» и «Господа» то есть иудейского царя рода Давида. Титул «Сын Божий» из той же серии, но игра слов может оказаться и так называемой «народной этимологией», с чем мы встречаемся в случае мифа о Рождестве. Но об этом — ниже.

С другой стороны, повествование евангелистов Матфея и Луки о Рождестве (рождении Иисуса) можно попытаться объяснить желанием скрыть истинных Его родителей (пишу с большой буквы, как это принято в русской религиозной литературе, хотя мое исследование не носит религиозного характера). Кто же был отцом Иисуса? Верно ли, что Его земным отцом был Иосиф? История с Иосифом достаточно невероятна, чтобы ей можно было верить. Трудно предположить, что старый человек, взявший юную жену, убедившись в том, что она беременна, поверил бы сказкам о каком-то Святом Духе.

Конечно, он мог бы пожалеть ее, что, правда, противоречит имиджу правоверного иудея (который по иудейскому Закону обязан был предать историю огласке), но в таком случае все и должно было остаться секретом Марии и Иосифа, между тем эту историю разглашают Матфей и Лука, предоставляя читателям самим прикидывать, как может родиться ребенок у девственницы, да еще от Святого Духа женского рода (правильнее ведь было бы переводить Святая Душа, и не этим-то ли и объясняется имеющийся перевод?).

Для нормально и критически мыслящего человека ни в каком ведь случае не должно нарушаться правило Оккама «не плодить излишних сущностей». И с какой бы патетикой не произносились фразы о девственности Марии, грубая реальность неизбежно скривит губы многих разумных людей — в том числе из окружения евангелистов — в весьма непристойную ухмылку. Однако.

У иудеев и доныне существует обычай священных омовений в специальном бассейне — микве (как у мужчин, так и у женщин).

Миква

«Это правило вначале касалось священников Иерусалимского храма, которые омывались до и после религиозных церемоний. Накануне Праздника кущей первосвященник погружался в воду пять раз и мыл руки десять раз (это называется День погружения). С II—I вв. до н. э. обряды омовения проникают в домашнюю жизнь и становятся популярны у израильтян. В Книге юбилеев сказано: «И всякий раз будь чист своим телом и омывайся водою, прежде чем приступишь принести жертву на жертвеннике; омой руки и ноги, прежде чем приблизиться к жертвеннику. И когда ты приготовишь жертвоприношение, то опять омой руки и ноги» (Юбил., XXI). Археологи обнаружили большое количество купален и бассейнов этого периода как в Иудее, так и в Галилее. Их находят недалеко от ворот Храма, а также в Иерихоне, Масаде, Сепфорисе. В домах аристократов были устроены миквы, то есть бассейны для сбора дождевой воды (то есть воды, полученной из рук Божьих). Такая миква имела размеры приблизительно 2 на 4 м, ее объем был по меньшей мере 40 сеахов (600 л), в нее погружались, спускаясь вниз по двум или трем ступеням. (Из открытых источников в интернете).

Недавно в интернете сообщили о необычном случае в американском городе Талахасси, когда 16 девушек 13—17 лет, купавшиеся одновременно с одним юношей в бассейне, в тот же день забеременели. Это объясняют редким явлением, которое называется спермафортис, характеризующимся аномально высокой активностью сперматозоидов. Произошло ли что-то аналогичное в случае Иисуса? Не объясняли ли такого рода события священники рождением ребенка «от Бога»? Не знаю.

Ребенок, родившийся от Бога?

С древности идет мифологическая традиция рождения героя от Бога и земной женщины. Например, Геракл родился от Зевса и Амфитриты, жены греческого царя, и т. д. Ясно, что желание представить Иисуса как Божьего Сына пришло в противоречие у авторов Евангелий с необходимостью дать Его полное родословие, где он происходит по мужской линии от царя Давида (чтобы Иисус по праву мог занять высокий общественный пост царя).

В христианской теологии существует немало попыток объяснить и истолковать термины, которыми атрибутируется Иисус Христос: «Сын Божий», «Господь», «Христос». Проблема сия решается, как уже сказано, довольно просто. Это все — традиционные титулы царя из рода Давида. «Христос» — помазанник, греческая калька со слова Мессия (Машиах), что указывает на процедуру коронования на царство: помазание. Не более. В те времена цари считали, что их величие должно быть подтверждено божественным происхождением (или хотя бы полубожественным как все греческие герои и в Евангелиях Иисус). Отсюда «Сын Божий». А «Господь» переводится просто как Государь, царь. Всего лишь титулы, никакого трансцендентного смысла. Он возник уже потом, когда изначальные смыслы забылись, и возникли метафизические толкования.

Существует легенда, являющаяся в то же время литературным и религиозным произведением, священной литургической книгой, и реальность, прототип. Расстояние между тем и другим может быть не малым. И первое, что мы узнаем о реальном Иисусе — это то, что он был Царем Иудейским, претендующим на Свой статус. Это означает, что он происходит от отца из рода Давида.

Два евангелиста (Матфей и Лука) приводят различающиеся родословные Иисуса, взятые из каких-то, очевидно, разных свитков или вообще из головы. Не стоило никакого труда согласовать родословные при соединении Евангелий в свод. Причина, по которой эти тексты были оставлены без изменений, как можно предположить, в том, что составители желали указать на некое таинственное умолчание, подразумевающее какое-то скрытое знание. В данном случае — об отце Иисуса (имя которого — отца — также, возможно, содержится в родословных свитках). Кто же это все-таки был?

Сын Пилата?

Сохранилось предание христиан приблизительно II века н.э. о том, что Мириам (Марию), мать Иисуса, выгнал из дома ее муж, плотник Иосиф, когда узнал, что она изменяла супружескому долгу. Совершенно естественное действие, хотя для правоверного иудея было положено отдать неверную жену на побитие камнями со смертным исходом. Скитаясь по пустыне, Мария, якобы, и родила Иисуса, истинным отцом которого был, якобы, римлянин Пандера (Пантера). В одном из романов-биографий отцом Иисуса оказывается даже Пилат. Там дальше говорится, что именно Пилат спас Иисуса от смерти на кресте. Причем ссылаются на некую древнюю рукопись, которую, якобы, И.Б.Тито передал Римскому папе, а тот спрятал ее в хранилищах Ватикана, чтобы не соблазнять верующих.

Разумеется, подобные версии можно считать лишь ненаучными предположениями, совершенно не подтвержденными: невозможна верификация данных о ватиканской рукописи, так как мы не имеем к ней (чтобы удостовериться в ее существовании и содержании) никакого доступа.

Интересно, однако, что в Талмуде Иисус именуется сыном Пантеры. «Механизм» формирования этой легенды, очевидно, таков: девой называлась в эллинистическом мире Афина, Афина Парфенос (Дева, по-гречески). Отсюда и произошла «Пантера» — имя римского легионера (Э. Церен, 74) — отличное прозвище для воина-героя. Парфенос — Пантерос — Пантера. И это — пример того, как вообще возникают мифы и сказки. Евангелия были записаны чрез много лет после событий в Иерусалиме, людьми, которые не знали и никогда не видели Иисуса. История Иисуса Христа от очевидцев, говоривших на древнем арамейском, к тому же была переведена в этом «испорченном телефоне» на греческий. Что в Новом Завете осталось адекватно отражающим историческую реальность, определить не просто. Если вообще возможно.

Сын Иуды Галилеянина?

Рассмотрим другую версию, гораздо более вероятную, соответствие которой произошедшему я бы оценил как 99%. Но это — лишь мое мнение, и я предлагаю читателю этого очерка ознакомиться с книгой выдающегося исследователя истории христианства Робера Амбелена «Иисус или смертельная тайна тамплиеров» (хотя далеко не все в этой книге, в особенности, оценка зелотов, выглядит достоверно).

Царственный род Давида продолжался в семействе Иуды (Иегуды) Галилеянина, иудейского революционера, организатора антиримского восстания в 6 году нашей эры. Он же — один из создателей и вдохновителей партии зелотов (фарисеев-радикалов). Иосиф Флавий сообщает, что Иегуда был сыном Езекии. Мы обычно забываем, что вся евангельская история происходит на фоне иудейской войны.

Предположим, что родословные списки Луки и Матфея сохраняют в зашифрованном виде информацию о родителях Иисуса. Весьма естественно предположить, что именно на те имена, в которых списки различаются, и следует обратить особое внимание (таких различий не так уж много).

Вот что интересно. В списке Луки имя Иуда встречается три раза, в списке Матфея — всего лишь один. В списке Матфея присутствует Езекия, в списке Луки — нет. Различия в других именах не столь велики. Возможно, списки хранят какой-то простой код, пользуясь которым можно восстановить истинную родословную Иисуса. К сожалению, мы не знаем этого кода.

Амбелен замечает, что различия в списках касаются уже деда Иосифа. У Матфея его имя Иаков, у Луки Илия. Если бы Иосиф был отцом Иисуса, пишет Амбелен, было бы странно, что Иосиф не сохранял в семейных преданиях память о деде. Хотя, конечно, такие неточности могли вкрасться при пересказах.

Посмотрим теперь, что пишет об Иуде Галилеянине Иосиф Флавий. Он сообщает, что Иуда и соратник его отца (Езекии) Цадок поднялись на борьбу, протестуя против переписи населения, устроенной римлянами (первым прокуратором Коппонием и консулом Квиринием). Стоит напомнить о том, что перепись фигурировала также и в истории Рождества Христова. Это было приблизительно в 4 в. н. э. Иуда, которого Иосиф Флавий называет замечательным софистом, основал четвертую (после саддукеев, фарисеев и ессеев) идеологию в Иудее — школу зелотов. Иуда был основатель зелотского движения.

Зелоты также назывались сикариями, так как носили с собой сику — кривой боевой нож, который они использовали в борьбе с римлянами. В свите Иисуса Христа, даже в числе апостолов, были зелоты (например, Петр и Иуда Искариот, которого могли называть не Искариотом, а Сикариотом — вспомним, как формируются мифы посредством «испорченного телефона»). О зелотах-сикариях ходили самые разные слухи. Амбелен считает их разбойниками, но у Иосифа Флавия другое мнение.

Хотя Иосиф Флавий и считает зелотов основными виновниками бедствий иудеев, но он не удерживается от восхищения их нравственными качествами: «…Мои слова далеко не исчерпывают всего их великодушия и готовности подвергаться страданиям». Это сказано почти про Иисуса, во всяком случае есть нечто родственное в облике Иисуса и Иуды Галилеянина, несмотря на то, что проповеди Иисуса, в том виде, как они до нас дошли (и нет оснований сомневаться, что слова Иисуса сохранялись наиболее ревностно), имели пацифистский, ненасильственный характер. Во всяком случае — по отношению к евреям.

Его имя — Менахем?

Если уж сомневаться, то сомневаться во всем, в том числе — и в имени основателя христианства. Одним из сыновей Иуды Галилеянина был Менахем (Манаим). Он участвовал в войне против римлян (уже после казни Иисуса Христа), и после разграбления римской крепости Массады вступил в Иерусалим «как царь» (выражение Иосифа), принял на себя руководство восстанием. Соратники предали его, он бежал, его нашли и убили. Весь народ, пишет Иосиф, собирал камни, чтобы бросать в него.

В сущности, с Менахемом произошло почти то же, что и с Иисусом (вхождение в Иерусалим, предательство и смерть «после многих мучений» присутствует как в той, так и в другой истории). Возможно даже, что Иосиф описал историю Иисуса, назвав его иным именем, так, чтобы истина была видна только для посвященных. Возможно и такое предположение: Иисус — это зашифрованное имя Менахема. Возможно, не было никакого исторического Иисуса, но тот человек, что описан в Евангелиях — Менахем. Потому-то Иосиф Флавий, как и историки его времени и практически «умалчивают» об Иисусе. Ангел в Евангелии от Матф. повелел Иосифу назвать своего первенца Еммануил, а он все-таки назвал Иисусом. Путаница с именами — многозначительна: это может быть знаком, что истинное имя Христа — не Иисус.

Особенно интересно, что и Менахема Иосиф также (как и Иуду) называет софистом. Вероятно, таким же «софистом» Иосиф назвал бы и Иисуса. Во всей этой истории также интересна сама претензия Менахема на царский престол. Что это был за царский престол? Царя Иудейского. То есть Господа Христа, Сына Божия. Очевидно, соратники так его и именовали.

Между тем именно эти события стали поворотными в иудейской войне. Елеазар, о котором говорится, что он предал Менахема, окружил римлян в верхнем городе Иерусалима, и в конечном счете обманом выманил их и перебил. Этот Елеазар (претендент на титул Господа Христа, Сына Божьего) тоже называется потомком Иуды Галилеянина, но не сыном (внуком?).

После массовых убийств, совершенных сторонниками Елеазара в верхнем городе Иерусалима, путь к переговорам с римскими властями был окончательно закрыт. Римляне теперь просто вынуждены были уничтожить Иудею. Её жители были поражены не только страхом возмездия, но и национальным стыдом, поскольку резня была осуществлена в субботу, в шаббат. А это было запрещено в Библии.

Елеазар после поражения в Иерусалиме и его разрушения вынужден был скрываться в Массаде, и эта крепость стала свидетельством поразительного явления: массового самоубийства зелотов, вдохновленных речью Елеазара. Покончило собой около 1000 человек. Воины обнимали и со слезами целовали своих жен и детей, и закалывали их. Затем они перебили друг друга. И, наконец, последний защитник крепости вонзил себе меч в грудь по рукоятку. Римляне, как сообщает Флавий, ворвались во внутренний двор крепости и увидев гору трупов, «не возрадовались гибели неприятелей, а удивлялись только величию их решимости и несокрушимому стремлению к смерти такого множества людей».

Речь Елеазара, переданная Иосифом, поражает своей силой. Видимо, такой же удивительной силой воздействия на слушателей обладали и речи Иисуса Христа.

Саму речь Иосиф, естественно, не мог слышать, но ее, якобы, близко к тексту передала ему знакомая пожилая женщина, которой удалось вместе с детьми спастись, так как она спряталась в водопроводном канале; все это выглядит фантастически: какая-то женщина запомнила буквально речь военачальника в ситуации бегства с детьми, но показывает, что Иосиф Флавий умел красиво сочинять речи. Смысл ее состоял в том, что для осажденных смерть неизбежна, Бог отвернулся от иудеев, и самоубийство при этом — лучший способ в последний момент жизни доказать свое благородство и подобие Богу.

Этот литературный дар, как показывают последние исследования, мог послужить Флавию в тот период, когда он по заданию римского императора Тита редактировал творения команды писателей, собравших легенды о Христе и написавших синоптические Евангелия. В этом нет ничего удивительного. В реальности и русские волшебные сказки, как и все эпосы в истории, были собраны и отредактированы посторонними людьми, писателями и историками.

Но все же Иисус и Менахем — разные люди, судя по тому, что идеи Иисуса не допускали военной карьеры (см. ниже).

В «Иудейских древностях» упоминаются и другие сыновья Иуды Галилеянина, Иаков и Симон, которые были казнены (пригвождены ко кресту как и Иисус) Тиверием Александром, римским наместником в Иудее (47—48 гг. н.э.). Самое интересное, что у Иисуса, согласно Евангелиям, действительно БЫЛИ братья Иаков и Симон: « Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова и Симона? Не здесь ли между нами Его сестры? (Мтф. 13:55)». В «Иудейских древностях» есть прямое указание на то, что Иаков — брат Иисуса: «…он (первосвященник Анан) собрал Синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как несколько других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями».

Кроме того, Иисус в Евангелиях довольно своеобразно говорит о Марии, будто бы отрекаясь от своего сыновства. Иисус требует от учеников отречения от родителей, Он требует даже «возненавидеть» их. Не идет ли речь о конкретных учениках, родители которых были зелотами (например, о братьях Иисуса)? Ведь учение Иисуса, каким оно представлено в Евангелиях, как уже сказано, было далеко не зелотским.

Харизма Иисуса с самого начала могла «подпитываться» смутными догадками о его происхождении, точно также как, к примеру, авторитет В.И.Ленина изначально держался на памяти о его казненном брате Александре Ульянове.

От евангелистов же требовалось держать факты, связанные с подлинным происхождением Иисуса Христа, в строжайшей тайне: Евангелия предназначались для римлян. Истина о происхождении Иисуса была, вероятно, заменена розовой рождественской сказкой, однако для знающих читателей была оставлена возможность чтения «между строк». Приведу выдержку из книги Хайяма Маккоби «Революция в Иудее».

«Евангелия говорят как можно меньше о претензии Иисуса на то, что он «Царь Иудейский». Это выражение появляется совершенно внезапно, когда Пилат спрашивает Иисуса: «Царь ли ты Иудейский?»… Когда Иисус предстает перед еврейским судом, ни слова не говорится о его притязании на трон; вместо этого он обвиняется в кощунстве…

Однако, когда Христос вступает в Иерусалим, народ, очевидно, знает о его притязании, ибо приветствует его царским титулом «Сын Давидов» и (согласно Луке) «царь». И обвинение, написанное на его кресте, гласит: «Царь Иудейский»…

Все дело в том, что составители Евангелий, не будучи в силах отрицать претензии Иисуса на царский трон, сознавали, что они им чрезвычайно мешают, ибо знали: такие претензии — мятеж против Рима. Поэтому они маскировали эти факты».

Мистик или естествоиспытатель?

О жизни Иисуса до 30 (40?) лет мы ничего практически не знаем. Некоторые авторы утверждают, что Иисус учился в Египте. Если так, то он мог посетить Александрию. Пожар Александрийской библиотеки произошел в 47 г. до нашей эры, но часть древних манускриптов сохранилась до второго пожара в 391 г. и Иисус мог ознакомиться с ними, как и с последователями знаменитого Евклида, по книгам которого (притом неудачно адаптированным) и наши дети учатся геометрии. Так что однажды, когда Иисус в молчании чертил что-то на песке (когда окружающие ожидали, как он выпутается из провокационной ловушки с блудницей), не исключено, что это были чертежи какой-нибудь интересной геометрической теоремы.

Знания в древности были, а что касается знахарского раздела, разнообразных лечебных трав, заговоров и гипнотического лечения, которое применял Иисус, то уж точно можно сказать — этого добра было у древних гораздо больше, чем нынче. В том числе и тех вещей, которые касаются коматозных и близких к тому состояний…

Что такое 40 дней пребывания Иисуса в пустыне? Может быть, евангелисты со свойственной им метафоричностью речи хотели сказать, что это 40 лет? Те самые 40 лет жизни Иисуса, о которых мы практически ничего не знаем. Вспомним, в пустыне Иисусу явился Враг (Сатана) и стал искушать Его. Во-первых, Сатана предложил Иисусу создать хлеб из камней. Во-вторых, он предложил Иисусу научиться летать. В-третьих, он предложил Ему стать владыкой мира. Все это в наше время — широко известные результаты развития науки: агротехники, авиации и политологии. Но Иисус отказывается от изучения этих и других наук (хотя, как следует из Евангелий, ему вовсе не чужды как левитация и размножение хлебов — основы селекции? — так и основы политтехнологий: ибо чем как не пиар-акцией было изгнание торговцев из Храма?) и выбирает медицину и ее вершину — танатологию (науку о смерти и об оживлении людей). Если так, то перед нами зашифрованный метафорами рассказ об учении и выборе Иисусом жизненного пути, попросту говоря — профессии.

В евангельском рассказе о трех искушениях Христа образ Сатаны не выглядит воплощением зла. Сатана во всяком случае конструктивен. Он предлагает вполне реальные варианты, каждый из которых Иисус в той или иной мере в дальнейшем реализует. В то же время притча весьма поучительна: ее мораль — не следует заменять главную задачу второстепенной. Например, о «хлебе» сказано: «Не хлебом единым жив человек», что означает «и хлебом в том числе жив человек». Не стоит превращать эту историю в метафизическую метафору о свойствах Мирового Зла. Скорее, речь идет об основных проблемах, которые занимали Иисуса в годы его учения в Александрии.

В жизни Иисуса естественнонаучное и магически-символическое могло странным и непостижимым образом для нас соединяться. Известно, что Иисус отождествлял себя со змеей, точнее — с драконом (об этом подробно будет говориться ниже). А недавно я видел кадры, как маленький варан буквально бежал по воде. Нельзя ли провести аналогию с чудом хождения по воде Иисуса? Может быть, это было тоже не хождение, а бег с помощью специальных приспособлений? Какие-то воздушные лыжи?

Генисаретское озеро

Не был ли попыткой полета на каком-то аналоге парашюта упоминаемый в «искушениях Христа» прыжок со стены Иерусалимского храма? Не было ли упоминаемое в деяниях говорение на разных языках искаженным преданием о создании Иисусом универсального языка, вроде современного эсперанто (известна попытка создать такой язык тремястами лет раньше Иисуса греческим филологом Алексархом, труды которого могли стать известны Иисусу в Александрии)? Не является ли указания Нового Завета, что последователи Христа не будут страшиться змеиного яда, результатом изысканий Иисуса в химии противоядий? Не было ли кормление своих слушателей рыбой и хлебом символическим указанием на успех изысканий в агротехнологиях и в искусственном размножении рыб? Не было ли оживление умерших — прорывом в медицинской танатологии и реаниматологии?

Многие из этих изобретений осуществил в свое время и Леонардо да Винчи. Сохранились рисунки его парашюта, вертолета, приспособлений для хождения по воде и т. п. Было бы трудно представить, что Леонардо сделал именно эти открытия случайно, а не обращался к Библии.

Рисунок из рукописей Леонардо да Винчи.

Может быть, стоит предположить, что Леонардо гораздо раньше автора данной книжки пришел к идее, что Иисус был великим изобретателем, и с этой точки зрения заново прочитал Новый Завет? И, может быть, Леонардо в какой-то степени использовал некие не дошедшие до нас рукописи, коих много было впоследствии уничтожено? Эта мысль подтверждается недавно открывшимся фактом: Туринская плащаница была создана, вероятно, Леонардо с помощью изобретенного им метода фотографирования в камере-обскуре, причем лицу Христа он придал свои собственные черты, как это он вообще часто делал на своих картинах.

Лик Иисуса на Туринской плащанице

Другие исследователи говорят о мистицизме Христа. В доказательство приводят слова пророчества Захарии (которому Иисус обязан был верить).

«Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу. И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила… и придут Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь, лишь в вечернее время явится свет… И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его — едино… И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту его… и сам Иуда будет воевать против Иерусалима…»

Отметим упоминание космических явлений («не станет света, светила удалятся» и т.д.).

Однако вроде бы из сказанного не вытекает никакой ужасной геологической катастрофы, и все это можно понимать аллегорически. Астрология того времени могла предсказать реально произошедшее лунное затмение на Пасху (в великую субботу) 3 апреля 33 года н.э. (Э. Церен, с. 87). «И Луна скрыла свой лик, и падали звезды», — говорится в одном из апокрифических Евангелий.

С другой стороны, гравитационные резонансные явления, связанные с лунными и солнечными затмениями, способны вызвать землетрясения и извержения вулканов. Так, например, после недавнего солнечного затмения 1999 года произошло землетрясение в Турции, приведшее к гибели тысяч людей. Вероятность такого развития событий в Иерусалиме была совсем не мизерной. Достаточно вспомнить, что буквально через несколько десятилетий, в 74 г н.э. извержение вулкана произошло в Геркулануме и Помпеях. И, таким образом, нет оснований говорить об Иисусе Христе как о романтическом и бесплодном мечтателе-мистике, как это делает Маккоби.

Однако никакого землетрясения не произошло в Иерусалиме после лунного затмения 33 года, что ни в коей мере не умаляет поразительных предвидений научно-технического прогресса, ведь мы и до сих пор не научились точно предсказывать землетрясения и извержения вулканов. И пусть это все звучит гипотетично, но очень похоже, что Иисус Христос вовсе не был мечателем-мистиком, который ошибался всегда. Но выдающимся ученым-естествоиспытателем, пророком научно-технической эры. Действенность человеческого разума — это чудо, это подарок Бога, не заслуженный грешным родом человеческим.

В своем предвидении Иисус Христос соединил естественнонаучные познания своего времени и древние пророчества. Мы ведь всегда недооцениваем уровень знаний древних людей. И притом нам очень непривычно говорить об Иисусе как о выдающемся естествоиспытателе, после веков противостояния религии и науки.

И если так, то Иисуса Христа можно сопоставить с Джордано Бруно, сожженного на костре святой инквизицией, христианами, но это уже ирония истории.

Помазание Иисуса на царство

На фоне громких событий, происходящих с детьми и другими потомками Иуды Галиеянина, то, что произошло с Иисусом, видимо, казалось Иосифу Флавию малозначительным. Однако в тот момент, когда Иисус въехал в Иерусалим, объявив Себя Царем Иудейским, ситуация накалилась, до предела. Мир с оккупантами был настолько хрупок, что руководство Храма, безусловно, имело все основания опасаться очередной римской расправы над жителями Иерусалима, да и над ними самими. Иисус Христос им был страшен и не нужен. И они предпочитали его не замечать. А низы иудейского общества, напротив, позитивно принимали новоявленного Мессию, полагая, что любой результат восстания (ведь они, наверно, считали, что Иисус, сын основателя зелотского движения — зелот) лучше того положения, в котором они находятся ныне. С другой стороны, как всегда бывает в таких ситуациях, поднять город на восстание — совсем не простая задача. Люди предпочитают без особого риска отсидеться в домах, надеясь, что все произойдет без их участия. Другая же, обеспеченная часть населения была, конечно, против любых восстаний, потому что не хотела ничего терять.

Очень интересные мысли — в книге Хайяма Маккоби «Революция в Иудее». Он утверждает, что, согласно источникам (Филон и Иосиф Флавий), Пилат был чрезвычайно жестоким правителем, которому не было надобности обращаться к кому-либо для утверждения своих действий. Возникает вопрос: по какой причине был казнен Иисус? Дело в том, что, как сказано выше, Иисус объявил себя иудейским царем, а уже это было равносильно мятежу. Пилат обязан был в такой ситуации казнить Иисуса. Передадим слово Маккоби.

Однако приглядимся пристальней к евангельским рассказам, особенно к трем «синоптическим» Евангелиям — от Марка, Матфея и Луки.

…Первым важным событием, которое мы можем восстановить подобным образом, будет ни мало ни много коронация Иисуса в качестве царя Иудейского. Вслед за приветствием Иисуса Петром в качестве «Христа» (то есть царя) следует таинственный эпизод, именуемый Преображением. И этот-то инцидент при ближайшем рассмотрении, оказывается замаскированным, «спиритуализованным» отчетом о коронации Иисуса.

Приглядимся к описанию Преображения, данному Марком:

«И по прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем, и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: тебе одну, Моисею одну и одну Илии. Ибо не знал, что сказать, потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из об лака пошел глас, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный. Его слушайте».

Несмотря на то, что рассказ этот приукрашен чудесами, под ним можно различить отчет о коронации. Возвещение «Сей есть Сын Мой возлюбленный» — заимствование из Коронационного псалма (Псалтырь, II), который читался при венчании на царство каждого еврейского царя. (Следует помнить, что «Сын Божий» было царским титулом, и никакой божественности в нем не подразумевалось). Регулярной чертой еврейской коронации, предусмотренной церемониалом, было то, что царя венчал (точней, помазывал) какой-либо пророк, обращавшийся к царю, который ему отвечал. В от сутствие настоящего пророка кто-нибудь должен был исполнять роль пророка.

На коронации Иисуса эту функцию явно исполняли два человека, разыгрывая роли Моисея и Илии. Присутствие Илии естественно, поскольку пришествию мессии, по еврейским верованиям, должно было предшествовать явление Илии, которому надлежало выполнять функцию пророка на коронации мессии. Добавочное присутствие Моисея можно, пожалуй, объяснить тем. что Иисус был кульминационным мессией и сам был пророком, так что Моисей, величайший из пророков, должен был присутствовать на его коронации.

Постройка.«кущей» (шатров) Петром может быть объяснена тем фактом, что чертой ближневосточных коронационных ритуала, включая и еврейские, было возведение царя на трон в «куще», или шатре (еврейское «сукка»). Эта черта Преображения стала настолько непонятна составителям Евангелий, что они изобразили Петра как не знающего, что говорит, когда предлагает соорудить шатры. Петр, вероятно, сделал только один шатер, для самого Иисуса. Остальные два были, возможно, добавлены составителями Евангелий из уважения к Моисею и Илие и по невежеству относительно действительного значения шатра.

Примечательно, что Преображение произошло точно через «шесть дней» после приветствия Петра. Одной из черт ближневосточных коронационных ритуалов было то, что в них имелось провозглашение, а спустя неделю за ним следовала полная церемония коронации. Это один из редких случаев, когда в Евангелии указывается точный срок между двумя событиями. Теперь мы видим, что приветствие Петра. когда он назвал Иисуса «Христом» — не случайное событие, а формальная часть коронационного ритуала, то есть его начальная стадия, или Провозглашение.

Важная черта ближневосточных коронационных ритуалов — то, что они происходили на горе. Местом коронации Иисуса была гора Хермон, расположенная близко к Кесарее Филипповой, где Петр произнес свое приветствие. Гора Хермон — высочайшая гора в Палестине, место, внушающее благоговейный страх. Оно-то и должно было показаться Иисусу идеальным местом для коронации. Мы снова видим, что странствие Иисуса в Кесарию Филиппову (вне территории Галилеи) было вовсе не случайным, каким оно выглядит в Евангелиях, а сделано специально с целью коронации.

Другой чертой еврейской коронации было присутствие представителей Двенадцати Колен Израилевых. Это способно объяснить присутствие Петра, Иоанна и Иакова, лидеров двенадцати апостолов, которые сами представляли Двенадцать Колен.

Наконец, сам термин «преображение» означает регулярную черту коронационного ритуала. Новый царь рассматривался как заново рожденный и проходил через определенный ритуал, чтобы показать, что он «сделался иным человеком» (1 Книга Царств, Х, 6).

Вслед за коронацией Иисус начал царское шествие к своей столице, Иерусалиму. Одним из регулярных ритуалов или обычаев для нового царя было совершить вступительный объезд своего царства. Иисус не мог сделать это немедленно, ибо первой его задачей было появиться в Иерусалиме и принять меры против римлян. Но он планировал совершить вступительный объезд всего своего царства как только освободится для этого. Это показывает стих у Луки вскоре после рассказа о Преображении (Лука. X, I): «После сего избрал Господь и других семьдесят (учеников) и послал их по два перед лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти».

Это еще один пример того, как Лука по недосмотру оставим отрывок, который другие составители Евангелий подвергли цензуре. Из последующих инструкций этим семидесяти ясно, что они были посланы не в те немногие города, которые лежали на пути Иисуса в Иерусалим, но в большинство населенных пунктов Палестины. Эта группа семидесяти даже не упоминается ни одним другим из со ставителей Евангелий. Число 70 многозначительно, так как это число членов синедриона. Иисус в качестве пророка-царя назначил свой синедрион и разослал его членов в полном составе, чтобы подготовить города своего царства к его вступительному объезду. Совершенно ясно, что Иисус не имел никакого намерения умереть на кресте в Иерусалиме и не ожидал этого, он намечал совершить объезд своего царства после появления в Иерусалиме.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Вознесение Иисуса бар-Иуды

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Священные крылья. Гипотезы о происхождении и смысле раннего христианства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я