Уродливое и прекрасное, комическое и трагическое, высокое и низкое — чего только не было в жизни старого королевского города.Книга о «сеймовой столице» Речи Посполитой, написана в необычном, «гибридном» жанре. Автор знакомит с историей города и произведениями искусства, находящимися в нём. Кроме того, в издание вошли дневники путешественников, посетивших город в XVIII веке. Читатель узнает и об авторских идеях улучшения Гродно. В книге более 200 иллюстраций, в том числе редкие и уникальные.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Гродно – столица, которая осталась» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
В двух словах об уникальном центре Гродно
Историческая часть Гродно уникальна в масштабе всей Восточной Европы, благодаря тому, что тут, в той или иной степени, сохранились выдающиеся памятники XII, XV, XVI, XVII, XVIIII и XX веков. Подобного комплекса значительных объектов зодчества, с настолько хронологически разнесёнными и разнообразными в плане стиля элементами, нет даже в крупных и старых культурных центрах региона, таких как Львов и Москва. Судите сами: самобытная древнерусская школа (Коложа), кирпичная готика (Верхняя церковь), итальянское барокко и ренессанс (бернардинский костёл), немецкий маньеризм (замок Батория), виленское барокко (колокольня бернардинцев), деревянное зодчество ВКЛ (т.н. лямус бригитток), литовская версия стиля Станислава Августа (усадьба Станиславово), классицизм (дворец Максимовича), эклектика (синагога, Кася и Бася), русский стиль (Покровский собор), неоготика (Кирха), северный модерн (дом Тальгейма) и сецессион (дом Касовских), польский функционализм (Дом офицеров) и романтизм (некоторые дома района Новый свет), сталинский ампир (дворец Текстильщиков), советский модернизм (драмтеатр, Дом техники) — и это далеко ещё не все краски в разнообразной палитре, с помощью которой написан гродненский пейзаж.
Интересной особенностью гродненского центра является как бы некоторое несоответствие культовых сооружений и основного массива гражданской архитектуры. В связи с тем, что Гродно был относительно малонаселён в период XIX — первой половины ХХ века, его исторические кварталы не получили значительного объёма крупноформатной гражданской архитектуры эклектики и модерна, однако имевшийся ранее высокий политический статус обусловил строительство в городе весьма крупных и значительных образцов сакрального и резиденциального зодчества. К примеру, яркий гродненский храм стиля барокко, иезуитский костёл, имеет большую площадь, чем любой барочный храм Львова, а также скандинавских столиц — Копенгагена и Стокгольма, и даже известного своей барочной архитектурой Лиссабона. В этом смысле Гродно представляет своеобразную антитезу для норвежского Осло, где сохранились характерные для европейских столиц кварталы довольно крупных гражданских построек XIX — XX веков, но совсем немного действительно выразительных доминант сакральной архитектуры. Отчасти парадоксальным выглядит, на этом фоне, строительство в Гродно крупного храма уже после утраты городом статуса одной из столиц Речи Посполитой, то есть, в некотором смысле, сохранение давней традиции городских зодчих. Речь о православном Покровском соборе, который превосходил по площади многие важные храмы Российской Империи, к примеру, Александро-Невский собор Саратова, одного из самых населённых городов страны, согласно переписи 1897 года.
После такого вступления автор может уделить внимание хронологии строительства «столицы, которая осталась».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Гродно – столица, которая осталась» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других