В учебнике рассматриваются вопросы расследования таможенными органами административных правонарушений в процессе осуществления таможенного контроля.Учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело» и для слушателей, обучающихся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, а также может быть использован должностными лицами таможенных органов в практической деятельности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы расследования административных правонарушений таможенными органами. Учебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Характеристика административных правонарушений в области таможенного дела и методика их выявления
1.1. Законодательство об административных правонарушениях в области таможенного дела
Согласно ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1 (далее — КоАП РФ) административным правонарушением (далее — АП) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо лишь тогда подлежит привлечению к административной ответственности за правонарушение, совершенное умышленно, когда установлен умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) юридического лица, ответственных за исполнение требований, установленных правом ЕАЭС или законодательством Российской Федерации, и этот вывод надлежащим образом мотивирован в постановлении по делу об АП2.
Привлечение юридического лица к административной ответственности за правонарушение, совершенное по неосторожности, может иметь место, когда из обстоятельств конкретного дела об административном правонарушении не усматривается умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) юридического лица, ответственных за проведение работ или оказание услуг, но при этом у юридического лица имелась возможность для исполнения установленных порядков, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению3.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таможенным правонарушениям, за которые предусмотрена административная ответственность, посвящена отдельная 16 глава КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)». В составе данной главы КоАП РФ нарушениям таможенных правил выделено 24 статьи:
Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации
Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля
Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы
Статья 16.7. Представление недействительных документов при совершении таможенных операций
Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам
Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них
Статья 16.10. Несоблюдение порядка таможенного транзита
Статья 16.11. Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации
Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений
Статья 16.13. Совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа
Статья 16.14. Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций
Статья 16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности
Статья 16.16. Нарушение сроков временного хранения товаров
Статья 16.17. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации
Статья 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами
Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры
Статья 16.20. Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами
Статья 16.21. Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка
Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей
Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела
Статья 16.24. Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами
Примечательно, что согласно статистике таможенных органов, большая часть дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами, относится всего к 3 статьям.
Несмотря на то, что сфера административных правонарушений в таможенном деле достаточно узкая, по данной категории дел накоплена значительная правоприменительная практика. Это объясняется, в том числе, и тем фактом, что привлечение к ответственности за нарушение таможенного законодательства чаще всего касается случаев недекларирования либо недостоверного декларирования товаров и несоблюдения запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию ЕАЭС. По статистике таможенных органов последних лет, до 50% дел об административных правонарушениях возбуждены именно по ст. 16.2 и 16.3 КоАП РФ.
Также достаточно часто таможенные органы возбуждают дела в следующих случаях:
— при перемещении через границу физическим лицом наличных денежных средств без декларирования;
— нарушения физическим лицом порядка временного ввоза или вывоза транспортных средств;
— непредставление юридическими лицами в таможенный орган отчетности (например, при несдаче статистической формы о перемещении товаров через границу ЕАЭС).
Остальные статьи КоАП РФ, посвященные нарушениям таможенного законодательства, на практике применяются довольно редко. К ответственности за нарушения в сфере таможенного дела могут быть привлечены как физические или юридические, так и должностные или неустановленные лица. Соотношение количества дел об административных правонарушениях в отношении физических и юридических лиц практически равное. В отношении неустановленных лиц таможня возбуждает дела, как правило, лишь в 1—2% случаев от общего количества дел. Административная ответственность за таможенные правонарушения для разных категорий лиц отличается.
1.2. Понятие и особенности административных правонарушениях в области таможенного дела
Административные правонарушения в условиях современного таможенного регулирования посягают па экономические интересы государств — членов ЕАЭС, безопасность населения этих стран, экологическое благополучие и морально-нравственные устои общества.
Согласно ст. 354 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза4 (далее — ТК ЕАЭС), таможенные органы являются органами дознания и (или) следствия по делам о преступлениях или уголовных правонарушениях, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств-членов.
Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое в соответствии с законодательством государств-членов преступлением, исполнения запросов международных организаций, таможенных и иных компетентных органов государств, не являющихся членами ЕАЭС, в соответствии с международными договорами государств-членов ЕАЭС с третьей стороной.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.
Таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.
Виды (составы) преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности устанавливаются законодательством государств-членов с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами в рамках ЕАЭС.
Правовая помощь и взаимодействие таможенных органов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) международными договорами государств-членов ЕАЭС с третьей стороной.
Опираясь на общее понятие административного правонарушения, содержащееся в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, можно дать следующее определение административного правонарушения в области таможенного дела:
Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) — противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на нарушение актов, установленных правом ЕАЭС или законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирования на современном этапе, противоправные деяния в области таможенного дела посягают на общественные отношения в сфере:
1) порядка перемещения товаров и средств международных перевозок, находящихся под таможенным контролем, через таможенную границу ЕАЭС и по таможенной территории ЕАЭС;
2) порядка таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международных перевозок в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
3) применения мер таможенного контроля;
4) правил установления и взимания таможенных платежей;
5) правил предоставления участникам внешнеэкономической деятельности (далее — участником ВЭД) таможенных льгот и пользования ими;
6) реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, осуществляющими права владения, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами (нормальную работу таможенных органов).
В рамках ЕАЭС квалификации по составам гл. 16 КоАП РФ подлежат правонарушения, выявленные на территории Российской Федерации, а также правонарушения, выявленные на единой таможенной территории за ее пределами территории, если они связаны с недоставкой товаров (документов к ним), выпущенных таможенными органами Российской Федерации в соответствии с процедурой транзита5.
Рис. 1. Количество дел об АП, возбужденных таможенными органами Российской Федерации в 1012—2021 гг.
Нормы гл. 16 КоАП РФ являются юридическим основанием административной ответственности в области таможенного дела. Фактическим основанием для наступления административной ответственности является реально совершенное событие нарушения таможенных правил, которое должно обладать совокупностью объективных и субъективных признаков (составом таможенного проступка):
— объект таможенного проступка;
— объективная сторона таможенного проступка;
— субъект таможенного проступка;
— субъективная сторона таможенного проступка.
В настоящее время наблюдается рост числа АП в таможенной сфере (Рис. 1). Чтобы сократить их число, следует: увеличить количество и качество профилактических мероприятий, направленных на выявление ситуации и мотивов, способствующих реализации АП; принять меры по повышению юридической грамотности как физических лиц, так и участников ВЭД.
1.3. Общая характеристика методов выявления административных правонарушений в области таможенного дела
Для выявления административных правонарушений в области таможенного дела таможенные органы применяют различные формы таможенного контроля, предусмотренные ст. 322 ТК ЕАЭС, а именно:
— получение объяснений;
— проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
— таможенный осмотр;
— таможенный досмотр;
— личный таможенный досмотр;
— таможенный осмотр помещений и территорий;
— таможенная проверка.
При проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе в соответствии с ст. 338 ТК ЕАЭС и ст. 238 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ6 применять следующие меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля:
1) проводить устный опрос;
2) запрашивать, требовать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля;
3) назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и (или) образцы товаров;
4) осуществлять идентификацию товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест;
5) использовать технические средства таможенного контроля, иные технические средства, водные и воздушные суда таможенных органов;
6) применять таможенное сопровождение;
7) устанавливать маршрут перевозки товаров;
8) вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем, совершаемых с ними таможенных операций;
9) привлекать специалиста;
10) привлекать специалистов и экспертов других государственных органов государств-членов;
11) требовать совершение грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств;
12) осуществлять таможенное наблюдение;
13) проверять наличие системы учета товаров и ведение учета товаров;
14) проверять маркировку товаров;
15) проводить изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов для проведения таможенной экспертизы.
Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, применяются самостоятельно или для обеспечения применения форм таможенного контроля.
В ходе административного расследования таможенными органами чаще всего в зависимости от состава правонарушения в соответствии с КоАП РФ осуществляются следующие процессуальные действия:
Опрашиваются свидетели АП, отбираются объяснения у лиц, в отношении которых ведется производство по делу, применяются меры обеспечения производства по делу (в соответствии с гл. 27 КоАП РФ).
В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ). Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, но несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.
Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо таможенного органа, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных ст. 26.9 КоАП РФ, должностному лицу соответствующего территориального таможенного органа.
Контрольные вопросы по главе 1
1. Из чего состоит законодательство об административных правоотношениях в области таможенного дела?
2. Что такое административное правонарушение?
3. Из каких элементов состоит административное правонарушение?
4. Кто является субъектом административного правонарушения?
5. Дайте общую характеристику мер выявления административных правонарушений в области таможенного дел, направленных на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств.
Тестовые вопросы по главе 1
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы расследования административных правонарушений таможенными органами. Учебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 №17-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2.1, части 1 статьи 2.2, части 3 статьи 11.15.1 и пункта 5 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности», подпунктов 36, 37, 39, 45 пункта 5 и подпунктов 1, 2, 8 пункта 7 требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, в связи с жалобой акционерного общества «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад»
3
Постановление Конституционного Суда РФ от 21.07.2021 №39-П «По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 2.1, части 2 статьи 2.2, части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Востокфлот»
4
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)