Технологии поиска и анализа данных в научных исследованиях. Учебно-практическое пособие

Д. Е. Прокудин, 2022

В настоящем пособии рассматриваются подходы и технологии информационного поиска, содержательного и интеллектуального анализа текстов. Пособие предлагает один из возможных подходов к выполнению научно-исследовательской работы в вузе, способствующий развитию способности формулировать цели и задачи исследования, выявлять приоритеты решения задач, оптимизации работы с информационными ресурсами и результативности научных исследований в магистратуре. Оно содержит практические задания и методические материалы к ним, выполнение которых направлено на формирование поисково-информационной компетентности магистрантов. Результаты выполнения заданий могут быть использованы магистрантами при подготовке рефератов, обзоров, аналитических отчетов, научных публикаций, учебных кейсов, списков источников и ключевых слов. Учебно-практическое пособие может быть использовано как в учебных целях, так и в профессиональной научно-исследовательской деятельности. Пособие подготовлено при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Технологии поиска и анализа данных в научных исследованиях. Учебно-практическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Кононова О.В., Прокудин Д.Е., 2022

© Институт Мира и исследования конфликтов, 2022

* * *

Введение

В связи с развитием современного информационного общества, характеризующимся всё возрастающими процессами информатизации и цифровизации, связанными с проникновением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы человеческой деятельности, актуальной задачей является формирование информационной культуры и цифровых компетенций на всех уровнях системы образования. На это нацеливают «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В связи с этим российские вузы разрабатывают и внедряют в образовательные программы учебные курсы или элементы, направленные на формирование цифровых компетенций, которыми должны обладать все выпускники для успешной деятельности в своей профессиональной сфере.

Для профессиональной подготовки будущих магистров формирование цифровых компетенций обусловлено не только применением ИКТ в будущей профессиональной деятельности, но и использованием цифровых технологий в своей научно-исследовательской деятельности в рамках обучения в магистратуре, результатом которой является подготовка и защита выпускной квалификационной работы. В целом, формирование цифровых компетенций для успешного проведения научно-исследовательской деятельности связано с процессами целенаправленного внедрения ИКТ в научную сферу деятельности, которые называют информатизацией. При этом эти технологии в информационном обществе являются одним из инструментов, необходимых для эффективного проведения научных исследований. Информатизация предполагает не только внедрение ИКТ в научную деятельность, но и подготовку будущих учёных к их применению. Что и должно осуществляться в магистратуре.

При подготовке специалиста к участию в научно-исследовательской деятельности одной из основных целей является формирование практических умений использования информационно-коммуникационных технологий в своей научно-исследовательской деятельности.

Достижение этой цели направлено на формирование информационной культуры как профессиональной компоненты учёного и исследователя, которая качественно выражается в формировании определённого уровня готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий в своей научной деятельности.

Формирование готовности возможно за счёт формирования следующих компетенций:

— формирование знаний основ применения ИКТ в своей дальнейшей научно-исследовательской деятельности;

— формирование умений использования ИКТ в информационно-библиографическом поиске;

— формирование умений использования ИКТ в поиске, извлечении и анализе необходимых для проведения исследования данных (в том числе из научных и иных публикаций);

— формирование основ использования ИКТ для научной коммуникации;

— активизация учёных и исследователей для решения задач информатизации своей предметной области.

Из перечисленных компетенций одной из важнейших является информационно-поисковая. Её формирование направлено на формирование знаний, умений и навыков поиска, выделения, обработки и анализа информации особого рода — контекстного знания в своей предметной области. Под контекстным знанием подразумевается умение правильно «читать» информационный научный контекст, извлекать и интерпретировать профессионально значимую информацию из любых источников.

Магистранты при проведении исследования часто сталкиваются с проблемой — необъятностью информационного пространства выбранной предметной области и пограничных областей. Особая сложность заключается в отборе именно той информации, которая станет необходимой и полезной для решения поставленных исследовательских задач. При этом информационная деятельность способствует активному участию магистранта в учебном процессе, получению им основательных знаний об информационных процессах, способности находить и использовать актуальные информационные источники в бумажном и электронном виде.

Поиск, отбор, систематизация и последующая интерпретация информации являются трудоёмкой комплексной работой, требующей знания соответствующих подходов, методик и технологий. Получение устойчивых навыков работы с информационными ресурсами происходит постепенно: требуется время не только на поиск и обработку информационных источников, но и на осознание сути, цели и порядка ее выполнения. Скорость развития навыков зависит как от наличия внутренней мотивации, так и от результативности научно-исследовательской работы магистранта. Повышение результативности возможно за счет использования специально разработанного для таких целей инструментария — технологий и сервисов поиска и обработки информационных источников (например, методов контекстного поиска и извлечения контекстного знания), основанных на использовании ИКТ. Инструментарий помогает выделить из доступного магистрантам цифрового информационного массива источники согласно предметной области и научным интересам, систематизировать, обобщить и сопоставить информацию из многих источников, получив субъективно или объективно новое знание.

Настоящее учебно-практическое пособие содержит практические задания и методические материалы к ним, выполнение которых направлено на формирование поисково-информационной компетентности магистрантов, а именно — умения самостоятельно и результативно выявлять и использовать контекстные знания, готовить тематические обзоры, проводить анализ научной литературы, составлять списки использованных источников, обосновывать актуальность темы исследования, формировать у магистрантов устойчивые навыки работы с распределенными цифровыми информационными ресурсами. Результаты выполнения заданий могут быть использованы магистрантами при подготовке рефератов, обзоров, аналитических отчетов, научных публикаций, учебных кейсов, списков источников и ключевых слов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Технологии поиска и анализа данных в научных исследованиях. Учебно-практическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я