На суд читателя представляется книга, написанная тренером по шахматам из Северной Америки Дэном Профитом. Прочитав ее, шахматист научится сам анализировать эндшпиль, находить в нем правильные планы и лучшие ходы. Изучит большинство типовых позиций, методов борьбы и приемов игры в окончаниях различных типов. Приобретет практические навыки в оценке и понимании эндшпиля. В результате станут понятными идеи и стратегические планы, применяемые в начале и середине шахматной партии во многих дебютных вариантах и схемах. Для закрепления пройденного материала и самостоятельной работы предлагаются для решения задачи и позиции из шахматных партий. Эта книга поможет многим шахматистам повысить свою квалификацию и овладеть техникой игры в окончаниях.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пешечный и легкофигурный эндшпиль предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Пешечный эндшпиль
Основу окончаний любого типа составляет пешечный эндшпиль. Главное отличие пешечного эндшпиля от других — в нем нет оценок “лучше у белых” или “немного лучше у черных”. Есть только одна оценка — “выигрыш” или “ничья”. В этом состоит простота и сложность пешечного эндшпиля. Изучение этого материала позволит заложить прочный фундамент в понимании и освоении шахматных окончаний.
Прежде, чем перейти к изучению стратегических идей и приемов игры в пешечном эндшпиле, рассмотрим одно окончание и сформулируем несколько общих принципов, составляющих основу шахматной игры.
Позиция 1. Ход белых выигрыш
Играя 1. b4. Белые одной пешкой задерживают две черные пешки a6 и b5 на ферзевом фланге и, в результате этого, получают преимущество на королевском фланге, так как пешки g2 и h2 могут свободно двигаться.
В этом ходе проявляется принцип: продвигай вперед ту пешку, которая сможет удержать две.
Если черные играют 1…Крe5 или 1… h5, лучший ход белых 2 g3.
Если черные играют 1…Крc6 с целью перевести короля на b6 и сыграть а6–а5, для образования проходной, белые отвечают ходом 2. g4.
В этом ходе проявляется принцип: если хочешь продвигаться быстрее вперед, надвигай ту пешку, перед которой нет неприятельской.
Пешки “g” и “h” должны продвигаться вперед следующим образом: g2 — g4, затем h2 — h4, g4 — g5 и, только теперь, h4 — h5.
В этих ходах проявляется принцип: пешки наиболее сильны, когда они стоят рядом на одной линии.
Играя 1. b4, белые смогли удержать черные пешки “a“ и “b”, так как они не стоят рядом на одной линии.
Внимательно изучив данный эндшпиль и сохранив в памяти, изложенные выше принципы, станут понятны многие идеи, связанные с пешечными маневрами.
2.1. Оппозиция
Ранее отмечалось: в эндшпиле король становится атакующей фигурой, принимающей самое активное участие в шахматном сражении. Очень часто исход партии зависит от того, где находятся короли соперников, т.е. от их взаимного расположения. Рассмотрим следующий пример:
Позиция 2. Ход белых выигрыш
Вариант 1.
1. Кре2 Кре7 (короли стремятся продвинуться ближе к центру, чтобы осуществить прорыв к пешкам соперника), 2. Кре3 Кре6 3. Кре4 (черные могут ответить 3…Крf6 или 3… Крd6). Белые стоят перед выбором: 4. Крd5 или 4. Крf4 на ход 3…Крf6 либо 4. Крf5 или Крd4 на ход 3…Крd6. Правильно 4. Крf4 и 4. Крd4, занимая оппозицию с выигрышем пешки “b” или “h”, а с ним и партии, так как черные не в состоянии помешать королю белых, проникнуть в свой лагерь.
Таким образом, если короли стоят друг напротив друга, и у одного из них есть выбор между продвижением вперед или возможностью не дать сделать это другому, то сторона, имеющая такой выбор, владеет оппозицией. Заметим, в позиции 2 короли соперников стоят друг напротив друга и между ними четное число полей (6).
Можно сделать вывод: если короли стоят друг напротив друга и число полей между ними четное, тот, чей ход, владеет оппозицией.
Вариант 2.
1. Кре2 Крf8, черные делают выжидательный ход.
Если теперь белые сыграют 2. Кре3 ответ черных будет 2. Кре7! Если 2. Крf3, то 2…Крf7! В обоих случаях черные займут оппозицию и выиграют партию.
Можно сделать вывод: если короли стоят друг напротив друга и число полей между ними нечетное, тот, чей ход, теряет оппозицию. Правильный ход белых 2. Крd3! и на 2…Кре7 сыграть 3. Кре3, занимая оппозицию и выигрывая партию.
Позиция 3. Ход белых выигрыш
1. Крd2 Крd8 (дальняя оппозиция) 2. Кре3 Кре7 3. Кре4 Кре6. Черный король сыграл правильно, с надеждой на ничью, но 4. е3! Крd6 5. Крf5 и, если 5…Крd5, то 6. е4+, если 5…Кре7, то 6. Кре5 и белые выигрывают.
Позиция 4. Ничья независимо от очереди хода
1. d4 Кре8 2. Крс7 d5 (жертва пешки дает возможность занять оппозицию, плохо 2…Кре7 ввиду 3. d5 Кре8 4. d6 с выигрышем) 3. Крс6 Кре7 4. Крd5 Крd7 ничья.
1…Кре8 2. d4 Крd8 3. d5 Кре8 4. Крс7 Кре7 5. Крс8! (после 5. d6+? Кре6 выигрывают черные) 5…Крd6 (5…d6? 6. Крc7 и белые выигрывают) 6. Крd8 ничья.
Существует несколько видов оппозиции: горизонтальная, вертикальная (позиция 3), диагональная, коневая. Рассмотрим примеры.
Позиция 5 (И. Бергер). Ход белых выигрыш. Ход черных ничья
1…е5! 2. Крс6 Крg6 (горизонтальная оппозиция). 3. Крd5 Крf7 (диагональная оппозиция). 4. Кре5 Кре7 (вертикальная оппозиция). 5. Крf5 Крf7 6. е5 Кре7 7. е6 7…Кре8 ничья.
1. е5! теперь оппозиция за белыми (горизонтальная). 1…Крf7 2. Крd7 Крf8 3. Кре6 Кре8 (вертикальная оппозиция), но она их уже не спасает. 4. Крf6 Крf8 5. е6 Кре8 6. е7 Крd7 7. Крf7 выигрыш.
Позиция 6 (И. Добиаш, 1926). Ход белых выигрыш
Если белые начнут действовать прямолинейно и займут горизонтальную оппозицию, они ничего не добьются: 1. Крd5 Крb4! (1. f4? Крс4 c ничьей) 2. f4 Крс3 (2. Кре5 Крс4 3. Крf6 Крd4. 4. Крg6 Кре4 с ничьей) 3. Кре5 Крd3. 4. Крf6 Кре4 ничья.
Значит, король белых должен располагаться таким образом, чтобы иметь возможность атаковать неприятельскую пешку “g” и продвигать свою пешку “f”, не подвергая ее нападению черного короля. Это можно осуществить, если король белых будет расположен на расстоянии хода коня от короля черных, т.е. займет коневую оппозицию.
1. Крd4! Крс6 (на 1…Крb4, 2. f4!) 2. Кре5 Крс5 3. f4 Крс4 4. Крf6 Крd4 5. Крg6 Кре4 6. f5 с выигрышем.
2.2. Поля соответствия. Метод треугольника
Рассуждая о полях соответствия, мы подразумеваем пешечные окончания, в которых при неподвижных пешках успех зависит от маневров королей. Поле соответствия — это такое поле на шахматной доске, заняв которое, один из королей вынуждает другого короля покинуть свое место. Это средство, с помощью которого один из соперников может прорваться в лагерь неприятеля или не позволить сделать это другому.
Позиция 7 (Н. Григорьев). Ход белых ничья
При внимательном рассмотрении видно — кто первый нападет на неприятельскую пешку, тот и проиграет партию. Следовательно, полю “b5” соответствует поле “a7”. Значит, короли должны маневрировать таким образом, чтобы занять свое поле соответствия только после хода соперника.
1. Крb4 Кра8 2. Крс4 Крb8 3. Крb4 Кра8. Каждый из королей бдительно охраняет поле “b5” и “a7”, поэтому партия заканчивается вничью.
Позиция 8 (К. Эберс,1930). Ход белых ничья
В этой позиции у белых нет возможности проникнуть в лагерь соперника, а черные могут это сделать через поле “c6” и “f3”. Следовательно, задача белых сводится к тому, чтобы не допустить проникновение короля черных в свой лагерь. Для этого необходимо определить поля соответствия. Полю “c6” соответствует поле “a5”. Полям “d7” и “d8” — поля “b4” и “a4”. Полям “e6”, “e7”, “e8” соответствуют поля “c3”, “b3”, “a3”. Полям “f5”(“h5”), “f6” (“h6”), “f7” (“h7”), “f8” (“h8”) соответствуют поля “d2”, “c2”, “b2”, “a2”. Если черный король будет находиться на “g5”, “g6”, “g7”, “g8”, то белый, соответственно, на “d1”, “c1”, “b1”, “a1”. Полю “g4” соответствует “e2 “. Поля “a8”, “b8”, “c8” не имеют особого значения, но черные могут их использовать, чтобы запутать неприятеля. Поэтому белые должны играть осторожно (ходить на “a5” или “b5”) с таким расчетом, чтобы при возвращении черного короля на “d7” или “d8”вовремя попасть на поля соответствия, определенные выше.
Итак: 1. Крb2 Крg8 2. Кра1! Крf8 3. Кра2 Кре7 4. Крb3 Крd7 5. Крb4 Крс6 6. Кра5 (белые не позволили сопернику прорваться через поле “c6”, и теперь черный король попробует это сделать через поле “g4”) 6…Крd7 7. Крb4 Кре6 8.Крc3 Крf6 9. Крс2 Крg5 10. Крd1 Крg4 11. Кре2. Белые и в этот раз предотвратили вторжение в свой лагерь. Ничья.
Позиция 9. Ход белых выигрыш
Если белые сыграют прямолинейно 1. c6+? черные ответят 1…Крс8! 2. Крd6 2…Крb8! Теперь ход 3. сb или 3. с7+ приводит лишь к ничьей.
Если в позиции будет ход черных, они попадут в невыгодное положение, так как не смогут препятствовать вторжению в свой лагерь белого короля. Таким образом, задача белых сводится к тому, чтобы передать ход сопернику.
Это можно сделать, используя метод треугольника. Белый король маневрирует по полям “d5”, “e5”, “d4” (треугольник) и передает ход черным.
1. Кре5 Крс6 (…Кре7? 2. с6 bc 3. b7 — выигрыш) 2. Крd4 Крd7 3. Крd5. Задача выполнена — в этой позиции уже ход черных. 3…Крс8 4. Кре6 (диагональная оппозиция) 4…Крd8 5. Крd6 (вертикальная оппозиция) 5…Крс8 6. Кре7 (коневая оппозиция)4…Крb8 7. Крd7 Кра8 8. с6! bc 9. Крс7 с5 10. b7+ выигрыш.
2.3. Правило квадрата. Блуждающий квадрат
Если во второй стадии шахматной партии — миттельшпиле — многое зависит от фантазии игроков, то в эндшпиле на первый план выходит точный математический расчет. Часто правильный и далекий расчет бывает неэкономичным и неоправданным. В некоторых пешечных окончаниях можно использовать несложные способы расчета вариантов, позволяющие быстро и эффективно определить исход борьбы, не прибегая к утомительным вычислениям.
Позиция 10. Ход белых выигрыш. Ход черных ничья
Проведем анализ позиции. Пройдет ли пешка в ферзи? Сможет ли черный король ее догнать? Начав длительные вычисления, соразмеряя в уме два различных маршрута движения черного короля и белой пешки, решение будет найдено. Но существует и другой, более простой способ, называемый правилом квадрата. Рассмотрим, в чем он заключается.
Во-первых, находим сторону нашего квадрата, как расстояние от пешки “g3” до поля ее превращения “g8”, включая поле “g3”. Во-вторых, мысленно строим квадрат: g4-g8-c8-c4, называемый “квадрат пешки”, и определяем, находится черный король в этом квадрате или нет. Если находится, то он эту пешку догонит, если не находится — не догонит.
1. g5 Крс4 2. g6 Крd5 3. g7 Кре6 4. g8Ф выигрыш.
1…Крc4 2. g5 Крd5 3. g6 Кре6 4. g7 Крf7 ничья.
Таким образом, если король находится в квадрате неприятельской пешки или при своем ходе может в него вступить — он догонит эту пешку, если не находится — не догонит.
Позиция 11. Ход белых ничья
1. с6! h5 2. Крb4! Крb6! (2…h4 3. Крс5 h3 4. Крd6 h2 5. c7 ничья) 3. Крс4 h4 (иначе король белых вступит в квадрат пешки) 4. Крd5 h3 5. Крd6 h2 6. c7 ничья.
Позиция 12. Ход белых выигрыш
На первый взгляд, кажется, что черные достигают ничьей. Их король находится в квадрате изолированных пешек “е4” и “g4”. Белый король сторожит пешку “а3” и на помощь своим пешкам придти не сможет. Однако это не так. В данном случае правило квадрата не применимо. На ход черных 1…Кре5, ответ белых. 2. g5! На ход 1…Крg5 2. е5! И пешки в состоянии себя защитить — при взятии одной из них король выйдет из квадрата другой. Пешка же черных гибнет. Выигрыш.
Следует помнить, что правило квадрата применимо в тех случаях, когда в борьбе принимают участие король и неприятельская пешка. В тех случаях, когда на шахматной доске присутствуют другие фигуры или можно рассчитывать на помощь своего короля, правило квадрата применимо не всегда.
Из предыдущего примера видно, если расстояние между изолированными пешками одно поле они обладают защитными ресурсами и успешно противостоят фронтальному нападению короля соперника. Но обладают ли они так же атакующими ресурсами? Могут ли они самостоятельно, без посторонней помощи, продвигаться в ферзи? Оказывается, что, в некоторых случаях, могут. Существует правило, позволяющее определить способность изолированных пешек без посторонней помощи пройти в ферзи.
Правило “блуждающего квадрата”: если общий квадрат изолированных пешек достигает края доски или выходит за ее пределы — пешки могут двигаться в ферзи самостоятельно.
Позиция 13. Ход белых выигрыш
Построим квадрат пешек “e5”и “h5”, стороной которого будет расстояние между ними. Получаем: е5-h5-h8-е8. По мере продвижения пешек вперед положение этого квадрата также будет меняться, отсюда и название — “блуждающий квадрат”. В нашем случае нижняя граница квадрата h8-е8 достигает края доски, значит, пешки без помощи своего короля могут пройти в ферзи.
1. е6 Крf6 2. h6 Крe6 3. h7 выигрыш.
(2…Крg6 3. e7 Крf7 4. h7 выигрыш).
Из примера видно: каждый раз необходимо двигать ту пешку, которая наиболее удалена от неприятельского короля. Если нижняя граница квадрата изолированных пешек не достигла края доски и пешкам не может помочь свой король, в этом случае большое значение имеет расстояние между пешками.
Позиция 14. Белые выигрывают независимо от очереди хода
Первый ход белых. 1. Кра4 d4 2. Крb3! (2. Кра5?? d3! выигрывают черные) 2…а4+ 3. Кра4 d3 4. Крb3 и белые выигрывают.
Первый ход черных. 1…d4 2. Крс4 а4 2. Крd4 a3 3. Крс3 и белые выигрывают.
Когда расстояние между изолированными пешками 2 поля, а нижняя граница их квадрата не достигла края доски, и пешкам не может помочь свой король, то такие пешки не погибнут, если достигнут 5-ой (4-ой) горизонтали (считая от своего лагеря).
Позиция 15. Ход белых выигрыш
1. Крf6 d6 (1…d5? 2. Кре5 и пешки гибнут) 2. Крf5! (2. Кре6? h5! и черные выигрывают) 2…h6! 3. Крf6 h5 (3…d5 4. Кре5) 4. Крg5 выигрыш.
Когда расстояние между изолированными пешками 3 поля, а нижняя граница их квадрата не достигла края доски, и пешкам не может помочь свой король, то такие пешки не погибнут, если достигнут 4-ой (5-ой) горизонтали (считая от своего лагеря).
Следует помнить, если неприятельский король находится на таком поле, c которого он может уничтожить одну из пешек, в этом случае правило “блуждающего квадрата” для изолированных пешек не применимо!!!
2.4. Критические поля проходной пешки
Проходной пешкой называют такую пешку, которая может пройти в ферзи, не встретив на своем пути помех со стороны неприятельских пешек.
В начале книги отмечалось, что основной целью игры в эндшпиле является проведение пешки в ферзи. Цель будет достигнута, если, во-первых: имеется проходная пешка и, во-вторых: ей не сможет помешать выполнить свою задачу неприятельский король.
Позиция 16. Белые выигрывают независимо от очереди хода
В этой позиции белый король на поле “d7” выполняет две функции. Защищает пешку “e6”и контролирует поле ее превращения “e8”. Находясь на поле “e7” или”f7”, он с успехом выполнит то же самое. Такие поля перед пешкой “е6” называются критическими полями. Если белый король сможет захватить одно из этих полей, белые смогут провести пешку в ферзи и выиграть партию. Таким образом, борьба за превращение пешки в ферзи сводится к борьбе за критические поля проходной пешки. Сильнейшая сторона стремится занять одно из этих полей, слабейшая — не пропустить на них соперника.
Позиция 17. Критическими полями пешки являются поля “b4”, ”c4”, ”d4”
Позиция 18. Критическими полями пешки являются поля “c5”, “d5”,”e5”
Позиция 19. Критическими полями пешки являются поля “d6”, “e6”, “f6”
Позиция 20. Критическими полями пешки являются поля “e6”, “f6”, “g6”, “e7”, “f7”, “g7”
Позиция 21. Критическими полями пешки являются поля “f7”, “g7”, “h7”
Позиция 22. Критическими полями пешки являются поля “g7”, “g8”
Позиция 23 (Ф. Дюран, 1871). Ход белых выигрыш
Определим критические поля пешки “e2”. Такими полями являются “d4”, “e4”, “f4”. Если черные не позволят белому королю занять одно из этих полей, они добьются ничьей.
1. Крd2 Кре7 2. Крd3 Крd6 3. Кре4 (критическое поле занято!) 3…Кре6 (черные получили оппозицию), но 4. е3! Пешка продвинулась вперед, а вместе с ней и ее критические поля. Теперь ими стали поля “d5”, “e5”, “f5”. 4…Крd6 5. Крf5 (занимая критическое поле) 5…Крd7 6. Крf6 (подготавливая ход е4) 6…Крd8 7. е4 (пешку продвигаем вперед только после того, когда мы завладели новым критическим полем!) 7…Крd7 8. е5 (король находится на критическом поле!) 8…Кре8 9. Кре6 (занимая оппозицию и критическое поле) 9…Крf8 10. Крd7 (занимая критическое поле) и пешка беспрепятственно проходит в ферзи. Выигрыш.
2.5. Критические поля блокированной пешки
Блокированной называется такая пешка, движение которой вперед преграждается стоящей непосредственно перед ней неприятельской фигурой или пешкой. Система критических полей блокированной пешки существенно отличается от критических полей изолированной пешки.
Позиция 24
Критическими полями пешки “e4” являются поля “b4”, “c4”, “d4”, “f4”, “g4”, “h4”. Критическими полями пешки “e5” являются поля “b5”, “c5”, “d5”, “f5”, “g5”, “h5”.
Обычно план игры в позициях с блокированными пешками состоит из двух частей. Каждая из сторон стремится, во-первых, выиграть неприятельскую пешку, во-вторых, провести свою пешку в ферзи. Первая часть плана заключается в захвате критических полей блокированной пешки соперника, вторая часть — ее уничтожение и овладение одним из критических полей своей изолированной пешки.
Позиция 25. Белые выигрывают независимо от очереди хода
Если играть прямолинейно и пытаться провести пешку “c6” в ферзи, положительного результата мы не получим.
1. Кре6 Крс8! (диагональная оппозиция) 2. Крd6 Крd8! 3. c7+ Крс8! 4. Крс6 пат.
Чтобы выиграть, белым необходимо: пожертвовать свою пешку “c6”, занять критическое поле пешки “b6” (“d6” или “c6”) и уничтожить ее, занять критическое поле пешки “b5” и провести ее в ферзи.
Ход белых 1. Кре6 Крс8 2. с7! Крс7 (2…Крb7 3. Крd7 Кра7! 4. с8Л! выигрыш)
3. Кре7! На любой ответный ход черных белые занимают оппозицию с выигрышем пешки “b6” и вместе с ней партии.
Ход черных 1…Крс8 2. с7 Крс7 3. Кре6 и далее, как в предыдущем варианте, если 2…Крd7, то 3. с8 Ф+! Крс8 4. Крс6 занимая критическое поле пешки “b6”, выигрывая ее и вместе с ней партию.
Позиция 26. Ход черных ничья
Определяем критические поля блокированных пешек. Для пешки “d4” — это поля “b4”, “c4”, “e4”, “f4”. Для пешки “d5” — “b5”, “c5”. “e5”, “f5”. Из анализа видно, что белому королю еще предстоит занять критическое поле пешки “d5”, а черный король уже находится на критическом поле пешки “d4”и, значит, сможет ее выиграть. Таким образом, план игры белых сводится к следующему. После выигрыша пешки “d4” у черных образуется изолированная пешка “d5” с критическими полями “c3”, “d3”, “e3”. Значит, белый король должен занять критические поля пешки “d5” или не пропустить к ним короля соперника, и тогда будет ничья.
1…Кре3! (1…Кре4? 2. Крс5! и выигрывают уже белые) 2. Крс3! Кре4 3. Крс2! Крd4 4. Крd2! занимая вертикальную оппозицию и не пропуская черного короля к критическим полям пешки “d5” ничья.
2.6. Отдаленная проходная пешка
Проходная пешка, находящаяся вдалеке от основного места сражения, называется “отдаленной проходной”. Сторона, имеющая проходную пешку или возможность ее образования, в пешечных окончаниях получает преимущество и отличные шансы на победу. В позициях такого типа план игры для сильнейшей стороны следующий: отвлечь неприятельского короля от выполнения своих обязанностей движением отдаленной проходной и, как результат, проникнуть королем в тыл соперника к его пешкам и уничтожить их.
Позиция 27 (Н. Григорьев). Ход белых выигрыш
В этой позиции выигрыш белым достичь несложно. Необходимо:
1. надвинуть пешки вперед при поддержке своего короля
2. образовать проходную пешку
3. движением проходной отвлечь короля черных от защиты пешек ферзевого фланга
4. прорваться своим королем к неприятельским пешкам и уничтожить их
Вариант 1
1. d4 а6 2. Кре4 b5 3. c5+! Кре6 4. d5+ Крd7 5. Кре5 Кре7 6. d6+ cd 7. cd+ Крd7 8. Крd5 Крd8 9. Крc6 с выигрышем пешки “b6” и партии.
Вариант 2
1. d4 a5 2. ba ba 3. Кре4 Кре6 4. d5+ Крd6 5. Крd4 Крd7 6. c5 Кре7 7. Крc4 Крd7 8. Крb5 белые выигрывают пешку “a5” и с ней партию.
Позиция 28 (Г. Фарни). Ход белых выигрыш
У черных пешечное превосходство на ферзевом фланге, четыре пешки против трех, однако его для победы не достаточно. Из-за сдвоенных пешек “c5” и “c4”у черных нет возможности образовать отдаленную проходную. Этим могут воспользоваться белые и успешно завершить партию в свою пользу.
1. Крf3 b4 2. Крe3 a4 3. Крf3 bc 4. bc Кре6 (у черных иссякли ходы пешками) 5. Крf4 5…Крf6 6. е5+ Кре6 7. Кре4 Кре7 8. Крd5 уничтожая пешки черных и выигрывая партию.
Позиция 29 (Денеш). Ход белых выигрыш
При поверхностном рассмотрении позиции может показаться, что у черных преимущество, так как:
1. их король находится в центре доски
2. ходом “c5” они получают связанные проходные пешки “c5’ и “d4”
3. у белых сдвоенные пешки “a4” и “a5”
Однако на это у белых есть серьезное возражение, которое в корне меняет оценку позиции и конечный результат партии. Это возможность создания отдаленной проходной по линии “h”.
1. h4 Крe4 2. h5 gh 3. gh (отдаленная проходная) 3… f5 4. Крd2! c5 5. Крd3 (у черных нет хороших ходов. Цугцванг!) 5…f6 6. h6 Крg6 7. f5+! Крh6 8. fe Крg7 (вступая в квадрат пешки “e6”) 9. e7! Крf7 10. ef Кре8 11. Крс4 Крd7 (f7) 12. a6! ba 13. a5! ( опять цугцванг!) 13…Кре8 14. Крс5 d3! 15. Крd6! (15…Крf7 16. Крd7 d2 17. е8Ф+ выигрыш) 15…d2 16. Кре6 и мат следующим ходом.
2.7. Прорыв пешечной цепи
Прорыв пешечной цепи — это тактический прием, позволяющий жертвой своих пешек и отвлечением неприятельских, получить проходную пешку и открыть ей путь в ферзи.
Факторами, определяющими возможность осуществления прорыва, являются:
1. пешки находятся близко к полю превращения
2. у соперника двоенные пешки
3. собственные пешки могут создать преграду королю для задержания проходной пешки соперника
2.8. Пешки находятся близко к полю превращения
Позиция 30. Ход белых выигрыш
Черный король находится далеко от места сражения и не может прийти на помощь своим пешкам.
1. b6! ab 2. c6! bc 3. a6 и пешка проходит в ферзи выигрыш.
1…cb 2. a6! ba 3. c6 и пешка проходит в ферзи выигрыш.
Позиция 31. Ход белых выигрыш
Близость белых пешек к полю превращения и невозможность черного короля вступить в квадрат пешки “a” после хода белых, решает исход борьбы в пользу белых.
1. а6! Крd6 2. b6! ab 3. a7 Крc7 4. a8Ф выигрыш.
2…Крс6 3. ba Крс7 4. a7Ф выигрыш.
Позиция 32 (К. Сальвиоли). Ход белых выигрыш
1. d5! ed (если 1…Крс5, то 2. d6! получая защищенную проходную с выигрышем)
1. f5 gf (если 2…Крс5, то 3. f6! Крс6 4. e6! с выигрышем) 3. e6! fe 4. h5 f4 5. g6 f3 6. Крd2 hg 7. h6! (только так! пешка проходит в ферзи и с поля “h8” будет осуществлен контроль над полем “a1”) с выигрышем.
Таким образом, можно сделать вывод: если король соперника не может своевременно принять участие в борьбе, то прорыв возможен и в позициях с минимальным числом пешек, находящихся на неприятельской территории.
2.9. У соперника сдвоенные пешки
Позиция 33 (Барац — Шенман, 1927). Ход белых выигрыш
В партии было: 1. b6 Кра6 2. h3? e3 3. Крd3 Крb5 4. Кре3 Крс5 5. h4 Крd5 6. Крd3 6…Крс5 7. g4 fg 8. f5 Крd6 9. fg Кре6 10. h5 g3 11. Кре3 f5 ничья.
Однако если бы белые обратили внимание на нарушенную конфигурацию черных пешек на королевском фланге, они могли добиться победы.
1. h4! e3 2. Крd3 Крb5 3. g4! fg 4. f5 gf 5. Кре3 Крс5 6. h5 и пешка проходит в ферзи. Выигрыш.
Позиция 34 (Помар — Куадрас, 1974). Ход черных выигрыш
Как и в предыдущей позиции, наличие сдвоенных пешек у одной из сторон, позволяет другой стороне провести пешечный прорыв.
1…f4! 2. Крd5 (2. ef h4! 3. gh g3! 4. fg e3 и пешка проходит в ферзи. Выигрыш) 2…h4! 3. Кре4 f3! (3…h3?? 4. gh gh 5. Крf3 и белые выигрывают) 4. gf h3! и пешка проходит в ферзи. Выигрыш.
Позиция 35 (Хавази-Реко, 1976). Ход черных выигрыш
Неверно рассчитав варианты, в этой позиции черные признали себя побежденными (1…a4? 2. ba c4 3. b3! и белые выигрывают), хотя при правильной игре выигрыш был бы на их стороне.
1…с4! 2. bc (2. dc a4! 3. ba b3, 4. cb d3 и черные выигрывают) 2…a4 2. c5 a3 4. ba 4…ba 5. c6 a2 6. c7 a1Ф 7. c8Ф Фf1+ 8. Крg3 Фf4+ 9. Крh3 Фf3+ 10. Крh2 Фf2+ 11. Крh3 Фh4+ 12. Крg2 Фg4+ 13. Фg4 Крg4, выигрывая пешку “h5” и партию.
2.10. Собственные пешки могут создать преграду королю для задержания проходной пешки соперника
Позиция 36 (Г. Мароци). Ход белых выигрыш
1. e4! Крd4 (если 1…fe, то 2. f5 Крd5 3. Крd2 с выигрышем) 2. ef Крd5 3. Крd2 с последующим “f6” и выигрышем.
В этой позиции прорыв стал возможным благодаря черной пешке “d6”, создавшей преграду на пути движения собственного короля.
Позиция 37 (Вайтхид). Ход белых выигрыш
Наличие проходной пешки “a6” должно обеспечить белым победу. Но пока она находится в опасности, и приходится принимать решительные меры, чтобы обеспечить ее неприкосновенность.
1. d4! cd (на 1…Крb6, решает 2. d5 и 3. e6) 2. с5! (теперь пешки “a6” и “c5” неприкосновенны!) 2…g4 3. Крd4 g3 4. Крe3 h5 5. Крf3 h4 6. Крg2 и черные пешки гибнут. Пешка “c7” сослужила черным плохую службу. Выигрыш.
Позиция 38 (А.Троицкий, 1913). Ход белых выигрыш
У белых есть возможность образовать отдаленную проходную по линии “a”. Если сразу сыграть 1. a4?, то последует 1…ba 2. ba Крg3 3. a4 h5 4. a5 h4 5. a6 h3 6. a7 6…h2 мат.
Если 1. Крg2? Крg5 2. a4 ba 3. ba Крf6 4. a4 Кре7! (4…Кре5? 5. d6! cd 6. c6! dc 7. a5 и пешка проходит в ферзи) 5. Крf3 Крd8 ничья.
Анализ вариантов, приведенных выше, показывает, что белые смогут выиграть, если не позволят черному королю вступить в квадрат пешки “a”.
1. f6!! gf 2. Крg2 (иначе 2…Крg3 с угрозой мата на поле “h2”) 2…Крg4 3. a4 ba 4. ba 4…Крf5 5. a4! (еще не время играть 5. d6 cd 6. c6 dc 7. a4, из-за 7…Кре6 и король в квадрате пешки “a”) 5…Кре5 6. d6! (но не 6. с6? 6…d6 7. a5 Крd5) 6…cd 7. c6! dc 8. a5 Крd5 9. a6! выигрыш.
2.11. Метод “отталкивание плечом”
Прежде, чем перейти к изучению этого метода, рассмотрим особенность конфигурации шахматной доски.
Король, находящийся на поле “d1”, достигнет поля “a4” за три хода, двигаясь по кратчайшему расстоянию — диагонали “d1” — “a4”. Поля “d8” — за семь ходов, двигаясь по вертикали “d1” — “d8”. Существуют и другие маршруты движения, позволяющие королю с поля “d1” достичь поля “d8” за семь ходов. Необходимо лишь, чтобы он:
1. при движении не выходил за границы фигуры, образованной расстояниями по диагоналям с вершинами в пунктах “d1” — “a4” — “a5” — “d8” — “g5” — “g4”
2. переходил с одной горизонтали на другую.
Например, королю, находящемуся на поле “c1”, требуется семь ходов, чтобы попасть на поле “g8”, передвигаясь по маршруту “c1” — “d2” — “e3” — “f4” — “g5” — “h6” — “h7” — “g8”. Однако, он может выбрать и любой другой маршрут, не выходящий за границы фигуры с вершинами в пунктах “c1” — “b2” — “b3” — “g8” — “h7” — “h6”.Возможный маршрут: “c1” — “b2” — “c3” — “d4” — “e5” — “e6” — “f7” — “g8”. Те же семь ходов! Таким образом, в случае необходимости, движение короля по вертикали или горизонтали можно заменить движением по ломаной линии.
Позиция 39 (Шлаге — Ауэс, 1921). Ход белых выигрыш
В этой позиции белые через пять ходов могут уничтожить неприятельскую пешку “a7”, выбрав при этом любой маршрут следования.
Например: Крf7 — e7 — d7 — c7 — b7 или Крf7 — e7 — d6 — c7 — b7
Если белые сыграют прямолинейно и направятся на выигрыш пешки, черные успеют занять своим королем поле “c7” в тот момент, когда белые заберут пешку “a7” и в результате — ничья. Значит, белые должны играть таким образом, чтобы одновременно двигаться к пешке “a7” и не допустить проникновения черного короля на поле “c7”. Это можно сделать, используя геометрическую особенность шахматной доски, о которой упоминалось выше.
1. Кре6! Крс3 2. Крd5! Крb4 3. Крс6! (не подпуская короля черных к защите пешки “a7”) 3…Кра5 4. Крb7 Крb5 5. Кра7 Крс6 6. Крb8 и пешка благополучно проходит в ферзи. В этой позиции белые смогли выиграть благодаря маневру своего короля, получившего название метод “отталкивание плечом”.
Позиция 40 (Г. Адамсон, 1915). Ход белых выигрыш
Если белые начнут движение к черной пешке, то же сделают и черные.
В результате обе пешки погибнут. Ничья.
1. Крd7? Крb6 2. Кре6 Крс5 3. Крf5 Крd4 4. Крg6 Кре4! 5. Крh6 Крf4. Ничья. Правильно 1. Крс7! Кра6 2. Крс6 Кра5 3. Крс5 Кра4 4. Крс4 Кра3 5. Крс3 Кра2 6. Крс2 Кра3! 7. g3!! Изумительный по красоте ход! (7. g4?? Крb4 8. Крd3 Крс5 9. Кре4 Крd6 10. Крf5 h5! ничья) 7…Крb4 8. Крd3 Крc5 9. Кре4 Крd6 10. Крf5 Крd5 11. g4! выигрыш.
Позиция 41 (М. Зинар). Ход белых выигрыш
План игры белых в этой позиции можно разделить на три части:
1. не допустить короля черных к защите своей пешки
2. уничтожить неприятельскую пешку “b7”
3. провести свою пешку “a2” в ферзи
1. Кре2! (если 1. Крс4, то 1…Крf2 2. Крb5 Кре3 3. Крb6 Крd4 4. Крb7 Крс4 ничья) 1…Крg2 (если 1…b5, то 2. а3! Крg2 3. Кре3! (не подпуская неприятельского короля к защите пешки. Через несколько ходов она погибнет и пешка “а” пройдет в ферзи. Выигрыш) 2. а4! Крg3 3. Кре3! b6 (если 3…Крg2, то 4. а5! с выигрышем.) 4. Кре4! (занимая коневую оппозицию и вскоре уничтожая неприятельскую пешку). Играя четко и последовательно, белые смогли выполнить свой план и получили выигрышное положение.
2.12. Пространство и время
Многолетняя история развития шахмат доказывает существование неразрывной связи между пространством и временем в процессе игры. Выигрыш времени позволяет быстрее активизировать фигуры и получить больше пространства и возможностей для маневров своих сил и, тем самым, ограничить свободу передвижения сил противника. Борьба за получение преимущества в пространстве это один из важнейших принципов шахматной стратегии, позволяющий добиться позиционного перевеса. В качестве иллюстрации, рассмотрим следующий пример.
Позиция 42 (Л. Прокеш). Ход белых ничья
На первый взгляд, положение белых кажется безнадежным, так как пешка “a2” гибнет, а неприятельскую пешку “a6”-не догнать. Но, выход есть!
После взятия черным королем пешки “a2”, белым необходимо, используя метод обхода, попытаться его “зажать” по линии “а”. Однако для этого им не хватает нескольких темпов. Осуществляя нападение на черную пешку “a6” и заставляя ее двигаться, это время можно выиграть и пробраться на поле “c2”.
1. Крb7 a5 2. Крc6 a4 3. Крd5 a3 (если 3…Крb2, то 4. Крс4 Кра2 5. Крс3 с ничьей) 4. Кре4 Крb2 5. Крd3 Кра2 6. Крс2 ничья.
Таким образом, используя угрозу уничтожения черной пешки, белые выиграли время и получили пространство для проникновения в лагерь соперника, что позволило оттеснить неприятельского короля на линию “a”и успешно закончить партию.
Позиция 43 (И. Хашек, 1928). Ход белых выигрыш
Преимущество в пространстве и далеко продвинутая пешка “a6”должны обеспечить белым победу. Их задача сводится к уничтожению черной пешки “a7” и проведении своей пешки “a6” в ферзи. Но эта задача осложнена тем, что, черные могут осуществить “зажим” белого короля на поле “a7”. Поэтому, маневрируя своим королем, белые должны уничтожить неприятельскую пешку “a7’ и успеть занять одно из ее критических полей.
1. Крс6 Кре5! (если 1…Крf4? то 2. Крb7! и пешка белых раньше проходит в ферзи) 2. Крс7! (2. Крb7? Крd6 3. Кра7? Крс7! ничья) 2…Крd5 3. Крd7! Ке5 4. Крс6! (черные в цугцванге! На любой их ответ белые через несколько ходов уничтожат пешку “a7”, займут критическое поле пешки “a6” или поле “b7” и проведут ее в ферзи). Выигрыш.
Позиция 44. Ход белых выигрыш
Благодаря преимуществу в пространстве (белые пешки находятся близко к полю превращения) и ограниченной подвижности черного короля (он вынужден сторожить пешки “a7´и “b6”), белые могут осуществить выигрывающую комбинацию.
1. Крg6! (1. Крg7? h5! и черные выигрывают) 1…Кра8 2. Крf5 h5 3. Кре6 h4 4. Крd7 4…Крb7! 5. а8 Ф+! Кра8 6. Крc7 h3 7. b7+ и пешка проходит в ферзи с выигрышем.
Позиция 45 (Ф. Прокоп, 1943). Ход белых выигрыш
План игры белых в этой позиции можно разделить на несколько этапов:
1. получить преимущество в пространстве
2. уничтожить неприятельскую пешку “h7”
3. не позволить сопернику “зажать” белого короля на поле “h7”
4. занять своим королем критическое поле пешки “h6”(поле “g7”) и провести ее в ферзи
1. Крb4! (захватывая пространство)…Крb2 2. с5! (захватывая пространство) 2…Крс2 3. Крс4! (3. Крb5? Крd3!) 3…с6 4. Крd4 Крb3 5. Кре5 Крс4 6. Крf6 Крd5! (с идеей “зажима” белого короля по линии “h” после потери пешки “h7”) 7. Крf7! (7. Крg7? Кре6! 8. Крh7 Крf7! ничья) 7…Кре5 8. Кре7! Крd5 9. Крf6! черные не в состоянии помешать уничтожению пешки “h7” и проведении пешки “h6” в ферзи. Выигрыш.
Позиция 46 (Г. Венинк, 1924). Ход белых выигрыш
Проведем анализ позиции. Чтобы уничтожить пешку “b5” и провести пешку “b4” в ферзи, белым потребуется девять ходов. Черные успеют расправиться с пешкой “g2” и провести свою пешку “f4” в ферзи за шесть ходов. Выигрыш у черных.
Если белые попытаются сразу разменять пешку “g” на пешку “f” ходом 1. g3? то 1…fg 2. Крg3 и завладеть оппозицией с выигрышем пешки “b5”, этого для выигрыша будет не достаточно, так как черные успеют не допустить белого короля к критическим полям пешки “b4” и в итоге ничья.
Значит, белые должны построить свою игру таким образом, чтобы в момент взятия черным королем пешки “g2”, белый король имел возможность взятия черной пешки на поле “f4”. Эта задача выполнима, если белые получат преимущество в пространстве и оттеснят черного короля от пешки “f4”.
1. Кре4 Крg4 2. Крd5! Крh5! (занимая горизонтальную оппозицию)
Вариант 1. 3. Крс6! Крg5 (черные вынуждены расстаться с оппозицией) 4. Крс5! (4. Крb5? Крg4! и пешки одновременно проходят в ферзи. Ничья) 4…Крg4 5. Крd6! (начиная оттеснять черного короля от пешки “f4”) 5…Крg3 6. Кре5 Крg4 7. Крf6 7…Крg3 8. Крg5 Крg2 9. Крf4 выигрыш (если 7…Крh4, то 8. Крf5 Крg3 9. Крg5 Крg2 10. Крf4 выигрыш).
Вариант 2. 3. Крс6! Крg6 4. Крb5 Крg5 5. Крс5 Крg4 6. Крd4! (выполняя намеченный план) 6…Крg3 7. Кре4! выигрыш.
2.13. Игра на пат
Игра на пат это один из тактических приемов, который использует слабейшая сторона для получения ничейной позиции. Чаще всего это удается сделать в пешечных окончаниях. Так как в таких окончаниях на доске остается ограниченное количество фигур, у слабейшей стороны появляются шансы на спасение.
Позиция 47 (А. Селезнев, 1930). Ход белых ничья
Положение белых выглядит безрадостным. Не проходит 1. Крс4 из-за ответа 1…а6! и, постепенно вытесняя белого короля, черные выигрывают. Но спасение есть! Ничья достигается неожиданным тактическим маневром.
1. а5! b5! (1…ba?? 2. Крb2! ничья, так как белый король находится на критическом поле пешки “a”) 2. a6! Крd5 3. Крb4 Крc6 4. Кра5! Крс5 пат.
Позиция 48 (Л. Куббель,1922). Ход белых ничья
На первый взгляд, черные должны победить, так как:
1. пешки “b5” и “d7” в состоянии сами себя защитить
2. черный король, не связанный защитой пешек, может расправиться с белыми пешками “a5” и “a6”.
Однако, план избранный белыми, опровергает эту оценку.
1. Крd4! (с угрозой выигрыша пешки “b5”) 1…d6! 2. Крс3 d5! 3. Крd4 b4! (пешки защищают друг друга) 4. Крd5!! b3 5. Крc6! (грозит 6. а7 с выигрышем) 5…Крb8 6. Крb6 b2 7. a7+ Кра8 8. Кра6!! b1Ф пат.
Позиция 49 (Л. Прокеш). Ход белых ничья
Наличие лишней пешки и возможность образования проходной, должны обеспечить черным выигрыш. У белых остается единственная возможность помешать этому — создавая угрозу выигрыша пешки “d”, попытаться создать патовое “гнездо” в центре доски.
1. Крg6 d5 2. Крf5 (2. Крg5?? d4! и черные выигрывают) 2…Крd7 3. Кре5 Крс6 4. Крd4! Крd6 пат.
Позиция 50 (А. Шерон, 1952). Ход белых ничья
1. Крg6! (цель, преследуемая белыми, станет ясна позднее) 1…а3 2. h6 a2 3. h7 3…a1Ф 4. h8Ф+! Фh8 5. f6!! (теперь становится понятен замысел белых. Черный ферзь в “капкане”! цугцванг!) 5…h3 6. е5 Фh4 пат или 5…e5 6. h3 Фf6 7. Крf6 пат.
2.14. Проведение и превращение пешек
Основной задачей пешечного эндшпиля является проведение пешки до последней горизонтали и превращение ее в ферзя. Сторона, справившаяся с этой задачей, получает материальное преимущество, которого, обычно, достаточно для победы. При возникновении на доске ферзей, характер борьбы в эндшпиле резко меняется. Появляется возможность создания матовых угроз сопернику, выигрыша его фигур или размена ферзей, с целью перехода в более выгодное пешечное окончание. Поэтому, играющим очень важно учитывать возникающие, вследствие этого, возможности и постараться использовать их наиболее эффективно.
Позиция 51 (Н. Григорьев, 1928). Ход белых выигрыш
Вариант 1. 1. Крd4! b5 2. f4 b4 3. f5 b3 4. Крс3! (угрожая остановить движение черной пешки) 4…Кра3 5. f6 b2 6. f7 b1Ф 7. f8Ф+ Кра2 8. Фа8 мат (7…Кра4 8. Фа8+ 8…Крb5 9. Фb8+ и черный ферзь гибнет. Выигрыш).
Вариант 2. 1. Крd4! Крb5 2. Крd5! Кра6 3. f4! Крb7 4. f5 Крс7 5. Кре6! Крd8 6. Крf7 b5 7. f6 b4 8. Крg7 b3 9. f7 с выигрышем.
Позиция 52 (А. Ринк, 1922). Ход белых выигрыш
План игры белых в этой позиции состоит из двух частей:
1. Создавая угрозу выигрыша пешки “h6”, завлечь черного короля в угол доски на поле “h8”
2. Используя неудачное положение черного короля на поле “h8”, осуществить пешечный прорыв на ферзевом фланге и провести свою пешку “b” в ферзи, матуя короля соперника
1. Крg5 Крf7 2. Крh6 Крg8 3. g3!! Крh8 4. g4 Крg8 5. g5 Крh8 6. c4! bc 7. b5 c3 8. b6 8…c2 9. b7 с1Ф 10. b8Ф мат.
Позиция 53 (К. Альбрехтсен, 1902). Ход белых выигрыш
1. а5 f4 (если 1…Крd6? то белые уничтожат обе черных пешки и пешка “c3” пройдет в ферзи) 2. Крg4 Кре4 3. a6 f3 4. a7 f2 5. a8Ф f1Ф 6. Фе8+ Крd3 7.Фb5+ и черные теряют ферзя. Выигрыш.
Позиция 54 (А. Селезнев, 1927). Ход белых выигрыш
1. Крс4! Крf4 2. d5 Кре5 3. Крс5 a4 4. d6 Кре6 5. Крс6 а3 6. d7 a2 7. d8Ф a1Ф 8. Фе8+ Крf6 9. Фh8+ и черный ферзь гибнет. Выигрыш.
(3…f4 4. d6 Кре6 5. Крc6 f3 6. d7 f2 7. d8Ф f1Ф 8. Фе8+ Крf6 9. Фf8+ с выигрышем ферзя и партии).
Позиция 55 (Н. Григорьев, 1938). Ход белых выигрыш
Вариант 1.1. Кре7 a3 2. f5 a2 3. f6 a1Ф 4. f7+ Крg7 5. f8Ф+ Крg6 6. Фf7+ Крg5 7. Фg8+ Крf4 8. Фg4+ Кре5 9. Фg7+ и черный ферзь гибнет. Белые выигрывают.
Вариант 2. 1. Кре7 с3 2. f5 c2 3. f6 c1Ф 4. f7+ Крg7 5. f8Ф+ Крg6 6. Фg8+ Крf5 7. Фе6+ Крf4 8. Фh6+ с выигрышем ферзя и партии.
Позиция 56 (Л. Прокеш, 1948). Ход белых выигрыш
1. с7 g2 (если 1…gf, то 2. c8Ф f1Ф (если 2…ed, то 3. Фе6+ Крd4 4. Фb6+ Крс3 5. Фс5+ с выигрышем) 3. Фс4+ Кре5 4. d4+ с выигрышем) 2. c8Ф g1Ф 3. Фс4+ Кре5 4. Фс5+ Крf4 5. Фе3+ Крg4 (5…Кре5 6. f4+ с выигрышем) 6. f3+ и черный ферзь гибнет. Выигрыш.
2.15. Переход в пешечный эндшпиль
Перевод партии в эндшпиль осуществляется с целью реализации материального или позиционного преимущества, достигнутого в других стадиях шахматного сражения. Результат этого преимущества можно получить быстрее и легче всего в пешечном эндшпиле, так как знание типовых позиций и методов их разыгрывания в пешечных окончаниях, позволяет шахматисту, верно, оценить возникающее положение и точно определить конечный результат игры.
Позиция 57 (Г. Каспаров — Вукич, 1979). Ход белых выигрыш
Позиция белых предпочтительнее, так как:
1. у них лучшее пешечное расположение
2. существует возможность образовать проходную пешку на ферзевом фланге
3. после взятия коня на “f6”, появляется возможность образовать отдаленную проходную пешку по линии “h”
4. их фигуры обладают большей свободой действий
Проведенный анализ показывает: у белых позиционное преимущество, но этого преимущества не достаточно, чтобы категорично заявить — белые должны обязательно выиграть. Переход в пешечный эндшпиль ставит все на свои места.
В партии было: 1. Сf6! gf 2. Лd1! и черные сдались. На 2…Лd1 следует 2. Крd1 2…Крс5 3. g5! (сдвоенные пешки позволяют осуществить прорыв) 4…fg 5. fg hg 6. h6 и белые выигрывают.
В случае 3…Крd6 4. b4! с одновременным образованием проходных пешек на разных флангах. Белые выигрывают.
Позиция 58 (Ф. Маршалл — А. Алехин, 1929). Ход черных выигрыш
Проведем анализ позиции. Оба соперника имеют проходные пешки. Пешка “a5” находится дальше от неприятельского короля, чем пешка “d5”. Это обстоятельство и определяет план игры черных, который сводится к тому, чтобы заставить соперника разменяться ферзями, перевести партию в пешечный эндшпиль и, тем самым, обеспечить продвижение пешки “a5”в ферзи.
1…h5+! 2. Крh5 Фh3+ 3. Крg5 Фg2+ 4. Крf5 Фd5+ 5. Крg6 Фd6+ 6. Фd6 Крd6 7. f5 a4 8. Крg7 a3 9. f6 a2 10. f7 a1Ф+ 11. Крg8 Фg1+ и белые сдались.
Позиция 59 (У. Ломбарди — Р. Фишер, 1960/61). Ход черных выигрыш
В этой позиции у черных преимущество, которое можно представить следующим образом. Во-первых, это лишнее качество, во-вторых, возможность образовать отдаленную проходную пешку по линии “a” и провести ее в ферзи. Реализовать первое непросто и потребуется немало времени и усилий, чтобы выиграть. Второе эффективнее всего достигается в пешечном эндшпиле. Значит, чтобы быстрее добиться победы, черные должны выполнить следующий план:
1. разменять тяжелые фигуры
2. образовать отдаленную проходную пешку по линии “a”
3. отвлечь неприятельского короля от защиты пешек королевского фланга движением проходной пешки “a”
4. прорваться своим королем к пешкам королевского фланга белых и уничтожить их
1…Лс3+ 2. bc Ле5+ 3. Крd2 Ле1 4. Кре1 Крd5 5. Крd2 Крс4 6. h5 b6 7. Крс2 g5! (черные приводят пешки королевского фланга в статическое состояние) 8. h6 f4 9. g4 a5 10. ba ba 11. Крb2 a4 12. Кра3 Крс3 13. Кра4 Крd4 14. Крb4 Кре3 (белые пешки гибнут). Белые сдались.
Позиция 60 (Л. Прокеш, 1947). Ход белых выигрыш
1. е4! (c угрозой 2. Фh3 мат) 1… Фе4 (1…Фе5+ 2. Фе5 de 3. Кре5 с выигрышем) 2. Фh3+! Фh4 3. g4+! Крh6 4. Фh4 gh 5. g5+! и пешка проходит в ферзи. Выигрыш.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пешечный и легкофигурный эндшпиль предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других