Как оставаться человеком на работе

Дэниел Гоулман, 2017

Доказано, что люди с развитым эмоциональным интеллектом гораздо быстрее достигают целей. Но какое значение имеет EQ в лидерстве? Каким должен быть руководитель, чтобы успешно выстраивать отношения с подчиненными? Из сборника статей Harvard Business Review вы узнаете, какую роль играют эмпатия, счастье и власть на работе. Книга будет полезна менеджерам, руководителям проектов, тимлидам и всем, кто интересуется темой эмоционального интеллекта. На русском языке публикуется впервые.

Оглавление

  • Часть I. Аутентичное лидерство

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как оставаться человеком на работе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Авторы: Амабайл Т., Антонакис Дж., Биард Э., Брендел Д., Гилберт Д., Гилан М., Гоулман Д., Гоффи Р., Джонс Г., Джордж Б., Дуарте Н., Дэвид С., Зенгер Д., Зонненфельд Д., Ибарра Э., Игнатиус А., Грин Кармайкл С., Картер Ж., Келтнер Д., Киллингсворт М., Колко Дж., Конглтон К., Копанс Д., Крамер С., Кутю Д., Лазар С., Лайнбек К., Либерман Ш., Лихти С., Луу-Ван М., Макки Р., Макки Э., Маклин Э., Мейер Д., Морган Н., Морс Г., Мосс Д., Мукунда Г., Нордгрен Л., Ованс А., Петрильери Д., Порат К., Раттен Р., Седерстрем К., Сеппала Э., Симс П., Соломон Л., Спайсер А., Стоун Д., Уэйц А., Уорд Э., Фенли М., Фолкман Д., Фрайер Б., Харрис М., Хёльцель Б., Хилл Л., Хин Ш., Хоган К., Хогард Р., Хьюлетт С. Э., Чалдини Р., Шпрайцер Г., Эйкор Ш.

Издано с разрешения Harvard Business Review Press, a division of Harvard Business School Publishing Corporation

Как оставаться человеком на работе. Все грани эмоционального интеллекта / [Гоулман Д. и др.]; пер. с англ. Ю. Гиматовой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.

ISBN 978-5-00146-492-1

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Original work copyright: © 2017 Harvard Business School Publishing Corporation.

Published by arrangement with Harvard Business Review Press (USA) via Alexander Korzhenevski Agency (Russia).

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2020

* * *

Часть I. Аутентичное лидерство

Глава 1. В поиске своего стиля лидерства

Билл Джордж, Питер Симс, Эндрю Маклин и Диана Мейер

Написана по материалам книги Билла Джорджа и Питера Симса «Уроки выдающихся лидеров. Как развить и укрепить лидерские качества». Впервые опубликована в HBR, февраль 2007 года.

За последние 50 лет ученые провели более тысячи исследований, пытаясь выявить основные стили управления и личностные особенности великих лидеров. К счастью, ни одно из этих исследований не позволило составить четкую картину идеального руководства. Ведь вместе с таким шаблоном появилось бы искушение последовать ему и потерять свое настоящее «я». А это, в свою очередь, не осталось бы незамеченным для окружающих.

Можно учиться на чужом опыте, но, слепо заимствуя, вы не добьетесь успеха. Искренность и самостоятельность — вот что заставит людей поверить вам. Глава Amgen Кевин Шерер, работавший ассистентом Джека Уэлча в 1980-х годах, подтверждает эти слова. Он получил бесценный опыт, но и увидел обратную сторону подражательства, которое царило тогда в GE. «Каждый хотел быть как Джек, — поясняет Шерер. — Но лидерство многогранно. Оставайтесь собой, не копируйте других».

За последние пять лет доверие к руководителям резко снизилось. Очевидно, что в XXI веке нам нужен новый тип бизнес-управленцев. В книге «Аутентичное лидерство: раскрываем секреты по созданию долговременной ценности» (Authentic Leadership: Rediscovering the Secrets to Creating Lasting Value) Билл Джордж призвал новое поколение руководителей оставаться собой (это он и называет «быть аутентичными»). Аутентичные лидеры упорно идут к поставленной цели, следуют своим ценностям, руководствуются разумом и при этом придают большое значение чувства. Такие лидеры хорошо знают себя. Они налаживают долгосрочные глубокие отношения и обладают высокой самодисциплиной, благодаря которой добиваются результатов.

Многие читатели книги отметили, что очень хотели бы стать аутентичными лидерами, но не знают как. Наша исследовательская команда отозвалась на их запрос. Мы побеседовали со 125 руководителями, чтобы узнать, как сформировались их стили управления, и в результате получили новые серьезные данные по теме лидерства. Участникам опроса — от 23 до 93 лет. На каждое десятилетие приходилось не менее 15 человек. Все участники исследования заработали репутацию эффективных лидеров. Они открыто поделились личными историями, трудностями, неудачами и победами и рассказали, как реализовали свой потенциал.

Помимо тех, кого мы знали лично, мы привлекли к исследованию и других руководителей и ученых. В финальную группу вошли лица обоих полов, разной национальной, религиозной и социоэкономической принадлежности. Половина из них возглавляли компании. Остальные либо находились в середине карьеры, либо только начали путь наверх в коммерческих и некоммерческих организациях.

После интервью мы поняли, почему более тысячи исследований не позволили составить портрет идеального лидера. Проанализировав 3000 страниц записей, мы с удивлением обнаружили, что успех респондентов нельзя объяснить общими чертами, навыками или методиками. В каждом случае на стиль управления повлияла индивидуальная история жизни. Осознанно или нет, эти люди постоянно пробовали себя в разных условиях и переосмысляли свой опыт, чтобы понять, кто они на самом деле. Так они постигли смысл лидерства и поняли, как важна аутентичность.

Результаты нашего исследования обнадеживают: особые лидерские качества не даются от рождения. Не нужно ждать знака судьбы или момента, когда вы возглавите организацию. Раскрыть потенциал можно прямо сейчас. Как сказала одна из участниц, председатель совета директоров и CEO Young & Rubicam Энн Фадж: «В каждом человеке есть задатки лидера, чем бы он ни занимался — бизнесом, политикой или волонтерством в некоммерческой организации. Задача — разобраться в себе настолько хорошо, чтобы понять, где именно применить талант ради служения другим».

Чтобы стать аутентичным лидером, нужно постоянно развиваться. Так же как музыканты и спортсмены, вы должны постоянно исследовать свои возможности. По опыту главы Kroger Дэвида Диллона, многие хорошие руководители были самоучками. «Я всегда говорю своим сотрудникам: не ждите, что компания вручит вам план личностного роста, — делится он. — Возьмите ответственность за свое развитие на себя».

Как же становятся аутентичными лидерами? Первый и самый главный вывод исследования: люди переосмысливают историю своей жизни с позиции не пассивных наблюдателей, а личностей, которые используют опыт для самопознания. Аутентичные лидеры руководствуются этим пониманием, отстаивая свои принципы, даже если приходится рисковать. Прежде всего их мотивирует возможность следовать своим ценностям, а не финансовое вознаграждение или признание. Аутентичные лидеры создают сплоченную команду, которая оказывает им поддержку, и способствуют полноценной жизни своих подчиненных.

Зачем учиться на своем опыте

Путь к аутентичному лидерству начинается с переосмысления собственной жизни. Это опыт и источник вдохновения, которые помогут изменить мир. Писатель Джон Барт говорил: «История вашей жизни — это не ваша жизнь. Это история». Другими словами, важно целостное описание пройденного пути, а не отдельные факты. Оно похоже на пластинку, которая постоянно крутится в голове: вы снова и снова вспоминаете самые значимые события и людей, чтобы с их помощью найти свое место в мире.

Участники опроса рассказывали о положительном влиянии родителей, тренеров, учителей и наставников. Многих мотивировали и трудности: потеря работы, тяжелая болезнь, внезапная смерть близкого друга или родственника, бойкот и травля со стороны ровесников, дискриминация. Несмотря на это, аутентичные лидеры не считали себя жертвами случая и использовали этот важный опыт, чтобы наполнить жизнь смыслом. Проанализировав негативные события, они преодолели трудности и открыли в себе способности к лидерству.

У председателя совета директоров и CEO Novartis Даниэля Васеллы жизнь складывалась более драматично, чем у остальных респондентов. Но огромные проблемы в детстве не помешали ему спустя годы оказаться на верхушке международной фармацевтической индустрии. Подобный путь прошли многие руководители.

Васелла родился в 1953 году в швейцарском городе Фрибурге, в семье скромного достатка. В раннем детстве Даниэль много болел, что потом повлияло на его решение стать врачом. Он до сих пор помнит, как в четыре года попал в больницу из-за пищевого отравления. В пять лет ему диагностировали астму. Дважды родители отправляли его на все лето на лечение в горы Восточной Швейцарии. Мальчик тяжело переносил разлуку, к тому же его няня, как оказалось, страдала алкоголизмом и совсем не следила за своим воспитанником.

В восемь лет Васелла перенес туберкулез, затем менингит и провел в санатории целый год. Это было тягостное время: родители редко навещали Даниэля, мальчик страдал от одиночества и тосковал по дому. Он до сих пор помнит боль и страх во время поясничной пункции. Медсестры крепко держали его, чтобы он не мог двигаться. Однажды в санаторий приехал новый врач. Он пояснил Даниэлю каждый этап процедуры. Тогда Васелла спросил у него, можно ли держать медсестру за руку, пока у него берут пункцию. «Удивительно, но в этот раз мне было не больно, — вспоминает Васелла. — Позже врач спросил меня: “Ну как?” В ответ я крепко обнял его. Человеческая доброта, забота и сострадание произвели на меня огромное впечатление. Я понял, кем хочу стать».

На этом невзгоды не закончились. Когда Васелле исполнилось десять лет, после двухлетней борьбы с раком умерла его восемнадцатилетняя сестра. Спустя три года во время операции погиб отец. Чтобы прокормить семью, мать отправилась работать в другой город и приезжала домой лишь раз в три недели. Предоставленный самому себе, Даниэль с друзьями устраивал вечеринки, которые заканчивались пьяными разборками. Так продолжалось три года, пока в жизни Васеллы не появилась девушка, ради которой он захотел измениться.

Васелла поступил в медицинский институт и закончил его с отличием. Во время учебы он ходил к психотерапевту, пытаясь разобраться с детскими переживаниями и избавиться от позиции жертвы. Благодаря психотерапии Васелла переосмыслил свою личную историю и осознал, что хотел бы помогать многим людям. Частная врачебная практика этого не позволяла. После ординатуры он подал заявку на позицию главного врача в Цюрихском университете, но отборочная комиссия сочла его слишком молодым для этой должности.

Васелла расстроился, хотя и не удивился отказу. Он решил посвятить себя развитию медицины. В тот период он заинтересовался финансами и бизнесом. Васелла познакомился с главой фармацевтического подразделения Sandoz, который предложил ему работу в американском филиале компании. Это была благоприятная среда. За пять лет в США Васелла успел поработать торговым представителем, вырос до должности менеджера по продукту и стремительно осваивал маркетинг.

После слияния Sandoz с Ciba-Geigy в 1996 году Васелла возглавил объединенную компанию, получившую название Novartis. Ему не помешали ни молодость, ни недостаток опыта. В роли CEO Васелла в полной мере проявил свои лидерские качества. Он мечтал о великой фармкомпании, которая производила бы новые лекарства (таким стал, например «Гливек» (Gleevec) — очень эффективное средство для пациентов с хроническим миелоидным лейкозом). Опираясь на привлекательный для себя образ врача, Васелла создал в Novartis абсолютно новую культуру. В ее основу легли сострадание, компетентность и конкурентность. Это превратило компанию в гиганта индустрии, а Васелла завоевал репутацию небезразличного и чуткого лидера.

Пример Васеллы — не единственный. Десятки руководителей черпают вдохновение в своей жизни. На вопрос, что стало для них источником силы, эти люди неизменно отвечали: богатый жизненный опыт. Именно он помог понять, в чем их лидерское предназначение.

Как познать свое настоящее «я»

Мы попросили членов консультативного совета Стэнфордской школы бизнеса назвать ключевые качества лидера. Все 75 человек единодушно заявили: способность к самоанализу. Однако многие руководители, особенно в начале пути, уделяют столько внимания карьерным достижениям, что у них не остается времени на рефлексию. Они стремятся к социально одобряемому успеху, будь то деньги, слава, власть, статус или растущий курс акций. Как правило, такие люди добиваются высоких результатов в профессии, но не могут удержать планку. С возрастом они часто обнаруживают, что занимаются не тем, чем хотели бы, и что-то упустили в жизни. Понять свое истинное «я» — значит смело и честно изучить свой жизненный опыт. Лидеру это помогает стать более человечным и открытым.

Участник нашего исследования Дэвид Поттрак, бывший CEO Charles Schwab, верит в силу самоанализа. Ему известен вкус победы: сначала он выступал за футбольную команду в школе, потом — в Пенсильванском университете, где стал лучшим игроком. Получив степень MBA в Уортонской школе бизнеса и пройдя стажировку в Citigroup, Дэвид переехал из Нью-Йорка в Сан-Франциско и возглавил подразделение маркетинга Charles Schwab.

Поттрак привык много работать. Он никак не мог понять, почему его новым коллегам не нравится такая самоотдача и целеустремленность. «Я думал, мои успехи говорят сами за себя, — поделился Дэвид. — Я даже не догадывался, что моя энергичность может испугать и оскорбить людей, потому что я всегда хотел помочь компании».

Поттрак был потрясен, когда начальник открыто сказал ему: «Дэйв, твои коллеги тебе не доверяют». «Это был удар, — вспоминал он. — Конечно, я не видел себя со стороны, и не мог поверить. Я раздражал людей и даже не представлял, каким самовлюбленным выглядел в их глазах. Однако в глубине души я признавал, что сотрудники правы». Поттрак понял, что не добьется успеха, пока не разберется в себе.

Нежелание признать правду становится главным препятствием к самопознанию. Задачи лидера — усмирить эго и побороть неуверенность и страхи. Настоящие руководители ценят обратную связь — особенно ту, которую не хотелось бы получать. Патрик не сразу признал, что запутался в себе: «Когда распался мой второй брак, я убеждал себя, что мне попадаются не те люди». Он обратился к психологу и услышал нечто неожиданное для себя: «Хорошая новость — проблема не в выборе женщин. Плохая новость — ты не справляешься с ролью мужа». Дэвид поставил цель измениться. «Я был похож на человека, который пережил три инфаркта и только после этого решил бросить курить и избавиться от лишних килограммов», — говорил он.

Теперь Поттрак счастлив в браке. Он прислушивается к жене и ее советам. Он признает, что иногда, особенно в напряженных ситуациях, старые привычки дают о себе знать, но все же научился справляться со стрессом. «Я многого добился в жизни, поэтому уважаю себя, — говорит он. — Теперь я спокойно отношусь к критике. Наконец-то я даю себе право на ошибку и научился не винить себя во всех неудачах».

Почему важно следовать своим ценностям и принципам

В основе аутентичного лидерства лежат личные убеждения. Но проверить, что для вас по-настоящему важно, можно только в сложной ситуации. Легко назвать свои ценности и следовать им, пока все идет хорошо. Но только когда успех, карьера или даже жизнь висит на волоске, вы поймете, на что опираетесь, чем готовы пожертвовать и на какие компромиссы согласитесь.

Принципы лидерства — это ценности, преобразованные в действия. Прочная система проверенных ценностей определяет стиль управления. Например, ценность «забота о других» может стать таким принципом лидерства: «Создание рабочей среды, когда сотрудников уважают за их вклад в дело компании, в которой им гарантируют стабильность и позволяют реализовать потенциал».

Вот история Джона Хантсмана — старшего, основателя и председателя совета директоров Huntsman Corporation. Его моральные ценности подверглись серьезным испытаниям во время работы в администрации президента Ричарда Никсона. После короткой практики в Министерстве здравоохранения, образования и социального обеспечения США Хантсман начал работать на Гарри Холдемана, влиятельного главу администрации президента Никсона. Методы работы Холдемана вызывали у Хантсмана смешанные чувства. «Я не привык выполнять распоряжения слепо, не задумываясь об этике, — рассказывал он. — У нас было несколько конфликтов, потому что многие задания Холдемана оказались сомнительными. В Белом доме царила атмосфера безнравственности».

Однажды Холдеман решил вывести из игры одного калифорнийского конгрессмена, который выступал против инициатив Белого дома и был совладельцем завода, где, по слухам, нанимали людей без документов. Глава администрации хотел подтвердить эту информацию и уличить конгрессмена в нарушении закона. Для этого Хантсман должен был убедить менеджеров завода принять на работу нескольких подставных рабочих.

«Порой мы реагируем слишком быстро, сразу же беремся за дело и не успеваем отличить правильное от неправильного, — вспоминал Хантсман. — Именно это тогда случилось со мной. Сердцем я чувствовал подвох, но не сразу это понял. Через 15 минут сработал внутренний моральный компас: я осознал, что ступаю на ложный путь. На мое решение повлияли ценности, усвоенные с детства. Менеджеру завода я сказал: “Давайте не будем так делать. Я отказываюсь от этой игры. Забудьте о моем звонке”».

Хантсман сообщил Холдеману, что не собирается участвовать в подобных авантюрах. «Я отказал одному из самых влиятельных людей в стране, второму после президента, — рассказывал он. — Такое предательство Холдеман простить не мог. Я понимал, что мне придется уйти. Так оно и вышло: через полгода я уволился».

Как развить в себе качества аутентичного лидера

Пока вы читаете статью, подумайте, что поможет вам стать аутентичным лидером. Для этого ответьте на вопросы ниже.

1. Какие люди и события оказали на вас наибольшее влияние?

2. Какие инструменты самоанализа вы используете? Каково ваше настоящее «я» и в каких ситуациях вы его проявляете?

3. Каковы ваши главные ценности? Как вы пришли к ним? Менялись ли они с детства? Как ценности влияют на ваши поступки?

4. Что является вашей внешней и внутренней мотивацией? Как вы обеспечиваете баланс между ними?

5. Есть ли у вас группа поддержки? Как она помогает вам стать аутентичным лидером? Как вы могли бы разнообразить команду, чтобы расширить свое мировоззрение?

6. Ваша жизнь сбалансирована? Остаетесь ли вы одним и тем же человеком в разных сферах жизни: личных отношениях, работе, семье, других социальных связях? Если нет, что вам мешает?

7. Что для вас означает быть собой? Вы добиваетесь большего успеха как лидер, если сохраняете верность себе? Приходилось ли вам жертвовать чем-то ради сохранения своей аутентичности в роли руководителя? Стоило ли оно того?

8. Что вы можете сделать сегодня, завтра и в следующем году, чтобы стать аутентичным лидером?

Почему важен баланс между внешней и внутренней мотивацией

Настоящие лидеры нуждаются в мотивации и жизненном равновесии. Вот почему им так важно знать, что ими движет. Существует два типа мотивации — внешняя и внутренняя. Многие лидеры, пусть и неохотно, признают, что оценивают свой успех по общепринятым меркам. Им нравятся признание и статусность, которые приходят с повышением в карьере и финансовым ростом. Внутренняя мотивация отталкивается от ощущения осмысленности жизни. Она тесно связана с историей жизни человека и тем, как человек ее понимает. Сюда относятся личностный рост, помощь другим, решение социальных проблем и желание изменить мир к лучшему. Самое главное — найти баланс между стремлением найти свое место в мире и внешней мотивацией, которая приносит чувство удовлетворения от работы.

Многие из участников нашего опроса советуют жить своей жизнью, а не соответствовать ожиданиям общества, родителей или друзей. Дебра Данн, многолетний руководитель в Hewlett-Packard, так говорит о постоянном внешнем давлении: «Легко идти по пути накопления материальных ценностей, здесь все понятно. Но, если сменить направление, люди решат, что с вами что-то не так. Единственный способ избежать ловушки материализма — понять, что на самом деле наполняет тебя счастьем».

Отказаться от внешней оценки сложно. В начале карьеры лидеры, нацеленные на успех, настолько привыкают к постоянным достижениям, что уже не могут следовать своим внутренним мотивам. Но однажды многие руководители осознают: надо решить более сложные задачи, чтобы получить действительно значимые результаты. Элис Вудворк из McKinsey достигла карьерных высот уже в 29 лет. «Мои представления были весьма наивными, — вспоминает она. — С детства я считала, что успех — это когда тебя хвалят и ценят. Но если все время гоняться за одним и тем же, по-настоящему важные вещи ускользают».

Внутренняя мотивация связана с вашей системой ценностей и приносит больше удовлетворения, чем внешняя. Джон Тейн, CEO Нью-Йоркской фондовой биржи, утверждает: «Главное для меня — делать работу хорошо, чем бы я ни занимался. Но еще ценнее — иметь команду единомышленников и вместе с ними менять общество к лучшему». Энн Мур, председатель совета директоров и CEO Time, признается: «Я пришла сюда 25 лет назад из любви к издательскому делу». Окончив бизнес-школу, из десятка предложений она выбрала работу именно в Time, хотя там и платили меньше всего.

Из кого сформировать группу поддержки

Лидерам не добиться успеха в одиночку. Даже уверенные в себе руководители нуждаются в поддержке и совете. Легко сбиться с пути при отсутствии рядом надежного человека, с которым можно обсудить проблему.

У каждого аутентичного лидера есть сплоченная группа поддержки, на которую можно положиться. Участники команды помогут руководителю в трудной ситуации и разделят с ним радость победы. Справившись с проблемами, мы хотим оказаться среди тех, с кем можем оставаться собой. Восстановить силы после жизненных невзгод нам помогают друзья, которым мы полностью доверяем. А для аутентичного лидера такую роль играет группа поддержки. Это люди, которые дадут дельный совет и подскажут, когда стоит сменить курс.

А у вас уже есть группа поддержки? Многие лидеры полагаются на родных, обрастают надежными профессиональными и дружескими связями, которые постоянно расширяются. Но доверие и поддержка возможны лишь там, где существует открытость. Отношения должны быть полезными для обеих сторон. Лидеры должны вкладывать в них столько же, сколько получают.

Пусть поначалу вас будет поддерживать всего один человек, но только тот, кто примет вас со всеми недостатками и не побоится сказать правду. Для одних это муж или жена, для других — иной родственник, друг или наставник. Безусловная поддержка помогает человеку принять себя, а общие ценности и цели укрепляют отношения. Рэнди Комисар из венчурной компании Kleiner Perkins Caufield & Byers считает, что именно в этом секрет его крепкого брака с Деброй Данн из Hewlett-Packard. «У каждого из нас независимый характер, но при этом мы гармоничная пара. Важно, что наши взгляды и принципы совпадают. Мы хотим изменить мир, и оба видим в этом смысл жизни».

Многие лидеры изменили отношение к жизни после работы с наставником. Фактически наставничество предполагает взаимное обучение, поиск общих ценностей и радостей. Если человек использует наставника в корыстных целях и не интересуется его жизнью, такие отношения продлятся недолго. Вкладываться в работу должны оба.

Поддержку можно найти в самых неожиданных местах. Тэд Пайпер из Piper Jaffray состоит в Обществе анонимных алкоголиков. «В моей группе нет больших начальников, — говорит он. — Это обычные приятные трудолюбивые люди, которые хотят бросить пить и вести здоровый образ жизни. Мы помогаем друг другу говорить открыто и честно и избавиться от алкогольной зависимости. Мне повезло познакомиться с людьми, которые не только рассуждают, но и действуют».

У Билла Джорджа тоже есть такой «круг доверия». Это компания из восьми мужчин, которые 30 лет назад отправились отдохнуть на природе и с тех пор встречаются каждую среду. Они разговаривают о том, что произошло за неделю, делятся проблемами. Затем один из друзей предлагает общую тему для дискуссии. Все общаются искренне, не боясь осуждения или критики, а главное — получают объективную обратную связь. Для друзей эти встречи стали важной частью жизни. Насыщенное и безопасное общение помогает им четко сформулировать убеждения, осознать свои ценности и преодолеть трудности.

Как сделать жизнь целостной

Сделать жизнь целостной — одна из самых сложных задач любого руководителя. Гармония достижима, когда работа, семья, социальная активность и дружеское общение сбалансированы, а вы остаетесь собой в любом окружении. Представьте, что ваша жизнь — это дом. Спальня предназначена для личной жизни, кабинет — для работы. В общей комнате вы собираетесь семьей, а в гостиной принимаете друзей. Будете ли вы одним и тем же человеком, если снести перегородки? Или окажется, что в разных комнатах вы и вели себя по-разному?

Джон Донахью, президент eBay Marketplaces и бывший управляющий директор Bain, уверен: быть аутентичным — значит оставаться собой в любом месте. Однако он предупреждает: «Только дайте слабину — и мир вас подомнет. Чтобы оставаться собой, нужно делать осознанный выбор. Пока вы этому научитесь, можете наделать немало ошибок».

Аутентичные лидеры отличаются постоянством. Они не из тех, кто сегодня говорит одно, а завтра другое. Целостность требует дисциплины, особенно в кризисный момент, когда кажется, что проще сдаться и действовать по инерции. По словам Донахью, именно внутренняя целостность позволила ему стать эффективным руководителем. «Но расслабляться не стоит, — считает он. — Это ежедневная борьба, ведь с возрастом не легче идти на компромиссы». Аутентичный лидер поддерживает баланс между личной и профессиональной жизнью. Он не поступится одним ради другого. «Я понял, что обязан успехом своим детям, — уверяет Донахью. — Семья меня мотивировала».

Быть руководителем — тяжелая работа. Когда вы отвечаете за людей, организацию и результаты, когда вы постоянно адаптируетесь к переменам, стресса не избежать. Чем выше вы поднимаетесь, тем свободнее распоряжаетесь своей судьбой, но и напряжение растет. Избежать перегрузок нельзя, но можно ими управлять, чтобы сохранить равновесие. Аутентичные лидеры знают, что такое целостность. Они проводят время с семьей и близкими друзьями, занимаются спортом и общественной деятельностью. Они развиваются духовно и посещают знакомые с детства места. Все это помогает оставаться собой и успешно развиваться.

Давать людям возможность стать лидерами

Ключевая задача любого руководителя — вдохновлять сотрудников на долгосрочные результаты. Посмотрим, как делают это аутентичные лидеры. Они знают, что лидерство — это не только успех или преданность подчиненных. В эффективной компании навык руководства может пригодиться на любом уровне. Именно поэтому аутентичные лидеры не только воодушевляют сотрудников, но и помогают им реализовать управленческий талант.

Энн Малкахи, председатель правления и CEO Xerox, произвела переворот в компании благодаря своей способности поддерживать людей и выстраивать отношения. От незадачливого предшественника ей досталось тяжелое наследство: долг компании достиг 18 миллиардов долларов. Лимит кредитных линий был исчерпан. Курс акций постоянно снижался, а моральный дух сотрудников еще никогда не был таким низким. Ситуация усугублялась интересом Комиссии по ценным бумагам и биржам США к учету доходов в Xerox.

Назначение Малкахи стало сюрпризом для всех, в том числе для нее самой. Энн была ветераном компании: проработала 25 лет в отделах персонала и локальных продаж. Но она никогда не занималась финансами, исследованиями и разработками или производством. Как Малкахи, не имея должного опыта, могла вывести компанию из кризиса? Ей помогли выстроенные за столько лет отношения с коллегами. Она отлично понимала, по каким законам функционирует организация. Но главное — Малкахи опиралась на свою репутацию прирожденного лидера. Сотрудник знали, что она всецело предана компании, и были готовы поддержать Энн во всем. Вступив в должность, Малкахи лично встретилась с каждым из ста топ-менеджеров. Она спросила, останутся ли они в Xerox, несмотря на грядущие проблемы. «Я знала, что некоторые управленцы не одобрили мое назначение, — поделилась она. — Тем важнее было убедить их, что моя цель — спасти компанию».

После этого разговора уволились только два человека, руководивших большими производственными подразделениями. Малкахи дала своим сотрудникам возможность побыть лидерами в период кризиса, чтобы снова сделать компанию великой. Под ее управлением Xerox избежала банкротства. Малкахи выплатила 10 миллиардов долга, восстановила рост доходов и прибыльность, так как снизила затраты и внедрила инновационные продукты. В результате курс акций компании вырос втрое.

Как и Малкахи, все руководители должны стремиться к устойчивым результатам, которые и подтверждают эффективность системы управления. Успешный лидер привлекает талантливых людей, вдохновляет сотрудников на достижение общих целей и позволяет им решать все более сложные задачи. Добиться временных успехов может любой управленец. Но только аутентичный лидер способен достичь стабильно высоких и при этом долгосрочных результатов.

Для аутентичного лидера нет лучшей награды, чем управление группой людей ради достойной цели. Когда вы вместе пересекаете финишную прямую, боль и страдания быстро забываются. Вместо них приходит глубокое внутреннее удовлетворение, ведь вы вдохновляли других и таким образом сделали мир лучше. В этом сложность и счастье настоящего лидерства.

Глава 2. Парадокс аутентичности

Эрминия Ибарра

Материал впервые опубликован в HBR, январь — февраль 2015 года.

Аутентичность — золотой стандарт лидерства. Но иногда руководители понимают ее упрощенно, что мешает их росту и подрывает авторитет.

Вот пример Синтии. Она руководит компанией в сфере здравоохранения. С переходом на новую должность задач у Синтии стало больше, а количество подчиненных выросло в десять раз. Синтия переживала из-за резкого прыжка по карьерной лестнице. Она твердо убеждена, что откровенность только сплачивает коллектив, поэтому поделилась своими чувствами с подчиненными. «Я мечтала об этой должности, но мне страшно, — призналась она. — Мне нужна ваша поддержка». Однако чистосердечие Синтии обернулось против нее. Люди хотят видеть решительного лидера, и сотрудники перестали ей доверять.

Или рассмотрим историю Джорджа. Он стоял во главе малайзийской компании, продающей запчасти. Ее сотрудники привыкли к четкой служебной иерархии, а решения принимали на основе консенсуса. В какой-то момент компанию выкупила голландская международная корпорация с матричной структурой управления. Новые коллеги Джорджа решали рабочие задачи, устраивая своеобразный конкурс идей — без всяких правил. Побеждал тот, кто отстаивал свою точку зрения убедительнее других. Джордж не мог перестроиться. Новая схема противоречила скромности, которую чтят в его стране. Начальник сказал ему, что продвигать свои решения и достижения надо агрессивно. Но Джорджу это было не по душе. Он встал перед выбором: проиграть или изменить себе.

Мы не хотим ломать привычки, чтобы не чувствовать себя обманутыми, и поэтому оправдываем аутентичностью наиболее комфортное для себя поведение. Но мы не можем поддерживать это состояние все время. Иллюзия покоя развеивается, когда человек продвигается по карьерной лестнице и требования к нему меняются. Именно с этим столкнулись Синтия и Джордж — как и многие другие руководители. Изучая вопрос изменения карьеры, я писала, что продвижение по службе требует выхода из зоны комфорта. В то же время оно вызывает и огромное желание защитить свое настоящее «я». Когда мы не уверены в себе, в своей способности достигать хороших результатов и приспосабливаться к новой среде, мы зачастую цепляемся за привычные паттерны поведения.

Мое исследование также показало: ситуации, которые разрушают наши стереотипные представления о себе, помогают более успешно руководить другими людьми. Стоит относиться к себе как к незавершенному проекту и развивать свое профессиональное «я» методом проб и ошибок. Тогда мы найдем личный стиль, который максимально подходит нам и меняющимся потребностям нашей организации.

Здесь нужна смелость. Когда человек чему-то учится, он поначалу чувствует себя неестественно. Кажется, что в новых обстоятельствах мы ведем себя расчетливо, а не искренне и спонтанно. Но, чтобы не закоснеть и развить потенциал лидера, надо преодолеть инерцию нашего «я».

Почему лидерам тяжело достичь аутентичности

Слово «аутентичный» традиционно относится к любому подлинному произведению искусства — оригиналу, а не копии. Конечно, в применении к лидерству это понятие приобретает новый и сложный смысл. Аутентичность руководителя не означает следование за своим «я». Многие исследования показывают, что людей развивает новый опыт, а не самоанализ. А абсолютная откровенность, когда все мысли и чувства выставляются напоказ, опасна, да и вряд ли достижима (рис. 2.1).

Рис. 2.1

Ориентация на привычные ценности

Чем сложнее и ответственнее роль, тем выше вероятность, что ценности, усвоенные с прошлым опытом, нас подведут. Например, привычка жестко контролировать все процессы в изменившихся условиях может привести к проблемам.

Современным лидерам трудно быть аутентичными по нескольким причинам. Во-первых, рабочие задачи меняются часто и порой радикально — и мы должны адаптироваться к ним. Ясное и четкое самовосприятие помогает на пути к успеху. Оно служит ориентиром, когда надо сделать правильный выбор и достичь цели. Но если следовать порывам без поправки на обстоятельства, вы загоните себя в тупик. Именно это произошло с Синтией. Во-вторых, в международных компаниях многие из нас работают с людьми, которые поддерживают иные культурные нормы и ждут от нас другого поведения. Зачастую это выглядит так, словно мы должны выбирать между чужими ожиданиями, то есть эффективностью, и аутентичностью. История Джорджа тому пример. В-третьих, в современном мире с его доступной связью и социальными сетями человек всегда на виду. Мы демонстрируем себя как обычных людей со своими особенностями и интересами, но для руководителя самопрезентация невероятно важна. И постоянная забота о том, как его воспринимают окружающие, может идти вразрез с самовосприятием.

Я взяла десятки интервью у талантливых руководителей, которым пришлось соответствовать новым ожиданиям. Оказалось, что чаще всего аутентичность подвергается испытанию в следующих ситуациях.

Переход на новую должность

Когда вы становитесь руководителем, особенно важны первые 90 дней. Первое впечатление формируется очень быстро и сильно влияет на репутацию. В зависимости от типа личности лидеры по-разному реагируют на растущую публичность и рабочую нагрузку.

Психолог Марк Снайдер из Миннесотского университета выделил две поведенческих модели. Они показывают, как человек формирует свой стиль управления. Люди с высоким самоконтролем — или, как я их называю, «хамелеоны» — легко адаптируются к любым обстоятельствам. Они следят за своим имиджем и склонны хвастаться, чтобы скрыть слабости. «Хамелеоны» не всегда поступают правильно, но подстраиваются под ситуацию, чтобы выглядеть достойно. Такая гибкость помогает сделать стремительную карьеру. Но, если люди упрекают их в лицемерии или безнравственности, «хамелеонам» приходится нелегко.

«Чистые души» — или люди с низким самоконтролем, по Снайдеру, — не сдерживают мыслей и чувств, даже если обстоятельства к тому не располагают. Синтия и Джордж относятся к этому типу. Их проблема в том, что они оказываются в ловушке комфортного поведения. Это не дает им адаптироваться к новым требованиям и развить свой стиль управления за счет полученных знаний и опыта.

О Синтии я узнала из статьи Кэрол Хаймовиц в Wall Street Journal и решила ее проинтервьюировать. Моя собеседница попала именно в ловушку душевного комфорта. Она думала, что открытый стиль управления принесет ей успех. Именно поэтому и призналась команде в своих сомнениях, чтобы получить поддержку. Синтия отчаянно пыталась разобраться в незнакомых аспектах бизнеса. Она работала не покладая рук, чтобы решить каждую проблему идеально — и через несколько месяцев оказалась на грани профессионального выгорания. Ее открытость усугубила ситуацию: Синтия слишком рано разоткровенничалась с командой, и это подорвало ее репутацию. Через много лет в разговоре со мной она высказалась об этой ситуации так: «Быть аутентичным не значит, что вас можно поднести к свету — и все увидят вас насквозь». Однако прежде она выступала именно за полную прозрачность. И, последовав своему принципу, вместо доверия получила едва ли не осуждение.

Надлежащее делегирование и коммуникация — лишь часть проблемы. Самое сложное — найти в незнакомой ситуации золотую середину между сдержанностью и непринужденностью. Дебора Грюнфельд, психолог из Стэнфорда, считает, что для этого надо сгладить напряжение между авторитетностью и доступностью. Чтобы сохранить авторитет, вы полагаетесь на свои знания и навыки, а не на опыт команды, соблюдаете дистанцию. Чтобы быть доступнее, вы уделяете внимание отношениям с людьми, цените их вклад и точку зрения. Вы управляете эмпатией и доверительностью. Для «чистых душ» поиск золотой середины — острая проблема аутентичности. Как правило, люди этого типа неукоснительно придерживаются определенной манеры поведения. Синтия проявила себя слишком открыто. Это опустошило ее и заставило других сомневаться в ее компетентности. В своей новой важной роли она должна была соблюдать дистанцию со своими сотрудниками, чтобы завоевать их уважение и успешно выполнять задачи.

Продажа своих идей (и себя)

Если вы развиваете лидерские качества, то вы не просто придумываете хорошие идеи. Вы обязательно продаете их влиятельным группам и лицам, заинтересованным в успехе предприятия (стейкхолдерам). Неопытным руководителям, особенно «чистым душам», это обычно не нравится и кажется неестественным. Такие лидеры убеждены, что за них должны говорить их дела.

Рассмотрим пример. Анна, старший менеджер транспортной компании, удвоила прибыль и усовершенствовала ключевые процессы в своем подразделении. Несмотря на очевидные достижения, начальник не считал ее вдохновляющим лидером. Анна также входила в совет директоров головной компании. На совещаниях она сталкивалась с коммуникативными проблемами. Председатель совета привык действовать быстро, и часто ему не хватало терпения выслушивать подробные отчеты Анны. Он советовал ей «зайти вперед, создать впечатление». Но Анне казалось, что это победа формы над содержанием. «По-моему, это манипуляция, — призналась она мне. — Я могу говорить красиво, но не хочу играть на чувствах. Не желаю дергать за нити — это будет заметно». Как и многие начинающие руководители, она отказывалась выступать с эмоциональными сообщениями, чтобы влиять на других и вдохновлять людей. Все это казалось ей менее «настоящим», чем факты, цифры и таблицы. В результате Анна и председатель совета директоров перестали понимать друг друга. Анна продолжала стоять на своем, вместо того чтобы найти в лице председателя надежного союзника.

Многие менеджеры в глубине души понимают, что должны научиться продавать себя, чтобы их прекрасные идеи и большой потенциал оценили по достоинству. Однако преодолеть себя они не могут. «Я пытаюсь выстроить сеть контактов не на знакомствах, а на своем профессионализме и потенциальных успехах, — сообщил мне один менеджер. — Возможно, это не очень мудро с карьерной точки зрения, но я не могу пойти против своих убеждений… Так что мой социальный капитал невелик».

Карьерное продвижение — это способ расширить влияние и повысить эффективность организации. Именно так к нему стоит относиться. Это работа ради общей победы, а не эгоистичное стремление. Такая позиция поможет чувствовать себя естественно, когда мы расхваливаем свои сильные стороны перед влиятельными людьми. «Чистым душам» особенно сложно «продать себя» руководству в самый важный момент: когда они еще не проявили себя. Однако, по результатам исследований, эта неуверенность со временем исчезает. Люди набираются опыта и осознают свою ценность.

Негативная обратная связь

Многие успешные руководители впервые получают серьезную негативную обратную связь, когда переходят на более ответственные должности или берут на себя более сложные задачи. А если лидеры получали претензии и до повышения, к критике надо прислушаться как можно внимательнее. Ведь ставки теперь высоки как никогда. Но руководители часто убеждают себя в том, что критика «естественного» стиля управления — это издержки их эффективности.

Вот история Джейкоба, директора по производству продовольственной компании. Когда в компании проводили оценку персонала методом 360 градусов, он получил низкие баллы по показателям эмоционального интеллекта, командной работы и делегирования. Один из подчиненных написал, что Джейкоб не переносит критику. Другой рассказал, как после вспышки гнева директор внезапно отшутился, как будто ничего не произошло. В тот момент Джейкоб даже не подозревал, что его поведение повлияло на окружающих. Он искренне считал, что люди ему доверяют, хотя это было не так.

Результаты исследования потрясли Джейкоба. Он признался, что получал подобные отзывы еще несколько лет назад. «Я думал, что скорректировал свой подход к управлению, — недоумевал он. — А на самом деле я почти не изменился». Однако Джейкоб быстро нашел себе оправдание: «Чтобы добиваться результатов, порой надо быть жестким. Разумеется, люди будут недовольны, но это профессионально значимое качество». Конечно, он упускает самое главное: подчиненные часто критикуют стиль лидера, а не навыки или опыт. Руководитель же при этом чувствует угрозу своей идентичности: его словно просят раскрыть «фирменный секрет». Джейкоб относился к сложившейся ситуации именно так. Да, он мог выходить из себя. Но, с его точки зрения, «жесткость» позволяла из года в года получать высокие результаты. На самом же деле он добивался успехов не благодаря, а вопреки своему поведению. Когда Джейкоб перешел на новую должность и объем задач вырос, его давление на подчиненных стало мешать работе еще больше. Оно отнимало время, которое стоило посвятить более важным задачам.

Неудивительно, что компании, при низком доверии и слабом моральном духе персонала, поощряют лидеров к поиску истинного «я». Отличный пример этого феномена в истории — Маргарет Тэтчер. Ее коллеги знали, что она была безжалостна к тем, кто не работал так же эффективно, как она сама. Тэтчер могла унизить сотрудника публично, не умела слушать других и считала компромисс признаком трусости. «Железная леди» верила, что ее идеи верны, а силовые методы необходимы. Она могла подчинить себе любого силой убеждения. Со временем она только укреплялась в своем мнении и становилась жестче. В результате это ее и погубило: Тэтчер была свергнута своим же кабинетом.

Почему тренинги аутентичности набирают популярность

Источники: The New York Times, Financial Times, Washington Post, Economic Post, Forbes, Wall Street Journal, HBR.

Сегодня выходит множество книг и статей о том, как сохранять свое «я». По этой теме активно проводятся мастер-классы. Рост интереса к теме аутентичности, от которого индустрия тренингов только выигрывает, объясняют два тренда.

Во-первых, в 2012 году доверие к руководителям бизнеса снизилось до рекордного минимума. Это показывает исследование Edelman Trust Barometer. В 2013 году этот показатель немного вырос, но лишь 18 % респондентов считали, что лидеры компаний откровенны с ними. И менее половины опрошенных полагали, что руководители принимают правильные решения. Во-вторых, резко упала вовлеченность сотрудников. В 2013 году компания Gallup провела опрос, в котором участвовали около 180 миллионов человек. Он показал, что по всему миру лишь 13 % сотрудников вовлечены в работу. Лишь один из восьми респондентов был психологически лоялен к компании. Множество исследований подтвердило, что люди ищут новое место из-за разочарования, выгорания, крушения иллюзий, а также несовпадения корпоративного стиля и личных ценностей.

Игровой склад ума

Гибкость в самовосприятии утрачивается из-за излишнего самокопания. Если искать ответы только в себе, мы непроизвольно будем откатываться к прежним взглядам на мир и свою личность. Важно развивать качество, которое я называю наблюдением извне. Это сторонняя оценка, которую мы получаем, пока экспериментируем. Без нее нами овладевает стереотипное мышление и поведение. Чтобы думать как лидер, нужно в первую очередь действовать: погружаться в новые проекты и задачи, общаться с разными людьми и экспериментировать с новыми методами работы. Мышление и самоанализ должны следовать за опытом, а не наоборот. Это особенно критично во время сложных переходных периодов. Действия меняют нас и помогают ставить достойные цели.

Навыки наблюдения извне можно натренировать. Существуют способы развить «адаптивно аутентичное» лидерство — и они требуют игрового склада ума. Попробуйте примерять на себя различные «я», а не мучительно «работать над собой», как на каторге. Такой подход открывает новые возможности. Быть разным каждый день — это нормально. Вы притом не изменяете себе — вы экспериментируете и ищете то, что поможет справиться с новыми проблемами и приспособиться к изменившимся обстоятельствам.

В своем исследовании я выделила три важных метода такой тренировки.

Учитесь на разных ролевых моделях

Как правило, обучение предполагает некую имитацию и заставляет понять: ничто на самом деле не оригинально. Чтобы развиваться, лидер должен относиться к аутентичности не как к застывшему состоянию, а как к способности перенимать у других полезные приемы.

Не копируйте стиль управления одного человека. Опробуйте разные ролевые модели. Одно дело — полностью подражать кому-то. И совсем другое — перенять выборочные качества разных людей и создать из них свой коллаж, который можно совершенствовать. Как говорил драматург Уилсон Мизнер, когда вы берете материал у одного автора, это плагиат, когда у многих — это исследование. Я наблюдала, как важен этот подход, в исследовании с участием инвестиционных банкиров и консультантов. Вместо аналитической и проектной работы им предложили общаться с клиентами и продавать новые продукты. Многие из них чувствовали себя неуверенно в новой роли. Однако «хамелеоны» быстро сориентировались: они сознательно перенимали стили управления и тактику успешных лидеров. Например, учились шутить на совещаниях, чтобы разрядить обстановку, и делиться мнением не с «позиции сверху». Фактически «хамелеоны» вживались в разные роли, пока не находили то, что им подходит. Заметив их старания, руководители предлагали им поддержку и делились важными знаниями.

«Хамелеоны» вырабатывали аутентичный и более развитый стиль управления гораздо быстрее, чем «чистые души». Последние старались проявить техническое мастерство. Они зачастую считали, что их наставники хороши только на словах и не подходят для ролевых моделей. «Чистым душам» некому было подражать — они не видели идеального образца. Им казалось, что они обманывают себя. А их руководители считали, что «чистые души» просто плохо стараются и поэтому не могут адаптироваться к новым условиям. Наставники теряли к ним интерес и не помогали так активно, как «хамелеонам».

Прилагайте максимум усилий

Цели можно ставить, не только чтобы качественно работать, но и чтобы чему-то научиться. Это помогает нам экспериментировать с гранями личности и не чувствовать себя обманщиками. В этом случае мы не ждем, что все сразу пойдет отлично. Мы перестаем защищать свое прежнее комфортное «я» от перемен и исследуем, какими лидерами можем стать.

Конечно, в новой для себя ситуации все хотят добиться успеха: выбрать правильную стратегию, работать на износ, получить весомые результаты. Но если концентрироваться только на этом, мы будем бояться рисковать и перестанем развиваться. Психолог из Стэнфорда Кэрол Дуэк провела серию интересных экспериментов. Она обнаружила, что выполнять новые, незнакомые задания мешает страх перед мнением со стороны. Цели работы мотивируют нас доказывать другим, да и себе, что у нас уже есть важные качества, например интеллект и социальные навыки. Но цели обучения мотивируют нас эти ценные качества развивать.

Культурный фактор

Возможно, вы оказались на неизведанной территории, продаете свои идеи и себя или получили негативную обратную связь. В какой бы ситуации вы ни оказались, найти аутентичные способы достичь успеха еще сложнее, если вы окунулись в мультикультурную среду.

Как обнаружила в своем исследовании моя коллега из INSEAD Эрин Мейер, универсальных стилей убеждения нет. В каждой культуре они зависят от философских, религиозных и образовательных аспектов. При этом рекомендации для лидеров по внешнему виду и манере речи практически не отличаются. Несмотря на корпоративные попытки понять культурные различия и продвигать разнообразие, факт остается фактом: лидеры должны решительно выражать свои идеи, требовать поощрения за них, а также использовать харизму, чтобы мотивировать людей.

Аутентичность — противоядие от единой модели лидерства. В конце концов, ее смысл в том, чтобы быть собой и не следовать ожиданиям других. Но вот парадокс: чем это понятие популярнее, тем более ограничивает его культура. Например, развитие аутентичности с помощью личных историй о борьбе с трудностями — это американская модель. Она строится на идеалах саморазоблачения, самокритичности и индивидуалистической победы над сложностями.

Такая методика проблематична для менеджеров из культур, которые опираются на другие принципы: авторитет, коммуникации и коллективная работа. Им придется поступиться своей истинной аутентичностью, чтобы соответствовать инородным нормам.

Когда мы работаем ради результатов, предполагается, что мы выставляем себя в лучшем свете. В режиме обучения мы можем смириться со своим стремлением к аутентичности и руководить людьми с не менее мощным желанием развиваться. Я познакомилась с лидером, который добился огромных успехов в небольшой группе, но с трудом предлагал новые идеи на крупных совещаниях. Часто он готовил растянутые презентации, потому что боялся комментариев коллег. В итоге этот руководитель решил: «больше никакого PowerPoint» — и перенял более расслабленный стиль управления, основанный на импровизации. Он поразился, насколько много при этом узнал не только о своих сильных сторонах, но и о проблемах компании.

Не цепляйтесь за «свою историю»

Многие из нас могут рассказать о важных моментах, из которых извлекли ценные уроки. Осознанно и неосознанно мы позволяем этим историям и образам, которые они создают, управлять нами в новых ситуациях. Но по мере нашего развития этот опыт устаревает. Порой нужно решительно менять стереотипы, а то и вовсе отказываться от них и начинать с нуля.

Так произошло с Марией, которая считала себя «наседкой с цыплятами». Ее коуч, бывший CEO Ogilvy & Mather Шарлотта Бирс, поясняет в своей книге «Лучше я буду за главного» (I’d Rather Be in Charge), как возникло такое самоощущение. Когда-то Мария пожертвовала целями и мечтами ради своей большой семьи. Это отразилось на ее карьере. Хотя Мария была дружелюбной, лояльной и миролюбивой, такие качества не помогли ей получить повышение. Мария с коучем нашли другой момент из жизни, от которого можно было бы оттолкнуться. Он был в большей степени связан с ее устремленностью в успешное будущее, а не с прошлым опытом. В юности Мария ушла из дома и на полтора года отправилась в кругосветное путешествие. Она оперлась на уверенность, которую тогда чувствовала. С этим ощущением она попросила о повышении и получила должность, о которой раньше могла только мечтать.

Дэн Макадамс, профессор психологии из Северо-Западного университета, специализируется на историях жизни. Он описывает идентичность как «интернализированную и развивающуюся историю, которая возникает из выборочного восприятия человеком прошлого, настоящего и будущего». Это не просто научное определение. Макадамс считает, что вы должны верить в свою историю. Но заодно надо принять, что со временем она изменится вместе с вашими потребностями. Исследуйте новые истории о себе и периодически редактируйте их, как делаете со своим резюме. Причем это не только внутренний, но и внешний процесс. Выбранные истории должны не просто включать в себя наш опыт и стремления, но также отражать обстоятельства и находить отклик у аудитории, которую мы хотим завоевать.

Бесчисленные книги и консультанты скажут, что нужно начинать путь лидера с четким пониманием своего «я». Но тогда можно застрять в прошлом. Ваше «я» может и должно меняться каждый раз, когда вы делаете очередной шаг по карьерной лестнице. Единственный способ стать настоящим лидером — расширять границы своего «я»: делать что-то новое, даже если вы чувствуете себя неуверенно. В таком случае вы на своем опыте узнаете, кем хотите стать. Подобный рост не требует полной перестройки личности. Настоящему успешному лидерству нужны небольшие перемены — в манере поведения, общения и взаимодействия с другими.

Глава 3. Что дает боссам личная открытость?

Эмма Сеппала

По материалам сайта hbr.org, 11 декабря 2014 года.

Однажды утром в Бангалоре, городе на юге Индии, основательница технологического стартапа Арчана Патчираджан собрала всех сотрудников. Она объявила, что всех распускает, потому что компания исчерпала средства и на оплату сотрудникам ничего не осталось. Опытные инженеры с легкостью нашли бы прибыльную работу в процветающей тогда индийской Кремниевой долине. Но, к огромному удивлению Патчираджан, люди отказались покинуть стартап. Они согласились работать на полставки, но только не уходить. Через несколько лет Hubbl, компанию Патчираджан, которая предлагала решения в сфере интернет-рекламы, продали за 14 миллионов долларов. Сегодня Патчираджан развивает американские стартапы, и ее коллеги по Hubbl по-прежнему работают на нее, хотя их и разделяют тысячи километров. Чем объяснить такую лояльность?

Эта история кажется особенно удивительной, если учесть тревожный факт. По данным исследовательской компании Gallup, 70 % сотрудников не вовлечены в работу вообще или не вовлечены активно[1]. В результате они менее продуктивны, а их эмоциональная связь с компанией слабеет. Как же Патчираджан удалось не только предотвратить это явление в своей компании, но и добиться таких успехов?

Я решила узнать у одного из ее самых первых сотрудников, что мотивировало его и остальных членов команды остаться в стартапе. Вот что он ответил: «Мы работаем как одна семья, потому что Патчираджан так к нам и относится. Она знает каждого и со всеми наладила близкие отношения. Она не расстраивается из-за наших ошибок, а помогает анализировать и исправлять их». Эти комментарии показывают, что отношения Патчираджан с персоналом выходят за рамки обычных отношений «начальник — подчиненный». Другими словами, в общении она проявляет открытость и аутентичность. Арчана честно поделилась с ними опасениями, когда компания катилась под откос. Она не придерживается строгой иерархии, а относится к сотрудникам как к родственникам. Она наладила тесный контакт с каждым. Все это кажется вам сентиментальным, пугающим или неестественным? Давайте узнаем, почему это не так.

Брене Браун, эксперт по социальным связям, провела несколько тысяч интервью. Ей хотелось узнать, на чем основаны социальные связи. Тщательный анализ данных показал: это открытость. Быть открытым — не значит проявлять слабость или подчиняться. Наоборот, нужна смелость быть самим собой. Открытость означает замену профессиональной дистанции и сдержанности на неуверенность, риск и эмоциональную честность. Возможности проявить это качество на работе появляются ежедневно. Например, Патчираджан звонила сотруднику, чей ребенок болел; утешала того, кто только что потерял близкого; обращалась к коллегам за помощью; брала на себя ответственность за возникшие проблемы или навещала сотрудников со смертельными недугами.

Но и это не самое главное. Браун пишет, что открытость и аутентичность лежат в основе человеческих отношений. А на работе таких отношений зачастую нет. Йоханн Берлин, руководитель Transformational Leadership for Excellence (TLEX), вспоминает, как вел семинар для руководителей компаний из списка Fortune 100. По правилам одного упражнения они объединялись в пары и рассказывали друг другу о событии из жизни. После тренинга один из менеджеров признался Берлину, что очень впечатлен: «Я работал со своим коллегой более 25 лет и никогда не знал, через какие тяготы ему пришлось пройти». За короткий сеанс аутентичной связи два человека углубили взаимопонимание и укрепили отношения. А за десятилетия совместной работы этого не произошло.

Почему на работе человеческий контакт отсутствует? И руководители, и рядовые сотрудники часто слышат, что нужно сохранять дистанцию и демонстрировать уверенность, компетентность и авторитетность. Мы можем откровенничать со своим партнером или близким другом за закрытыми дверями, но никогда не проявим свое «я» на работе.

Однако есть доказательства того, что на самом деле нам хочется вести себя по-другому. Исследования свидетельствуют, что люди подсознательно чувствуют неискренность других. Просто взглянув на человека, мы получаем огромный поток информации. «Мы склонны наблюдать за другими, чтобы улучшить взаимодействие, проявить эмпатию или отстаивать свои границы в зависимости от ситуации», — утверждает Паула Ниденталь, профессор психологии из Висконсинского университета в Мадисоне. Так устроен наш мозг: мы досконально изучаем состояние других людей. Этот процесс называется резонированием. Он запускается автоматически и зачастую незаметно для нас.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Часть I. Аутентичное лидерство

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как оставаться человеком на работе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Report: State of the American Workplace. Gallup poll. September 22, 2014, http://www.gallup.com/services/176708/state-american-workplace.aspx.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я