В учебно-методическом пособии дается описание набора различных классификаций, а также разбираются основные понятия и определения относящиеся к теориям развития личности в клинической психологии. Данное пособие, подготовленное сотрудником кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ Д. П. Яничевым рекомендовано студентам, обучающимся по специальности «клиническая психология», а также специалистам, проходящим обучение по дополнительным обучающим программам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теории личности в клинической психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Общие понятия психологии личности. Проблема формирования и изменения личности
Существует большое количество определений термина личность. В целом в нашей работе мы будем придерживаться максимально лаконичного и сокращенного определения — «Личность — это высшая интегративная психическая структура, отвечающая за адаптивные возможности организма во внешней среде». В этом определении нет ничего лишнего или спорного с точки зрения практически любых психологических школ и направлений. Представляется интересным обратиться к составляющим этого определения, рассмотрев их в контексте нашей темы.
1.1. Высшая интегративная структура
А. Н. Леонтьев, позднее и целый ряд последователей, предлагал рассматривать развитие личности по стадиям, личность в которых является закономерным итогом. Эти стадии следующие:
А. Индивид — каждый человек с момента рождения обладает набором врожденных характеристик: прежде всего это те особенности, которые свойственны ему как представителю вида Хомо Сапиенс: особенности локомоции, характеристики и наличие специфических органов чувств, средний объем оперативной памяти «7+-2»), а так же врожденным набором нервно-психических свойств, которые могут незначительно варьироваться среди остальных представителей вида хомосапиенс: «сила-слабость» нервной системы, скорость реакции, особенности темперамента (Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын).
Б. Личность — позже на основе собственного личного опыта, с учетом априорных индивидных особенностей, и формируется личность как таковая. Таким образом, она и является «высшей интегративной структурой». С момента рождения есть характеристики, который мы не выбираем и произвольно можем варьировать, например, через тренировку, в очень ограниченном диапазоне, но в процессе жизни мы получаем личный опыт взаимодействия с внешним миром (как социальный, так и нет), который позволяет нам использовать наши неизменные врожденные особенности наиболее эффективно, для поддержания дальнейшего существования и адаптации к окружающей среде.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теории личности в клинической психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других