Мышь больше слона: как заметить, сберечь и развить детскую креативность

Дмитрий Чупахин, 2023

Однажды ваш ребенок повзрослеет. Ему, как и любому взрослому, нужно будет почти ежедневно решать жизненные и профессиональные задачи, действовать в условиях неопределенности, а иногда и кризисов. Для этого очень пригодится развитое креативное мышление. Основы этого развития вы можете заложить уже сейчас – с помощью игр, упражнений и практик из этой книги. Родители смогут легко встроить их в ежедневное расписание: дома, на прогулке, перед сном и в отпуске, – креативное мышление можно развивать в любой момент. Предлагаемые задания использует в своей педагогической практике и автор книги Дмитрий Чупахин – сертифицированный педагог по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), тренер изобретателей в роботостроительной и космической областях.

Оглавление

Введение

Помните, как Винни-Пух пел про мед? Это, мол, странный предмет, он вроде и есть, а вроде и нет. С креативностью так же. Все признают, что она важна и нужна, восхищаются ее проявлениями в книгах, фильмах, необычной рекламе, однако достойного места в области общего и высшего образования методики развития креативности так и не получили. Как так?

Отчасти это связано с тем, что творческое мышление — это «всего лишь» надпредметная компетенция, как, например, речь, тайм-менеджмент или логика. Ожидается, что такие компетенции или разовьются сами собой в результате социализации, взросления, вечеров у домашнего очага, или этому будут способствовать инициативные учителя, организующие факультативные уроки и кружки.

Процесс развития креативных навыков сложно встроить в программу учебного заведения. В рамках какого предмета прикажете их преподавать? Литературы? Физики? Биологии? Сделать же из надпредметной компетенции целый предмет еще сложнее, потому что в этом случае за основу предмета нужно брать уже готовую методологию, а с креативными методологиями есть проблема: их слишком много. Теория решения изобретательских задач, дизайн-мышление, латеральное мышление, дивергентное мышление — это лишь ограниченный набор вариантов.

Не упрощает дело и традиционное отношение к творческим навыкам как к врожденному свойству. Они или есть, или их нет — и никогда не будет. Можно обучить устному счету, спряжению глаголов, игре на музыкальном инструменте. Но как обучить написанию гениальной картины? Примеры классических произведений искусства только укрепляют общественное мнение в мысли, что есть компактная когорта личностей, способных созидать нетленки и классику. Удел прочих — признать их гениальность. И вообще, творческое мышление — это что-то «гуманитарное». Максимум, оно пригодится тебе, когда будешь придумывать название для своего ИП, если вдруг решишь выпендриться и назвать его не своей фамилией.

Ко всем бедам креативности в последнее время добавился и еще один миф: креативность скоро и вовсе не понадобится, потому что искусственный интеллект будет все придумывать за нас. Нейросети заменят дизайнеров, писателей и психотерапевтов, составят план покорения Марса, придумают способ дышать под водой, изобретут вечный двигатель.

Исходя из этого, необходимо сформулировать такое понятие креативности, которое, во-первых, опровергало бы перечисленные выше мифы, а во-вторых, указывало бы, почему креативность нужно развивать уже в школьном возрасте.

Итак, креативность — это подход к эффективному и оригинальному решению жизненных задач. Если угодно, это жизненная тактика, которая позволяет действовать в сложных и даже тупиковых ситуациях, а главное, избавляет от стресса при их возникновении. Креативность — это прогрессирующая черта здоровой и гармонично развитой личности, которая ставит перед собой цель положительного изменения окружающей действительности в любой из сфер человеческой жизнедеятельности — в точных науках и креативных дисциплинах, инженерном, художественном и педагогическом творчестве. А также в межличностных отношениях, индивидуальном развитии, решении этических и моральных проблем.

Глобально креативность нужна человеку и человечеству даже не для того, чтобы конкурировать с нейросетями или создавать великие произведения искусства (с этим действительно справится не каждый), а для того, чтобы успешно жить в динамично изменяющемся мире. Креативность помогает приноровиться к неожиданным и пугающим сдвигам в повестке дня: геополитические, экономические, технологические кризисы — это реальность, в которой живет каждый из нас. Непластичное, однобокое мышление не в состоянии смириться со слишком резкими и кардинальными изменениями окружающей действительности. Тем более извлечь из них пользу. Человек с таким мышлением креативен только тогда, когда придумывает оправдания собственного провала.

Напротив, творчески развитая личность, как бы это банально ни прозвучало, видит в трудностях возможности и задачи. И не просто видит, а имеет под рукой инструментарий работы с ними и положительный опыт решения других, не менее интересных и комплексных задач. Об этом данная книга — об инструментах и задачах, которые формируют такое мировосприятие. Упустить шанс развить в ребенке способности мыслить нестандартно и проактивно — это, по моему мнению, воспитательный провал. Во избежание такого провала педагоги и родители должны взять на себя роль продюсеров своих детей. В том смысле, что им следует действовать как хватким скаутам: обращать внимание на проявляющиеся таланты, предоставлять возможности для их реализации и, самое важное, не мешать.

Разумеется, к делу воспитания креативности в ребенке надо подходить… креативно. Имеющиеся в книге рекомендации и приемы — это лишь «базовая комплектация» обучающего процесса. Встроить упражнения и задания в ежедневное расписание, заинтересовать ребенка их выполнением, наладить постоянство интереса — для всего этого понадобятся творческие усилия. Книга — лишь подсказка, наводка, дальше, если переиначить известную песню, будете действовать вы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я