Возникновение психоанализа, без сомнения, одно из важнейших интеллектуальных событий XX века. Психоаналитические концепции Зигмунда Фрейда, Жака Лакана оказали огромное влияние не только на психологию, но и на всю современную культуру. Настоящие лекции историка философии Дмитрия Хаустова — краткое и увлекательное путешествие по самым основным вехам этого экстраординардного феномена
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Опасный метод. Пять лекций по психоанализу» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Хаустов Д. С, 2019
© Оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2019
Иллюстрации А. Хаустовой
Вступительное слово
Перед вами пять лекций по психоанализу, нигде до этого момента не читанных, не публиковавшихся, словом, вполне оригинальных написанных лекций — скажем так, лекций для чтения, по аналогии с пьесами для чтения: лекции эти — почему нет? — также можно разыгрывать вслух, при публике в просторной гостиной, желательно по ролям (вот входит Фрейд, вот Юнг, вот Лакан, а вот и — сюрприз! — Славой Жижек, и за всем этим хор из невротиков, психотиков, аналитиков, прочих первертов…). С другой стороны, их можно читать про себя.
В качестве краткого предуведомления я позволю себе оговорить само это, более чем лаконичное, название — «Пять лекций по психоанализу», — то есть оговорить некоторые слова, в чем, собственно, и состоит моя (историко-философская, комментаторская) работа.
Так как прояснению главного слова «психоанализ» эта работа в целом и посвящена, здесь я о нем скажу только следующее: два главных героя-психоаналитика этих лекций — Зигмунд Фрейд и Жак Лакан, между ними почти что пропорционально поделено всё их, этих лекций, небольшое количество. О других фигурах психоанализа, великих и малых, говорится вскользь и по случаю (о ком-то поэтому не говорится вообще, что, разумеется, не означает, что этот кто-то по каким-то причинам недостоин внимания). Это понятно: у разных психоаналитиков разные теоретические заслуги. Но даже при скромных заслугах фигуры не первого ряда по-своему интересны, к ним хочется обращаться. Однако формат этих лекций не благоволит желанной сюжетной размашистости. Отмечу, что и в этом есть свои преимущества, особенно в том условно популяризаторском жанре, в каком все нижеизложенное и исполнено. Краткость — важная часть выбранной методологии.
Последнее замечание — как раз о формате, о «методологии краткости». Лекций всего-то пять, и для такой богатой темы это капля в море (ну хорошо, пять капель). Тем значимее задача: в плотных и емких формулировках сказать о том главном, опорном, без чего продолжать свое знакомство с психоанализом, на мой авторский взгляд, совсем нельзя. А так как на это дальнейшее знакомство читателя с заданной темой я молчаливо надеюсь, задача моя дополняется: лекции должны быть не только информативными, но и — буквально — захватывающими. Отсюда внимание к стилю: дидактика — без монотонности, азы — без банальности, правда — с поэзией… и сарказмом.
Вот и все для начала. По всему видно, что адресат этого предуведомления — сам его автор, проясняющий самому себе свои цели. А что же читатель? Не вправе чего-либо от него требовать, только скажу: ему я буду очень признателен за внимание — и неторопливость.
Д. Хаустов.
Весна 2018
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Опасный метод. Пять лекций по психоанализу» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других